HISTORY Святослав Антонов 28 мая, 2018 12:00

Легенды Великой степи: Салы и сэри

Легенды Великой степи: Салы и сэри
Фото: Из свободного доступа в интернете
Степные менестрели, магические воины и исполнители первых казахских лирико-драматических произведений. Кем были эти творческие личности, которых боготворил степной народ и с которыми не могли не считаться даже правители?

Кайрат Жанабаев
Кайрат Жанабаев

Мы продолжаем беседовать с преподавателем КазНУ им. аль-Фараби, эпосоведом, писателем и переводчиком Кайратом Жанабаевым. В своем первом материале мы рассказывали о жырау.

Кто такие салы и сэри? Как зарождалось казахское национальное театрально-драматическое искусство?

Кочующие театральные и поэтические труппы производили настоящее культурное событие, шоу. Они имели огромное эстетическое влияние на жизнь кочевого общества. Об этом и многом другом нам рассказал Кайрат Жанабаев. Нижеприведенный текст сохранен в авторской редакции. 



Рисунок Ералы Оспанулы
Рисунок Ералы Оспанулы

Кто такие салы и сэри?

Устно-поэтическая культура и музыкально-словесное искусство казахского народа были очень древними. Они имели многотысячелетнюю историю. Момент зарождения искусства, всех его жанров, мы можем видеть еще в верхнем палеолите. Об основных носителях казахской кочевой устно-поэтической культуры: салах, сэри, жырау, акынах, баксы — писали такие исследователи, как А. Х. Маргулан, Е. Д. Турсунов, Е. Исмаилов, С. Муканов. Каждый из названных выше типов поэтической культуры был и носителем каких-либо специфических жанров, тесно связанных с социальными функциями.

Например, жырау стояли у истоков эпической культуры и находились в ханской ставке. Об этом пишет Е. Д. Турсунов. Они решали общеплеменные и государственные задачи. В древности они создавали оды в честь погибших героев, аруахов, то есть были основоположниками эпической героической традиции. Акыны же представляли собой народно-демократическое веяние и были, в основном, лириками. Они участвовали в айтысах от имени собственных родов. А салы и сэри были представителями музыкально-театрального искусства, кочуя по всем дальним и ближним родам и племенам, по всей территории Казахстана. В их творчестве присутствовали и эпос, и лирика, и драма, и даже мифологическое начало, так как они олицетворяли собой древний культ плодородия, вечно торжествующей любви, цветущей жизни и весны. Об этом явлении прекрасно повествует в романе-эпопее «Путь Абая» выдающийся казахский писатель М. О. Ауэзов, создавший полнокровный образ великого Биржан-сала. А баксы — это представители древней магии, степные гадатели, предсказатели, отчасти и лекари.

Е. Турсунов пишет также о балгерах, хорошо знавших свойства вещей, трав, камней, меда, дерева, металлов, огня, ядов. Они умели лечить и простых людей, и батыров, получивших раны или переломы во время битвы. Их знания целиком истекали из мифологии, религии и шаманского опыта предшественников-учителей. Эти баксы и балгеры имели глубокие и неразрывные связи с тенгрианством, с лунными и солнечными циклами, с движением и положением звезд, с поведением диких и домашних животных и птиц. Они целиком отвечали за правильность сакральной духовно-религиозной жизни в роду и племени.

В Новое время, с приходом капитализма и началом колонизации казахского края, с исторической арены сошли жырау, и, лишившись естественной социальной среды, вслед за ними исчезли салы и сэри. Но баксы, несмотря на преследования советской идеологии, всё еще активно функционировали вплоть до второй половины XX века. Быть может, они еще есть и сейчас в самых глухих местах казахской земли. Поэтому, несмотря на быстро меняющийся мир, сакральная древняя культура казахов очень живуча, как живучи в народной памяти демонологические мифы, сказки, легенды, рассказы. Только одних демонологических персонажей можно насчитать до 500!

Салы и сэри стоят у истоков актерского мастерства, драматического и циркового искусства. Они были поэтами-эксцентриками, то есть людьми, способными собрать вокруг себя всех одаренных и творческих молодых людей, юношей, девушек, обладающих разнообразными талантами.

Сами салы и сэри были искусны во многих жанрах: в цирковом искусстве, искусстве борцов, в ораторском и музыкально-исполнительском, в искусстве дрессировки коней. В отличие от творчества жырау и акынов, основным у салов было яркое и веселое театральное действие, забавное зрелище. Представления салов всегда были очень красочными. Они привлекали внимание огромного количества людей. Нечто подобное мы можем видеть и в индийской театрально-песенной культуре. Их объединяют яркие одежды, необычные и непривычные поступки и зажигательные танцы. В древности и средневековье это был настоящий казахский кочевой театр.

Если давать точное определение, то салы и сэри — народные актеры кочующего театра. Они посещали аул за аулом, давали яркие представления. Приезд такого театра во главе с салом — настоящее событие для аула, поэтому к такому приезду всегда готовились заблаговременно. Свита сала, самого богатого, состоятельного, могла доходить до 50 человек: юноши, певцы-сэри, циркачи, борцы, затейники, шутники-острословы, молодые и очень юные красивые девушки. Все они были нарядны, на высоких статных конях, все они были живым олицетворением весны, любви, молодости и торжествующей красоты. Об этом также поведал нам М. О. Ауэзов, кстати, первый поставивший в своем ауле театральную пьесу, и, быть может, последний, еще заставший это исчезающее могучее явление эстетической жизни кочевников. Кони салов были не только красиво украшены, но и хорошо обучены, грациозны и изящны. На голове их качался легкий и пышный султанчик из перьев филина, и хвост также был украшен такими же перьями. И кони, и их наряд, и сама свита, восседавшая на них, и их одежда, и музыкальные инструменты, и сам сал в яркой и броской одежде — всё это, безусловно, вызывало восторг народа и скрашивало порой нелегкую кочевую жизнь ее отдельных представителей.



Рисунок Ералы Оспанулы
Рисунок Ералы Оспанулы

Рок-звезды казахской степи

Между салами и сэри было много общего, но существовало определенное различие. Прежде всего, их отличал репертуар, специфика их поэтического творчества. Салы являлись зачинателями и выразителями легкого и веселого, праздничного комедийного и даже сатирического жанра. Они одевались броско, вызывающе, гораздо ярче сэри, и вели себя раскованно, эксцентрично. Если сал в процессе представления всё же и обижал хозяина юрты острой шуткой, то все им прощалось.

Сэри же были более сдержаны. И во внешнем облике, и в своем репертуаре. Достаточно сказать, что и жизнь, и творчество такого замечательного сэри, как Акан, нужно отнести к жанру трагедии и даже социальной драмы. Наиболее ярко это видно по его поэмам: «Кулагер» и «Сырымбет».


Кадр из фильма «Биржан-сал»
Кадр из фильма «Биржан-сал»

Сал восседал на великолепном белом коне, девушки стелили ему под ноги ковер с высоким мягким ворсом, потому что по голой земле сал никогда не ходил. Это считалось зазорным — ниже его достоинства. Ему отводили специальную богато прибранную юрту, где всегда был накрыт дастархан с самыми изысканными кушаньями. Всё это было также элементом своеобразного шоу. Если проводить параллель с современным миром искусства, то салы были сродни самым популярным современным рок- или поп-звездам. Они действительно словно жили в другой вселенной, неподвластной общественным законам и общепринятым нормам.


Биографические издания об Акане-сэри
Биографические издания об Акане-сэри

Роскошь всегда была свойственна салам. Они ею подчеркивали свой статус, свое особое избранничество. Так, например, их грудь могли в бою украшать яркие, блестящие на солнце серебряные доспехи, малопригодные в бою, ведь серебро, по сравнению с другими металлами, очень мягко.

Следует обратить особое внимание на одежду. Они носили шелковые или ситцевые одеяния самых ярких цветов или невероятно широкие штаны, в одну штанину которых могли поместиться два–три человека. Иногда за салами лентой на 3–4 метра тянулся шлейф из дорогой ткани. Высокие головные уборы, украшенные перьями птиц — обычно филинов, — какими могут украшать себя только женщины и дети. Всё это завораживало и привлекало внимание зрителей.

Приезд подобного кочевого театра становился для каждого племени незабываемым событием. В своих выступлениях салы и сэри исполняли как собственные произведения лирического, социального, сатирического или эротического содержания, так и эпические тексты, давно ставшие народными, передававшиеся из уст в уста. Вне зависимости от исполняемых ими произведений, само действие всегда сопровождалось яркими импровизациями. Сал мог обижаться или радоваться, гневаться или одаривать девушек дорогими подарками — всё это воспринималось как высший дар, кут — божье благословенье. 



Рисунок Ералы Оспанулы
Рисунок Ералы Оспанулы

Как жили салы?

Приезд и выступления салов, безусловно, накладывали на хозяев аула материальные затраты, но любой хозяин обязан был отблагодарить выступавших хорошим подарком. Так, в романе «Путь Абая» мать поэта, Улжан, прощаясь, дарит Биржан-салу слиток серебра с конское копыто. Разумеется, сами представления были бесплатными, потому что салы и их многочисленная свита — всегда долгожданный и дорогой праздник для аула. Источником богатства салов служили трофеи, добытые в войнах, а также вознаграждения за решения различных межродовых споров. Или просто очень ценные подарки.

Стать салом мог только очень обеспеченный человек, как правило, представитель степной аристократии. Для вступления в этот мужской военный союз необходимо было внести очень большой взнос. В качестве взноса часто выступали слитки золота, дорогое оружие, кони. Размер взноса служил своеобразным цензом. Все взносы поступали в своеобразный общий банк и впоследствии ровно распределялись между членами союза, являясь дополнительным источником их благосостояния. Но в свиту сала могли попасть и всегда стремились попасть и представители простого народа. Здесь главным критерием служило наличие артистических способностей, талантов, юность, молодость и красота. 

Звание сала не передавалось по наследству. Сыновей сала содержал весь аул, кормил и воспитывал до совершеннолетия на свои собственные средства. Их дальнейшая судьба целиком зависела от их личных качеств. Лишь некоторые из них, унаследовавшие от отца поэтический и драматический талант, могли рассчитывать на вступление в мужской боевой союз.

Интересно, что выступления салов и сэри нельзя было заказать или вызвать их в честь какого-то специального тоя. Они всегда приезжали сами, были своеобразным олицетворением весенней природы. Были носителями эстетики, индивидуализма, свободолюбия и свободомыслия, поэтому они уже в XIX веке, в век капитала и новых товарно-денежных отношений, всё меньше нравились власть имущим своим свободолюбивым и эксцентрическим поведением. Вот такое поведение и нрав сала Биржана приводит исследователь Е. Турсунов:

  Баласы Қожағұлдың Біржан салмын

  Адамға зияным жоқ жүрген жанмын.

  Адамға анау-мынау бас имеймін,

  Өзім сал, өзім сылқым, кімге зармын!

  Жасым бар жиырмада жасырмаймын.

  Басымнан дұшпан сөзін асырмаймын.

  Елімнің еркілеткен серісімін,

  Сен түгіл патшаға да бас үрмаймын!

  Я сын Кожагула, Биржан сал,

  Нет от меня никому вреда, я сам по себе.

  Не склоняю головы перед всяким человеком,

  Я — сал, я — красавец, от кого мне зависеть?

  Мне двадцать лет, не скрываю,

  Я не позволяю недругам повелевать мною.

  Я — сэри, баловень народа,

  Ни перед тобой, ни перед падишахом не склонюсь.



Творчество салов и сэри

До нашего времени дошла лишь небольшая часть произведений, исполняемых салами, но и они поражают своей эстетической красотой и совершенством, вольнолюбивой тематикой и глубиной острой философской мысли. Вот Биржан-сал, певец второй половины XIX века:

  Ақ тұйғын құс қолымда сырғақты ма?

  Басып-басып алайын ырғақтыма.

  Бозбала, саған айтар өсиетім:

  Жақын жар әлпештеген ардақты ма?

  Жанып тұрған жас өмір — алқызыл гүл.

  Сипаттауға қызығын жетпейді тіл.

  Жауқазын желбіреген жастық шақта

  Өмірдің мағынасына түсіне біл.

  На руке моей — не белый ли кречет?

  Подхлестну-ка я своего иноходца.

  Юноша, вот тебе мой совет:

  Держись поближе к любимым девушкам.

  Красным цветком горит молодость,

  Описать ее не хватает слов.

  В дни своей нежной молодости

  Умей понимать, в чем сок жизни.

У всех мировых народов есть театрально-музыкальные традиции. Салов и сэри можно сравнить с японскими и корейским народными певцами, европейскими менестрелями и русскими скоморохами. О