VOX POPULI Земфира Мусабаева 8 апреля, 2019 09:00

Магазинные войны: 7 частых нарушений в супермаркетах

Магазинные войны: 7 частых нарушений в супермаркетах
Фото: Олег Битнер
Перебитые даты, недовес и опасные ингредиенты — на что еще идут супермаркеты ради прибыли? Об этом мы поговорили с председателем карагандинского общества по защите прав потребителей «Гарант» Жасланом Аймагамбетовым. Он подробно рассказал о подводных камнях, с которыми каждый из нас может столкнуться в обычном магазине. Порой покупки могут принести не только финансовые потери, но и серьезные проблемы со здоровьем.

Неправильные ценники

Разобраться в обилии перепутанных между собой ценников в некоторых магазинах просто невозможно. Но это лишь половина беды. Случается, что мы выбираем продукт по одной цене, а на кассе узнаём, что стоит он гораздо дороже.

— Несмотря ни на что, потребитель имеет право приобрести товар по стоимости, указанной на ценнике, — говорит Жаслан Аймагамбетов. — Даже если стоимость изменилась, а информацию поменять не успели, это проблема продавца. Если он допустил такую ошибку, то пусть сам и несет убытки.


Обвес

Большая часть продуктов в супермаркетах лежит на прилавках взвешенной и заботливо упакованной. Но точно ли вы знаете, что в пакете с килограммом сахара ровно килограмм? В каждом магазине должны быть весы, чтобы покупатель мог проверить эту информацию. В случае же с перемороженной рыбой или курицей мы зачастую платим за лед — тоже отличная возможность сделать товар чуточку дороже.

— Отсюда вытекает еще одна проблема: отсутствие условий для самостоятельного развеса. Пришла, скажем, бабушка в магазин и хочет купить двести граммов крупы, — добавляет председатель общества по защите прав потребителей. — А на витрине фасовка по полтора или два килограмма. Тогда бабушка может смело требовать, чтобы ей взвесили ровно столько, сколько она хочет купить.


Просроченные товары

Чтобы минимизировать «просрочку», супермаркеты идут на многое: моют и перезамораживают протухшее мясо, делают из него фарш, срезают с колбасы и сыра заветренные края...

Для некоторых предпринимателей ничего не стоит перефасовать печенье, крупы, макароны из заводской упаковки в свою и поставить новую дату. О стоящих впереди продуктах с истекающим сроком годности и говорить не стоит — об этом, наверное, знают все. Чтобы избежать такой покупки, стоит внимательно изучить каждый товар, поискать даты, указанные изготовителем, и возможные следы вмешательства сотрудников магазина.


Нарушение технического регламента

— Едва ли не в каждом третьем продукте есть вредные подсластители. А определенные красители могут влиять, например, на концентрацию внимания детей, — рассуждает юрист. — То есть ребенок попробует напиток и потеряет бдительность на дороге. Бывает, что добавки провоцируют инсульт. Обо всём этом производитель обязан писать на упаковке, а продавец — следить, чтобы информация была доступной.

Если вы обнаружили продукт с подозрительными добавками, информации о которых нет на упаковке, смело подавайте на магазин в суд. Магазин же, в свою очередь, может судиться с производителем или поставщиком, даже если они находятся в другой стране.


Ответственность за разбитый товар

Закон гласит, что ответственность за случайную «гибель» товара несет продавец. То есть за нечаянно разбитую бутылку вина платить должен магазин — если, конечно, не докажет, что порча имущества была специальной. Часто супермаркеты игнорируют технические требования по расположению стеллажей: в узких проходах невозможно развернуться с большой тележкой.

— Но даже если правила соблюдены — всё равно предприниматель должен расположить товар так, чтобы он не качался на полке из стороны в сторону и его можно было легко достать, ничего не уронив, — говорит Жаслан.


Запрет на съемку

Запрет съемки магазины часто обосновывают тем, что боятся конкуренции. Но любая торговая площадь — это общедоступное место, и мы с вами вправе фиксировать всё, что на его территории происходит. В суде фото- и видеоматериалы считаются уликой, с помощью которой можно доказать свою правоту.

— Есть еще одна проблема, — добавляет Жаслан Аймагамбетов. – Часто мы не можем получить информацию о предпринимателе, хотя, согласно закону, она должна быть открытой. На деле люди идут к собственнику здания, чтобы спросить, кто работает в том или ином бутике. Здесь им говорят, что это коммерческая тайна. В налоговой отвечают, что налоговая тайна. А в суде заявление без конкретных данных не принимают. Замкнутый круг.

Юрист советует требовать эту информацию, несмотря ни на какие отказы. Если понадобится, можно даже обращаться в полицию и прокуратуру.


Запрет на вход с сумками

Это одна из наболевших проблем. Часто над шкафчиками с хлипкими замками висит табличка: «Администрация не несет ответственности за оставленные вещи». Но эта же администрация запрещает заходить в магазин с сумками.

— К нам несколько раз обращались люди, у которых украли имущество из шкафчиков, — рассказывает наш собеседник. — Это кабальный односторонний договор. Если вам запрещают заходить с пакетом, требуйте у администрации составить акт приема-передачи и подписать документ, в котором будет обозначена их ответственность.

Поделись
Земфира Мусабаева