VOX POPULI Анель Апи 19 мая, 2020 07:00

Сортировка: Дорога длиною в жизнь

Сортировка: Дорога длиною в жизнь
Фото: Анель Апи
В 30 километрах от Караганды находится сердце и головной мозг всей системы железных дорог Казахстана, станция Караганда — Сортировочная. Ее история берет свое начало в далеких 30-х годах XX века. На строительство железной дороги из Караганды в Акмолу (ныне Нур-Султан), в Петропавловск и на юг республики приезжали рабочие со всего Союза, а также спецпереселенцы. Они и стали первыми основателями поселка Сортировка. О том, как сейчас живет единственная сортировочная станция в Казахстане, читайте в нашем материале.

Добраться в Сортировку можно автобусами № 118 и № 26. Поездка занимает 1-2 часа. Но многие жители каждый день проезжают это расстояние, чтобы добраться до работы. Те, кто не ездил на 118-м, не знают, что такое давка и теснота. Во время часа пик автобус едет катастрофически переполненным. Жители много раз просили автопарк увеличить количество рейсов на маршруте, но людей не хотят слышать.

Правда, сейчас жителей спасает режим карантина, и многие еще не выезжают за пределы своего населенного пункта. Автобусы курсируют полупустыми, но это ненадолго, судя по отзывам жителей Сортировки. В обычное время 118-й набивается пассажирами под завязку и часто выходит из строя прямо на линии. Это создает еще большую нагрузку. А 26-й маршрут люди называют «автобус-призрак»: его редко встретишь, этих автобусов почти нет.

С самой Сортировке вся работа сосредоточена на железной дороге или как-то связана с ней. Здесь расположены вагонное и локомотивное, вагоно-ремонтное и тепловозное депо, промышленные прачечные, вокзал и много других предприятий. Есть железнодорожный техникум, школы и детские сады. Инфраструктура городка в целом налажена, но требует еще доработок — впрочем, как и в любом населенном пункте, который отстает от сегодняшнего времени.

Архитектура Сортировки — отдельный вид искусства. Здесь можно снимать кино про войну или послевоенные годы, никаких декораций не нужно. Сохранились дома 50-х и даже 30-х годов постройки, многие из них уже нежилые. А где-то, в тихих уютных дворах с зарослями сирени и тополей, еще живут одинокие пенсионеры. Ремонтом их, по сути, исторических домов никто не занимается.

— Я тут живу с 1962 года. Всю жизнь проработала в ОРС — отделении рабочего снабжения. Всё здоровье там оставила. Одна я теперь, сын и муж на том свете уже, — говорит Валентина Петровна.

— Раньше мы жили в общежитии для железнодорожников. В 1970-м мне в этом доме выделили квартиру. Раньше, получается, мы жили по три семьи на одну кухню, а теперь сидим поодиночке каждый в своей трешке. Доживаем свой век, — с грустной улыбкой рассказывает Татьяна Ивановна.

Старенький дом № 62 на улице Маншук Маметовой требует ремонта, как и многие другие жилые здания Сортировки. Неисправная канализация, рассыпающийся фундамент и фасад с облупившейся штукатуркой... Но, похоже, как исторический объект это здание никто не рассматривает, оно — как и многие другие дома в Сортировке — обречено на медленную гибель.


Бывшее общежитие железнодорожников, Сортировка
Бывшее общежитие железнодорожников, Сортировка

В бывшем общежитии работников железной дороги живет молодая женщина Мария. Ее мать было сослана в эти края из Украины на строительство железной дороги. Недавно мама умерла, Маша осталась одна. Прав на жилье в этом общежитии у нее нет. Денег, чтобы оформить документы, тоже.

— Я инвалид, живу на пенсию в 50 000 тенге. Родственников у меня нет, мама умерла. Как оформлять на себя квартиру — не знаю. Могу только богу молиться, чтобы кто-нибудь мне помог. Тут я не одна такая без документов, на птичьих правах. Один подъезд только оформил квартиры в собственность, по 100 000 тенге они платили. А мне пока не удается тут прописаться. 

Мария отказалась от фото. Ей стыдно, что она плохо выглядит. У девушки нет передних зубов, ее это очень смущает. Даже в разговоре она прикрывает рот платком. Что говорить о дорогостоящих зубных протезах, если даже на краску для волос, чтобы скрыть седину, проступившую после смерти матери, у девушки нет денег...

Тихая жизнь Сортировки нарушается лишь гулом поездов и отголосками переговоров диспетчеров по громкой связи. Работа на сортировочной станции идет круглосуточно. «12-й по первому пути», «разгрузка», «первый поменять местами с пятым», — под такой аккомпанемент живут горожане.

Количество достопримечательностей в таком относительно небольшом населенном пункте, как Сортировка, заставляет удивляться. Чего стоит один только Дворец культуры железнодорожников. Он был открыт в 1937 году, его площадь составляет 4 764 м2.

Величественное здание с прилегающей парковой зоной в годы Великой Отечественной войны было переоборудовано под военный госпиталь. Сейчас в ДКЖ проходят концерты, работают развивающие и творческие кружки для детей, танцевальные и спортивные секции.

Серп и молот. Этот символ труда и сплоченности сохранился здесь как памятник. Периодически на нем появляются нецензурные надписи, и каждый раз небезразличные жители снова и снова забеливают монумент. Объясняют так: «Это история, ее надо сохранять».

«Первого февраля 1931 года на разъезде № 55 (ныне станция Караганда — Сортировочная) прибыл первый поезд». Эта надпись, выгравированная на большом белом камне, напоминает всем о давней истории этого места. Первый поезд встречали все, сюда съехались люди из самых дальних деревень. Вот как описывал это событие Габиден Мустафин: «Далеко на горизонте, в районе бывшего поселка Компанейского, медленно двигалась темная лента — первый поезд, которого так долго ждали в Караганде. Шел он медленно, очень медленно...».

Тот, первый, состав доставил в город оборудование для шахт и крепежный лес. А из Караганды он повез первые вагоны казахстанского угля. Так началась жизнь железной дороги в центральном Казахстане.

Высокий длинный мост над путями соединяет Сортировку и Рабочий поселок. Каждый день жители поселка пересекают этот мост, чтобы поехать на работу, а вечером возвращаются обратно. Мост порядком обветшал. Бетонные ступени постепенно крошатся, образовывая сквозные отверстия.

Рабочий поселок тоже начал образовываться благодаря строительству железной дороги. Сюда приезжали рабочие из других районов Казахстана и из России. Они возводили себе землянки и времянки, которые впоследствии становились домами, и поселение переросло в населенный пункт.

Почти у всех сельчан есть подсобное хозяйство. Куры, овцы, коровы и огород. Это хорошее подспорье, без этого тут не выжить. Кто-то даже продает продукты своего труда на местных рынках.

Одная из главных проблем, не решющаяся уже очень много лет — вывоз мусора. Стихийные свалки образуются и рядом с домами, и на окраине села.

— За вывоз мусора с нас берут в три раза больше, чем в городских квартирах! А контейнеров не хватает, и вывозят мусор очень редко. Поэтому и собирается вот такая куча. Когда машина приезжает, то забирает только то, что в контейнере. А вся эта свалка так и лежит: копится и разрастается, — сетует Галина Викторовна.

Свалка грозит стать гигантской, своими силами жители убрать ее уже не могут. Акимат на просьбы о помощи отвечает своей любимой фразой: «Ваш вопрос рассматривается». По площади эта мусорка тянет на футбольное поле, а то и два.

Рядом со свалкой живут люди. Им приходится подметать и убирать двор после каждого порыва ветра.

— Хорошо, когда ветер дует в степь. А когда со степи на нас, это ужасно. Всё летит к нам во двор. Устали уже, — сетует Сарсен.

VOX: А что, если всей улицей собраться и вывезти этот мусор?

— Единицы соглашаются, остальным это не надо, к ним же не летит мусор. У всех отговорки есть. По-хорошему, хоть как объединяйся — мы своими силами этого сделать не можем, это ведь специальная техника нужна.

Многолетняя проблема не решается, но люди живут надеждой, что когда-нибудь мусор вывезут.

Наверное, две главные проблемы нашей страны — мусор и дороги — сосредоточены именно в Рабочем поселке. Асфальтированных дорог здесь не видели никогда… 80 лет местные жители, их деды и прадеды, люди, которые трудились на благо всей страны, ни разу не ходили по ровному асфальту! Сколько было обращений в администрацию района, в различные инстанции, а толку нет.

Весной и после дождя по этим ухабам не пройти и не проехать. В дождь, чтобы не испортить обувь, местные жители надевают на ноги полиэтиленовые пакеты, иначе грязь будет заливаться в башмаки. И не всякий автомобиль проедет по этим рытвинам и ухабам.

Лишь одна дорога в поселке заасфальтирована. Но это не меняет ситуации: люди живут с ощущением, что никому до них нет дела. Жители рады, что у них есть электричество и отопление, хоть и печное. У многих есть своя скважина для полива огорода. Свет и вода — ключевое, и это есть. Очистить поселок от мусора и походить по хорошим дорогам пока остается мечтой...

С 1906 года, когда строилась первая железнодорожная ветка от Карагандинских месторождений железной руды и угля до Спасского завода, и по сей день Сортировка для живущих здесь — малая родина. За эти более чем 100 лет сменилось уже не одно поколение железнодорожников. Сколько разных людей и судеб помнят эти дворы и стены? Сортировка прошла путь от саманных бараков до цветущего и важного в жизни страны поселка. Теперь это просто тихий, закутанный в густую зелень провинциальный городок. Живущий с надеждой, что власти когда-нибудь обратят на него внимание.


Все материалы вы также можете получать на нашем канале в Telegram.

Поделись
Анель Апи
Материалы по теме