VOX POPULI Алёна Мирошниченко 24 марта, 2020 11:30

Как работает аэропорт Алматы во время чрезвычайной ситуации

Как работает аэропорт Алматы во время чрезвычайной ситуации
Фото: Эдуард Галеев
Через воздушную гавань Южной столицы 13 марта к нам в страну проник коронавирус. Опасная инфекция изменила привычный ритм жизни самого аэропорта и всех его служб, а также нарушила планы тех, кто не планировал стать авиапассажиром, но вынужден был собрать чемодан и в спешке покинуть Казахстан. Vox Populi побывал в опустевшем терминале и узнал, как работает международный аэропорт Алматы в режиме ЧС.

С 16 марта линейный отдел полиции города Алматы перешел на усиленный режим несения службы. Увеличена плотность наряда, выставлены дополнительные посты, усилена охрана порядка в аэропорту.

Все сотрудники, несущие службу в аэропорту, обеспечены защитными средствами: масками, перчатками, респираторами.

В связи с введением карантина в Алматы и Нур-Султане авиасообщение приостановлено. Одними из последних покидали Южную столицу группы иностранных рабочих и студенты из Индии. Они до последнего дня надеялись, что могут переждать карантин, не выезжая из Казахстана. 


Азизжан Якупов
Азизжан Якупов

Азизжан Якуповподполковник полиции, старший инспектор линейного отдела полиции в аэропорту города Алматы:

— До 22 марта ограничений по вылету не было. Всем желающим дали покинуть Алматы — как иностранцам, так и казахстанцам.

С 22 марта воздушное пространство Алматы для внутренних и международных рейсов закрыто, международные рейсы выполняются только с целью репатриации граждан Казахстана и предоставления оставшимся иностранным гражданам возможности выехать из страны.

— Если в обычном режиме аэропорт принимал и отправлял порядка 200 рейсов в день, то в последние дни пассажирского авиасообщения на табло вылетов было всего 2-3 рейса.

Сейчас аэропорт принимает грузовые борта и рейсы, которым нужно сделать дозаправку в нашем аэропорту.

VOX: Как принимали прилетающих пассажиров?

— Есть специальный алгоритм действий, чтобы поставить заслон инфекции. В данном случае, совместно с СЭС и службой авиационной безопасности, всех пассажиров рейса мы должны были прямо с борта доставлять в карантинный центр. Дальше решение принимала СЭС.

VOX: Как реагировали пассажиры, когда их с борта доставляли на карантин?

— Сотрудники линейного отдела полиции сопровождали пассажиров до карантинного центра. За всё это время никаких скандалов или паники со стороны людей не было. Все относились с пониманием, не препятствовали нашим действиям.

VOX: Был ажиотаж во время регистрации вылетов и прилетов?

— Да, в последние дни накануне полного закрытия воздушного пространства возникал ажиотаж при сдаче билетов, покупке, перенесении рейсов.

Сотрудники авиакомпаний работали не покладая рук. Пассажиропоток был огромным, и они просто физически не могли обслуживать быстро. Понятно, что все были на взводе. Но индийцы сами по себе народ эмоциональный и шумный. Когда возникает какое-то недопонимание, они кричат, а другие пассажиры думают, что происходит что-то неладное, пугаются и тоже начинают паниковать.

— 22 марта вылетали 400 индийских студентов. Было сразу понятно, что все они на один борт не поместятся. Авиакомпания пошла навстречу и выделила два рейса в этот день. Ребята очень хотели улететь: ругались, толкались, пытались проскочить через ограждения, чтобы улететь первым рейсом, а не следующим.

— В любых нештатных ситуациях нам приходится не только следить за порядком, но и вести с пассажирами разъяснительную работу. В эти последние дни, когда перелеты были возможны, полицейские предупреждали всех, что после 22 марта никто уже не сможет вернуться в Алматы. Люди старались спокойно воспринимать ситуацию, все понимали, что ничьей вины тут нет, — рассказал Азизжан Якупов.

Мы успели поговорить с улетающими перед посадкой на рейс.

Абу, студент медицинского университета из Индии:

— У нас отменили рейс, потом объявили, что перелет все-таки назначен. Конечно, авиакомпания нас предупредила накануне об этом. Но всё равно нам пришлось собирать вещи в спешке, возникла паника. Мы очень боялись, что самолет улетит без нас или его вовсе отменят. В аэропорту мы увидели, что пассажиров из Индии очень много, и испугались — вдруг мест не хватит на всех. Но нам объяснили, что все улетят, и теперь мы спокойно дожидаемся рейса.

VOX: Не страшно ли вам возвращаться на родину, где случаев заражения больше, чем в Казахстане?

— Мы как будущие медики были в недоумении, зачем нас всех отправляют обратно, ведь в Индии положение еще хуже, и эти перелеты туда-сюда… Можно же просто посидеть по домам. Но нам сказали, что в Алматы чрезвычайное положение и общежитие для иностранцев закроют, мы останемся на улице. В общем, выбора не было.

— Многие переживали, потому что деньги на билет были не у всех. Кроме того, мы оплатили учебу — а вдруг нас не вернут сюда больше? Потом мы обсудили всё и поняли, что если заболеть в чужой стране и умереть, то возникнет еще больше проблем. Когда мы сможем вернуться в Алматы — пока не знаем.

Сейчас аэропорт практически пуст. Но санобработка терминала производится в круглосуточном режиме. Начинается она с зоны прилета: как и борт самолета, это самое опасное место. После каждого рейса идет влажная обработка дверей, перил, поручней, лифтовых кнопок, кабинок погранслужбы и сидений спецсредствами. Каждые 2 часа дезинфицирующими средствами обрабатываются полы, урны, лестницы, лифты, ленты выдачи багажа и все поверхности.

Помимо этого, аэропорт обращается к услугам частной компании, которая проводит дезинфекцию более мощными спецсредствами.

В постоянной чистоте должны содержаться туалеты, пункты питания, стойки регистрации и сдачи багажа, комнаты матери и ребенка. Несмотря на карантин, в залах прилета и вылета, туалетах и других помещениях установлены дезинфекторы для рук. Ситуация может поменяться в любой момент, и аэропорт находится в готовности принять любые рейсы, если это потребуется.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
Материалы по теме