...а девушки потом!


На военную площадку Алматинского международного аэропорта мы попали в разгар рабочего дня. Технический персонал эскадрильи проводил достаточно сложную операцию по балансировке воздушных винтов военно-транспортного грузовика С-295.

Любопытно, что балансировка столь непростого агрегата по схеме очень напоминает действия автомехаников при «переобувке» автомобиля — тут так же используются специальные грузики, которые навешиваются на крепление лопасти винта к ротору двигателя. Это делается для того, чтобы устранить вибрацию.

На С-295 установлены два турбовинтовых двигателя PW127G канадского подразделения компании Pratt Whitney, мощностью кВт 2 х 1975. Винты на 90% состоят из композитного материала на основе углепластика.

Ремонт внеплановый и проводится по просьбе экипажа самолета, который пожаловался на сильную вибрацию при запуске двигателей.

Сегодня в авиапарке эскадрильи имеются 4 транспортника САSA C-295 производства европейского концерна Airbus Military. В этом году ожидается прибытие еще двух «масловых» бортов с авиазавода в испанской Севилье.

Впервые С-295 появились в Казахстане 4 года назад по программе перевооружения казахстанских СВО. Эти современные самолеты должны полностью заменить старые советские транспортники Ан-26, которые уже практически полностью выработали ресурс. Всю подготовку летчики и технический персонал по контракту с Airbus Military проходят в Испании. Легкий и средний ремонт наши военные специалисты могут без особых проблем осуществлять по месту фактического нахождения самолета.

Сегодня С-295 — это «рабочая лошадка» казахстанских ВВС. Самолет эксплуатируется очень активно и в широком диапазоне задач.

Поэтому и требования к его техническому состоянию предъявляются высокие.

Старичок Ан-12ПБ — единственная подобная машина, которая осталась на вооружении ВВС Казахстана. Это почти раритет. Но исправно работает после капитального ремонта и своевременного техобслуживания. За свою долгую «карьеру» самолет перевез тысячи тонн всевозможных военных грузов.

Еще в военно-транспортной эскадрилье есть два грузовика Ан-26 и пара Ан-72. Эти самолеты советского производства прошли капитальный ремонт и продление ресурса.

Старший техник капитан Назар Аширалиев проверяет оборудование кабины Ан-72.

«Ежегодно в Казахстане проводится более сотни оперативных проверок и войсковых учений, максимально приближенных к условиям вероятной современной войны», — заявил президент Нурсултан Назарабаев накануне Дня защитника Отечества. Нетрудно догадаться, какая нагрузка при этом ложится на военно-транспортную авиацию, которая обеспечивает подготовку и проведение всех этих мероприятий.

Эскадрилья летает часто, а учитывая казахстанские расстояния — по многу часов, имея относительно небольшой технический парк.

И главная заслуга в этом принадлежит инженерно-техническому персоналу.

Тем временем инженерно-техническая группа завершила работу с двигателями С-295. Теперь надо их проверить в работе.

Главное — собрать все мелкие инструменты в специальный ЗИП и ничего не забыть возле самолета.

Использование смартфонов в части запрещено!

Перед запуском двигателей винты немного проворачивают, чтобы еще раз убедиться, что все стоит на своих местах.

Затем технический персонал поднимается на борт и закрывает двери. И тут вновь прослеживается аналогия с автосервисом: cамолет подключен к специальному компьютеру, измеряющему параметры работы силовой установки. Это очень напоминает компьютерную диагностику авто.

Жарас Утеков
старший инженер отдела ИАО (инженерно-авиационного обеспечения), майор
VOX: Жарас, что происходит?
— В данный момент мы выполняли операцию по балансировке лопастей воздушных винтов. Это был внеплановый ремонт по просьбе летчиков: было замечание — большая вибрация при запуске двигателей и при рулении самолета. Возникла необходимость выполнить данную операцию. У нас есть современные КПА (контрольно-проверочная аппаратура), инструменты. Далее мы проверим другие самолеты, чтобы не допустить подобной неисправности.
VOX: Как часто такое бывает?
— Вибрация для авиадвигателя — довольно опасная вещь. Если на нее не обращать внимания, то рано или поздно на раме, лопастях — там, где они крепятся к валу — могут появиться микротрещины. Это равносильно выходу двигателя из строя. Поэтому мы периодически проверяем все самолеты на предмет подобных отклонений.
VOX: У меня ассоциация с автосервисом.
— Да, точно! Очень похоже на сложную диагностику автомобиля. В принципе, современные автомобили — тоже весьма непростые агрегаты, и чтобы им поставить диагноз, надо немало поработать. Здесь же мы забивали на лопасти грузики и на разных режимах производили газовку двигателей. При оборотах 80–90% компьютер показывает наличие вибрации и выдает резюме: с каких позиций грузики необходимо убрать и на какие позиции поставить. Специальный принтер выдал результат на бумаге для дальнейшей подшивки в документацию на этот самолет.

Борттехник снаружи следит за работой двигателей.

Газовка производится на разных режимах.

Минут через 10, находясь рядом с самолетом, я уже ничего не слышал — высокочасточный шум турбин забил все.
Первым в Казахстане С-295 освоил военный летчик-ас Рустем Тлеумагамбетов. На снимках в галерее ниже он в компании Мануэля Регуэро, испанского летчика-испытателя Airbus Military.
В полетах, которые проводятся в темное время суток, применяются специальные очки ночного видения:

Калел Омирсериков
заместитель командира в/ч 53975 по инженерно-авиационному обеспечению, полковник
— Наша повседневная работа — это подготовка авиационной техники. Самолет, как и любое другое транспортное средство, склонен к отказам и разным недостаткам. Мы получили С-295 всего четыре года назад. Это небольшой срок. Поэтому в начальной стадии эксплуатации у нас значительное количество неисправностей. Со временем — где-то к 5-му году эксплуатации — неисправностей будет меньше, и далее эксплуатация пойдет попроще. Ближе к 10 годам у самолетов этого типа завершается межремонтный ресурс — обычно опять начинаются отказы. Это примерно как у автомобиля: сначала надо обкатать, потом некоторое время можно ездить без проблем, а затем ремонтировать необходимо все чаще.

Интерфейс С-295 полностью цифровой.

Показатели по правому винту в норме. С левым еще надо повозиться.

В общей сложности на устранение вибрации ушло 2 дня.

Грузовая кабина «испанца» выглядит довольно оптимистично, даже нарядно.

Красный цвет — признак аномалии.

Производственное совещание.

Азамат Молдахметов
командир авиационной эскадрильи в/ч 53975, майор
VOX: Азамат, какова структура вашей части?
— Наша часть объединяет военно-транспортную авиацию и армейскую вертолетную авиацию. Наша задача — перевозка войск, боевой техники и различных военных грузов в интересах министерства обороны. Авиационный парк состоит из самолетов Ан-12, Ан-26, Ан-72 и современных С-295 производства Airbus Military. В данный момент у нас 4 самолета С-295. В этом году придут еще 2 с авиазавода в испанской Севилье. Летный и технический персонал проходят подготовку в Испании, в данный момент у нас находятся испанские летчики-инструкторы. Обучают четырех наших пилотов. Основная программа подготовки — в Испании, в Севилье. Затем мы обучаем летчиков здесь, по нашей программе.
VOX: Cколько людей подготовлено?
— На все четыре самолета подготовлены экипажи — основной и резервный. Экипаж С-295 состоит из 4 человек: командир, помощник командира экипажа, бортинженер и бортмеханик. На Ан-72 такой же состав экипажа. На Ан-12 экипаж больший по численности: командир, помощник командира, бортинженер, радист, штурман и бортмеханик. Это еще советская схема. Экипаж — 6 человек.
VOX: Airbus Military производит технику по стандартам НАТО. Как они стыкуются с нашими принципами боевой подготовки?
— Да, это стандарт НАТО. Мы изменили некоторые наши руководящие документы. У армейской авиации тоже есть такая техника — это вертолеты Eurocopter EC 145 и американский UH-1.
VOX: Летать много приходится?
— Летаем часто и много. Особенно в последнее время. Недавно закончились учения «Каратау–2016». Мы обеспечивали перевозку личного состава и грузов для аэромобильных войск. Сопровождали истребительную авиацию — перевозили их имущество. Бывают случаи, когда мы работаем как санитарная авиация. Чаще всего перевозим больных военнослужащих. Недавно перевозили такого военнослужащего из Аягуза в алматинский госпиталь.
VOX: А сложные задачи?
— Из сложных задач — десантирование военнослужащих аэромобильных войск парашютным способом.
VOX: C другими силовыми ведомствами сотрудничаете?
— Мы обучаем летный состав Национальной гвардии, пограничной службы КНБ.
VOX: В начале июня у нас пройдет международная выставка вооружений и военной техники KADEX–2016. Готовитесь к ней?
— Наша эскадрилья будет непосредственным участником предстоящей выставки KADEX–2016. Нам поставлена задача по перевозке всего военного имущества, которое будет задействовано в экспозиции. Будем использовать С-295 и Ан-72.
В ближайшие годы будет обновлено не менее 70 процентов всех видов оружия и техники, а по отдельным категориям — до 100 процентов.
Н. Назарбаев
И еще пара штрихов к портрету. Как уже было сказано выше, транспортная авиация у нас совмещена с армейской. Военно-транспортные и боевые вертолеты базируются на военном аэродроме «Первомайский», также недалеко от Алматы. Объединенной частью командует опытнейший казахстанский военный летчик полковник Нурлан Байдуллаев. На вооружении армейской авиации стоят вертолеты Ми-8МТ, Ми-17B-5, пара старых американских Bell UH-1 Iroquois и два cамых больших из серийно производимых в мире Ми-26ТЗ, причем эти два борта — единственные из существующих в модификации топливозаправщика — наследие СССР. Военные Eurocopter EC145 совместно с французами собираются и базируются в Астане. В мае 2012 года заказано 20 вертолетов Eurocopter EC725, со сборкой в Казахстане. Наши военные вертолетчики также выполняют широкий спектр задач, в числе которых совместная работа с Комитетом по чрезвычайным ситуациям. Несколько раз они принимали участие в тушении лесных пожаров в горах Заилийского Алатау. В галерее ниже — снимки различных полетов армейской авиации РК.
Редакция Vox Populi благодарит командование Сил воздушной обороны РК за предоставленную возможность снять этот репортаж. Отдельное спасибо полковнику Е.М.Джумагалиеву.