Один день Святослав Антонов 21 июня, 2016 08:00

Один день с оперной певицей

Один день с оперной певицей
Фото: Тимур Батыршин
Блеск софитов, красивые костюмы, аплодисменты зрителей и букеты от поклонников — так большинство людей представляет себе жизнь оперных артистов. Мы провели один день с заслуженным деятелем РК, солисткой ГАТОБ имени Абая Жамилей Баспаковой и узнали, что жизнь оперного певца — это много часов труда и практически полное отсутствие свободного времени.

Мы встречаем Жамилю в супермаркете недалеко от ее дома. Перед тем как поехать в театр, ей нужно зайти в аптеку. По пути она осматривает бижутерию.

— Мне не всегда нравятся те украшения, которые выделяют нам для ролей в театре. Иногда какие-то аксессуары для своих костюмов я приобретаю сама. Для партии Виолетты, которую я буду сегодня исполнять, хорошо подошли бы украшения с крупным жемчугом, как у знаменитой оперной дивы XX века Марии Каллас. Некоторые известные артисты надевали на сцене собственные украшения. К примеру прославленная балерина Матильда Кшесинская танцевала в бриллиантах, которые ей дарили высокородные любовники из царской семьи.

В аптеке Жамиля покупает спрей для горла на основе морской воды и капли от насморка. Эти средства помогают ей поддерживать свой голос в рабочей форме.

— У нас в городе сухой климат, из-за которого пересыхают связки. Необходимо постоянно увлажнять голосовой аппарат. Я периодически посещаю врача-фониатора, который смазывает горло различными маслами. У многих профессиональных оперных артистов со временем появляются хронические заболевания дыхательной системы. Мы по многу часов работаем на сцене, на сквозняке, вдыхаем пыль и краску. Это все издержки профессии, с которыми приходится мириться.

Народные артисты и режиссеры старой школы говорили, что незадолго до премьеры нужно «впасть в обморок», лежать на постели и не разговаривать, не отвечая даже на телефонные звонки.

Жамиля говорит, что раньше оперные артисты за три дня до премьеры старались ничего не делать. Они отрешались от всего и отдыхали, сберегая для спектакля физическую и эмоциональную энергию.

— Народные артисты и режиссеры старой школы говорили, что незадолго до премьеры нужно «впасть в обморок», лежать на постели и не разговаривать, не отвечая даже на телефонные звонки. Если режиссеры и администрация театра перед премьерой видели артиста слоняющимся по улице, то можно было получить нагоняй. Конечно, с современным ритмом жизни так беречь свои силы уже нельзя. У артистов очень плотный график выступлений и репетиций.

При наличии свободного времени до работы Жамиля добирается пешком, хотя живет не так уж и близко к театру. Физические нагрузки помогают ей разогреть голос.

— Связки — это такая же мышца тела, как и все остальные. Я люблю фитнес и спортивную ходьбу. Когда времени мало, еду в театр на автобусе или ловлю такси. Своей машины у меня нет, но я и не вожу из-за плохого зрения. Многие молодые артисты сейчас живут в микрорайонах и ежедневно тратят несколько часов, чтобы просто доехать до работы.

Чтобы стать оперным артистом, конечно, нужны определенные голосовые характеристики и хороший музыкальный слух, но 99% того, что вы слышите со сцены — это труд вокалиста.


Распевка оперной певицы
Распевка оперной певицы

Через пару минут после приезда в театр артистка приступает к вокальным упражнениям. Она может часами распевать один небольшой отрывок своей партии, чтобы довести его до идеала.

— Вокал — это спорт. Артисты, как и спортсмены, подолгу тренируются, отрабатывая один и тот же элемент. Чтобы стать оперным артистом, конечно, нужны определенные голосовые характеристики и хороший музыкальный слух, но 99% того, что вы слышите со сцены — это труд вокалиста. Голос можно развить, и даже из маленького голоска можно «вырастить» мощный тенор или сопрано. Я сама до определенного возраста никогда не задумывалась о том, что у меня какой-то особенный голос.

Перед началом репетиции Жамиле Баспаковой нужно принять участие в пресс-конференции, посвященной сегодняшней премьере ГАТОБ — обновленной постановке оперы Джузеппе Верди «Травиата». Помимо исполнительницы главной партии, в ней также приняли участие директор театра Аскар Бурибаев, режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина, художник-постановщик Вячеслав Окунев, главный дирижер Нурлан Жарасов.

— Мы захотели обновить «Травиату», которая идет у нас уже много лет. Это абсолютно новый спектакль со своими костюмами, сценографией и своим прочтением музыки. Мы восстановили авторский текст и хоровые эпизоды. Вы увидите «Травиату» такой, какой ее создал автор. Это новое режиссерское видение и замечательная работа художника Вячеслава Окунева. Солистам удалось создать проникновенные образы. Стоит отметить, что театр сейчас посещает все больше зрителей. Происходит воскрешение оперы, причем не только у нас, но и во всем мире, — рассказал Аскар Бурибаев.


Ляйлим Имангазина
Ляйлим Имангазина

Режиссер постановки Ляйлим Имангазина отметила, что сейчас в оперном мире идет «перезагрузка». Чтобы привлечь в театр молодых зрителей, обращаются к экспериментальной и радикальной режиссуре. Герои классических опер переносятся в необычную обстановку и время. Такой была «Кармен», представленная театром в прошлом году. В этот раз Ляйлим решила обратиться к более классической версии оперы.

— Благодаря «Кармен» нам удалось привлечь в театр молодого зрителя, но теперь нужно его образовывать. «Травиату» переделывали много раз, но я просто хочу рассказать эту историю ясно и выразительно.

Наша героиня также ответила на вопросы журналистов. «Травиата» для нее знаковый спектакль. Именно с партии Виолетты (главная героиня оперы) почти 25 лет назад Жамиля начала свою карьеру.

— Мое новое прочтение этого образа складывается, исходя из жизненного опыта. Когда начинала петь эту партию, я только закончила консерваторию. Тогда у меня были совершенно другие задачи. Сейчас в моей роли больше художественного исполнения, прочтения, понимания. Это глубокие человеческие качества, которых сейчас не хватает в современном мире. Настолько мы сейчас крутимся как белки в колесе, что в театре хочется увидеть такие человеческие чувства, как любовь, радость, ревность, потеря, расставание. В моем исполнении они сейчас будут звучать более выпукло.

После пресс-конференции сразу же начинается репетиция. Репетиции новой постановки в театре проходят за месяц до премьеры. Сначала артисты учат партии и распеваются сами. Затем проводятся спевки партнеров по сцене и оркестра. В последнюю неделю, во время финальных прогонов, артисты облачаются в костюмы и исполняют свои партии целиком.

В детстве Жамиля никогда не хотела стать певицей. Однако уже с пяти–шести лет ее тянуло к театру. Вместе с сестрой они разыгрывали небольшие концерты и постановки. Первыми зрителями были соседские бабушки, сидящие на лавочках.

— Чтобы добиться стопроцентной наполняемости «зала», мы выступали в роли импресарио, зазывая публику. Помню, как собирали реквизит в шкафу у мамы. Тогда у нас было мало игрушек и развлечений. Это компенсировалось детским воображением, и мы представляли себя настоящими артистами. Затем я поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. Тогда, если кто-то во дворе начинал заниматься музыкой, все бежали покупать инструменты. Дети просили у родителей купить им фортепиано, а не новый iPhone. Многие, конечно, потом бросали это дело, но я осталась. В школьном хоре и в различных мероприятиях меня всегда просили выступить в качестве солистки. В юности мне очень нравились музыкальные фильмы, и особенно «Летучая мышь». Я видела себя опереточной певицей. Затем прошла отбор в музыкальное училище по классу вокала. Оперу впервые увидела лет в 17, когда приезжала к тете на Украину. Я посмотрела много спектаклей, но тогда они не произвели на меня такого глубокого впечатления.

В 1987-м Жамиля поступила в консерваторию по классу вокала. Ее преподавателем была известный педагог Сауле Курмангалиева, которая, в свою очередь, прошла московскую школу. При консерватории действовала оперная студия. Дирижировал студенческими постановками главный дирижер ГАТОБ Валерий Руттер. Помимо вокала, в консерватории будущим певцам преподавали актерское мастерство, знакомили их с историей музыки.

Чтобы соответствовать уровню народных артистов, выступавших в те годы в ГАТОБ, приходилось брать у концертмейстера по пять уроков в день, по 45 минут каждый. Дни и ночи я проводила в театре.

— Как я уже говорила вначале, мне хотелось петь в оперетте. В процессе обучения мы читали музыкальную литературу, слушали знаменитых певцов, приобщались к академической классике. Тогда я по-настоящему и полюбила оперу. Этот жанр искусства — как вирус. Если начинаешь им увлекаться, то втягиваешься с головой. В 1992 году, когда я пришла работать в оперный театр, мне сразу дали сложные солирующие партии. Это была Виолетта из «Травиаты» и Гульбаршин из оперы «Алпамыс». Такое решение принял худсовет театра. Дело в том, что в консерватории я очень упорно занималась. На госэкзамене исполнила не просто небольшие арии, а сложные полотна для профессиональных певцов. Это были партии Царицы ночи, Виолетты, Гульбаршин, романсы Рахманинова. Мой организм уже был готов к работе на сцене в течение нескольких часов. Чтобы соответствовать уровню народных артистов, выступавших в те годы в ГАТОБ, приходилось брать у концертмейстера по пять уроков в день, по 45 минут каждый. Дни и ночи я проводила в театре. Когда впервые вышла на сцену, волнения не было, так как все было доведено до автоматизма.

Параллельно с началом работы в ГАТОБ Жамиля проходила стажировку в Академии оперного искусства в итальянском городе Озимо.

— Театр помог мне с деньгами на перелет в Италию. Там я успешно сдала экзамен и получила грант от итальянского государства на бесплатное обучение вместе со стипендией. В академии мы учились полгода, а оставшиеся полгода я работала на сцене ГАТОБ. Моим преподавателем был профессор Марио Мелани. У него обучались вокалисты из разных стран мира. В те годы были трудности с получением визы, и после двух лет стажировки я, к своему сожалению, была вынуждена оставить учебу. В 1996 году театр закрылся на реконструкцию. Это было тяжелое время в финансовом плане, но я тогда жалела только о том, что театру не хватает денег на новые постановки. У меня был голод по партиям. Коллеги предлагали поехать работать в Москву, но там для жизни на первое время нужно было не меньше 1 000 долларов, а мы получали 80 долларов в месяц. Несмотря на все трудности, я радовалась жизни. Мне очень нравилось гулять по старому Алматы, от которого сейчас мало что осталось.


Примерка костюма
Примерка костюма

Во время финальных прогонов, так же, как и на спектакле, бывают антракты между действиями. В этот момент артисты меняют костюм. Всего по ходу «Травиаты» Жамиля должна сменить четыре разных наряда. Отдельные детали костюмов дорабатываются прямо во время репетиций.

— Мы надеваем костюмы, чтобы перед спектаклем увидеть, как они смотрятся на нас. Вместе с художниками можем по ходу дела что-нибудь доработать или перешить. К примеру, мне не очень нравятся цветы в волосах, подготовленные для этого костюма. К спектаклю их могут заменить.

Из зрительного зала за репетицией наблюдает режиссер-постановщик. Во время перерывов он дает артистам указания, поясняет их ошибки, обсуждает те или иные сцены постановки. Артист должен точно запомнить все свои действия во время спектакля. Режиссеру необходимо синхронизировать работу нескольких десятков человек. Отрабатываются даже такие мелочи, как порядок выхода на поклон под аплодисменты зрителей.


Помощник режиссера
Помощник режиссера

В работе режиссеру помогают помощники. Они наблюдают за репетицией из специальной будки. У них есть клавир оперы с нотами и либретто (стихи, которые поет артист). По нему они следят за ходом постановки. Через микрофон помощники могут вызывать на сцену артистов и технический персонал. Их голоса слышны во всех помещениях театра, но только не на сцене. Таким образом можно давать указания прямо во время спектакля.

Чтобы компенсировать потерю энергии, оперным артистам нужно хорошо и плотно питаться. Как говорил Энрике Карузо, высокие ноты нужно искать на дне тарелки.

После репетиции у артистки остается немного времени на обед и отдых. По словам Жамили, какой-то особой диеты у оперных артистов нет. Чтобы не портить голос, им нельзя курить и употреблять алкоголь.

— Чтобы компенсировать потерю энергии, оперным артистам нужно хорошо и плотно питаться. Как говорил Энрике Карузо, высокие ноты нужно искать на дне тарелки. Итальянские артисты перед выступлением иногда съедают огромную порцию спагетти. В эти дни очень жарко, и аппетита у меня совсем нет. Нахожусь на вынужденном голодании и вместо обеда выпиваю несколько чашек чая.


Нанесение грима
Нанесение грима

Жамиля уезжает домой, чтобы немного отдохнуть и накопить силы. За час до спектакля она снова приходит в театр. Начинается работа по нанесению грима.

В современной опере сложный жирный грим на вазелиновой основе зачастую заменяют макияжем. В этом случае гримеры пользуются обычными тенями, карандашами, тональным средством и пудрой.

— Примерно так же складывается ситуация с прической. Если волосы артиста позволяют, мы стараемся обойтись без париков, — рассказывает опытный гример Елена.

Конечно, косметика у артистов более яркая, чем в обычной жизни. Толщина грима также зависит от особенностей освещения сцены. По словам гримеров, в некоторых партиях без жирного грима все же не обойтись.

— Прическа и грим артиста — это предмет творчества гримеров. Зачастую художники не дают никаких точных указаний на этот счет. Мы подбираем что-нибудь подходящее под костюм и эпоху, в которой происходит действие оперы. Некоторые артисты сами придумывают прическу для своей героини и согласуют ее с художником и режиссером, — говорят гримеры.

После нанесения грима, примерно за 40 минут до начала, Жамиля выходит на сцену вместе с помощником режиссера и осветителем. Они еще раз объясняют ей, где именно в разные моменты спектакля будут находится световые пятна. Артисту очень важно запомнить это, чтобы не выпасть из сцены прямо перед зрителями.

Опытные солисты не испытывают волнения перед спектаклем. Некоторые из них даже погружаются в свои смартфоны всего за 10 минут до выхода на сцену.

За несколько минут до начала, когда зрители уже собрались в зале, артисты фотографируются в костюмах на память.


Первый акт «Травиаты»
Первый акт «Травиаты»

Занавес открывается, и перед зрителем предстает сцена веселья светской публики Парижа середины XIX века. По сюжету «Травиаты», героиня Жамили — Виолетта Валери, куртизанка, имеющая богатого спонсора. В нее влюбляется небогатый юноша Альфред. После его пылкого признания в чувствах Виолетта начинает испытывать взаимность. Однако отец главного героя требует прекратить их любовные отношения. Виолетта, зная о том, что больна туберкулезом, соглашается на его уговоры и под выдуманным предлогом отвергает любимого.

В «Травиате» есть много сложных арий и дуэтов для исполнительницы главной роли. Кажется, что Жамиля с легкостью берет самые высокие ноты. Зрители не догадываются о том, сколько часов репетиций стоит за этим.


Исполнение дуэта «Un dì, felice, eterea»
Исполнение дуэта «Un dì, felice, eterea»

Солисты исполняют несколько очень известных дуэтов, включая «Застольную арию» и «Un dì, felice, eterea» — признание главного героя в своей любви к Виолетте.

Конкуренция, в моем понимании, — это даже хорошо. Ты слушаешь, как поют другие артисты, замечаешь, в чем они хороши, а где у них есть недостатки. В свою очередь, изучая их опыт, стараешься улучшать свой уровень исполнения.


Исполнительница партии Флоры Оксана Давыденко
Исполнительница партии Флоры Оксана Давыденко

Жамиля говорит, что особого соперничества между артистами в театре нет. Есть здоровая конкуренция.

— Конкуренция, в моем понимании, — это даже хорошо. Ты слушаешь, как поют другие артисты, замечаешь, в чем они хороши, а где у них есть недостатки. В свою очередь, изучая их опыт, стараешься улучшать свой уровень исполнения. В большинстве случаев между партнерами по сцене складываются хорошие отношения. Нам важно найти взаимопонимание друг с другом, ведь без этого не получится сделать хорошую постановку.

По мнению артистки, для оперного певца, помимо голоса, очень важна хорошая память.

— В музыкальной школе нам приходится запоминать длинные произведения, и без хорошей памяти не обойтись. В конечном счете ты должен научится узнавать и воспроизводить музыку, не задумываясь, попадать в ноты. Это называется музыкальной памятью. Еще очень помогает знание языка, на котором ты исполняешь партию. Многие оперные артисты знают итальянский. Половину языка ты выучиваешь еще в музыкальном училище и консерватории, когда запоминаешь различные термины. Мне очень помог опыт жизни в Италии. Помимо итальянского, я немного знаю французский и английский. Большинство известных оперных артистов владеют минимум четырьмя языками.


Жамиля Баспакова
Жамиля Баспакова

— Я слушаю многих классических оперных исполнителей начала XX века. Артисты того времени умели петь бельканто (техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку). Сейчас эта техника почти исчезла. В молодости мне нравилась Антонина Нежданова. Сейчас из известных певиц я ориентируюсь на творчество Марии Каллас. Она была известна исполнением партии Виолетты. Кстати, голос оперного артиста с возрастом может меняться. В молодости мне определили его как лирико-колоратурное сопрано. Однако в Италии мне сказали, что со времен мой голос приобретет характер драматической колоратуры. Это значит, что тембр станет более густым и насыщенным, что позволяет исполнять более широкий репертуар.

Помимо работы в театре, Жамиля также преподает на полставки в консерватории. Работа отнимает практически все ее время. Утром и вечером она репетирует в театре, в обед принимает студентов. Помимо работы над новыми постановками, каждую неделю певице нужно исполнять партии в репертуарных спектаклях. График оперной артистки расписывается на полгода вперед.

— В период работы над новой постановкой театр превращается в твой дом, а коллектив — в семью. В свободное время хочется просто полежать и отдохнуть.


Сцена расставания Виолетты с любимым
Сцена расставания Виолетты с любимым

В новой постановке «Травиаты» очень сложная драматургия. Артистам нужно не только хорошо исполнить свою партию, но и вжиться в роль. У Жамили это достаточно неплохо получается. По ходу сюжета ее героиня переносит множество страданий и потрясений.


Антракт
Антракт

Во время антракта Жамиля успевает только поменять костюм и выпить чашку чая.

Певица погружается в молчаливую задумчивость, настраиваясь перед выходом на сцену в последнем акте.

В конце спектакля Жамиле нужно сыграть смерть главной героини так, чтобы тронуть сердца зрителей. В момент наивысшего напряжения, в самой последней арии перед уходом Виолетты из жизни на руках любимого, артистке удается довести зрителей до слез.

Занавес опускается, после чего следует выход артистов на поклон. Зал рукоплещет им в течение 10 минут.

Месяц работы над спектаклем заканчивается для артистов оглушительным успехом и множеством букетов от поклонников.

Сложив цветы в гримерке, Жамиля быстро покидает театр. У артистки нет сил, чтобы праздновать премьеру. Ей нужно отдохнуть перед покорением новых творческих высот.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000