VOX POPULI Дамина Мукитанова 31 мая, 2019 16:00

Страшное происходит медленно: смог убивает алматинцев

Страшное происходит медленно: смог убивает алматинцев
Фото: Из свободного доступа в интернете
Алматинский смог, который давно стал если не символом города, то точно притчей во языцех для казахстанцев, медленно, но верно подтачивает здоровье горожан. Согласно ВОЗ, треть смертей от сердечного удара, рака легких и болезни сердца происходит в результате загрязнения воздуха. Мы попытались разобраться, как можно решить проблему со смогом, и узнать, что об этом думают сами жители Южной столицы.

Фото: Из свободного доступа в интернете

Активисты и экологи считают, что меры по улучшению качества воздуха нужно принимать уже сегодня, а лучше — вчера. Вопросы об ужесточении контроля над качеством топлива, переводе ТЭЦ на газ и подключении частного жилого сектора к газовому отоплению поднимались еще в далеком 2011 году Ахметжаном Есимовым. И хотя за 8 прошедших лет в городе случились замечательные вещи вроде метро или AlmatyBike, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Качество топлива, которое, согласно данным акимата ответственно за 70% выбросов в атмосферу, не проверяется комплексно. ТЭЦ-2 все еще работает на угле. Частники топят дома чем придется, и хорошо еще, если только углем.


Скриншот с сайта AirKaz.org от 29.05.2019
Скриншот с сайта AirKaz.org от 29.05.2019

Согласно официальным данным и данным с сайта AirKaz.org, в городе есть несколько зон с высоким уровнем загрязнения.

В их числе КазНТУ им. К. Сатпаева, Аль-Фараби — Маркова, Наурызбай батыра — Райымбека, Сейфуллина — Дулатова и Халык Арена.


Айымгуль Керимрай
Айымгуль Керимрай

Айымгуль Керимрай — PhD и пост-докторант — посвятила свои последние исследования темам электроэнергетики и загрязняющих частиц в городе. Она считает, что для того, чтобы определить главные источники вредных выбросов в атмосферу, нужно проводить масштабное исследование.

— Около 60% электричества в Алматы вырабатывается местными ТЭЦ, которые сжигают уголь. Город вырос за несколько лет, и количество потребляемой энергии тоже растет. Чем меньше мы потребляем электричества, тем меньше выбросов будет происходить, — говорит она.

Нужно сделать анализ проб выбросов, определить их химический состав — а такого исследования еще не проводилось. В каких-то частях города показатели выше, в каких-то —ниже, и это зависит от разных факторов: скорости ветра, направления, расположения источников загрязнения и так далее.

Ася Тулесова, основательница эко-проекта AUA Group, тоже считает, что нужно проводить дополнительные исследования по качеству воздуха.

— Все грешат на ТЭЦ, говорят, что это — основная проблема, но это не всё. Есть много факторов — например, качество топлива в транспорте. Акимат принимает какие-то меры, и это замечательно, но для ощутимых результатов нужны кардинальные шаги. Нам нужна комфортная система общественного транспорта, которая побудила бы людей пересаживаться с личных автомобилей на автобусы. Нужно решить проблему с угольным отоплением: помочь людям перейти на газ.

Что такое «слишком дорого»? Если мы можем позволить себе тратить миллиарды на EXPO, то почему не можем позволить себе нормальную транспортную систему?


КазНТУ им. К. Сатпаева

— Едет машина, а за ней — такая дымина, — говорит Айшагуль. — Вот такие машины нужно штрафовать, следить, чтобы меняли топливо. Мне кажется, президент должен за этим следить.

Мы переехали с семьей в этот район лет 50 назад, и с тех пор воздух стал как будто лучше. Новый мэр появился — цветочки стали сажать, фонтанчики появились. Хотя когда я поднимаюсь на дачу в горах и смотрю на город, его просто не видно за дымом.


Аль-Фараби — Маркова

— Я в этом районе живу, когда приезжаю из Тараза. Разница между воздухом в Алматы и в Таразе большая. Город грязный, хотя зелени много. Что-то такое надо придумать с транспортом: может, чтобы ходило больше автобусов. Чтобы люди и без личного транспорта могли доехать куда надо. Смог, в первую очередь, думаю, действует на легкие. Я каждый день выхожу с ребенком гулять, и каждый раз говорю своим: «Я не на свежий воздух его выношу. Дома и то чище воздух будет», — делится Гульнара.


Статистика заболеваний


Фото: energyprom.kz

В списке заболеваний, вызываемых смогом, ВОЗ перечисляет различные сердечно-сосудистые и респираторные заболевания — такие, как рак легких, астма и воспаление легких. Так, в 2017 году 7 из 10 алматинцев были больны, а самым распространенным заболеванием по всей республике были заболевания органов дыхания. С респираторными заболеваниями всё более-менее очевидно: смог буквально душит жителей мегаполисов, и люди осведомлены об этом. Совсем другое дело — рост сердечно-сосудистых заболеваний, связь которых с качеством воздуха не так очевидна. Всё дело в том, что мелкие загрязнители проникают в кровоток и накапливаются в организме.

Согласно исследованию 2017 года, в период с 2011 по 2016 годы по всей республике, включая Алматы, наблюдался значительный прирост заболеваний системы кровообращения (БСК), таких как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни. Национальный центр общественного здравоохранения МЗ РК подтверждает, что загрязнение окружающей среды является одним из факторов нарушения работы системы кровообращения.


Наурызбай батыра — Райымбека

— Я хожу в школу в этом районе и чувствую, что воздух здесь грязный, — говорит Макс. — Я думаю, это может негативно влиять на легкие, на организм в целом, но этого влияния я не замечаю.


Сейфуллина — Дулатова

— Вместо воздуха мы поглощаем токсины, и это ужасно сказывается на здоровье: в том числе, аллергия развивается с самого детства. Стоит отъехать хотя бы на 70 километров от города, как самочувствие улучшается: сонливости нет, сил больше, — рассказывает Мария. — Если хотя бы ТЭЦ-2 переведут на газ, будет праздник в нашем городе.


Халык Арена

— Алматинский смог подтачивает здоровье людей потихоньку. Самое страшное происходит медленно. Единственное, что можно сделать — это самим следить за здоровьем. Выезжать в горы, например. Или кардинально: уезжать из города, — считает Кайрат. — Думаю, что нужно контролировать транспорт: проводить техосмотр, ограничить въезд машин. Ну и сами люди тоже могут что-то делать, хотя и не любят этого. Все думают, что кто-то другой об этом позаботится. А зачем нам всем, например, большого объема джипы или по несколько машин на семью?


К вопросу спасения жителей Алматы от пагубного воздействия смога нужно подходить системно, и участвовать в этом могут и сами жители. Алматинцы могут ограничить использование личного транспорта, следить за качеством топлива и потреблять меньше электроэнергии. Это не значит, что спасение утопающих в смоге — дело рук самих утопающих: задуманные 8 лет назад изменения должны воплотиться в жизнь, и как можно скорее.

Поделись
Дамина Мукитанова