VOX POPULI Наталья Слудская 14 февраля, 2020 08:00

Казахстанские художники в Третьяковской галерее: В родном Отечестве дела пока не так хороши

Казахстанские художники в Третьяковской галерее: В родном Отечестве дела пока не так хороши
Фото: из свободного доступа в интернете
15 февраля в выставочном зале Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве откроется выставка произведений современного искусства из частной коллекции Марата Гельмана. Среди картин, которые по завершении выставки перейдут в собственность Третьяковской галереи и останутся в ее фондах, есть несколько работ современных казахстанских художников.

Марат Гельман и Жанна Спунер в Алматы на открытии qazart.com
Марат Гельман и Жанна Спунер в Алматы на открытии qazart.com

Марат Гельман — известный российский галерист, коллекционер и политолог, одним из первых в 1990 году он открыл в Москве частную галерею. Проекты галереи, по мнению художников, были «декларацией прав современного искусства»: Гельман собирал и продвигал авторов, многие из которых стали лидерами художественной сцены 1990–2000-х годов. Для Марата Гельмана всегда был важен поиск новых имен, и не только российских, — так в его личную коллекцию попали работы казахстанских художников Саида Атабекова, Молдакула Нарымбетова, Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова.


Саид Атабеков, «Флаги-корпеши»
Саид Атабеков, «Флаги-корпеши»
Фото: Алексей Старков

«Флаги-корпеши» — известная и важная работа Саида Атабекова. Традиционные казахские ковры-корпешки в виде флагов разных стран сразу вызвали интерес в международном культурном пространстве. Переместить какую-то традиционную практику из области быта (все-таки ковры это, в первую очередь, просто ковры) в пространство искусства, дать ей новый контекст — так делали многие знаменитые художники, которые прославились через переосмысление привычных локальных для них традиций. Неудивительно, что для подарка Третьяковской галерее Марат Гельман выбрал в том числе эту работу Атабекова — его имя сегодня признано в мире искусства.


Молдакул Нарымбетов, Балбалы
Молдакул Нарымбетов, Балбалы
Фото: Алексей Гущин

Эти скульптуры теперь уже покойный Молдакул Нарымбетов создал из покрышек, дерева и камней, которые собрал и привез из святых мест Южно-Казахстанской области. 100 скульптур впервые были выставлены в рамках ARTBAT FEST и стали одними из последних произведений Нарымбетова. Сам художник назвал эту работу «Я казах. Умирал я и тысячу раз воскресал», вдохновившись строкой поэмы Жубана Молдагалиева, но в народе «собрание» этих скульптур прижилось под более привычным названием «Балбалы». Теперь в каталогах и публикациях указывают оба варианта: с момента своего триумфального появления на проспекте Жибек Жолы в Алматы в далеком 2012 году балбалы выставлялись в 5 разных странах и 4 музеях: музее современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге, Artwin Gallery в Москве, Национальном музее Казахстана в Астане, музее им. Абылхана Кастеева в Алматы. И, наконец, всё та же выставка в MANA Contemporary в Нью-Йорке, омраченная скандалом с генеральными подрядчиками Focus Kazakhstan.



Ербосын Мельдибеков, «Гаттамелата в шкуре Чмнгисхана»
Ербосын Мельдибеков, «Гаттамелата в шкуре Чмнгисхана»
Фото: Aspan Gallery

В фондах Третьяковской галереи останется еще одна знаменитейшая работа — «Гаттамелата в шкуре Чингисхана» Ербосына Мельдибекова, который деконструирует образ лошади. Ербосын — давний друг Марата Гельмана и первый казахстанский художник, с которым тот начал работать как куратор еще в 1996 году. Мельдибеков — один из немногих наших авторов, которых представляет галерея Rossi & Rossi из Гонконга, и это мощный фактор рыночного признания. Его произведения недавно были приобретены строящимся в Гонконге музеем M+, в ближайшей перспективе одним из самых значимых музеев Азии и мира. Лошадь — довольно распространенный объект в искусстве, и только ленивый не попытался провести это грациозное животное через фильтры своего художественного восприятия. Эдгар Дега, Огюст Роден, Леонардо да Винчи, Жан-Мари Апприу, Маурицио Кателан — это лишь короткий список гениев, приложивших руку к эволюции образа лошади в искусстве. В своей «Гаттамелате» Мельдибеков сделал то, что не удалось никому за последние 2000 лет: глаз сам «дорисовывает» очертания животного, которого там нет.

Выставка в Третьяковской галерее называется «Дар Марата». Гельман передал галерее 50 произведений. В официальном заявлении Третьяковской галереи об открытии выставки наши художники, Молдакул Нарымбетов, Саид Атабеков, Ербосын Мельдибеков и Канат Ибрагимов, оказавшиеся в конце 90-х под пристальным вниманием известного галериста, названы «выдающимися». А заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова, рассказывая об открытии выставки «Дар Марата», оценила работы Ербосына Мельдибекова и Каната Ибрагимова как «потрясающие». Эти отзывы для нас не лишние, ведь современное искусство Казахстана всё еще недостаточно широко представлено не только в международных институциях, но даже в местных музеях. У них нет средств на то, чтобы коллекционировать объекты актуального искусства.


Ербосын Мельдибеков, «Мой Брат, Мой Враг»

Ербосын Мельдибеков, «Мой Брат, Мой Враг»
Фото: Aspan Gallery

Марат Гельман так объясняет свое решение передать принадлежащие ему произведения искусства Третьяковке: «Я… сформирован художниками, с которыми работал. Поэтому я всегда стараюсь действовать в интересах художника. Я думаю, что коллекция Третьяковской галереи — прекрасное, может быть, лучшее место для искусства».

Для любого художника присутствовать в фондах одной из известнейших галерей мира — большая честь и признание. Выставка «Дар Марата» будет работать в Третьяковской галерее до 22 марта.

Поделись
Наталья Слудская
Материалы по теме