VOX POPULI Алёна Мирошниченко 11 апреля, 2020 10:00

Как работает общественный транспорт Алматы и какие меры приняты для защиты от коронавируса

Как работает общественный транспорт Алматы и какие меры приняты для защиты от коронавируса
Фото: Алёна Мирошниченко
«Риск заразиться опасным вирусом в автобусе гораздо выше, чем в собственном авто», — думают люди, плохо знакомые с тем, как сегодня обстоят дела в автобусах, троллейбусах и вагонах метро. Как работает общественный транспорт во время карантина и какие дезинфицирующие меры применяют к транспортным средствам, выясняет корреспондент Vox Populi Алёна Мирошниченко.

Маршрут № 92, ул. Майлина, Алматы
Маршрут № 92, ул. Майлина, Алматы

«Ставьте машину на стоянку и езжайте на автобусе, либо сидите дома!» — строго предупреждают полицейские, не обнаружив ваших данных в электронной базе. База сформирована для соблюдения усиленного режима ЧП в Алматы, бумажные справки и пропуска теперь не работают. Но если данные человека есть в базе (например, в связи с производственной необходимостью он должен ходить на работу), а его частного автомобиля в базе нет, то перемещаться по городу он может — на такси или на общественном транспорте.

В связи с усиленным режимом карантина городской общественный транспорт Алматы, как и прежде, начинает свою работу в 6:00, а вот прекращает раньше привычного времени — в 19:00. Уменьшилось и количество подвижного состава на линии — на 50%. Увеличился интервал движения автобусов — в этом можно убедиться, взглянув на схему движения автобусов в приложении CityBus. Что еще изменилось, так это число пассажиров в салоне. На фотографии выше — салон автобуса маршрута № 92, который следует из аэропорта в город. Один пассажир в автобусе — картина непривычная для часа пик.


Конечная маршрута № 92
Конечная маршрута № 92

С 19 марта 2020 года приостановлена работа 49 междугородних маршрутов из других регионов, а также 63 регулярных городских и пригородных маршрутов.

В соответствии с действующим режимом в схемы городских маршрутов № 14, 16, 52, 115, 124, 125, 208, предусматривающих выезд за пределы города, внесены изменения. Также с 20 марта 2020 года, с учетом выявленных очагов, внесены изменения в схемы маршрутов № 37, 65, 81, 113, 120, 122.

Дмитрий, электромонтажник:

— Я работаю в строительной компании, наша работа с введением карантина не остановилась. До 7 апреля я спокойно ездил на работу на своей машине по справке, но у нас в стране каждый день меняются правила и законы. Руководство нашей компании пытается решить вопрос с электронной базой, но сами знаете, что у нас всё делается через одно место. Полицейские меня не пропускают. Пришлось машину оставить дома и пересесть на автобус.

— Для меня это неудобно, так как в машине я перевожу оборудование, инструмент. К тому же, после 6 вечера уже трудно уехать. Автобусы проезжают мимо, хотя люди есть на остановках, и многие едут с работы.

Я думаю, что это не лучший вариант в плане безопасности, потому что в автобусе люди и кашляют, и чихают. Есть люди пожилые, есть те, кто пренебрегает масками. А еще посмотрите, какие в автобусе грязные окна! И это в режиме карантина! — высказал недовольство собеседник.

По санитарным правилам по окончании каждой смены весь подвижной состав должен проходить через мойку. После мойки кузова делается влажная уборка салона, затем проводится дезинфекция и автобус закрывается на ночь. Но очевидно, что этот салон 92-го маршрута мойщики обошли вниманием.

Руководитель Управления городской мобильности города Сагындык Телибаев ранее на брифинге рассказал, что для работы по дезинфекции салонов автобусов привлечены три компании, специализирующиеся на санитарной обработке: ГКП на ПХВ «Центр дезинфекции», ТОО «НурТансык» и ТОО «IC Development». Они занимаются дезинфекцией салонов в ночное время во всех шести автопарках Южной столицы. Днем на конечных остановках действуют мобильные посты санитарной обработки, которые обрабатывают салон каждого автобуса.


Остановка «Меркур», ул. Майлина, Алматы
Остановка «Меркур», ул. Майлина, Алматы

Чиновник также разъяснил, почему обработка автобусов ведется только на конечных остановках:

— Конечных остановок в городе 174, и на каждую нужны, как минимум, четыре специалиста, в условиях карантина невозможно найти столько сотрудников и специнвентаря. Кроме того, работа по санитарной обработке остановочных комплексов ведется Управлением мобильности города.


Автобус маршрута № 44
Автобус маршрута № 44

— Все места, которых может касаться пассажир — подлокотники, поручни, сиденья и валидаторы, — протираются влажной тряпкой с дезсредством. Пол и ступеньки автобуса обрабатываются из распылителя. Пассажиров при этом просят покинуть салон. Дезобработка салона занимает не более 3–5 минут.

VOX: Насколько безопасно средство, которое вы используете для обработки салона общественного транспорта?

— У нас несколько компаний в городе, которые дезинфицируют общественный транспорт. В основном все используют хлорсодержащие препараты казахстанского производства. В правильной концентрации с водой дезинфицирующий раствор не вызывает аллергических реакций и не имеет ни специфического запаха, ни едкого хлора в составе. Нос улавливает, конечно, запах дезинфицирующего средства, но он не такой злой.


Улица Шаляпина, Алматы
Улица Шаляпина, Алматы

— Нам часто предъявляют претензии, что мы плохо убираем, что в салоне грязно. Но мы занимаемся только дезинфекцией на остановках. Автобусы должны мыть ночью автопарки, — пояснили дезинфекторы. На этой остановке обрабатывает автобусы женская бригада.


Троллейбус маршрута № 7
Троллейбус маршрута № 7

С введением карантина в «АлматыЭлектроТранс» водителям общественного транспорта запретили открывать передние двери, вступать в близкий контакт с пассажирами и принимать оплату за проезд наличными.

На фотографии выше видно, как водителей троллейбусов оградили от пассажиров.


Станция метро «Алатау», Алматы
Станция метро «Алатау», Алматы

Спустимся в алматинскую подземку.

В подземных переходах, как и раньше, работают маленькие продуктовые магазинчики и кофейни. Кофе — только на вынос. Все остальные торговые точки закрыты.

Так выглядит пустынный перрон станции «Алатау».

Сотрудники метрополитена рассказали, что от пассажиропотока, который был до карантина, осталось лишь 10%, однако метро продолжает работать в штатном режиме, по расписанию, но только с 06:00 до 19:00. Линию обслуживают 4 подвижных состава.

Если у пассажиров наземного транспорта возникают нарекания в адрес некоторых водителей автобусов, что те уходят с линии намного раньше, то в работе алматинского метрополитена перебоев не возникает. Дежурные на станции «Москва» объяснили, что если ты попал в метро, скажем в 18:55, то уехать сможешь.

Насчет дезобработки дежурные рассказали, что в «мирное» время поезда обрабатывали только один раз в сутки — в конце смены. С введением карантина сделали так: составы с конечной станции до начала проходят за 40 минут, за это время разводится дезинфицирующий раствор. После каждого рейса в депо обрабатываются сиденья вагонов, поручни и турникеты. Вагоны дополнительно обрабатываются бактерицидными лампами.

Обработка станций метро проводится каждые 2 часа.


Станция метро «Москва», Алматы
Станция метро «Москва», Алматы

В рамках профилактики коронавирусной инфекции в метрополитене проводится работа по закупке и установке санитайзеров и антисептической жидкости для обработки рук. В ближайшее время средства будут установлены для общественного пользования. Сотрудники метрополитена обращаются к пассажирам с просьбой соблюдать все необходимые правила при карантине и передвигаться в масках. Сами они снабжены защитными одноразовыми масками и перчатками.

Но на фото выше видно, что некоторые стражи порядка в алматинском метрополитене пренебрегают требованиями карантина и маски не надевают.

Вернемся к наземному транспорту. По словам контролера «Онай», за последние две недели, пассажиропоток снизился на 80%. Но количество безбилетников не уменьшилось.

Бауыржан, контролер:

— Средний пассажиропоток на некоторых маршрутах на один автобус составляет 100–107 человек за весь день. Даже если в салоне 3 человека, один из них может ехать на «авось не поймают». Оплачивать начинают, когда контролеры заходят.


Автобус маршрута № 106
Автобус маршрута № 106

На сегодняшний день для работы 114 городских маршрутов задействован 991 автобус. Из-за резкого снижения пассажиропотока автопарки несут значительные убытки в обслуживании маршрутов. Но оставить город без транспорта невозможно.

«Государством предпринимаются беспрецедентные меры поддержки МСБ, но при этом автобусные перевозки как одна из наиболее затратных сфер деятельности в экономике при эпидемии остается без поддержки, что угрожает организации перевозок и может привести к массовым срывам обслуживания маршрутов. В период действия ЧП просим Вас рассмотреть возможность обеспечения компенсации затрат предприятий по обслуживанию городских автобусных маршрутов», — с таким письмом перевозчики обращались к акиму Алматы.


Фото: polisia.kz

С 9 апреля полицейские активно проверяют пассажиров общественного транспорта: они требуют неукоснительного соблюдения карантина в Алматы. И обязательно проверяют, есть ли у граждан разрешение на перемещение в едином реестре оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. Так что если вам разрешено передвигаться по городу, общественный транспорт к вашим услугам. Если нет — сидите дома.


Все наши материалы вы можете получать на нашем канале в Telegram: https://t.me/Voxpopulikz.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
Материалы по теме