VOX POPULI Аида Жунусова 22 апреля, 2019 09:00

«Ну и уродцы!»: что горожане думают о скульптурах Алматы?

«Ну и уродцы!»: что горожане думают о скульптурах Алматы?
Фото: Ринна Ли
Вместо лица младенца — гримаса старика, познавшего страдания бренной жизни. Вместо скульптуры изящной фигуристки — девушка с неестественно выгнутой спиной и вывернутой ногой. Вместо счастливой семьи велосипедистов — три фигуры, олицетворяющие «безысходность и печаль». Социальные сети взорвались возмущением по поводу малых архитектурных форм Алматы. Vox Populi запечатлел самые странные из них.

Скульптура «Мать и дитя»
Скульптура «Мать и дитя»

Одну из скульптур нам так и не удалось сфотографировать. Композиция «Мать и дитя», на которую обрушилось больше всего негатива, неожиданно пропала со своего места. Она была установлена в 2017 году на пересечении улиц Жубанова и Саина за счет подрядчиков в рамках благоустройства. И, что больше всего разозлило алматинце, находилось бронзовое изваяние возле родильного дома.

«Лицо агашки-депутата», «Родила алматинка в ночь не то сына, не то дочь», «Добби», «Бенджамин Баттон», «Возрождение Волан-де-Морта», — горожане дали волю фантазии и остроумию.

На прежнем месте архитектурной формы не оказалось в марте этого года. Куда делись «Мать и дитя», не поняли ни алматинцы, ни сотрудники родильного дома. Зато об этом знали в акимате Ауэзовского района. Но объяснять эту ситуацию чиновникам, кажется, не очень хотелось.

— Ее оттуда демонтировали после возмущения горожан, поставили к нам на базу. Пока думаем, что с ней теперь будет. Ее либо переделают, либо уберут совсем, — сообщили в отделе благоустройства акимата Ауэзовского района.

И ничего, что «после возмущения горожан» прошло уже два года. А может, всё это время автора сей красоты уговаривали улучшить изваяние? Мы спросили у чиновников, согласен ли скульптор с критикой и будет ли именно он менять свое произведение искусства. 

— С автором будем вести переговоры. Это его ошибка, — коротко обрисовали ситуацию сотрудники акимата.

А в это время в Центральном парке культуры и отдыха появилась практически полная копия демонтированной скульптуры. Снова мать бережно держит в руках новорожденного. Издалека это выглядит очень даже мило. Если бы не одно «но». Лицо малыша вблизи вновь кажется постаревшим. Только теперь новорожденный будто замышляет злобные происки.

«Я так понимаю, в Казахстане вышел какой-то художественный стандарт на младенцев?» — пошутил над ситуацией алматинец Дмитрий Шишкин на своей странице в Facebook.

И, как по сценарию, пошли шутки: «Ребенок уже родился министром», «Памятник алматинской экологии», «Родила алматинка акима», — и прочее в этом роде.

Спустя несколько лет мы обязательно узнаем, станут ли переделывать эту скульптуру.


Почему на улицах нашего города стали появляться уродцы? Для чего их делают? Никому даже в голову не придет сфотографироваться рядом с такими скульптурами.

Эта семья велосипедистов на пересечении улиц Жубанова и Алтынсарина олицетворяет «грусть, безысходность и печаль», решили алматинцы. По всей видимости, автор хотел изобразить мать, отца и дочь. Интересный факт, не требующих никаких комментариев: у дочери почему-то нет ушей, а у родителей есть. И шея у девочки толще, чем у родителей в два раза.

Алматинку Наталью Фаворскую так вдохновило это искусство, что она создала небольшой рассказ о семействе.

«Знакомьтесь, перед вами многодетный, безработный отец семейства. Судя по его выражению лица, едет он в поисках крыши, с которой можно спрыгнуть...»

«Девочка с явными признаками недоразвитости. Причем умственной и физической. Она похожа на зомби из какого-то триллера».

«Это самый красивый персонаж из всей троицы. Подозреваю, что ее строгали первой и автор был какое-то время увлечен процессом. С руками, правда, всё тоже плохо. Да и какие руки могут вырасти из этих плеч! Тщедушное тельце и плечи атлета. Да и с настроением у барышни как-то не сложилось. „Жизнь — г***о“, — читается в глазах этой девушки».

«Почему на улицах нашего города стали появляться уродцы? Для чего их делают? Никому даже в голову не придет сфотографироваться рядом с такими скульптурами. Они никогда не вызовут добрую улыбку и никому не поднимут настроение. И такое чувство, что большинство фигур ваял студент-второкурсник. А принимали их со словами „Да сойдет!“. Очень хотелось бы знать авторов этих шедевров, которые думают, мол: „Я художник. Я так вижу“. Так вот, передайте ему, что никакой он не художник. И пусть вообще поменяет профессию».


Бронзовые изваяния возле ледового дворца «Алматы Арена» тоже пугают гостей и жителей города.

Неловко повторяться, но вновь на молодые тела поставлены зрелые головы! И это еще полбеды.

Глядя на эту «фигуристку», алматинцы не могут отделаться от ощущения, что она вывернула непропорционально огромную ногу и — хуже того — сломала себе спину.

«Хочется узнать стоимость. Надеюсь, на это не потратили миллионы», — написал в Facebook пользователь Меир Абиш.

Скульптуры единогласно обозвали «мутантами».


Алматинские скульптуры детей меня пугают. Может, это потому, что за свою жизнь я посмотрел сотни ужастиков, прочитал Стивена Кинга и побывал ночью на Саяхате...

Самой приятной из всех неприятных оказалась скульптура на обновленном проспекте Абылай хана. Девочка держит за руку апашку, которая несет музыкальный инструмент, похожий на домбру.

Алматинцев напугали маленькие ручки девочки, странная усмешка на ее лице и непропорциональное туловище с короткими ногами.

«Лицо у девочки такое, будто ей рассказали сколько, стоит белка», — пошутил в Facebook алматинец, пожелавший остаться анонимным.

«Алматинские скульптуры детей меня пугают. Может, это потому, что за свою жизнь я посмотрел сотни ужастиков, прочитал Стивена Кинга и побывал ночью на Саяхате, а всё это влияет на психику. А может, я не ошибся, и бронзовые дети действительно какие-то несуразные?» — задается вопросами горожанин.


Справедливости ради, стоит отметить, что в городе множество прекрасных скульптур, на которые стоит обратить внимание авторам вышеперечисленных малых архитектурных форм. 

Поделись
Аида Жунусова