VOX POPULI Алёна Мирошниченко 24 сентября, 2018 08:00

Легко ли автолюбителю пересесть на общественный транспорт

Легко ли автолюбителю пересесть на общественный транспорт
Фото: Алёна Мирошниченко
В связи с масштабной реконструкцией Южной столицы и стремлением нашего градоначальника пересадить всех на общественный транспорт многие автовладельцы задаются вопросом: «Смогу ли я ездить на автобусе?». Алёна Мирошниченко в течение трёх месяцев проверяла, легко ли человеку, который не мыслит жизни без своего автомобиля, отказаться от него в пользу городского автобуса.

Остановка на улице Майлина
Остановка на улице Майлина

Начнём с остановочных комплексов. Первое, что интересует человека, решившего пересесть на общественный транспорт, это информация о маршрутах. На многих остановках она отсутствует, зато присутствует реклама и свободные площади под неё.

Хорошо, что современные мобильные технологии позволяют узнать, как из точки «А» добраться в точку «Б», или отследить движущийся автобус в режиме реального времени.

На сегодня в городе существует порядка 2 000 остановочных комплексов в виде металлического каркаса, скамеек и ограждающих панелей из перфорированного металлического листа или калёного стекла. Такие компактные конструкции не спасают ни от палящего солнца, ни от непогоды.

В Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог по поводу размера новых остановок пояснили (цитата):

«Остановочные пункты обустраивались в соответствии с действующими строительными нормами и правилами Республики Казахстан, соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических, противопожарных, экологических норм и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Размеры павильонов обусловлены шириной существующих параметров проезжей части, пешеходных тротуаров, наличием многолетних деревьев, растущих по обочинам дорог».



Терминал системы «Онай»
Терминал системы «Онай»

После введения дифференцированного тарифа карта «Онай» стала более популярной у пассажиров общественного транспорта. А вот СМС-оплата продолжает вызывать массу нареканий со стороны пассажиров. Многие водители и контролёры не желают воспринимать мобильную услугу как полноценную оплату. На некоторых маршрутах содраны наклейки с кодом транспорта. Нередки случаи, когда между водителями, контролёрами и пассажирами случаются конфликты и даже драки.

Водитель маршрута № 79, невзирая на образовавшуюся позади автобуса сигналящую пробку и возмущение пассажиров, решил прервать движение посреди проезжей части и выявить в салоне «зайца».

На проверку карт «Онай» и скандал с пассажирами у него ушло более 15 минут. А ведь люди торопились на работу!

Если вы решили стать пассажиром общественного транспорта, велик риск столкнуться со случаями, когда при оплате 150 тенге наличными водителю вы не получите бумажного билета. У одних «в аппарате закончилась бумага», другие и вовсе предлагают «не париться»: «Ай, да ладно, сестра, всё равно не проверят».

В автобусе маршрута № 2, с бортовым номером 158, мне выдали помятый вчерашний билет, где даже код не соответствует.

— Сегодняшних билетов ещё нет в продаже, — пояснил водитель. Мои попытки дозвониться в Green Bus Company по указанным в салоне номерам или получить ответ по номеру WhatsApp оказались тщетны.


А что говорят по этому поводу алматинцы и гости города?

Валентина и Денис, студенты из Астаны:

Валентина:

— Мы в Алматы уже неделю, и нигде не встречали в продаже карты «Онай». В зелёных автобусах не действует СМС-оплата, приходится расплачиваться наличными. Билеты водители выдают очень редко. У нас в Астане проездную карту Astra можно купить на любой остановке, и тут же её пополнить. 

Денис:

— Ещё в Алматы остановки просто ужасны. В Астане они закрытые, есть с кондиционерами, и автобусы почти все с кондиционерами, а в Алматы просто мученье летом в часы пик.

Также не устраивает то, что некоторые автобусы приходится ждать подолгу, а ведь осенью людей в автобусах становится ещё больше.

Алина, студентка из Москвы:

— Система «Онай» удобна, но несовершенна. Если потерял карту, или допустим, человек приезжий, то нужно бегать по городу в поисках киоска, где продают карты. Почему бы эту карту не продавать через водителей автобусов? СМС-кой тоже не на всех маршрутах оплатить можно. Это неудобно. И билеты водители не выдают.

Я живу в Москве, в Алматы приезжаю летом к родителям. Летом, когда каникулы, и нет в городе студентов, автобусы не переполнены. Но я не понаслышке знаю, что начинается в транспорте 1 сентября.

VOX: А как обстоят дела с общественным транспортом в Москве?

— В Москве наибольшую нагрузку берёт на себя метро. И строится оно не такими темпами, как в Алматы. А проездные карточки можно пополнить на каждой остановке и в каждом автобусе.


На вопрос, почему в зелёных автобусах не действует СМС-оплата, в Управлении пассажирского транспорта нам ответили (цитата):

«В настоящее время ТОО „Транспортный холдинг г. Алматы“ (единый оператор электронного билетирования) разрабатывает и внедряет возможность СМС-оплаты посредством мобильных операторов, которая будет интегрирована с единой системой электронного билетирования». 

Ну а насчёт увеличения пассажиропотока осенью и введения на линиях дополнительных автобусов в Управлении ответили, что в настоящее время в Алматы существует четырнадцать компаний-перевозчиков. Транспортное обслуживание ведётся подвижным составом в количестве 1 560 единиц. И что количество планового выхода подвижного состава в течение года не меняется.


Отдельного внимания заслуживает культура и манера вождения водителей общественного транспорта.

Этот водитель маршрута № 79 во время автобусной «байги» то и дело выглядывал в окно и осыпал матом своих коллег, обгоняющих его по проспекту Назарбаева, курил, разговаривал по телефону и хамил пассажирам, не желающим прокатиться с ветерком.

Водитель этого автобуса, похоже, вообще не знает, что гонки между автобусами являются грубейшим нарушением правил дорожного движения и представляют опасность для жизни пассажиров. Так, женщина с ребёнком при резком торможении оказалась на полу в начале салона, а с ней и ещё несколько человек.

— Не нравится — ездите на такси! — грубо ответил на замечания пассажиров водитель-камикадзе. 

Большинство водителей — гости из ЮКО: комбайнёры, трактористы, которые вряд ли знакомы с правилами перевозки пассажиров.

— Я из Шымкента. Там у меня семья, четверо детей. Раньше я работал на грузовике — возил лошадей, коров, баранов на Алтын-орду. Потом я остался без работы, и мне пришлось ехать в Алматы. В автопарк сразу взяли без проблем, — поделился водитель маршрута № 32 Асет.


Мурат, пенсионер:

— Меня не устраивает многое: например, как водители автобусов возят пассажиров. Они рискуют нашими жизнями ради того, чтобы выполнить план.

Иногда приходится стоять на остановках по часу, а они проезжают мимо. А что будет зимой? Остановки не объявляют. Водители грубые. Автобус маршрута № 49, номер 678, не заезжает в посёлок Абай, и пожилые люди вынуждены переходить дорогу и пересаживаться на другой автобус. А кондуктор, молодая девушка, орёт на пенсионеров, чтобы не садились в их автобус.

А ещё, бывает, в девять вечера некоторые водители говорят, что рабочий день уже окончен и что оплату «Онай» они не принимают. Требуют заплатить наличкой 100 тенге. Разве это законно?


Большая половина водителей автобусов не имеет необходимой квалификации. «Решает ли Управление эти проблемы?» — с таким вопросом мы обратились в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Нам ответили следующее (цитата):

«В настоящее время существует „Центр квалификации специалистов транспорта“, который был создан в июне 2016 года. Находится по адресу: г. Алматы, ул. Ауэзова, 64, 3-й этаж. Центр владеет современными учебными аудиториями, методическими учебными пособиями для обучения и переквалификации водителей общественного транспорта г. Алматы».

Три года назад в Алматы появилась первая в стране выделенная полоса для общественного транспорта. Разработчики проекта обещали, что пробок больше не будет, интервал движения автобусов и длительность поездки сократятся.

Безусловно, общественный транспорт по «выделенкам» стал двигаться быстрее, но, к сожалению, это не отразилось на культуре водителей. Желая обогнать конкурентов, они и здесь практикуют экстремальный стиль вождения.


Нередко пассажиры общественного транспорта сталкиваются с проблемой «Как уехать после 21:00». В это время многие водители заканчивают свой рабочий день и один за другим пропадают из поля зрения мобильных приложений.

Галия, актриса театра:

— Я недовольна тем, что автобусы прекращают ездить рано. Хотелось бы, чтобы они работали до 23:00. Я работаю в театре, и мы выходим с работы почти в 22:00. В это время транспорт ни по Абая, ни по Толе би уже не ходит, и мне приходится каждый вечер ездить на такси. Это очень дорого.

Вы передайте акиму, пусть он решит проблемы с рабочим графиком автобусов! Все наши театральные работники мучаются.


И, конечно же, нельзя не отметить тот факт, что войдя в городской автобус, вы вряд ли получите информацию об остановках. На многих маршрутах отсутствуют схемы движения, а названия остановок просто не объявляются. Что в этом случае делать приезжим или тем, кто только решил стать пассажиром общественного транспорта?

В Управлении пассажирского транспорта в августе пообещали, что в скором времени в автобусах будут введены голосовые объявления остановок на трех языках: казахском, русском и английском, ну а пока на этот счёт нам советуют воспользоваться мобильным приложением CityBus.

Валентина Михайловна, пенсионерка:

— Я работающая пенсионерка, и мне приходится каждый день пользоваться общественным транспортом. В автобусах меня не устраивает то, что водители не объявляют остановок и нет никакой информации для иностранцев на английском. Я сама видела, как парень-иностранец имел трудности с оплатой, и ему на пальцах люди пытались объяснить. 

Ещё хотелось бы упомянуть культуру вождения: её у наших водителей просто нет.

VOX: А новые остановочные комплексы вас устраивают?

— Очень неудобные. Наверное, тот, кто их проектировал, вряд ли сам ездит на автобусах. На многих остановках нет даже таблички с указанием маршрутов.


Как показывает практика, набор претензий к водителям не меняется уже много лет.

На вопрос, куда обращаться гражданам в случае, если руководство компаний-перевозчиков не реагирует на обращения граждан о некачественной работе водителей общественного транспорта, в Управлении пассажирского транспорта нам ответили, что обращаться необходимо в их ведомство по номеру +7(727) 271-65-47. Но стоит отметить, что на том конце провода вам посоветуют обратиться с жалобой в компанию-перевозчик. Вот и получается замкнутый круг. А может, ответственные за общественный транспорт органы относятся к своим обязанностям безответственно, потому что просто сами им не пользуются?

Сколько времени уходит на поездку в наземном общественном транспорте из отдалённого района в центр? Берём по 10–20 минут от входной двери дома до остановки и столько же с момента выхода из автобуса до работы, время ожидания автобуса и саму дорогу, и получаем цифры в районе 120 минут в одну сторону. Зимой это время может быть значительно больше.

Безусловно, в связи с постоянно растущими ценами на топливо и содержание своего авто, пользоваться общественным транспортом дешевле. Однако у автомобилиста есть ряд неоспоримых преимуществ: в его распоряжении намного больше времени. Имея под рукой машину, можно успеть сделать несравнимо больше дел, чем без нее. Заехать в магазин за покупками, рвануть за город — всё это доступно тому, кто за рулем.


Общественный транспорт Алматы
Общественный транспорт Алматы

И, конечно же, в автобусной давке в часы пик вас могут подстерегать неприятные сюрпризы в виде затоптанной обуви, порванных капроновых колготок и рядом стоящих пассажиров, которых укачивает во время движения. Пожалуй, последнее — самое неприятное, ведь вряд ли кто-то готов к тому, что его одежду испачкают рвотными массами. 

Да и воры-карманники здесь не дремлют. Особенно активны они в утренние и вечерние часы.

В общем, несмотря на планы властей популяризировать общественный транспорт, не наведя порядок в этой сфере, многим автолюбителям вряд ли захочется распрощаться со своим авто и стать пассажиром автобуса. А уж журналисту без личного автотранспорта просто не обойтись.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко