VOX POPULI Алёна Мирошниченко 19 июня, 2019 09:00

Журналист меняет профессию: Требуются дорожные рабочие

Журналист меняет профессию: Требуются дорожные рабочие
Фото: Дина Джулаева
«Будешь, доча, плохо учиться — будешь, как эта тётя, всю жизнь метлой махать…» — эту фразу я услышала, когда в очередной раз решила на один день сменить профессию журналиста и поработать в сфере коммунального хозяйства. Давайте узнаем, кто эти люди в оранжевых сигнальных жилетах, что каждый день наводят чистоту в нашем городе, и почему востребованная специальность дорожного рабочего так непрестижна.

Наш город обслуживают три коммунальных предприятия. ГКП на ПХВ «Алматы тазалық», куда мне предстоит трудоустроиться на один день, самое крупное из них, остальные — частные компании — подрядчики.

Государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «Алматы тазалық» акимата города Алматы осуществляет в комплексе следующие виды деятельности: содержание автомобильных улиц города в течение года, с выполнением работ по сбору мусора на отведённых участках, погрузкой и вывозом его на свалку; окашивание и уборка скошенной травы; очистка и мойка проезжей части; очистка водоотводных канав и арыков весной от снега и летом от наносного мусора и грязи с вывозом мусора; уборка тротуаров от грязи, снега, мусора и посторонних предметов; содержание и санитарная очистка остановочных комплексов общественного транспорта.

В зимний период предприятие выполняет работы по расчистке дорог от снежных заносов, удалению снежных валов, обработке проезжей части противогололёдными материалами, с последующей их уборкой с проезжей части, и регулярной расчистке от снега и льда автобусных остановок.

Предприятие имеет 7 производственных баз в каждом районе города и 6 ДЭП (дорожно-эксплуатационный пункт — прим. ред.) для организации уборки территории магистральных улиц, по которым передвигается общественный транспорт: Аль-Фараби, ВОАД, Майлина, Сейфуллина, Абая, Суюнбая, Райымбека, дороги до Шымбулака.

Штат сотрудников предприятия насчитывает порядка 1 500 человек. В зимний период численность дорожных рабочих увеличивается вдвое.

Каждый районный участок возглавляют свои начальники, мастера, заведующие гаражами, техники по труду.


Обязательным условием трудоустройства в государственное коммунальное предприятие являются совершеннолетие и наличие гражданства РК. Соискатели по поводу трудоустройства должны обратиться в районный участок и собрать необходимые документы. Обязательно прохождение медицинской комиссии.

Чтобы устроиться в «Алматы тазалық», соискатель должен обладать необходимой квалификацией. В случае моего «трудоустройства» особых навыков иметь необязательно.

После сдачи документов в центральном офисе с будущим сотрудником проводится вводный инструктаж по безопасности и охране труда, а для водителей, механизаторов и механиков —дополнительно по правилам дорожного движения.

В инструкции по охране труда для дорожного рабочего прописано, что во время работы строго запрещается пользоваться мобильными телефонами, электронными и музыкальными девайсами с наушниками, работать без сигнального жилета, выходить на открытую полосу движения транспорта.

После прохождения инструктажа я получаю спецодежду, и на следующий день мне предстоит выйти на смену в родном Турксибском районе.


На часах 07:00. К проходной производственной базы Турксибского района подъезжает автобус с сотрудниками: на предприятии предусмотрена развозка проживающих в пригороде.

Мастера проводят сотрудникам предсменный устный инструктаж и назначают фронт работы.

Водители спецтехники проходят ежедневный медицинский осмотр и проверку на алкотестере. Затем рабочие получают инвентарь, состоящий из метлы, лопаты и мусорного контейнера на колёсиках.

Итак, мой рабочий день на должности дорожного рабочего начался. Думаю, я справлюсь.

Служебный автобус развозит нас по участкам. К слову, участки уборки здесь большие — например, 5 километров улицы Сейфуллина, проходящие в Турксибском районе от железнодорожного вокзала до проспекта Рыскулова, обслуживают всего четыре человека. Конечно, им в помощь предусмотрены поливальные машины.

Меня поставили на участок на улице Ақан Сері, бывшей Ленинской смены; убирать его я буду вверх от улицы Шолохова.

В 08:00 мы с моей коллегой и наставницей по имени Бота приступаем к работе. Сегодня нам предстоит вычистить территорию не только от мусора, но и от скошенной травы.

Что касается спецодежды, то ею обеспечивают все категории работников предприятия. Летняя форма дорожного рабочего состоит из куртки, штанов со светоотражающими полосами и сигнального жилета. Зимой сотрудник одет в тёплые бушлат и штаны. Летний комплект обновляется один раз в год, зимний рассчитан на две зимы. Сигнальный жилет меняется через каждые 6 месяцев.

На время дождя работникам, которые чистят арыки, выдаются резиновые сапоги и дождевики.

К спецодежде у компании высокие требования: перед тем как заключить договор на её пошив, ткани проверяются на износостойкость и горение.

Район просыпается: перекрёсток Ақан Сері — Шолохова становится всё оживлённее, тротуары и остановки наполняются людьми, повсюду жужжание газонокосилок. Жители окрестных трёхэтажек, которые не досмотрели свой сон, в спешке закрывают окна от шума. Откуда-то доносится запах жарящихся баурсаков, слышны ссоры жильцов, кто-то собирается на работу под трек Кайрата Нуртаса. 

Как журналисту мне интересно наблюдать за горожанами, спешащими на работу: вот молодой человек, который не закончил утром ссору со своей девушкой и доделывает это по дороге. А вот мужчина, который по телефону планирует с друзьями отметить вечер пятницы в баре. Нервная пенсионерка, которая из окна недовольно просит нас «шкребсти метлой потише», потому что она разговаривает по телефону. Ребёнок лет четырёх, который хнычет, не хочет идти в садик и упирается, а мама его тащит насильно…

Но разглядывать прохожих мне некогда — у меня впереди не один километр улицы.

Труд дорожного рабочего сопряжён с опасностью на дорогах, поэтому особенно внимательно нужно следить за движущимся транспортом, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. Переходить дорогу необходимо только на светофорах или пешеходных переходах. При выполнении работ на проезжей части нужно двигаться навстречу транспортному потоку, при этом мусорный контейнер должен находиться впереди рабочего.

В последнее время компания в целях безопасности постепенно убирает своих сотрудников с магистралей, вводя на них дорожные пылесосы: например, на проспекте Аль-Фараби и ВОАД дорожная техника заменила ручной труд на 90%.

Прописаны в должностных инструкциях и другие правила безопасности, предупреждающие о том, что во время грозы и молнии необходимо приостановить работу, но не прятаться под деревьями. Пользоваться металлическими инструментами и приспособлениями при этом нельзя. При обнаружении на участке подозрительных предметов, сумок, коробок рабочий должен известить об этом мастера и не предпринимать никаких самостоятельных действий.

Метр за метром мы продвигаемся с Ботой, оставляя за собой чистоту.

Сотрудники «Алматы тазалық» имеют разные задачи, отсюда и складывается продолжительность рабочей смены. У кого-то она восьми-, у кого-то — двенадцатичасовая. Есть ряд специальностей, работники которых обслуживают город в ночную смену.

Дорожные рабочие, которые заняты на уборке участков, работают по семь часов в день, с перерывом на обед с 12:00 до 14:00. Двухчасовой обеденный перерыв обусловлен тем, что им надо добраться до районного участка и успеть отдохнуть от тяжёлого физического труда.

Продвигаясь по участку, мы опорожняем урны. Мусор загружается в контейнер.

— У нас народ такой несознательный: будет стоять урна, но её не видят — мусор в метре от неё бросают. Обидно, когда ты убираешь, и люди, видя это, тут же мусорят, — делится Бота. — Есть такие, кто выносит из дома мусорные пакеты и выбрасывает их в урну или прямо на землю. А урны маленькие, не предназначенные для большого количества мусора.

Некоторые владельцы магазинов оставляют свой мусор за углом. Хоть это и не наш участок, убрать всё-таки необходимо.

Оставленные за нами кучки мусора из арыков загружаются в маленький мусоровоз Hyundai, у которого его потом примет большой собрат — мусоровоз КамАЗ: придорожный мусор со всего района свозится на городской мусорный полигон.

Рабочая смена дорожников расписана по графику. Через каждые 45 минут предусмотрен пятнадцатиминутный отдых, во время которого запрещается сидеть на бордюрах, остановках и вдоль пешеходных тротуаров. Для отдыха необходимо отойти в сторону, за дерево, чтобы не привлекать внимание, ведь многие прохожие полагают, что человек с метлой должен работать без остановки, без отдыха и телефонных звонков.

Разлив по стаканчикам холодный чай, купленный в магазине, мы общаемся с коллегами.

Проезжая по улицам Алматы и вглядываясь в лица работников с метлами и лопатами, многие полагают, что эти люди в большинстве своём неудачники, не сумевшие добиться чего-то в жизни, либо преступные элементы, отрабатывающие свои 15 суток на общественных работах. В отделе кадров нам сказали, что на работу принимают и таких граждан, но уже год как их не направляют на предприятие.

Кстати, «пятнадцатисуточники» отрабатывают в день всего по четыре часа.

Между тем, среди представителей этой чрезвычайно важной профессии немало интеллектуалов и интеллигентов. Многие работники — приезжие из регионов Казахстана на заработки в Алматы. Есть люди за 40, которые в своих профессиях оказались не у дел в силу возраста, и если бы не они, наш город погряз бы в мусоре.

— Раньше я работала санитаркой в наркологии на Макатаева, 10. Потом, из-за сложностей с трудоустройством, я вынуждена была обратиться в «Алматы тазалық». И вот я здесь уже 3 года. Ещё я учусь на вечернем отделении в медицинском колледже, на фельдшера, — рассказывает Бота.

VOX: Нравится работа?

— Да, нравится. Ведь мы делаем город чище. И зарплата тут всегда вовремя, без задержек. Работа постоянная. Можно не опасаться потерять её, если, конечно, нормально к ней относишься. Ещё нам премии дают. Коллектив у нас хороший, дружный.

Мы работаем по графику по четыре дня, потом один день выходной. Больничный оплачивается. График до 17:00 позволяет мне учиться на вечернем. 

VOX: Было ли когда-нибудь стеснение?

— Раньше было — стеснялась, лицо закрывала. А потом привыкла. Нормальная работа. Чего её стесняться?

— Дорожные рабочие — народ с юмором и морально закалённый. Многие из них гордятся своей работой, потому как не каждый офисный работник сможет взять в руки метлу и пойти убирать город и чистить урны от мусора: стыдно ведь, а вдруг знакомые увидят, а среди знакомых есть те, которые добились большего в жизни, — дополняет рассказ Боты коллега по имени Аскар

Продолжаем работу.

VOX: Бота, что самое сложное в твоей работе?

— Зимой сложно — снег, лёд тяжёлый приходится лопатой кидать. Устаёшь сильно.

VOX: Как вы в мороз согреваетесь?

— В мороз, если не стоять, а всё время двигаться, работать, то согреваешься.

VOX: А что делаете во время дождя?

— Если дождь застал, мы прячемся. Или совсем не работаем, если с утра льёт.

VOX: В какой период работы больше всего?

— С осени по весну: осенью листья, зимой — снег, а весной нужно убирать город после зимы. Зимой мы работаем бригадой по 10–15 человек, до 16:00, потому что темнеет рано.

За мной закреплён участок улицы Майлина в районе аэропорта, но иногда нас перемещают на другие участки, если у кого-то выходной и надо подменить, или участок грязный после урагана. 

Труд дорожных рабочих, занятых на уборке улиц, оценивается государством в 120 000 тенге. Для сравнения: инженер и ведущий бухгалтер в «Алматы Тазалық» зарабатывают 150 000 тенге, диспетчер транспортного отдела — от 100 000 до 120 000 тенге, водитель — 120 000 тенге.

Трудовой оплачиваемый отпуск работников предприятия длится у дорожных рабочих 24, а у водителей — 36 календарных дней. Для всех проводится обязательный ежегодный медосмотр для предупреждения и выявления профзаболеваний. Также на каждого сотрудника коммунальной сферы оформляется обязательное страхование от несчастных случаев при выполнении ими трудовых обязанностей.

Раз в год работники, связанные со спецтехникой, проходят обучение и повышают квалификацию за счёт предприятия.

Наверное, одна из главных проблем, с которой сталкиваются уборщики улиц — окурки, которые не поддаются метле и которые приходится собирать руками. Они повсюду: в арыках, на обочинах в траве, на тротуарах и вдоль них. Окурков такое множество, что если их собрать за смену с одного участка в отдельную урну, она была бы полна с горкой.

Ещё одна проблема — металлические пробки от бутылок, которые впечатываются в землю, и чтобы их убрать, приходится выковыривать пальцами.

И, конечно, хотелось бы отметить туалеты. Мои коллеги рассказали, что большинство кафе, ресторанов, торговых центров и офисных зданий не пускают в туалет людей в спецодежде. В таком случае, если позволяют условия, приходится бегать по нужде в кусты либо терпеть до обеда или окончания смены.

Четыре часа работы пролетели для меня незаметно. Мы идём к Турксибскому акимату с инвентарём. Там мы оставим его, и нас заберёт «служебка».

Бота постоянно интересуется, не устала ли я. Не устала. 

— Чаще всего горожане относятся к нам как к людям второго сорта. Думают, что мы какие-то бомжи. Но мы обычные люди, многие из нас не пьют, не курят, имеют семьи.

Все думают, что мы дворники и обязаны убирать территории вокруг домов, зданий. Но мы не дворники, мы убираем большие дороги и тротуары, — делится моя собеседница.

По дороге на обед мне вспомнились школьные субботники моего советского детства, когда мы раз в неделю убирали улицу Советской конституции, нынешнюю Бекмаханова, и кладбище в Нижней Пятилетке, белили деревья.

В каждом районном участке есть столовая. Кто-то обед покупает здесь, кто-то — приносит с собой из дома. Для этого имеются холодильник и микроволновки.

На участке есть душевые, раздевалки и комнаты отдыха, где можно поспать на лавочке и поиграть в настольный теннис.

Техническое обеспечение коммунального хозяйства предусматривает использование немалого количества дорожно-транспортных средств.

Предприятие имеет семь швейцарских машин JET ВROOM — немаленьких габаритов, раскрашенных в яркий оранжевый цвет с чёрными полосами. Эти «тигры» предназначены для очистки магистральных широких путей и аэропортов и могут работать круглогодично. Зимой они убирают снег, а летом — мусор, грязь и пыль. Обычно они выходят колонной в сопровождении спецмашины.

В каждой районной базе есть свой гараж с большой территорией. Гараж предприятия в целом по городу насчитывает 635 единиц различной спецтехники: мусоровозы ГАЗ, МАЗ, КамАЗ, Hyundai; автопогрузчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, уличные пылесосы.

Производственная база Турксибского района располагает 81 единицей спецтехники, среди которой есть особые КамАЗы: комбинированные машины, которые зимой рассыпают реагент на дорогах, а весной превращаются в другую сезонную технику — «поливалки».

Зимняя спецтехника сейчас законсервирована и дожидается своего часа до первых снегопадов. В начале осени будет произведена её проверка и подготовка к сезону.

Впереди ещё три часа рабочей смены. Мы возвращаемся с обеда, по пути подбирая руками оставленные во время нашего отсутствия бумажки и окурки.

А ещё мне пришлось столкнуться с неприятным фактом, но продолжать спокойно наблюдать, как те, за кем ты убираешь, плевали в прямом смысле этого слова на твой тяжелый труд. Некоторые прохожие намеренно кидали окурки мне под ноги, а кто-то из мужчин останавливался и цинично с издёвкой давал указания мести старательнее.

Сердобольные пенсионерки советовали надеть медицинскую маску или закрыть лицо платком, чтобы не дышать пылью и не пачкать волосы. Кто-то вежливо просил разрешения выбросить свой мусор или пустую бутылку в наш контейнер, а кто-то брезгливо, зажав пальцами нос, обходил тротуар стороной при виде содержимого мусорной урны, которое спешно собиралось в контейнер лопатой.

Такой «сюрприз» в виде пластиковой бутылки с мочой в арыках не редкость.

— Не трогай руками, это водители оставляют, в основном автобусники, — загребая бутылку на лопату, предупреждает Бота.

VOX: Есть ли у вас какие-то профессиональные секреты, чтобы быстрее и чище убрать участок?

— Особых секретов нет. Нужно просто не отвлекаться и отдыхать положенные 15 минут. А ещё нужно любить свою работу и относиться к ней серьёзно.

VOX: Случалось ли тебе находить деньги и ценные вещи?

— Я находила только мелочь. Бывает и такое, что люди роняют сотовые телефоны в снег, а потом весной они появляются. Теряют украшения, портмоне с документами, крупные купюры, которые может смыть и порвать водой «поливалка».

С двумя перерывами на пятнадцатиминутный отдых подходит к концу моя трудовая смена. Признаться, устала я очень. Побыстрее хотелось снять с себя жаркую куртку. «И как же они в ней работают, когда на солнце +50!» — всё время думала я.

Маленькая «поливалка» под названием «Пони» смывает с тротуаров последнюю пыль. А мы дожидаемся служебного автобуса, чтобы вернуться на базу, сдать инвентарь и переодеться.


Человек в оранжевой сигнальной жилетке — передовик среди непопулярных профессий. Многим может показаться, что это не такой уж и сложный труд: пробежал с метлой по участку, и все дела. Но нет: так бегать приходится ежедневно, еще и по несколько километров наматывать, убирая мусор, который безразличные горожане и гости Южной столицы вернут на дороги и тротуары уже к завтрашнему утру.

Уважаемые читатели! В заключение этого материала хочется обратиться к вам. В очередной раз выбрасывая пробку, окурок или салфетку на обочину, помните, что их поднимут чьи-то руки — руки человека, который каждый день наводит чистоту в нашем городе. Давайте ценить его труд!


Все наши материалы вы также можете оперативно получать на нашем канале в Telegram: https://t.me/Voxpopulikz.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко