Один день Алёна Мирошниченко 21 апреля, 2016 08:00

Один день из жизни телеоператора

Один день из жизни телеоператора
Фото: Олег Спивак
Что вы смотрите по телевизору в вечернем эфире? Наверное, многие телезрители ответили бы, что в первую очередь ждут программу новостей. Каждому интересно, что нового у нас произошло за день. На экране мы привыкли видеть новостные события, динамично сменяющие друг друга, журналистов с микрофоном в кадре, телеведущих в студии, но вот человек, который, как в линзе, фокусирует всю жизнь города с его проблемами, радостями и печалями, всегда остаётся за кадром. Сегодня мы расскажем нашим читателям о том, как проходят трудовые будни телеоператора, который делает для нас «Новости».

Работа телеоператора — одна из интереснейших и самых востребованных профессий на телевидении. Она одновременно и творческая, и техническая. И ни для кого не секрет, что на любом телеканале хороший оператор всегда в цене.

Мы отправились в редакцию Первого канала Казахстана, программы которого вот уже на протяжении девятнадцати лет доступны телезрителям в любом уголке нашей республики.

Постоянные телезрители канала, наверное, не раз слышали в «Новостях» фамилию телеоператора Алматинского бюро Айдына Калуова. Именно с ним, с одним из лучших операторов, мы и хотим познакомить наших читателей.

Айдыну двадцать семь лет. Он не только опытный оператор, но и любящий муж и заботливый отец двух очаровательных сыновей шести и пяти лет — Нурсултана и Айсултана. И каждый его будний день начинается с похода в детский сад. Мальчишки предпочитают отправляться на свою «работу» чисто мужской компанией.

Айдын — старший телеоператор Алматинского бюро, и поэтому на рабочем месте ему нужно быть в девять часов утра. Охранник выдаёт ключи от кабинета, и мы вместе с нашим героем начинаем наш общий рабочий день.

Первым делом Айдын просматривает график дежурств. В Алматы, помимо него, трудятся ещё два оператора: Максим Шулепов и Мади Оразалиев.

— Работаем мы до шести часов вечера, но каждый день один из нас должен оставаться дежурным допоздна — вдруг что-то важное произойдёт в городе. В выходные дни тоже работаем по графику.


Продюсер Алла Энголи
Продюсер Алла Энголи

«Новости» на Первом Казахстанском выпускает большая команда, состоящая из редакторов, продюсеров, технических специалистов, корреспондентов и операторов. Продюсер Алла Энголи с утра просматривает новостную ленту и получает задания по съёмкам от коллег из Астаны. Редакция определяет для себя фронт работ, и каждый приступает к своим обязанностям.

VOX: Айдын, расскажи, как ты стал телеоператором?

 После девятого класса, когда зашла речь о выборе профессии, я не знал, куда поступать. И родители отправили нас с братом в Алматинский политехнический колледж, учиться по специальности «Радиоэлектроника и связь», за что я им сейчас очень благодарен. Там готовили технических специалистов для работы в сфере кино и телевидения. Специальность эта очень интересная. Там нас научили разбираться во всех видах теле- и видеотехники. Сейчас все мои одногруппники стали телевизионщиками: кто оператором работает, кто техническим специалистом.

В кабинет входит коллега по цеху — Максим Шулепов. Пока операторы ждут выезда на съёмки, можно попить кофейку и пообщаться.

— В колледже у нас был предмет «Основы операторского искусства», который стал моим любимым предметом, — продолжает свой рассказ Айдын. — Там, конечно, мы изучали только теорию. По прохождении этого предмета нам выдавался сертификат оператора третьей категории — это оператор с начальными знаниями. И после окончания колледжа я решил, что буду работать на телевидении.


Подготовка камеры к работе
Подготовка камеры к работе

На четвёртом курсе Айдын попал на практику на телеканал «Казахстан». Опытные операторы стали для Айдына хорошими наставниками. И уже через два месяца практики начинающий оператор подружился с камерой, научился всем премудростям профессии. Так и заболел телевидением.

Получив диплом, Айдын никуда не мог устроиться. Он пачками рассылал резюме на все каналы, но всё было безрезультатно. Выпускника колледжа не хотел брать никто. И вот в его доме раздался телефонный звонок. Голос в трубке пригласил парня на стажировку на телеканал «Казахстан». Радости не было предела.

— Тогда нас было одиннадцать человек. И из этих одиннадцати через месяц стажировки канал должен был оставить для работы только двоих. Я видел, что там были ребята сильнее и опытнее меня, которые окончили «Жургеновку». У них и практики, и знаний было больше. В конце стажировки нам предстояло пройти тестирование, по результатам которого должны были трудоустроить кого-то из нас. И я справился с этим тестом.


Айдын с супругой Айнурой
Айдын с супругой Айнурой

— В то время я женился, и мне очень нужна была эта работа. Главный оператор, видя мои старания, вызвал меня и сказал: «Айдын, я вижу, как ты работаешь. Я тебя беру, но только даю тебе один месяц испытательного срока, не будешь справляться — не обижайся потом!».

Итак, я работал там с 2009 года, а в 2012 году уволился и устроился на Первый канал Евразия. Телеканал «Казахстан» стал для меня отправной точкой в любимую профессию. Можно сказать, он дал мне путёвку в жизнь.


Карта памяти для камеры
Карта памяти для камеры

Профессия оператора стремительно развивается, ведь технический прогресс не стоит на месте. Совершенствуется техника, с которой работает оператор. Если раньше «Новости» снимали на узкую плёнку 16 миллиметров, а потом программу монтировали на монтажном столе, то позже плёнку вытеснили кассеты. А в 2008 году на смену кассетам пришли флеш-накопители.

Камера — главный рабочий инструмент оператора. А помимо камеры — штатив, радиомикрофон, микрофон-«петличка», наушники. За всё это оператор несёт большую ответственность, и должен беречь аппаратуру как зеницу ока.


Микрофон
Микрофон

VOX: Айдын, бывали ли недочёты в твоей работе, или у тебя сразу всё получалось?

 Поначалу, когда я только учился, у меня много «косяков» было. Например, брак по звуку, по свету, по балансу. То картинка слишком тёмная, то наоборот — пересвет. То «шум» на видео, то красные лица у людей. Но журналисты ко мне относились с пониманием.

Был такой неудобный случай. Как-то снимал певицу Толкын Забирову. Я хотел, чтобы она немного повернулась, и ляпнул ей: «Боком стойте, боком!» Все меня засмеяли, было очень стыдно.

Работа телевизионщиков разнообразна и богата переменами. Их день зависит от графика съёмок. Бывают дни, когда объём работы сильно превышает предел рабочего времени, а бывает, что работы меньше. Иногда съёмочная группа отправляется в командировку, и рабочие дни могут затянуться и быть дольше обычных.

В одиннадцать часов Айдын получает задание, выезжает на съёмку, и мы вместе с ним.

— Очень часто, когда журналисты заняты, я сама выезжаю с операторами, — рассказывает продюсер Алла. — Помимо вечерних новостей, мы снимаем сюжеты для программ «Жди меня», «Аналитика», «Первая программа», «Доброе утро!». В понедельник и во вторник съёмок у нас иногда не так много. А вот в пятницу мы даже присесть не успеваем. Пятница у нас насыщенный работой день. Ведь в выходные в эфир выходят новостные итоговые программы.

Съёмочной группе нужно снять интервью. Иногда герои сюжетов сами приезжают к зданию, где располагается Алматинское бюро Первого канала Казахстана, чтобы дать комментарий. Пока Алла беседует с героем, Айдын проверяет наличие аккумуляторов в микрофоне и настраивает камеру.

Съёмка началась. Пока она продолжается, оператор контролирует весь процесс. Он должен не только снять красивое видео, но и правильно записать звук.

VOX: Какие знания, умения и личностные качества требуются в этой профессии?

— Чтобы работать телеоператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции света и цвета, креативное мышление; уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлечённым своим делом. Нужно знать принципы записи картинки и звука, конструкцию разных типов камер. Руки оператора не должны дрожать. У него должна быть уравновешенная психика.

VOX: Есть ли сложности в работе телеоператора?

 Первое время было тяжеловато таскать и камеру, и штатив на плече. Камеры тогда большие были. В командировку ездили — так там, помимо сумки с вещами, ещё килограммов пятьдесят оборудования: осветительные приборы, куча проводов… Но со временем ко всему привыкаешь. Сейчас даже когда иду в магазин, по привычке сумки на плечо взваливаю.

Работа у нас творческая. Она мне приносит только удовольствие. Я думаю, если ты любишь свою работу, если она тебе интересна, то сложностей в ней просто не замечаешь.


Запись интервью
Запись интервью

Операторы и журналисты должны быть на связи двадцать четыре часа в сутки. Отключать телефон запрещено даже в праздничные и выходные дни. Ведь крупный мегаполис не застрахован от чрезвычайных ситуаций. Поэтому съёмочная группа должна быть готова в любое время дня и ночи выехать «по тревоге».

— Бывает так, что могут позвонить и в четыре часа утра, и ты встаёшь и едешь на съёмку. А что делать? Такая работа у нас, — делится Айдын.

VOX: Связана ли работа телеоператора с риском и опасностью? Бывали ли у тебя экстремальные съёмки?

— Я думаю, что и журналист, и оператор иногда подвергаются опасности на съёмках. Нам, конечно, не приходилось работать в горячих точках, но бывают съёмки, сопряжённые с риском. Например, какой-нибудь «кипеш» снимаешь, и обязательно найдётся полицейский или охранник, который пытается разбить камеру, либо люди неадекватные, которые могут накинуться на тебя и избить.

— Когда сошёл сель в Наурызбайском районе в июле прошлого года, я сразу оказался «на передовой». Работать там пришлось несколько дней по пояс в жидкой грязи. Чтобы снять хорошее видео, я карабкался на огромные скользкие валуны со штативом и камерой, бегал по затопленным дворам, нас гоняли сотрудники МЧС. Одежда и обувь грязная, на улице жара невыносимая, пить хочется, а воды нет…

— Но нам всегда помогают водители и журналисты. Где-то штатив поднесут, где-то поддержат. Ведь мы одна команда.

Еще помню мою первую экстремальную командировку. Это было ещё на прошлой работе. Мы снимали военный парад в Астане. Парад шёл в прямом эфире. И меня отправили снимать с высокой точки — с крыши многоэтажки. А в Астане же ветры сильные. Так вот, стою я на краю крыши, снимаю парад. А меня порывом ветра сносит. Пытаюсь удержать равновесие, ветер в лицо, аж слёзы из глаз. Ты представляешь, в тот момент я думал об одном — как бы камеру не выронить.


Петличный микрофон
Петличный микрофон

Дальше по сценарию нам нужно поменять план и снять героя в парке «в проходке». Для записи звука в таком случае используется микрофон-«петличка». Оператор проверяет готовность «петлички» к работе, и только после этого мы выезжаем на продолжение съёмки.

По правилам транспортировки оборудования камеру оператор должен держать на коленях.

VOX: Айдын, хотелось ли тебе когда-нибудь из новостей уйти в кино?

 Я бы очень хотел попробовать себя в кино. Снимать документальное или художественное кино — это тоже очень интересно.

VOX: Нужно ли проявлять творческие способности при съёмке обычного интервью?

 Творчество важно в любых съёмках, даже тогда, когда в кадре у тебя человек что-то рассказывает. Нужно обязательно смотреть, что у человека за спиной, какой фон, какая глубина, ни в коем случае нельзя снимать на фоне белой и пустой стены. И прежде чем нажать на «REC», нужно посмотреть в объектив, чтобы увидеть картинку.

VOX: Что тебе больше нравится — работать в полевых условиях или в городе?

— «В полях» работать, конечно, интересней. Ты едешь куда-нибудь на машине, смотришь новые города, аулы, видишь, как там люди живут. Конечно, бывает так, что зимой — мороз, летом — жара. Пыль, дороги разбитые, есть и пить хочется, а до ближайшего посёлка ещё много километров… Но ты любишь эту работу, и поэтому любые неудобства — это всё ерунда.

VOX: Какая командировка запомнилась тебе больше всего?

 Когда я работал на «Казахстане», мы все города объездили. И как-то раз снимали в Актобе футбольный матч между нашим «Актобе» и английским «Мидлсбро». Футбол шёл в прямом эфире. Съёмки таких мероприятий — многокамерные, с ПТС (передвижная телевизионная станция). И я так увлёкся игрой, что забыл про камеру. Стою, смотрю футбол, нервничаю, болею за Актобе, что-то ору. А тут мне в наушники кричит режиссёр: «Третья камера! Третья камера…»

Когда-то парню с яркой модельной внешностью предложили сниматься в кино. Но он был так привязан к своей работе, что отказался, не раздумывая. Айдын привык быть по ту сторону камеры.

VOX: Айдын, если бы ты не стал оператором, кем бы ты сейчас был?

— С девяти лет я занимался тхэквондо. В седьмом классе уже имел титул кандидата в мастера спорта, а в девятом получил «мастера» и чёрный пояс. В Чемпионате Казахстана я занял первое место — это была путёвка на Чемпионат мира в Голландию. Я готовился к этому чемпионату, и на сборах сломал ногу. Перелом был очень сложный. Мне делали операцию, в ногу вставляли спицы. Восстанавливался очень долго, и со спортом пришлось попрощаться. А мечта у меня была стать олимпийским чемпионом, поступить в физкультурный и работать тренером. В общем, если бы не та травма, я бы стал тренером.

После съёмки у нас появилось свободное время, и мы решили пообедать. К нам присоединилась журналист Меруерт Бауыржанкызы.

Меруерт:

— Обед у нас зависит от графика работы. Иногда можем себе позволить сходить в столовую или кафе, например, как сегодня. Иногда перехватываем что-нибудь по дороге — донер какой-нибудь или самсу. А бывает, что съёмок очень много, и о том, что забыли пообедать, мы вспоминаем только вечером.


Обед в кафе
Обед в кафе

VOX: Ребята, бывают в вашей работе курьёзные случаи?

— У нас с Айдыном был очень неприятный инцидент, — вспоминает Меруерт. — Мы снимали с ним сюжет и оставили проводной микрофон на бордюре, буквально на несколько секунд отвернулись. А когда хватились, микрофона нет. Представляешь, наш синий микрофон с пятью метрами провода как сквозь землю провалился. И поблизости-то никого не было. Мы все дворы оббегали, так и не нашли его. Вот кому он мог понадобиться?! Пришлось потом с зарплаты его стоимость восстанавливать.

VOX: Айдын, нравится ли тебе твоя работа?

 Я обожаю свою работу. Не представляю себя без камеры. Работа эта очень интересная. Оператор — это прежде всего художник. Здесь есть возможность проявить себя, своё творчество. Мы не сидим на одном месте, мы должны быть первыми везде и всюду. Общаемся с разными людьми — плохими и хорошими, с политиками, бизнесменами, артистами. Лично я не завидую банковским и офисным сотрудникам. Целый день сидячая работа в кресле, компьютер.

В Алматы коллектив у нас маленький. Ребята все очень хорошие. Мы как одна семья. Когда мы уходим в отпуск, то очень скучаем друг без друга. Бывает, конечно, что ругаемся с журналистами, но сразу миримся — это ведь рабочие моменты.


Монтаж новостей
Монтаж новостей

После каждой съёмки весь отснятый материал телеоператоры должны «слить» со своих флешек на компьютер видеоинженера. Журналист принимается за написание текста, а затем в специальной программе начинается монтаж новостного сюжета.

Видеоинженер делает нарезку из маленьких фрагментов и вместе с журналистом накладывает это видео на текст. Готовый новостной сюжет отравляется редакторам в Астану. И уже из тамошней студии он выходит в эфир. Вся команда должна действовать оперативно, ведь это «Новости» в прямом эфире.

После обеда мы с Айдыном и Аллой отправляемся на съёмку в Районный суд Алмалинского района, где должно состояться оглашение приговора по факту авиакатастрофы самолёта казахстанской авиакомпании «SCAT», которая произошла зимой 2013 года. 


Съёмка в зале суда
Съёмка в зале суда

Бывает так, что судебные разбирательства затягиваются. Иногда по причине опоздания работников Фемиды, иногда — в связи с неявкой участников заседания. И важную новость приходится выдавать в эфир прямо из зала суда по телефону.

Сегодня свой рабочий день Айдын закончил в шесть часов вечера. Его супруга освобождается на час позже, поэтому в детский сад за мальчишками мы спешим с нашим героем.

VOX: Айдын, о чём ты мечтаешь?

— Моя мечта — купить три–четыре камеры, свет, операторский кран, тележку, мини-ПТС и открыть свою маленькую продакшн-компанию.

Айсултан и Нурсултан уже заждались папу. Очень удобно то, что в садике есть дежурная группа. Ведь не каждый родитель может забрать ребёнка до шести часов вечера. 

VOX: Айдын, чем ты увлекаешься? Как проводишь свободное от работы время?

— Я увлекаюсь футболом. В нашем районе есть своя футбольная команда. Мы с ребятами давно друг друга знаем, дружим семьями. И вот по вечерам три раза в неделю мы собираемся и играем в футбол. Устраиваем соревнования. А по выходным я всё своё время провожу с женой, с детьми. Обязательно ходим в кино, в парки развлечений. Дома сидеть мы не любим.


Мама Айдына с внуками
Мама Айдына с внуками

Обычно по дороге из детского сада мальчишки встречают бабушку. Семья Калуовых постепенно собирается вместе.

А за ужином все члены этой замечательной дружной семьи включат телевизор и будут ждать вечерние «Новости» на Первом канале Казахстана, которые делает один из лучших телеоператоров — Айдын Калуов.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000