Проект «Дорога»: Байконур – Аральск


До Аральска меня подбросил этот мужчина. Исатай – связист, ехал в Костанай для установки очередной антенны. По работе он объездил весь Казахстан и поделился впечатлениями о людях и менталитете:
– Говорят, что на западе Казахстана люди дикие, это не так, скорее, они прямолинейные и с ними проще вести дела, чем с южанами: если договариваешься о чем-то, то да – значит да! Нет – значит нет!

Аральск встретил меня вот такими пейзажами. Местные не без гордости говорят, что аральскую соль нашли даже на Северном полюсе!

Промышленное рыболовство возникло здесь в 1905 году, когда несколько российских купцов объединились и создали акционерное общество «Хива». Статус города поселок получил только в 1938-м. Расцвет Аральска пришелся на 70-е годы прошлого века. В 90-х годах город пришел в упадок. Сейчас здесь живут около 30 тысяч человек.

Простенькие дома, огороженные чем попало, пустые улицы, жара.

Скот гуляет без присмотра.

Рыбу все еще продолжают ловить, но поскольку море ушло на 60 км, рыбакам стало проблематично возить ее в город.



Бабушки на рынке продают в основном шубат и верблюжье молоко.

Это бывший порт, он находится в центре города. Когда-то здесь плавали корабли.

До того, как случилось обмеление, Аральское море было четвертым в мире по величине озером. Говорят, что оно уходило и раньше – на его дне нашли остатки деревьев, поселения и мавзолей Кердери. Море стало мелеть в 60-х годах из-за того, что воду рек, впадавших в него, забирали на орошение земель. В 1989-м оно разделилось на Малое Аральское море и Большое.

Буквально в пяти минутах от центра города – пустыня. Это дно Аральского моря. Сейчас здесь пасутся верблюды.



На месте бывшего городского пляжа импровизированная свалка.


Дети купаются в небольшом водоеме.



Здесь пытаются как-то занять детей и даже построили спортивный комплекс с бассейном и залами для занятия борьбой, но ребята предпочитают проводить время на улице.

В центре города я подошел к таксовавшим мужчинам, объяснил ситуацию, мол, я приехал, чтобы посмотреть на «кладбище кораблей». Один из водителей согласился за 3 часа показать все «достопримечательности» Аральска и попросил за это 3000 тенге. Он отвез меня на 200 метров в одну сторону, показал бывший пляж, бывший порт и верблюдов, которые были в 500 метрах. В итоге наше путешествие продлилось полтора часа или даже чуть меньше. Ехали мы очень медленно – дороги были плохие, да и водитель никуда особо не торопился. Он не свозил меня ни на ферму, где делают шубат, ни на «кладбище кораблей». Сказал, что у него легковая машина, а туда может проехать только «уазик». Я ответил, что меня не устраивает его подход к делу и за его работу я заплачу 1500 тенге. Он возмутился – мы договаривались изначально на 3000. Мы долго спорили, мне не хотелось отдавать деньги человеку, который не выполнил свои обещания. Чтобы не конфликтовать с чужим человеком в чужом городе, я отдал ему эти деньги и вдогонку сказал, что земля круглая и ему все эти гадости вернутся. А потом понял, что у этого человека и так жизнь хуже некуда, ведь он живет в Аральске.

Что до «кладбища кораблей», то мне сказали, что я должен заплатить 60 000 тенге за то, чтобы добраться туда. Таких денег у меня не было.

Мне показалось, что уровень жизни очень низкий, образованность людей очень слабая, из-за отсутствия работы многие буквально звереют и пытаются обмануть каждого встречного. История с таксистом совсем испортила мне настроение, и я, обиженный на все население Аральска, собрался выехать скорее в Актобе и добраться побыстрее до цивилизации. Но перед этим решил освежить горло и увидел вывеску «Разливое пиво».


Молодой человек, который был за барной стойкой, сначала заговорил со мной на английском, но когда я объяснил, что являюсь всего лишь фотографом из Алматы, он ответил мне на чистом русском, сказал, что очень любит знакомиться с интересными людьми и угостит меня освежающим пивом!

Бармена зовут Малик. Ему же принадлежит и само заведение. Он открыл этот бизнес в 2012-м и за год поднял его на локальном уровне в лидеры по продажам. Он показал мне свои фотографии с иностранцами, которые заходили в его «оазис», и говорил о том, что у казахов гостеприимство в крови. Я совсем растаял после такого приема, и мнение об Аральске у меня изменилось. Я понял, что нельзя судить обо всем регионе по одному человеку.



Когда я собрался ехать на трассу, мне попался таксист, который с рождения живет в Аральске, я разговорился с ним. Мужчина сказал, что меня пытались очень сильно обмануть, когда говорили, что море отошло на 120 км и что нужно заплатить 60 000 тенге за то, чтобы добраться до «кладбища кораблей». У него был знакомый водитель «уазика», который за 25 000 тенге согласился отвезти меня за 60 км в пустыню и показать то самое легендарное место.

Перед поездкой на «кладбище кораблей» я решил снять деньги с карточки. Вообще, я стараюсь использовать безналичный способ оплаты, так как с помощью карточки КАЗКОМа я получаю Go!-бонусы, которыми впоследствии могу расплачиваться у партнеров программы.

Я сел к этому водителю, и мы выдвинулись в путь. На часах было 18.00, но мы все же рискнули отправиться в путешествие.

Мы проезжали через реку, ехали по кочкам со скоростью почти 70 км в час, и «уазик» выдерживал все эти нагрузки!


Вода, которая попала на лобовое стекло, высохла, и остались соляные разводы, которые пришлось смывать пресной водой. Впервые я решил протестировать функции видеосъемки камеры Samsung NX 300.

Водитель Омиржан, который довез меня сюда, родился и вырос в Аральске. Основной его заработок – извоз туристов до Аральского моря. Он мастерски обходил кочки на дороге и хорошо чувствовал дорогу. Мне кажется, что с таким опытом он бы смог участвовать в ралли «Дакар».
Он совсем не говорил по-русски, и мы первые минут десять ехали в тишине, пока я не выругался на казахском на очередной кочке, и он засмеялся и спросил меня, понимаю ли я по-казахски. Потом мы разговорились, он сказал, что довольно часто в Аральск приезжают туристы и просят отвезти их к отступившему морю. Экологическая катастрофа стала достопримечательностью.


Мы долго тряслись по кочкам, объезжая камни и неровности на пути, и через полтора часа наконец прибыли на место. Ожидания мои совсем не оправдались, и я был очень разочарован увиденным. Распиленные и растасканные на металлолом корабли, а точнее то, что от них осталось, – это совсем не то, что рисовало мое воображение при словах «кладбище кораблей».




На многих обломках кораблей были недурные граффити.




О том, что здесь когда-то было море, напоминают ракушки, которые хрустят под ногами, когда идешь по земле.






Жара в Аральске жестокая, она словно выжигает кожу, и пыль, которая летает в воздухе, проникает буквально в каждую пору тела.


Нам удалось добраться и до моря.

Ничего особенного про него рассказать не могу. Море как море!

Такую красоту мне удалось передать с помощью беззеркальной камеры Samsung NX 300.

Перед тем как проехать здесь на «уазике», Омиржан проверяет, насколько глубоко в речке.


В режиме «мануал» я выставил выдержку на 30 секунд и максимально закрыл диафрагму, поставив камеру на рюкзак, и у меня хватило времени, чтобы нарисовать фонариком сердечко. После этого сразу же с фотоаппарата выложил фото в Instagram.



Омиржан довез меня до трассы, и я записал номер его телефона – уже темнело, и мы договорились, что, если мне не удастся поймать попутку, он отвезет меня обратно в Аральск. Он продиктовал номер на казахском языке, и, видимо, моя ошибка в распознавании цифр привела меня к очень экстремальному приключению, но об этом уже в следующем репортаже, который выйдет в эту субботу.

Карта пути. С выходом каждого репортажа мы будем отмечать на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. Вернуться в Алматы он должен 12 июля.
Продолжение репортажа читайте в субботу, 15 июня.
Виктор Магдеев в Twitter и Instagram, Вконтакте и Facebook.
Хештег проекта «Дорога» в Twitter – #voxtrip
Предыдущие репортажи:
Проект «Дорога»: Алматы – Тараз
Проект «Дорога»: Тараз – Шымкент