Один день Амина Смакова 17 февраля, 2016 10:00

Один день из жизни водителя снегоуборочной машины

Один день из жизни водителя снегоуборочной машины
Фото: Илья Житников
Люди этой профессии заслуживают большого уважения. Хотя бы потому, что рано встают и ежедневно зимой выполняют монотонную, длительную и тяжелую работу. Vox Populi продолжает рубрику «Один день». На этот раз мы провели целый день вместе с водителем снегоуборочной машины. Именно благодаря таким людям мы ездим по чистым дорогам в морозные дни.

Государственное коммунальное предприятие
Государственное коммунальное предприятие

Съемка началась в семь утра. Тогда мы еще не знали, кто станет героем репортажа. К этому времени, вооруженные диктофоном и фотоаппаратом, мы приехали на территорию коммунального государственного предприятия Караганды. В этот день в городе был мороз и ветер.

Нас встретили и сообщили, что герой ждет в этой небольшой постройке. Здесь все работники собираются и получают указания, в каком районе будет производиться уборка снега и другие работы.

Водителя, с которым мы провели целый день, зовут Турсун Жумадилов. Ему 53 года, работает на этом предприятии уже около 16 лет. Мы поздоровались, познакомились и вместе пошли в раздевалку, чтобы посмотреть на спецовку Турсуна. На переодевание ушло всего пять минут: наш герой сменил только куртку.

В помещении, помимо комнаты, где хранятся вещи работников, есть также уборная и душевая.

Вместе с Турсуном мы быстро переместились диспетчерскую — комнату, где было совсем мало места. Работники ожидали, когда им дадут задания.

Наконец очередь дошла до нашего героя. Турсуну дали поручение убрать снег на мосту ДСК.

Получив указания по фронту работ, Турсун быстрым шагом отправился в гараж, чтобы подготовить машину к борьбе со снегом.


Гараж снегоуборочной техники
Гараж снегоуборочной техники

Остановиться и разговаривать с нами Турсун не мог — вопросы мы задавали на ходу.

— Работа не ждет, — извиняется водитель, — необходимо делать все быстро. Тем более, сегодня мороз: вдруг снег еще выпадет, а это лишние проблемы.

Наш герой живет в поселке Актас, который находится в 20 минутах езды от предприятия. В рабочие дни Турсун встает в 5:30, плотно завтракает и отправляется на смену.

— Завтрак — это главная еда за день, поэтому перед рабочим днем поесть надо хорошо: например, сегодня у меня был омлет, бутерброды и свежезаваренный чай с молоком. Обычно обед у нас с 12:00 до 13:00. Чаще мы обедаем в столовых, которые находятся неподалеку от территории уборки, но порой что-то приносим с собой.

Из гаража Турсун выехал на лаповой снегоуборочной машине.


Лаповая снегоуборочная машина
Лаповая снегоуборочная машина

Быть водителем большой машины не так уж просто: нужно управлять железными лапами, которые загребают снег. Наш герой работает в снегоуборочном деле уже давно, так что к сложностям привык.

После того как мужчина получил задание и путевку на выезд, он тут же отправился на заправку. За ним последовали и другие работники.

Пока остальные машины заправлялись, Турсун сделал небольшой перекур.

— Я за рулем давно. До нынешней работы трудился механизатором-водителем.

VOX: А когда мы начнем работу?

— Пока мои напарники не приедут, начинать не могу: нет смысла.

Наш герой оказался малоразговорчивым. Он все время проверял свою машину, включал и выключал двигатель.

Зимой порой бывают такие времена, когда вообще не присядешь. Особенно в бураны, снегопады. Вот тогда нам работы хватает.

Пока мы ждали напарников Турсуна, немного узнали о его жизни. Мужчина родился в Каркаралинске, женат. У него есть трое детей: два сына и дочь. Старшие уже подарили ему четырех внуков.

— Знаете, мои внуки иногда просят меня, чтобы я покатал их на своей большой машине (смеется).

Был один вопрос, который мы не могли не задать человеку, буквально оставляющему свое здоровье на дорогах города.

VOX: Вас устраивает работа? Может, вы хотите найти себе другое место?

— Дай Бог, я отсюда на пенсию уйду. Работа, конечно, несложная, но и не для ленивых: сутки отдыхаю, сутки работаю. Вы сами видели, в котором часу мы приходим. Зарплата меня тоже устраивает. Зимой порой бывают такие времена, когда вообще не присядешь. Особенно в бураны, снегопады. Вот тогда нам работы хватает.

— Помню, в прошлом году в декабре была сильная метель. В тот день я очень устал: пришел домой и прямо рухнул в кровать! Целый день разгребали сугробы на дорогах.

Пока мы беседовали, приехали напарники Турсуна, и началась уборка снега.

Снегоуборочная машина, КамАЗ и бригада работников должны очистить мост с обеих сторон.

— На мосту сложно работать. Во-первых, это не маленькая улица, а во-вторых, здесь движение почти никогда не прекращается.

С этого момента и началась беспрерывная работа для водителя снегоуборочной машины.

После того как прошелся грейдер, Турсун выехал на дорогу. А за ним подъехал КамАЗ, чтобы забирать собранный машиной снег.

Я считаю, что если человеку дали определенную работу, то он должен выполнять ее на совесть: либо качественно делать, либо вообще к этому не прикасаться. Меня с детства приучили к терпению. Вы знаете, в этой профессии мне оно помогает.

И так на протяжении всего рабочего дня. Турсун старается не упустить ни одного, даже самого маленького, заснеженного участка.


Уборка снега на дорогах Караганды
Уборка снега на дорогах Караганды

— Сейчас у нас много работы. Зима близится к концу, и нам просто необходимо расчищать территорию города от снега.

— Без помощников не обойтись нигде. Чтобы захватить больше снега и что-то не упустить, один из членов бригады постоянно работает лопатой. Я бы один не справился, — признается наш герой.

Таким образом снег с дорог перемещается в кузов КамАЗа.

Во время работы случились небольшие технические неполадки. Водителю пришлось выходить из кабины и устранять их. Турсун говорит, что такие неполадки — обычное дело.

Когда герой отправился дальше расчищать мост от снега, двигаться с ним вперед было уже нельзя. Во-первых, из-за движения, а во-вторых — из-за настроения людей. Тот, кто работал лопатой, смущался и очень не хотел попадать в кадр.


Грейдеры
Грейдеры

Без этих грейдеров уборка на дорогах невозможна. Они отвечают за разравнивание и перемещение снега.

Мы не стали продолжать съемки до самого конца рабочего дня. Наш герой был очень занят и извинялся за то, что не может уделить нам время — все-таки работа не ждет. Один этот мост можно расчищать целый день. По словам сослуживцев, Турсун работает на совесть. Машину в гараж не ставит, пока не соберет весь снег до последней крупинки.

— Я считаю, что если человеку дали определенную работу, то он должен выполнять ее на совесть: либо качественно делать, либо вообще к этому не прикасаться. Меня с детства приучили к терпению. Вы знаете, в этой профессии мне оно помогает. Снега много бывает, конца-края не видать, а убирать надо. Вот и приходится терпением запасаться. А если снег еще идет, то это вообще отдельная история (смеется).

... мы работаем так, чтобы нам потом самим было приятно ездить по вычищенным дорогам. Нужно делать, как для себя. Только в этом случае работа будет приносить удовлетворение.

В этом месте людям не до фотоаппаратов, позирования и других посторонних дел. Время терять нельзя, иначе не удастся выполнить план работы. Им дали определенный объем работы, и они должны его выполнить, днем или ночью — неважно.

— Если сказали, значит, надо выполнить, — считает Турсун, — мы работаем так, чтобы нам потом самим было приятно ездить по вычищенным дорогам. Нужно делать, как для себя. Только в этом случае работа будет приносить удовлетворение.


Так один день из жизни водителя снегоуборочной машины подошел к концу. Мы желаем Турсуну Жумадилову крепкого здоровья и благодарим за съемку! 

Поделись
Амина Смакова
Амина Смакова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000