VOX POPULI Наталья Першина 27 января, 2020 09:00

Зачем автомобили спустились в алматинское метро

Ночь в метро: Что происходит в алматинской подземке, когда город спит
Фото: из архива КГП «Метрополитен» г. Алматы
Метрополитен — подземный двойник шумного мегаполиса — не засыпает ни на минуту. Даже ночью, когда метро покидают последние пассажиры. В тоннелях и на станциях в это время начинается другая жизнь, невидимая обитателям на верхней стороне замли. Что именно происходит в алматинской подземке ночью, узнавали автор VOX Populi Наталия Першина и фотограф Ринна Ли.

Жизнь, расписанная по минутам

6 часов 20 минут — в это время двери алматинского метро открываются, чтобы впустить первых пассажиров. В 6:30 выходят первые поезда: один со станции «Москва», другой — со станции «Райымбек». С этого момента, подобно шквальным волнам, в метро прибывают и прибывают новые толпы пассажиров. Поток заметно ослабеет после 10 утра, второй час пик начнется с 17:00 и продлится до 20:00.

Обычный рабочий день. Но чтобы днем все работало как часы, жизнь под землей не прекращается круглые сутки.

0 часов 0 минут. Метрополитен закрывает двери. Если за минуту до этого проскользнете в подземку, вы еще успеете купить билет и уехать на последнем поезде. Который доставит полуночных пассажиров к месту назначения и отправится в депо — спать.


Подземная арифметика


Часть депо, проспект Райымбека
Часть депо, проспект Райымбека
Фото: из архива КГП «Метрополитен» г. Алматы

Машинисты сдают составы техникам — для осмотра и ремонта — и отправляются на отдых. Здесь есть своя маленькая гостиница со всеми условиями для отдыха. В депо есть также подменная комната, где машинисты отдыхают в течение рабочего дня. Поскольку работа у них очень тяжелая, они подменяют друг друга каждые два круга. Один круг — это рейс между станциями «Райымбек» — «Москва» — «Райымбек». 10 км, или 52 минуты. Два круга — почти два часа. За это время машинист порядком устает. Поэтому он должен отдохнуть за чашкой чая, пока пассажиров развозит его сменщик. Итого за рабочий день, который в подземке длится почти 18 часов, каждый состав совершает 18 кругов. Шесть составов по четыре вагона в каждом (вместимость 940 человек) ежедневно курсируют между станциями. Седьмой состав дежурит в резерве.

Почти все сотрудники метро, за исключением административного персонала, работают посменно. Новая смена машинистов заступает на работу, поднявшись в 4 часа утра: работники приходят еще с вечера и спят в метро. Все остальные сотрудники работают сменами с 8:00 до 20:00. Новая смена приходит на работу к 20:00 и покидает посты в 8:00.

До того как начнется утренняя смена, под землей произойдет много интересного. Пока глубокая ночь, и в депо идет осмотр и ремонт подвижного состава: путейцы — служба путей и тоннельных сооружений — выходят на осмотр. Они проверяют техническое состояние, замеряют расстояние между колеей и уровнем рельсов — на техническом языке это называется «Промер пути. Шаблон СУБ 3 Д». Измерение очень точное, буквально в миллиметрах, чтобы не было отклонений. От этого зависит безопасность перевозок.


Посторонних не пускать!

Слухи о том, что в тоннелях метро могут оказаться бомжи, диггеры или другие «нелегалы», сотрудники метро решительно опровергают:

— Нашим московским коллегам любители кататься на крышах вагонов доставляют много неприятностей, — сказал Нурлан Кадыркулов, начальник службы движения КГП «Метрополитен» города Алматы. — У нас такие, слава богу, пока не завелись. Как и диггеры всякие. Но это и непросто: все наши станции закрываются ролл-шторами, сотрудники их всегда обходят в конце рабочего дня, следят за тем, чтобы никто не остался. Транспортная безопасность тоже обходит тоннели. Поэтому прийти и где-то затаиться просто невозможно. Во-первых, везде камеры наблюдения. Во-вторых, после остановки всех составов каждая бригада выходит со своей станции и дотошно всё проверяет, включая замки всех входов и выходов и каждый потаенный уголок.

То есть несколько служб ежедневно отвечают за техническую готовность метро к новому рабочему дню. Каждый день от станции «Москва» до станции «Райымбек» обходчики всё осматривают, вплоть до труб и возможных течей. Любые неисправности сразу выявляют и за короткое время устраняют. Даже мы, руководители служб, дважды в год ездим и осматриваем каждый угол в тоннелях и все агрегаты. Есть служба, которая контролирует исправность и работу стрелок вместе с путейцами.


Зачем машинист меняет «голову» и «Патриоты» в метро


Фото: из архива КГП «Метрополитен» г. Алматы

Посмотрите на фотографию: это место называется «перекрестный съезд». Здесь машинист «меняет голову», чтобы выехать в обратный путь. Подземные составы в прямом смысле двуглавые — кабины машиниста есть в обоих концах поездов, ведь у состава нет места для разворота. Совершив полный круг до конечной станции, машинист не разворачивает поезд, а просто переходит из одного конца в другой и едет обратно. Это и называется «сменить голову».

Ночью каждый метр пути и другое оборудование здесь также скрупулезно осматривают.

На пути выходит и такой автомобиль. Подобных машин не увидишь в городе, это редкий подземный житель. «Патриот» на базе УАЗ оборудован специально для смазки рельсов. Он проходит все пути, в том числе кривые участки. Таких участков в метро несколько — там, где подземный тоннель изгибается, и пассажиров метро часто пугает отчетливый скрежет. На самом деле ничего страшного в этих звуках нет, но рельсы в таких местах изнашиваются быстрее и нуждаются в тщательной смазке.

Пока «Патриот» смазывает рельсы, клининговая служба делает уборку. Поддерживающая уборка станций и мест скопления пассажиров происходит несколько раз в сутки. На фото одна из машин, с помощью которых делают уборку на станции. Но есть и другие: они полностью промывают тоннели, чтобы в них не скапливалась пыль. Эта работа делается только ночью, посторонние никогда ее не видят. Замечали когда-нибудь маленькие лужицы воды на путях? Это следы ночной уборки тоннелей.


Фото: из архива КГП «Метрополитен» г. Алматы

Когда в очередной раз спуститесь в метро, обратите внимание: в любое время года и в любую погоду здесь примерно одинаковая температура, и дышится легко. В метро всегда свой, почти неизменный, микроклимат. За него, а также за чистоту воздуха под землей, отвечает мощное вентиляционное оборудование. Диаметр колеса каждого такого агрегата — от полутора до двух метров. Эти огромные шумные «легкие» метрополитена ежедневно осматривают и ремонтируют, если возникли неполадки.

На готовность к работе проверяют все механизмы — в частности, эскалаторы и блокирующие затворы. Это массивные раздвижные ворота. Они нужны на случай чрезвычайных ситуаций, например, если в городе случится наводнение. Блокирующие затворы перекроют доступ к станциям и тоннелям метро, предупреждая затопление. В обычное время они незаметны – спрятаны за ставнями. Иногда, к удивлению пассажиров, работники метро могут проверять их и днем. Не беспокойтесь, это профилактика.


Количество стычек в метро с марта по май увеличивается!

Эти устройства тоже должны находиться в рабочем состоянии. Их редко можно увидеть в момент использования, и посетители часто думают, что подъемники здесь только для декорации. Однако все устройства для подъема и спуска маломобильных пассажиров — так в метро называют людей с ограниченными возможностями — работают. Если вы хотите попасть в метро на коляске или с пожилым человеком, которому трудно одолеть лестничный пролет, обратитесь за помощью к работникам.

Предупредите также, до какой станции едете. Дежурный встретит вас и поднимет с помощью электроподъемника или простого механического устройства.

Этот незамысловатый прибор нужен для подъема по лестнице коляски с пассажиром.

С утра абсолютно все сотрудники метро, заступающие на смену, проходят медосмотр: давление, тест на алкоголь, общее состояние — без этого к работе их не допустят.

VOX: Понятно, зачем это машинистам и службе безопасности, а кассирам?

— Ну как же! А если человек в предгриппозном состоянии? Он будет разносить инфекцию среди сотрудников и пассажиров, — говорит Нурлан Кадыркулов. — Также начальник каждой станции ежедневно обходит всех работников, проводит инструктаж. Мы заметили, что конфликтные ситуации и напряжение особенно возрастают в межсезонье — осенью и весной. С конца сентября, октябрь — в это время очень трудно работать. В декабре напряженность идет на спад. За многолетнюю практику каждый год такое наблюдаю. И весной — с конца марта до мая — увеличивается количество стычек между пассажирами и работниками метрополитена. Поэтому во время инструктажа мы стремимся настроиться на миролюбивый лад. В случае серьезных конфликтов сотрудники вызывают начальника станции, он становится миротворцем и старается разрешить любые споры.

Стресс сотрудники метро снимают в спортзале, в депо метрополитена.

— У нас есть ФОЦ — физкультурно-оздоровительный центр, — говорит Нурлан Кадыркулов. — Мы говорим сотрудникам: «Всю свою злость вымещайте там». Бассейн, тренажеры, футбол и даже теннис. Наша служба транспортной безопасности проходит там физподготовку.

Всего этого пассажиры метро, конечно, не увидят. В 6:20 их встретят сверкающие чистотой станции, сотрудники в униформе и поезда, деловито бегущие между станциями. Начнется новый день. О безопасности в алматинском метро читать здесь.

Поделись
Наталья Першина
Материалы по теме