VOX POPULI Аида Жунусова 18 июня, 2019 09:00

Удачные и сомнительные решения Байбека на посту акима Алматы

Удачные и сомнительные решения Байбека на посту акима Алматы
Фото: kaznews.kz
Этим летом исполняется 4 года с тех пор, как Бауыржан Байбек был назначен главой Южной столицы. На прошлой неделе, после президентских выборов, он стал исполняющим обязанности акима. Буквально вчера стало известно, что Байбек останется на посту. Мы решили вспомнить его самые значимые и странные нововведения, а также скандальные ситуации, в которые попадал градоначальник за это время.

Фото: ©ЭК/Андрей Халин

Белка

Не только алматинцев, и даже не только казахстанцев, а весь мир прошлым летом шокировало решение Байбека об установке огромной соломенной белки.

Реакция была предсказуемая. Многие горожане предлагали сжечь белку, а вместе с ней и инициаторов сего представления. Ведь городу это временное «удовольствие» обошлось примерно в 23 миллиона тенге, 15 миллионов из которых — государственные деньги.

«Белка, это — акция. Это перфоманс, это протест, крик отчаяния, если хотите. И знаете чей? Байбека», — написал тогда на своей странице в Facebook казахстанский художник и дизайнер Нурлан Туреханов.

Когда возмущения поутихли, Байбек объяснился перед алматинцами. Он рассказал, что о громадном грызуне написали многие мировые СМИ, в числе которых были BBC Fox News, New York Post и немало российских масс-медиа.

Градоначальник не мог нарадоваться потоку туристов, которые приезжали, чтобы посмотреть на соломенную скульптуру. Он даже объявил, что казахстанцы едут в Алматы не ради Шымбулака и Медеу, а ради белки.


Фото: ©ЭК/Андрей Халин

На Наурыз белку нарядили в тюбетейку и вручили ей в руки цветок. Уже на этих фотографиях видно, что знаменитый арт-объект потерял свою привлекательность, солома почернела.


Фото: 24.kz

Теперь на краудфандинговой платформе проходит сбор средств на реконструкцию грызуна. Белку хотят переодеть в наряд из пластиковых панелей. Идут жаркие споры на тему безопасности использования этого материала. Экологи переживают, что при высокой летней температуре пластик будет выделять ядовитые химикаты.



Фото: almatybike.kz

Велосипедизация Алматы

У некоторых Бауыржан Байбек ассоциируется не с белкой, а с велосипедами. Оно и неудивительно. В марте 2016 года аким объявил, что пора горожанам пересаживаться из удобного кресла автомобиля на двухколесный транспорт.

Градоначальник пообещал показать пример, и акимат к тому сподвигнуть. Байбек даже назвал цифры: 85 его сотрудников и он сам пересядут на экотранспорт.

Алматинцы к этому решению подошли с юмором: над Байбеком начали шутить, придумывать разные мемы. Однако акиму стоить отдать должное — полным ходом началась велосипедизация Алматы.


Фото: kalpak-travel.com

Об этом говорит тот факт, что в 2016 году в городе было всего несколько велосипедных дорожек: на проспекте Абая и возле автоЦОНа. А в 2018-м в Южной столице уже был создан велокоридор протяженностью 68 километров от микрорайона Орбита до Зеленого базара.

В июне 2016 года в Алматы был подписан меморандум между акиматом города и АО «Самрук-Қазына». Сотрудничество положило начало проекта Almaty Bike. В том же году появились первые станции велопроката. Сейчас в городе насчитывается около 200 велостанций.



Фото: Даурен Исаев

Потоп в Алматы

2016 год горожане запомнился не только велосипедами. Весной и летом того года алматинский потоп стал самой обсуждаемой темой в соцсетях. В воде утопали дома, тротуары, дороги, пешеходы, машины, и даже автобусы.

Началось всё 29 апреля. Тогда разлившаяся река Каргалинка затопила микрорайон Алгабас. ЧП произошло из-за резкого подъема уровня воды в реке.

Затем город продолжал уходить под воду от сильнейших майских ливней. Особенно пострадали жители частного сектора Наурызбайского района.

Дожди не прекращались и в июне. Тогда в воде оказались автомобили на проспектах Аль-Фараби, Абая и Достык. В некоторых частях города образовались заторы.

И пока водители были заняты спасением своих заглоших в лужах машин, алматинский владелец электромобиля Tesla элегантно проплыл по огромной луже на проспекте Аль-Фараби. Тогда-то потопы в Южной столице и прославились на весь мир.

На правительственном заседании тогдашний премьер-министр Казахстана Карим Масимов отметил отрицательно окрашенную популярность акима в социальных сетях. На это Бауржан Байбек ответил, что властями принимаются необходимые меры для ликвидации последствий потопа. 

«Когда приеду, ногами с вами походим по арыкам!» — возмутился премьер-министр.

Кстати, не прошло и месяца после разговора Масимова и Байбека, как чиновники сделали заявление: акимат возьмется за арычные системы. На ремонт арыков в 26 подтапливаемых местах планировалось выделить около 800 миллионов тенге.



Фото: Bnews.kz

Город для пешеходов 

Некоторые туристы и не догадываются, что улица Панфилова была когда-то автомобильной.

В январе 2016 года датский архитектор Ян Гейл представил возможный проект изменения облика Южной столицы. Тогда он поделился с чиновниками идеей о том, что главными в городе должны стать пешеходы и велосипедисты, а не автотранспорт. Бауыржан Байбек прислушался к иностранцу. С этого и началась реновация Алматы.

В первую очередь реконструировали улицу Панфилова. Некоторые тогда высказывали опасения, что если сделать улицу пешеходной, бизнес умрет. К тому же, в городе и так повсюду пробки, а как, мол, быть автомобилистам?

Однако уже в 2017 году алматинцам был представлен пешеходный коридор от улицы Жибек жолы до улицы Кабанбай батыра. Улица Панфилова в короткий срок стала популярна. Здесь установили детские площадки, скамейки, фонтаны с ночной подсветкой, скульптуры.

Кстати, тамошние заведения, по всей видимости, не страдают малым количеством посетителей. На улице постоянно появляются новые точки общепита.

Позже была реконструирована Старая площадь, где расширили тротуарную зону. Теперь, по примеру улицы Панфилова, районные власти намерены превратить в прогулочную зону не один проспект.



Фото: Today.kz

Травмайное депо

Трамвайному депо оставалось 2 года до 80-летия, когда в октябре 2015 года оно было закрыто решением акима города. Незадолго до этого случились две крупные аварии с участием трамваев, к счастью, обошлось без смертей.

О своих желтых трамваях алматинцы будут вспоминать еще долго — мало кто был согласен с этим решением градоночальника.

Байбек в противовес возмущениям привел цифры: в городе было 14 травмаев, ходило всего 6. За год с этим видом транспорта случилось 6 аварий, 37 сходов с рельс. А на ремонт требовалось 16 миллиардов тенге.

«Лично я ответственность за смерти людей нести не хотел», — заключил он.

13 старых вагонов были проданы в Усть-Каменогорск. Правда, некоторые из них сломались в первый же день. Еще 3 вагона были проданы в виде лома за 2,5 млн тенге, рельсы также были демонтированы и сданы на металлолом.

К слову, сейчас на месте травмайного депо расположились Depo Evolution Park и молодежный лофт-центр.



Фото: Ринна Ли

BRT на Тимирязева

Зато в сентябре 2018 года в Алматы запустили скоростную линию BRT по улице Тимирязева. C этого времени общественный транспорт двигается по центру улицы, там же расположены остановки.

Легковым автомобилям теперь приходится плестись по краю дороги. Вряд ли водителям понравилось это новшество. По их мнению, пробок стало еще больше. Периодически некоторые из них вырываются на заманчивую пустую автобусную линию. А за это, между прочим, штрафуют.

Еще один минус — остановки, которых стало значительно меньше. Больше всего возмущались бабушки, которым нравилось, когда остановки были чуть ли не на каждом перекрестке.

Есть и явный плюс: автобусы и троллейбусы стали ездить быстрее. Теперь общественному транспорту не приходится стоять в пробках. 



Фото: tuz.kz

60 километров в час

С 15 января в Алматы снизили разрешенную скорость движения с 80 до 60 км/ч на Восточной объездной автодороге, проспекте Аль-Фараби и улице Саина.

С этим нововведением Байбека у водителей окончательно лопнуло терпение. Один из них даже подал в суд на местных чиновников! Он хотел доказать безосновательность этого решения. Алматинец предположил, что новшество негативно повлияет на экологию Южной столицы из-за большего расхода топлива.

Ну а Бауыржан Байбек хотел добиться уменьшения количества ДТП. К слову, удалось ли этого достичь, пока неизвестно.

«Я считаю, что, если есть хоть один факт смерти на дороге, скорость того не стоит. Нам нужно думать о том, чтобы люди спокойно передвигались. Вспомните Панфилова, тоже никому не нравилось, а сейчас ежедневно 100 000 людей там проходят», — заключил аким.


Все наши материалы вы также можете оперативно получать на нашем канале в Telegram: https://t.me/Voxpopulikz.

Поделись
Аида Жунусова