Путешествие Эльвира Абдусалямова 22 ноября, 2016 15:00

Путешествие: Волшебный Ватикан

Путешествие: Волшебный Ватикан
Фото: Ринна Ли
В это доброе понедельничное утро мы хотели бы рассказать вам еще об одном путешествии. На этот раз мы поделимся с вами снимками из самого маленького государства в мире, которое не похоже ни на одно другое. Это, конечно же, Ватикан.

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра

Собор Святого Петра — одна из главных достопримечательностей. Его еще называют сердцем католического мира. Величайшие художники эпохи Возрождения воздвигали его: Браманте, Микеланджело, Рафаэль и Бернини.

Поразительна вместимость базилики — 60 000 человек.

Сама же площадь, одноименная собору, вмещает до 400 000 человек. Площадь была сооружена по проекту итальянского архитектора и скульптора Джованни Бернини в середине XVII века. Ее обрамляют колоннады, которые в сочетании с собором образуют форму «ключа Святого Петра».

Египетский обелиск, расположенный в середине площади, был привезен из Гелиополя в Рим императором Калигулой в 37 году н. э. Это единственный из всех обелисков города, который простоял в неизменном виде вплоть до Ренессанса. Римляне средневековья даже полагали, что в металлическом шаре на самой вершине обелиска покоится прах Юлия Цезаря.

Именно в этом месте множество верующих собираются с целью послушать речь понтифика, главы католической церкви.

Но перенесемся внутрь Собора Святого Петра. Это огромный купол диаметром в 42 метра, который был сооружен по проекту самого Микеланджело.

Под куполом же находится большой и высокий 29-метровый киворий (балдахин). Киворий на четырех колоннах, на которых стоят статуи ангелов, поистине считается шедевром Бернини. Примечательно, что бронза для этого сооружения была взята из Пантеона. Папа Урбан VIII приказал разобрать конструкции, поддерживающие крышу бортика Пантеона, в пользу воздвижения здесь балдахина с бронзой.


«Оплакивание Христа»
«Оплакивание Христа»

«Оплакивание Христа» — это пьета, созданная руками Микеланджело, когда тому было всего 24 года. Французский кардинал Жан Билэр заказал скульптуру у мастера для своей гробницы.  

Интересно и то, что пьета — единственная работа Микеланджело, которую он подписал. К этому побудили скульптора споры людей об авторстве скульптуры. Копии «Оплакивания Христа» вы можете встретить во многих католических храмах по всему миру.

Пьета Микеланджело в XVIII веке была перенесена сюда, в одну из капелл Собора Святого Петра в Ватикане. Тогда были повреждены пальцы левой руки Мадонны, но это не самое страшное, что ожидало пьету. В 1972 году австралийский геолог Ласло Тот набросился на нее со скальным молотом. Он кричал о том, что является Христом. С тех пор, перенеся реставрацию, статуя поражает своей красотой за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. 

В Соборе Святого Петра покоятся все Папы. Вот и гробница Льва XII. Когда-то он пытался отказаться от престола, аргументируя это плохим здоровьем. Однако его избрали, на что Лев XII сказал кардиналам: «Вы избрали мертвеца».

Подняв голову вверх на фриз церкви, вы сможете увидеть мозаичную надпись со словами Христа на двух языках, латыни и греческом: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 

Копия картины Рафаэля Санти «Преображение Господне», которую молодой гений писал до 1520 года, до самой смерти.

Гробница Пия VIII, римского папы 1829–1830 гг. Работа Francesco Castiglioni, 1866.

Это вход в музеи Ватикана, комплекс музеев, расположенных на территории государства.

Ежедневно туристы стоят в очереди по три–четыре часа. Вход стоит 16 евро, однако если покупать билеты в интернете, стоить они будут 20 евро. Но в таком случае вам не придется стоять в очереди: вы сами выбираете удобное для вас время и входите в музеи без очереди.

Вокруг ходят гиды, предлагая групповые экскурсии, но отличной альтернативой им будет аудиогид, который позволяет быть свободным от тесных групп и ходить по залам столько времени, сколько вам хочется.


Двор сосновой шишки
Двор сосновой шишки

А это Двор сосновой шишки, или Двор пинии, также популярная достопримечательность Ватикана. Здесь расположены Апостольский и Бельведерский дворцы. Такое интересное название место получило из-за четырехметровой шишки, выполненной из бронзы. Кстати, отлита она была еще в I-II вв. н.э., о чем написано на основании. До 1608 года шишка украшала Марсово поле, однако позже была перенесена в Ватикан. Ее низ украшен барельефами с римскими атлетами. Сама шишка венчает фонтан, с двух сторон которого стоят павлины. Также там можно найти и скульптуры львов.

«Но почему шишка?» — спросите вы. Во многих культурах сосновая шишка — это древний символ источника жизни. Также она олицетворяет шишковидную железу, почитаемую как «третий глаз» и орган, который ответственен за связь божественного и человеческого начала. 


Галерея бюстов
Галерея бюстов

Здесь, в Галерее бюстов, сосредоточены собрание фресок эпохи Возрождения, бюсты античных богов и богинь, римских патрициев, мраморные портреты императоров и бюсты самых простых граждан.

Поражающая своей красотой фреска эпохи Ренессанса на потолке в музее Ватикана.

Это внутренний дворик дворца Бельведер, в котором находится музей Пио-Клементино.

Здесь, во внутреннем дворе музея Пио-Клементино, среди других ниш находится ниша Аполлона. Аполлон Бельведерский является одной из самых знаменитых статуй Ватикана. По сути это мраморная копия бронзового оригинала 130–140 гг. афинского скульптора Леохара. В коллекции музея Ватикана Аполлон находится с 1509 года. 

Статуя «Река Тигр», восстановленная в начале XVI века Джованни Анджело Монторсоли. Так же, как и Аполлон, «Река Тигр» украшает внутренний двор музея.

Еще одна ниша — ниша Лаокоона, I век н.э. Мраморная группа именуется «Лаокоон и сыновья» и вероятно находилась во дворце императора Тита на Палатине. В начале XVI века фрагменты группы были обнаружены в Риме на территории Золотого дома Нерона. Скульптуру реставрировал Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку.

Статуя Creugas (слева) и «Персей с головой медузы», начало XIX века. Эту скульптуру выполнил Антонио Канова по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинальную статую, которая была разрушена войсками Наполеона. Персей с головой медузы в руке изображен в шлеме Аида, сандалиях Гермеса и с мечом Гефеста в другой руке.

В Зале Муз музея Пио-Клементино потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка. На фресках можно различить Аполлона и Муз, а также величайших поэтов древности: Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто.

Здесь, в Зале Муз, среди других великолепных скульптур стоит статуя Антиноя (130-е гг.), фаворита императора Адриана. Антиной предстал в облике бога Диониса. Любовь императора к юноше была настолько крепка, что когда Антиной погиб, Адриан буквально обожествил того: в честь Антиноя основали город, строили храмы, даже назвали звезду его именем, не говоря уже о множестве скульптур.

Интересно, что в те времена однополая любовь не считалась пороком. Более того, ее воспевали древнегреческие поэты.

Рядом с Антиноем гордо стоит Геркулес, точнее, его позолоченная бронзовая статуя. В одной его руке дубина, в другой — шкура льва и яблоки из сада Гесперид. Примечательно, что статуя была найдена около театра Помпея в 1864 году. Очевидно, она была тщательно захоронена, а каменные плиты, что закрывали могилу, содержали надпись, в которой говорилось о том, что статуя была поражена молнией и захоронена на этом же месте.

Зал Ротонда был возведен по проекту Микеланджело в 1782 году. Купол его копирует пропорции купола Пантеона. Единственное отличие — купол Зала Ротонды застеклен. Помимо 18 статуй греческих богов и героев, здесь также установлена огромная порфировая чаша, которая ранее была в Золотом доме Нерона.

Еще один музей Ватикана — Григорианский Египетский музей. Он был открыт в 1839 году Григорием XVI, в честь которого и назван. Цель музея — собрать как можно больше египетских древностей в одном месте. Папа Пий VII заложил ядро коллекции, в которой сегодня хранятся произведения искусства Древнего Египта, скульптуры, статуи, саркофаги и мумии. Музей пополнился артефактами и предметами не только из частных коллекций, но и результатами археологических раскопок во время римской оккупации Египта до III века. 

Всего в музее насчитывается девять залов, которые оформлены в египетском стиле. Поразительно, но в числе музейных экспонатов, помимо колоссальных статуй, числится голова фараона Аменхотепа.


Галерея географических карт
Галерея географических карт

Галерея географических карт поражает своей монументальностью. Интересно, что на картах изображены не только географические данные, но и исторические события, памятники, морские чудовища, корабли, мифологические персонажи. Сам зал разделен на 17 частей, а карты расположены с севера на юг.

Стоит только оторвать восторженный взгляд от карт и поднять глаза вверх, как вас ожидает очередная волна эстетического удовольствия. Потолок зала украшен изображениями из жизни апостолов, пап, а также сценами из Ветхого Завета (24 сцены) и пейзажами, аллегориями и арабесками.

Также в Галерее карт находится папская тиара Григория XIII.

Зал Иммаколата, или Непорочного зачатия. Просторный зал расписан художником Франческо Подести в XIX веке в стиле старых фресок.

Роспись стен и потолков в этом зале была закончена в 1858 году.

Между залами сооружена такая спиральная лестница.

Наконец мы пришли к одному из самых востребованных помещений музеев Ватикана. Это, конечно же, станцы Рафаэля, которые представляют собой четыре помещения с фресками, расписанными Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1517 гг. Каждая из стен представляет собой законченную фресковую композицию. Перед вами последнее из четырех помещений.

Данная роспись посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет ее начинается с фрески «Видение Креста», в которой Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста узрел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Во время нашего пребывания в Ватикане в станцах Рафаэля проходили реставрационные работы, однако мы не могли не поделиться с вами одним из лучших произведений искусства эпохи Возрождения. Бесспорно, это «Афинская школа».

Завершающее место, куда целенаправленно идут все туристы без исключения — Сикстинская капелла. Поражающий сознание потолок Сикстинской капеллы и фреска на алтарной стене «Страшный суд», созданные руками Микеланджело, вытягивают вас из реального времени. Это невероятно, это волшебно, и это — правда. Здесь «Создание Адама», «Создание Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая» и огромное множество других фресок, которые мы все когда-то видели и прекрасно о них знаем, но здесь они реальны!

Мы были вынуждены взять фотографию из общего доступа в интернете, поскольку фотографировать в стенах Сикстинской капеллы строго запрещено. Более того, здесь должна соблюдаться полная тишина. Никаких звуков, гула, шепота — только абсолютная тишина.

Наш материал подошел к концу, и мы надеемся, что вы получили большое эстетическое удовольствие от просмотра достопримечательностей Ватикана. Приезжайте и оцените величие этого места вживую!

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000