Путешествие Григорий Беденко 20 декабря, 2015 08:00

Cтепные артефакты Кызылорды

Cтепные артефакты Кызылорды
Фото: Григорий Беденко
Как известно, туризм является самой уязвимой сферой человеческой деятельности во времена экономических и прочих мировых потрясений. Именно такой момент мы переживаем сейчас. Стремительно пикирующая национальная валюта, некая фантомная боль девяностых - противное чувство неуверенности большинства казахстанцев в завтрашнем дне, да и просто беспокойство за личную безопасность и благополучие своих близких в эпоху разгула терроризма в мире, заставляют многих наших сограждан отложить зарубежные путешествия до лучших времен. Но если попытаться взглянуть на все вышеперечисленные обстоятельства с позитивной стороны, то и в них можно найти некоторую пользу для себя. Казахстан – огромная страна, и мало кто из ее жителей может похвастаться, что знает ее целиком. А если попробовать узнать? Этим сложным вопросом озадачился наш корреспондент Григорий Беденко.

Я занимаюсь темой пилотируемой космонавтики и космодрома «Байконур» уже более 20-ти лет, и могу с уверенностью сказать, что с точки зрения профессиональной журналистики – это одно из самых интересных направлений.  Каждый запуск неповторим, а сам космодром обладает каким-то труднообъяснимым магнетизмом, который заставляет приезжать сюда вновь и вновь. Уверен, что любой человек, а особенно казахстанец, должен хотя бы раз в жизни увидеть подобное зрелище своими глазами.

Говоря о космодроме, нельзя не упомянуть о той удивительной земле, на которой он расположен. Это весьма удаленная от крупных казахстанских городов местность – Кармакчинский район Кызылординской области. 

До Астаны и Алматы отсюда более тысячи километров.

И здесь, совсем рядом с космодромом находится весьма интересный объект – Мемориальный комплекс «Коркыт-Ата».

В нем тоже есть что-то космическое. Здесь обязательно надо побывать, посещая «Байконур».

Комплекс построен в 1980-м году, и совсем недавно прошел масштабную реставрацию в преддверии EXPO-2017. На нее было затрачено 450 млн. тенге по старому курсу. Предполагается, что сюда, перед посещением космодрома, будут приезжать гости Всемирной экспозиции.

Легенда рассказывает что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степь — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. (ВИКИПЕДИЯ).

«Легенда о Коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что Коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» Ч.Валиханов

Авторы памятника  — архитектор Б. Ибраев и физик-акустик С. Исатаев.

Приблизительно в X—XI вв. на месте захоронения легендарного акына был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», что в простонародье означают — «Поющие трубы». Однако, бурная Сырдарья, которая постоянно меняла свое русло и уровень, смыла все сооружения. Воссозданы они были у же в наши времена.

Сегодня памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из гранита, высотой 8 метров, с раструбами в верхней части.

Каждая стела ориентирована по сторонам света.

В этой части, где сходятся раструбы, смонтирован орган из 40 металлических труб. При ветре, который здесь постоянно, орган издает звуки напоминающие звучание кобыза.

После реставрации памятник приобрел современный, хотя и несколько помпезный, вид.

Эта конструкция, напоминающая античные сооружения, тоже основана на акустических эффектах. Внутри очень интересное эхо.

Несколько раз наблюдал на мемориале россиян, работающих на космодроме, которым было весьма интересно знакомиться с местными достопримечательностями.

Мемориальный комплекс расположен очень удобно – рядом с автомобильной магистралью «Западная Европа-Западный Китай», и в 18-ти километрах от села Жосалы, где находится крупная железнодорожная станция. Добраться сюда не составляет особого труда.

Внутри памятник образует стрельчатый свод, покрывающий центральный символ-ось. Он украшен орнаментом «туйе-табан», символизирующем Желмая, верблюдицу Коркыта, которая обладала волшебной силой.

Здесь, по преданию, покоится супруга акына.

Предания о Коркыте встречаются не только у казахов, но и у народов южной огузской ветви – туркмен, азербайджанцев и турок.

Пирамида – символ вечности, встречающийся в разных уголках планеты, и в разных культурах.

После реконструкции рядом с мемориальным комплексом была сформирована так называемая зона комфортности.

Здесь был создан центр паломничества с достаточно хорошим для таких удаленных мест сервисом.

Построена большая мечеть, гостиница, ресторан. В принципе, туристы путешествующие на автомобиле могут остановиться здесь на ночь.

Космодром находится в 77-ми километрах от мемориального комплекса. Путешествующие на поезде могут сойти на станции «Торетам». При желании, осмотреть мемориальный комплекс великого тюркского акына и увидеть запуск ракеты можно втечение одного дня, если запуск дневной. Еще два дня уйдут на дорогу, если ехать сюда из Астаны, или Алматы на поезде.

Особый интерес представляет музей истории космонавтики, расположенный рядом с «Гагаринским стартом», откуда сегодня запускают пилотируемые корабли на МКС.

Музей весьма неплох, даже по столичным меркам.

Здесь собраны уникальные экспонаты, наличием которых позавидовали бы развлекательные центры в Тулузе и Хьюстоне.

За ветками карагачей спрятался советский шаттл «Буран».

Советский пилотируемый корабль «Союз», самая надежная и долговечная машина, пережившая все зарубежные аналоги.

А вот при виде этого артефакта я испытал настоящий культурный шок. Это ведь урна из компьютерного бестселлера Fallout 4, который вышел совсем недавно, и уже свел с ума добрую половину геймеров во всем мире. Лично я обменял эту игру на часы ночного безмятежного сна.

Космический корабль, застывший на постаменте, прекрасен!

«Буран» настолько огромен, что у него внутри устроили еще один миниатюрный музей. Глеб Евгеньевич Лозина-Лозинский, академик создавший этот корабль, наверное бы очень сильно удивился тому, какое применение его детищу в конце концов нашли.

А это контейнер, в котором перевозили ядерную боеголовку баллистической ракеты.

Собственно, этот «Буран» представляет собой не «боевой корабль», который летал в космос в 1988-м году, а так называемый, динамический макет. На нем отрабатывали поведение планера при полете в атмосфере.

Двигатель «РД-0120», который устанавливали на вторую ступень ракетоносителя «Энергия».

Советский многоразовый корабль просто поражает своими размерами. Он реально огромен!

К сожалению, летавший в космос экземпляр этой уникальной машины до наших дней не дожил. Он погиб под завалами во время обрушения кровли монтажно-испытательного корпуса на площадке №112. Эта трагедия произошла в мае 2002-го года.

Разгонный блок «ДМ», который используется при выводе на геостационарную орбиту больших спутников связи ракетоносителем «Протон».

В одном из залов музея. Макет исследовательского космического корабля «Фотон-М2». На нем в космосе проводятся эксперименты с животными и растениями.

А вот это очень интересный экспонат. Двигатель «НК-33» для ракеты «Н-1», которую планировалось применять в советских пилотируемых полетах на Луну. Двигатель разрабатывался в СНТК им.Н.Д.Кузнецова.

Любопытно, что сохранилось большое количество рабочих экземпляров этого двигателя. На сегодня -20. Часть их была продана в США. Там они используются на ракете Antares, частной компании Orbital Sciences Corporation. Другая часть осталась в России, и применяется на новой легкой модификации ракеты «Cоюз-2.1B».

План космодрома и родной брат первого в истории Спутника. Он был дублирующим, т.е. в случае неудачного пуска первого – в 1957-м году, должен был полететь вторым.

«Буран» изнутри. В кабину можно подняться по специальной лестнице. Именно этот момент вызывает особый интерес и у взрослых, и у детей.

Главная приборная панель корабля.

Корабль внушителен даже в виде памятника.

А это милейшее создание тоже зовут Бураном. Музейный кот всегда рад гостям, и с удовольствием с ними общается.

Работницы музея специально завели кота, чтобы тот охотился на мышей. Здание расположено в голой степи, и экспонаты уже давно бы съели грызуны.

Автомобильная ретро-техника тоже очень впечатляет.

Ну вот, мы дождались и главного события нашего путешествия – запуска космического корабля на МКС. «Союз ТМА-19М» стартовал 15 декабря в 17 часов 03 минуты по местному времени.

Он доставил на Международную космическую станцию экипаж из трех человек:  россиянина Юрия Маленченко, американца Тимоти Копра, и англичанина, представителя ESA Тимоти Пика.

Запуск был очень красивый – чистое небо и заходящее солнце, эффектно подсветившее ракету, придали зрелищу особый колорит.

За пуском наблюдала большая группа казахстанских туристов, которых на космодром привезла компания «Туран-Экспресс».

Измерительный комплекс космодрома.

После пуска счастливые туристы идут к автобусам.

Роман  Ботабеков, генеральный директор пассажирской компании «Туран-Экспресс».

- VOX. Роман Бейдалиевич, как был организован столь специфический для нашей страны тур?

- Нам 9 лет. Мы самые первые частные перевозчики на рынке. Мы за 9 лет перевезли более 9-ти миллионов человек по Казахстану.  Мы первый частный перевозчик, который популяризирует свой, отечественный туризм. Мы организовали еще 2-3 года назад маршруты на Алаколь, это наш тоже поезд - «Туран-Экспресс», на Хоргос – тоже наш поезд. И сегодня историческое событие, можно сказать  - мы сделали туристический поезд на «Байконур». Он стартовал из Алматы, а сегодня мы посмотрели старт ракеты «Cоюз ТМА-19М» на Международную космическую станцию. Пассажиры нашего поезда – это около 100 туристов. Но, мы потенциально, можем перевезти 900 человек. Самый сложный момент – согласование списков туристов с Роскосмосом, разрешительные документы и пр. Потенциал нашей компании большой. Вообще, маршрут очень удобный – ночью спишь, днем здесь.

- VOX. Будут ли еще подобные туры?

- Это туристический продукт очень востребованный.  Причем, не только в Казахстане. У нас очень много иностранцев сегодня. Они все довольны.  Вообще, этот туристический поезд создан для наших школьников.  С ними есть бабушки, дедушки. Это здорово! Старт ракеты в странах бывшего Советского Союза обычный гражданин, турист  может  увидеть только на Байконуре. Мы будем работать и дальше над этим проектом.  Я думаю, он будет успешным, если навстречу пойдет администрация Байконура.

- VOX. Какова стоимость такого тура?

- Внешний туризм сейчас дорогой. А здесь мы за 100 долларов три дня – едем туда, обратно, трехразовое питание.  Но эмоции и полученные впечатления – несоизмеримы. Нам не страшен гололед, туман, дождь, дорожная полиция.

- VOX. Космодром – это комплекс режимных объектов. С кем вы договаривались?

- С российской стороны – это Роскосмос, ЦЭНКИ, еще ряд организаций, с которыми надо все согласовывать.  Главное неудобство – наши туристы должны за 55 дней сдавать документы на выдачу разрешения. Ну кто будет этим заморачиваться за 55 дней? Сейчас на уровне правительств двух стран обсуждается вариант ускоренного оформления разрешения, за 10 дней.  

- VOX. Желающих много было?

- Это не проблема!  Я вообще хотел отрезать лимит – очень много было желающих. Причем, мы особо и не афишировали нашу акцию.  Это пилотный проект.  У нас есть партнеры – туристические компании.  Поехали также туроператоры, которые хотят работать в этом направлении.

- VOX. Каковы перспективы?

- Вообще, у меня есть идея сделать большой железнодорожный круиз по Великому шелковому пути. Скоро у нас появятся вагоны повышенной комфортности, с душевыми и т.п. Останавливаться наши туристы по желанию смогут и в дорогих отелях.  Принцип будет такой – ночью едем, днем смотрим.  Запуск с Байконура – будет гвоздем программы.

- VOX. Когда будет следующий тур на космодром?

- Не хочу затягивать, продукт востребованный. В следующий раз, думаю, поедем в январе-феврале. Все зависит от графика запусков на Байконуре.  Не обязательно ведь смотреть запуски только пилотируемых ракет. Есть же еще легендарный «Протон», и другие ракеты. Хотя, в основном, конечно, запускают «Союзы» и «Протоны».  Другие типы ракет – не так часто. У нас около 100 вагонов. Можно в перспективе рассматривать варианты с более длительным пребыванием на космодроме, с проживанием туристов в городских гостиницах, и с посещением нескольких объектов. От этого и будет зависеть ценовой диапазон наших туров сюда.

«Люди в черном» покидают наблюдательную площадку после запуска.

А космодром остается ждать новых туристов.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000