VOX POPULI Алёна Мирошниченко 4 декабря, 2019 07:00

Дорога выше облаков: Как работает канатка «Медеу» — «Шымбулак»

Дорога выше облаков: Как работает канатка «Медеу» — «Шымбулак»
Фото: Ринна Ли
Регулярное техническое обслуживание роликовых балансиров. Ежедневный визуальный осмотр состояния опор, кабин и зажимов. Контроль температуры, давления и амплитуды раскачки троса на пульте управления. Автор Vox Populi Алёна Мирошниченко проверила, как работает канатка «Медеу» — «Шымбулак», одна из самых длинных подвесных пассажирских дорог в СНГ.

Руслан Кулькумбаев
Руслан Кулькумбаев

Мы на станции «Медеу» в комнате управления канаткой, куда посторонним вход воспрещен. Станция находится на высоте 1 690 метров над уровнем моря.

О том, как начинается утро канатной дороги, рассказывает Руслан Кулькумбаев, оператор канатно-кресельных дорог:

— Сотрудники канатной дороги должны быть на рабочем месте в 07:30. За полчаса до подъема персонала мы включаем пульт управления подъемником, производим осмотр оборудования согласно ежедневному графику и заносим показания в журнал, делаем осмотр кабин и зажимов.

Канатные дороги бывают двух типов: двухканатные и одноканатные. Дорога «Медеу» — «Шымбулак» — второго типа. Ее характерная особенность состоит в том, что функции несущего и тягового элемента выполняет один стальной трос, замкнутый в кольцо. Гондолы совершают кольцевое движение, будучи подвешенными к непрерывно движущемуся тросу, к которому они крепятся с помощью специальных отцепляющихся зажимов.

На линии может работать до 115 восьмиместных кабин, обеспечивая пропускную способность до 2 000 человек в час.

Где остаются на ночь вагончики канатной дороги? Они уезжают в свои гаражи, которые есть на нижней и верхней станциях. Утром, покидая место ночлега, вагончики «умываются» перед новым рабочим днем — принимают ежедневный душ керхером.

После работы они опять возвращаются на станции: кабины автоматически отсоединяются от троса, переходят на подвесной конвейер и по жестким рельсовым путям при помощи ходовых колес заезжают в гаражи.

— В 08:00 оператор нажимает зеленую кнопку запуска, и в первых пяти кабинах наверх поднимается технический персонал курорта «Шымбулак». Следом из гаражей обеих станций на линию выезжают остальные кабины.

Это обводная станция. Здесь вокруг обводного колеса вращается трос, а приводная станция, или сам двигатель, который обеспечивает работу всей конструкции, находится на «Шымбулаке».

VOX: Руслан, для чего на вагончиках установлены солнечные панели?

— В каждой кабине есть рация для оповещения туристов в случае возникновения нештатной ситуации, а также для освещения кабины в ночное время. Эти солнечные батареи заряжают ее аккумуляторы. Такая рация есть и на верхних станциях.

VOX: А кнопка обратной связи есть?

— Нет, связь односторонняя, только мы можем оповещать отдыхающих.

VOX: Насколько сложно управлять такой системой, как канатная дорога?

— Главное — быть предельно внимательным. Нужно одновременно следить и за гостями курорта, чтобы не допустить каких-то эксцессов — чаще всего они случаются при посадке и высадке, — на мониторе не пропустить ошибок в работе системы.

— Контроль за работой всех систем и узлов подъемника осуществляется электроникой и различными датчиками. Показатели давления, температура двигателя, скорость, раскачка троса — всё это мы отслеживаем с помощью пульта управления. Вы же замечали, как кабинки раскачивает над плотиной? В данный момент практически нет раскачки.

Кроме электронного контроля, службы ежедневно производят визуальный осмотр состояния опор и остальных объектов канатной дороги.

VOX: Кабины движутся с определенной скоростью, или она может меняться?

— В данный момент скорость движения — 4 метра в секунду. Можно увеличить скорость до 6 метров в секунду. Если туристов больше, мы ускоряем. Но скорость можно увеличить только на верхней станции.

VOX: Что происходит, когда отключают электричество?

— У нас есть автономный дизельный двигатель, который находится на верхней станции. Мы его запускаем, разгружаем дорогу от пассажиров и ждем подачи электричества.

VOX: Надежность троса вызывает уверенность?

— За трос можно не переживать. Трос очень надежный, и у нас имеется десятикратный его запас.

Первые соревнования по горнолыжному спорту на склонах «Шымбулака» состоялись в далеком 1950 году. Тогда на подъем в гору до точки старта спортсмены-первопроходцы тратили 3 часа. А спуск на лыжах занимал всего 15 минут. Сегодня путь от катка «Медеу» до самой высшей точки курорта — Талгарского перевала — можно преодолеть меньше чем за 40 минут.

VOX: Часто ли бывают остановки канатной дороги?

— На горнолыжных курортах остановки канатных дорог бывают всегда, это нормальное явление. Кратковременные остановки могут происходить из-за пассажиров, у которых что-то случилось во время посадки-высадки. Или из-за предметов, препятствующих закрытию дверей.

Причиной глобальной остановки могут быть гроза и шквальный ветер. При этом пассажиры не остаются «висеть» в вагончиках: мы отсекаем пассажиропоток, доставляем людей к месту назначения, и потом закрываем канатку на время, пока опасность не перестанет угрожать ее работе.


Каток «Медеу»
Каток «Медеу»

VOX: Насколько опасен перегруз кабины?

— Грузоподъемность кабины — 640 килограммов, она вмещает до 8 человек. Во время международных зимних мероприятий, различных альпиниад бывает очень много людей, но мы строго следим за работой системы. Регулируем наполняемость кабин, чтобы не было перегруза.

Гондола канатной дороги уносит нас на станцию «Шымбулак», оставляя позади каток «Медеу», селезащитную плотину, поваленные ураганом стволы вековых елей на скалистых склонах. И город, утонувший в пелене густого смога.

Строительство современной гондольной дороги «Медеу» — «Шымбулак» началось в июле 2007 года в рамках подготовки к Азиатским играм 2011 года. Для осуществления проекта была привлечена австрийская компания Doppelmayr.

В октябре 2010 года новая канатная дорога заработала в тестовом режиме.


Канатная дорога «Медеу» — «Шымбулак»
Канатная дорога «Медеу» — «Шымбулак»

Канатные дороги Doppelmayr считаются одним из самых безопасных видов транспорта в мире. При условии соблюдения сроков профилактических работ аварийные ситуации сводятся к минимуму.

Все подъемники регулярно проходят техническое обслуживание: проверяются и тестируются все сооружения и системы (тросы, опоры, тормоза, приводные механизмы). Как правило, это происходит весной и осенью — перед открытием горнолыжного сезона. Кроме того, существуют еженедельные и ежедневные контрольные проверки.

В этом году в течение месяца проходил один из уникальных процессов обслуживания канатной дороги — техническое обслуживание роликовых балансиров опор. Уникальность этих работ обусловлена сложностью их демонтажа с опор и монтажа, который происходит с помощью вертолета. Для выполнения работ были привлечены специалисты от производителя канатной дороги, двухвинтовой вертолет Ка-32, лучший казахстанский экипаж с соответствующим допуском к таким работам, а также их коллеги из России.

Тем не менее, несмотря на жесткий регламент по эксплуатации канатных дорог, нештатные ситуации всё же случаются. Здесь нельзя исключить пресловутый человеческий фактор, как в случае с «взбесившейся» канаткой в Гудаури.

Вагончик подъезжает к станции «Шымбулак», расположенной на высоте 2 260 метров над уровнем моря. Путь от станции «Медеу» занял 18 минут.

Станция «Шымбулак» — приводная. Здесь установлено дополнительное оборудование — дизельный двигатель на случай аварийного отключения электричества.


Людмила Ершова
Людмила Ершова

У турникетов нас встречает привлекательная улыбчивая женщина, контролер канатных дорог Людмила Ершова.

— Наше рабочее место — турникеты. Они закрываются на ночь, утром мы их открываем, о чем делаем соответствующую запись в журнале. Наша задача — следить за порядком во время прохождения турникетов, помогать гостям.

Рабочий день у контролеров, как и у всех «канатчиков», начинается в 07:30, а заканчивается в 18:00. Когда есть вечерние катания, три раза в неделю, мы работаем до 12 ночи. График у нас скользящий: 2 дня через 3. Мы с девочками-коллегами меняемся местами, чтобы не стоять всегда на одной станции, чтобы было разнообразие в работе. 

VOX: Не холодно весь день стоять на улице?

— Нет, не холодно, мы можем зайти в помещение погреться. Я работаю тут 3 года. Работа очень нравится. Приходишь, как в театр. Здесь всегда позитивно, много красивых интересных людей. Кроме того, это же горы, чистый воздух. Я как пришла сюда, так и не хочу больше в город спускаться. Я приросла к горам, ощущаю себя так, будто всегда должна была здесь быть. 

VOX: Людмила, какие нештатные ситуации случались с гостями при посадке или высадке?

— Сверхъестественного — ничего. Всё спокойно, без неприятных случаев.

В кабину свободно помещается инвалидная коляска и даже двойная детская коляска. На нижней станции такую кабину отмечают на мониторе, информацию нам передают по рации, и мы ее встречаем. Для людей с ограниченными возможностями мы специально приостанавливаем движение и помогаем выйти из кабины.

Чтобы подняться выше, мы должны сделать переход на канатную дорогу «Комби-1». Комбинированная канатная дорога сочетает в себе преимущества гондольной и кресельной.

Нижняя станция «Комби-1» — обводная.

Высота верхней станции «Комби-1» — или, как ее называют, middle station — 2 860 метров над уровнем моря. Это приводная станция с гаражом для вагончиков.

Операторы этой станции также контролируют работу подъемника и следят за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.

Максимальная скорость на этой линии — 5 метров в секунду. Время в пути — 7–8 минут


Жасулан Омарбаев
Жасулан Омарбаев

Жасулан Омарбаев, оператор канатной дороги: 

— В 09:00 мы поднимаем персонал на верхнюю станцую и делаем осмотр кабин и остальных систем. В 10:00 запускаем канатку для гостей.

Канатная дорога «Комби-1» заканчивает свою работу в 17:00. В дни вечерних катаний с 17:00 до 19:00 производится технический перерыв. В 23:00 канатка закрывается для гостей.

В это время в последнем вагоне приезжают наши ребята с перевала, а спасатели проверяют склон. Потом мы все садимся, переводим систему на нижнее управление и спускаемся сами. Последними.

VOX: Бывают случаи, когда приходится принудительно останавливать канатную дорогу?

— Мы следим за тем, чтобы при высадке пассажиры не пострадали. Бывает, что лыжники или сноубордисты падают: они же все говорят, что умеют пользоваться кресельным подъемником, но многие новички не умеют.

VOX: Случается, что человек вставил лыжи или сноуборд во внешний отсек кабины, а сам не успел войти или вышел, а лыжи уехали?

— Да, такое происходит. Мы также отмечаем эту кабину, передаем по рации. Оператор на следующей станции снимает лыжи или сноуборд и передает владельцу. В кабинах часто забывают перчатки, лыжные палки, сумки, телефоны. Все забытые или потерянные вещи относят в инфоцентр, расположенный на «Шымбулаке».

VOX: Вам нравится ваша работа?

— Да, нравится. Интересно за людьми наблюдать. Иногда такие чудики попадаются.

Мы переходим на станцию канатной дороги «Комби-2», и через 5 минут вагончик привозит нас на конечную — «Талгарский перевал», или «3 200».


Талгарский перевал
Талгарский перевал

Отсюда нашему взору открываются завораживающие виды: ледник Богдановича, ущелье Левый Талгар, Чертово ущелье, пики Нурсултан, Металлург, Чкалова, Физкультурник, Школьник, Эдельвейс, Абая, Шымбулак, а также высочайшая вершина Заилийского Алатау — пик Талгар.


Пик Шымбулак
Пик Шымбулак

Офис с видом на горы в какой-нибудь стеклянной высотке — это ли не мечта многих? А если офис выше облаков и окружен живописными горами? Если вместо скоростного лифта — гондола канатной дороги, а вместо кондиционеров и искусственных освежителей воздуха — настоящий горный воздух? Как вам такое рабочее место?


Олег Косенко
Олег Косенко

Олег Косенко, оператор канатных дорог:

— Это обводная станция. Здесь гондолы и кресла разворачиваются и едут назад — вниз.

Справа от станции расположен гараж, куда вагончики заезжают на ночь, там же и ремонтная зона. На «Комби-1» и «Комби-2» гаражи расположены на верхних станциях, а на «Шымбулаке» и «Медеу» — на обеих, потому что там вагончиков больше и в один гараж они не помещаются.

— Наш рабочий день начинается с осмотра всех агрегатов и узлов, очистки от снега обводного колеса и рельса, по которому кабины заезжают в гараж.

VOX: С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

— Люди разные попадаются, бывают неадекватные. Случается, что кидаются на нас с кулаками, и к каждому нужно уметь найти подход.

Конфликты часто случаются из-за того, что в кабинке хотят ехать только семьей или вдвоем, а кабина рассчитана на 8 человек. Создается очередь, люди начинают ругаться. Но последние несколько лет у нас работает снежный патруль: хулиганов на склонах стало меньше. 

— Конечно, оператору канатки «Комби» приходится сталкиваться с туристами, которые не умеют правильно пользоваться кресельным подъемником. В креслах можно подниматься только с пристегнутыми лыжами и бордами. Обратно в креслах спускаться нельзя. Пешие туристы поднимаются только в гондолах.

Но есть такие люди, которые приезжают на «Шымбулак» только ради того, чтобы прокатиться в кресле. Они специально берут в прокате лыжи, ботинки, а сами ни стоять не могут на лыжах, ни высадиться из кресла правильно. Они и на посадке падают, и здесь падают. Из-за них приходится останавливать дорогу.

VOX: Какой график работы у операторов верхней станции?

— Мы не находимся постоянно на одной станции. Оператор должен уметь управлять всеми видами подъемников, какие есть на курорте. «Комби-2» заканчивает свою работу раньше остальных — в 16:30.

У операторов пятидневка, только вот выходные дни — среди недели, так как в субботу, воскресенье и праздники гостей очень много.

Каждый день канатку обслуживают 11 сотрудников, а в выходные и праздники мы выходим полным составом — 14 человек.

VOX: В летнее время пассажиропоток канатной дороги снижается?

— Летом тоже много гостей. В будние дни на перевал поднимаются минимум 2 000 человек в день. Для сравнения: 15 ноября, в день открытия горнолыжного сезона, на перевале побывало более 3 000 гостей. Но, несмотря на такую нагрузку и ответственность, я люблю свою работу. Здесь красиво и чистый воздух. Какой офис может сравниться с этим? Я работаю здесь шестой год и ничего менять не собираюсь. 

VOX: А сами на лыжах катаетесь? Есть возможность?

— Да, конечно, есть возможность, в выходные дни и катаемся.


Дорогие читатели! Если однажды вы застрянете между небом и скалами в гондоле канатной дороги, как это случилось со мной (почему и родился этот репортаж), не стоит сразу паниковать и звонить во все экстренные службы города. Обслуживающий персонал и сам прекрасно знает, что остановилась канатная дорога, и что на ней остались пассажиры. Не волнуйтесь: меры по возобновлению работы канатки и вызволению вас из воздушного плена в ту же секунду начинаются полным ходом — можете не сомневаться! Сохраняйте спокойствие и любуйтесь прекрасными видами с высоты птичьего полета. Застрять в вагончике канатной дороги гораздо менее опасно, чем застрять в лифте городской высотки.


Материал является интеллектуальной собственностью ТОО «Vox Populi» и защищен законом РК об авторском праве. При его публикации для соблюдения закона необходимо установить видимую и активную гиперссылку на адрес материала на сайте www.voxpopuli.kz.

Все фото- и видеорепортажи редакции вы также можете оперативно получать в Telegram: https://t.me/Voxpopulikz.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко