VOX POPULI Аида Жунусова 4 октября, 2019 08:00

Улыбнитесь! Вас обслуживают особенные люди

Улыбнитесь! Вас обслуживают особенные люди
Фото: Ринна Ли
Азамат Базылов продал дом и взял кредит, чтобы открыть кафе, в котором повара и официанты не слышат и не говорят. Раньше их дискриминировали при приеме на работу. Они жили в хостелах, потому что им не сдавали квартиры. Поначалу «особенный» персонал стеснялся работать, им казалось, что и здесь к ним будут относиться не как ко всем… Но случилось невероятное.

Азамат Базылов
Азамат Базылов

Около 80 посетителей ежедневно приходят в кафе Emodji, расположенное в самом центре столицы. Владелец заведения Азамат Базылов — врач-анестезиолог. До 18:00 мужчина работает в клинике, а после — кормит людей в своем заведении.

— Поначалу было действительно трудно. Глухонемые стеснялись подходить к клиентам. Вот представьте: вы сидите, и все вокруг разговаривают, используя непонятные вам слова. Конечно, вам будет страшно подойти и принять заказ на своем, привычном языке. Но со временем они перестали быть скованными. Некоторые официанты даже научились говорить слова приветствия и благодарности, — рассказывает он.

Мысль о создании такого ресторана у Азамата появилась несколько лет назад. Брат предпринимателя имеет инвалидность по слуху.

— Я знаю их психологию, знаю, как они себя ведут, как им сложно найти работу. Такие социальные проекты — не редкость за рубежом, почему бы и у нас не поддержать «особенных» людей? В общем, я загорелся идеей, начал посещать разные бизнес-тренинги. Познакомился с социальным предпринимателем Имином Аскеровым, который работает с колясочниками, он-то и предложил мне такую идею.


Кафе Emoji
Кафе Emoji

— Изначально я обращался в Палату предпринимателей «Атамекен» и другие фонды, поддерживающие бизнесменов. Везде говорили о необходимости дорогого имущества, которого у меня не было, поэтому кредит под низкий процент мне не дали. Но я верил в свою идею и разрабатывал бизнес-план. Были кое-какие сбережения, я продал свой дом за небольшую сумму и взял дополнительно кредит. Сейчас государство подключается, видя мои успехи. Через Центр занятости мне предложили выплачивать 35% заработных плат персонала.

Большинство официантов и поваров в кафе ранее нигде не работали. Азамат признается, что одной из самых сложных задач было обучение персонала. Кстати, команду он набирал с помощью чата глухонемых в мессенджере WhatsApp. Шеф-повар заведения — единственная, кто не знает язык жестов — приложила немалые усилия, чтобы обучить персонал искусству кулинарии.

— Вначале я взял всех желающих, 11 человек, но не все оказались работоспособными. Некоторые привыкли жить за счет пособий и родителей, такой подход наблюдался у людей старше 40 лет. А вот у молодежи другой взгляд — они, напротив, пытались показать себя. Поэтому в команде остались не все. До сих пор мы проводим обучение. Сейчас команда слаженная, и когда приходит новый работник, адаптация друг к другу проходит быстрее, а вот первое время было действительно очень тяжело.

VOX: Как поменялась жизнь сотрудников после трудоустройства?

— К примеру, Ринат (администратор кафе — прим. авт.) приехал из Алматы. У парня 3 месяца назад умер отец, он остался у мамы единственным кормильцем. В Алматы Ринат получал образование по специальности «учитель». Можно сказать, что он выживал. Сам Ринат —  инвалид на пенсии, а тут еще деньги на учебу нужны были, одежда, еда и так далее. Он взял академический отпуск на год и уехал в столицу на заработки, как только узнал про кафе. Здесь он успевает и маме помочь, и на свои траты накопить.

— Наша Гульжан раньше работала швеей с раннего утра и до 3 часов ночи. Она жила в хостелах, так как глухонемым редко сдают квартиры. Сейчас она арендует жилье в столице, сама его оплачивает, сначала работала поваром, сейчас — кондитером.

VOX: Бывало ли такое, что люди, не зная об особенностях заведения, приходили сюда?

— Бывало. Некоторые сразу начинают беспокоиться: «А нормально ли они будут готовить?» — и просят поменять официантов на один день, чтобы всё прошло идеально. Но мы их успокаиваем, разъясняем, что наши работники готовы к любому мероприятию. После банкета многие говорили, что не ожидали такого высокого качества обслуживания.

VOX: Каким образом происходит коммуникация между клиентом и официантом?

— Клиент показывает в меню, что хочет заказать, а официант приносит. На случай если у посетителя есть какие-то дополнения, на столах лежит специальная памятка с языком жестов. Я думаю, это не проблема. Когда был в Китае, я зашел в ресторан и точно так же показывал на картинке заказ.

Заведение действует всего 2,5 месяца, но за это время уже успело стать популярным. Сегодня в кафе работают 16 сотрудников. Получают они чуть больше 100 тысяч тенге.

— Нас поддержало очень много людей, информацию о кафе пересылают в социальных сетях. За 2,5 месяца нам удалось выйти из минуса в ноль. Это очень хороший результат.

Кафе рассчитано на 120 посадочных мест. Оно находится в деловом центре столицы по адресу: ул. Сакена Сейфуллина, 9. Напоследок Азамат поделился планами: он специально выбрал такое расположение, чтобы в дальнейшем организовать сервис доставки питания и увеличить количество работающего персонала.


Все наши материалы вы также можете оперативно получать на нашем канале в Telegram: https://t.me/Voxpopulikz.

Поделись
Аида Жунусова