Один день Святослав Антонов 19 мая, 2016 12:00

Один день из жизни курьера DHL

Один день из жизни курьера DHL
Фото: Олег Спивак
Сегодня мы понаблюдаем за одним насыщенным днем работника крупнейшей мировой службы экспресс-доставки DHL. Работа нашего героя отражает процессы, благодаря которым DHL доставляет грузы в другой конец Земли за несколько дней.

Алматинская курьерская база компании DHL расположена на окраине города, на территории складского помещения недалеко от аэропорта. Здесь проходит основная работа по сортировке и распределению грузов, доставляемых в Казахстан и отправляемых из нашей страны по всему миру.

Рабочий день здесь начинается рано. Утром на базу приезжает грузовик из аэропорта с корреспонденцией, документами и посылками, прибывшими со всех концов планеты.

— На территории нашей страны расположены 4 базы и 15 агентств компании DHL, через которые проходит сортировка и доставка грузов. Наши офисы есть во всех областных центрах. Алматинская база является главной. Через нас транзитом проходят посылки для всех городов Казахстана, — рассказывает менеджер по наземным операциям DHL International Kazakhstan Василий Черноножкин.


Схема маршрутов доставки
Схема маршрутов доставки

Вся территория города разбита по географическому принципу на 30 секторов (маршрутов). Каждый из них закреплен за определенным курьером. В летний период в связи с отпусками сотрудников количество маршрутов сокращают до 27.

В начале рабочего дня агенты по обработке грузов начинают сортировать по маршрутам посылки и корреспонденцию, прибывшую из аэропорта вечером и утром.


Инструктаж сотрудников
Инструктаж сотрудников

Чуть позже на базу приходят курьеры. Бригадиры, которых здесь называют тим-лидерами, проводят ежедневный инструктаж для своих подчиненных. Они подводят итоги прошедшего дня, отмечают отличившихся курьеров, рассказывают о задачах на сегодня и знакомят коллектив с новыми сотрудниками.

— Тим-лидеры — это менеджеры, каждый из которых отвечает за работу 10 курьеров. В течение дня они следят за ходом их работы и стараются равномерно распределять между курьерами нагрузку по доставке грузов и забору отправлений, — рассказывает Василий Черноножкин.

У каждого курьера имеется стол с номером его маршрута, где работники базы раскладывают грузы, поступившие на адреса, входящие в его территорию ответственности.

Курьеры просматривают груз и начинают формировать маршрут. Это важная часть их работы, от которой будет зависеть успех своевременной доставки посылок. Сопоставив адреса грузов, курьеры продумывают очередность развозки посылок.


Устройство для сканирования
Устройство для сканирования

Каждый курьер имеет устройство для сканирования накладных посылок и конвертов. Просканировав груз, курьер как бы закрепляет его за собой, и с этого момента на него ложится полная ответственность за доставку.



Роман Куклинский
Роман Куклинский

Наш герой Роман Куклинский работает курьером в DHL уже два года. Он сходу заявляет нам, что очень любит свою работу, так как сферы логистики и транспорта ему очень близки.

— У каждой посылки есть свой приоритет доставки. Некоторые из них нужно привезти клиенту до 9 утра, другие необходимо доставить до 12 часов дня. Курьер, составляя маршрут, отталкивается не только от расстояния между адресами доставки, но и от приоритетности грузов, — поясняет Василий.


Территория курьерской базы разделена на несколько зон. Здесь временно хранятся недоставленные посылки, а также расходные материалы, которые используют на станциях и в агентствах DHL по всему Казахстану.


Закрытая зона
Закрытая зона

— Грузы, которые привозят к нам вечером, нужно доставить клиентам до обеда следующего дня. Ночью мы помещаем их в особую охраняемую зону с решетчатым ограждением и ограниченным доступом для персонала, — поясняет менеджер курьерской базы.

Помимо шин для автомобилей курьеров и материала для упаковки посылок, на базе хранятся комплекты одежды для персонала.


Василий Черноножкин
Василий Черноножкин

— Когда к нам приходит новый сотрудник, мы заказываем для него брендированную одежду в центральном офисе компании. После ухода или увольнения из DHL работники обязаны сдать ее обратно. Таким образом мы оберегаем репутацию компании от использования бренда DHL для мошенничества и обмана наших клиентов, — рассказывает менеджер компании Василий Черноножкин.


На базу въезжают машины курьеров. В DHL для доставки грузов используют машины марки Volkswagen из Германии и Польши. Большая часть из них относится к модели Transporter, отлично подходящей для перевозки большого количества груза. Каждый год автомобильный парк компании обновляется.

Роман размещает в кузове посылки и конверты в соответствии с очередностью доставки, объемом и весом груза.

— Тяжелые коробки я всегда ставлю вниз, так как они могут придавить остальные. Бьющиеся предметы стараюсь разместить в стороне от остальных. Конверты раскладываю в сетке по очередности доставки. Такие детали могут оказаться очень важными, когда дело касается скорости доставки груза.

Мы с Романом покидаем территорию базы. Перед этим ее механик знакомит курьера с результатами техосмотра автомобиля.

Маршрут, на котором сегодня работает Роман, включает в себя квадрат улиц Фурманова – Сейфуллина — Айтеке би – Райымбека. Эта территория кажется не слишком большой, но на ней сконцентрировано множество офисов компаний, являющихся постоянными клиентами DHL.

— Курьеры долгое время работают на одном маршруте и успевают достаточно неплохо изучить его. Я без карты могу найти многие дома на своем участке. Работая курьером, начинаешь быстро ориентироваться в городском пространстве. Запоминаешь, например, что нумерация домов у нас идет с востока на запад и с севера на юг.

Я очень люблю движение и не могу сидеть на месте. Думаю, эту работу я выбрал из-за ритма жизни.

По первому адресу Роман доставляет пакет с документами. Клиент расписывается в накладной, а курьер просвечивает сканером груз, чтобы в системе его статус автоматически сменился на «доставлено».

Доставляя посылки, курьер обходит сразу несколько офисов, расположенных в соседних домах. Мы поражаемся скорости, с которой Роман передвигается по улицам и внутри зданий, и едва поспеваем за ним.

— Я очень люблю движение и не могу сидеть на месте. Думаю, эту работу я выбрал из-за ритма жизни. В первый же рабочий день в DHL, бегая, я сломал каблук на ботинке. Настолько сильным было мое желание доставить все как можно быстрее.

Роман пришел в DHL в октябре 2014 года. Незадолго до этого он закончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций по специальности «Организация перевозок». За свою жизнь наш герой перепробовал множество профессий, но работа в логистике пришлась ему по душе.

— После армии я хотел устроиться в милицию и даже прошел все тесты, но меня не взяли из-за роста. Некоторое время работал на станкостроительном заводе и дорос от ученика до слесаря 4-го разряда. В компании IceMaster, где я был водителем-экспедитором, приходилось развозить мороженое. Позже занимался доставкой рекламных газет. Когда получил высшее образование, захотелось поработать в крупной международной компании в сфере логистики, но я даже не мечтал, что сразу попаду в DHL.

Я энергичный человек, и мне это дело понравилось с первого дня. На прошлых работах почему то всегда не хватало загруженности.

— Закинул анкету на сервис вакансий, и мне позвонили из компании. Перед собеседованием здесь проводят экскурсию, давая желающим возможность в течении дня проехаться в машине с одним из курьеров. Многие кандидаты сразу отсеиваются на этом этапе, понимая, насколько сложна эта работа. Объем доставок за день бывает большим, а нам ведь еще нужно принимать у клиентов посылки, которые они хотят отправить. Чтобы справиться со всем вовремя, нужно отработать все свои действия до автоматизма. Я энергичный человек, и мне это дело понравилось с первого дня. На прошлых работах почему то всегда не хватало загруженности, — вспоминает Роман.

Я запоминаю имена работников фирм, вхожу в офис с улыбкой, общаюсь с клиентами вежливо и добродушно. Люди ценят такое отношение.

Охрана бизнес-центров, только завидев Романа, пропускает его без лишних вопросов. Сотрудники ресепшен и приемных различных компаний встречают курьера, как хорошего знакомого. Роман считает, что для его работы крайне важен тесный контакт с людьми.

— В компаниях на маршруте, которые не впервые пользуются нашими услугами, меня уже хорошо знают. Я всегда стараюсь найти общий язык с их работниками. Иногда, чтобы завести хорошие отношения с человеком, достаточно отнестись к нему с пониманием. Я запоминаю имена работников фирм, вхожу в офис с улыбкой, общаюсь с клиентами вежливо и добродушно. Люди ценят такое отношение. Все это впоследствии помогает значительно сэкономить время при доставке грузов постоянным клиентам.


Накладная на доставку
Накладная на доставку

Для Романа главным рабочим инструментом является устройство, которое он называет «Моторола». Этот аппарат совмещает в себе функции компьютера, электронной базы данных, средства приема заявок, а также маячка, по которому можно отследить передвижения курьера.

— С помощью «Моторолы» я отмечаю статус доставляемого груза. Сюда же приходят заявки на отправку грузов, которые я должен принять. В устройство встроен GPS-трекер, с помощью которого работники курьерской базы могут узнать, где я нахожусь.

— В первой половине дня я стараюсь доставить все посылки. Обычно до обеда в офисах всегда можно кого-нибудь найти. В случае с посылками для физических лиц перед выездом обзваниваю клиентов, так как человека может не оказаться по указанному адресу. После обеда приходит много заявок на отправку посылок, и нужно оставить время для того, чтобы принять их. До шести часов нам необходимо объехать множество адресов.

Мы приехали в компанию, занимающуюся сертификацией медицинского оборудования и лекарств. Роман принес посылку из Чикаго с образцами препаратов.

Следующая посылка — снова для медицинской компании. На этот раз мы привозим какие-то реактивы из Москвы.

К часу дня Роман, как и другие курьеры, возвращается на базу. Здесь он оставляет посылки, которые успел забрать, а также забирает груз, пришедший после обеда.

Обедает курьер обычно в столовой на территории склада.

— Иногда с большим количеством посылок у меня совсем не остается времени на обед. Тогда я заезжаю на базу, чтобы забрать груз, и сразу возвращаюсь на маршрут.

Курьеры в одиночку развозят и доставляют груз весом до 30 килограммов. Тяжелые и крупногабаритные посылки доставляют на более вместительных грузовиках вместе с грузчиком.

Три больших коробки, набитых аксессуарами для смартфонов и запчастями последних моделей гаджетов, прибывшими из Китая, Роман доставляет в интернет-магазин мобильных телефонов Sotovik.

Курьер говорит, что зачастую самым сложным в его работе становится парковка грузовика у здания, куда нужно осуществить доставку. Иногда ему приходится выполнять работу регулировщика, помогая выехать из узкого места автомобилям, припарковавшимся рядом.

— Если недалеко друг от друга находятся два адреса доставки, то я оставляю машину где-то посередине между ними и дохожу до них пешком. Так получается быстрее, чем парковаться у каждого дома.

Курьеры DHL за рабочий день любой ценой должны доставить все прибывшие посылки, адресованные на их участок города. После выходных и праздников у них наступает настоящий аврал.

Нагрузка на участках доставки распределяется неравномерно, и на маршрут одного курьера прибывает больше посылок, чем на соседние участки. В таких случаях мы приходим на помощь коллегам.

— На следующий день после выходных, продлившихся с 7 по 10 мая, нам пришлось развозить посылки до 11 часов вечера. Нагрузка на участках доставки распределяется неравномерно, и на маршрут одного курьера прибывает больше посылок, чем на соседние участки. В таких случаях мы приходим на помощь коллегам. Если кто-то из нас освобождается до окончания рабочего дня, то берет часть посылок у курьера с соседнего участка и доставляет их.

После обеда Роман разъезжает по заявкам, принимая у клиентов отправления. При отправке груза клиент заполняет авианакладную и оставляет электронную подпись.

Принимая груз, курьер обязан тщательно осмотреть его, чтобы убедиться в том, что он не является запрещенным к перевозке.

— Мы не перевозим деньги, антиквариат, ювелирные изделия, человеческие останки. При приеме груза мне необходимо проверить, не попадает ли он в эту категорию. Кроме того, к провозу запрещены баллончики с краской, лаки для волос и другие потенциально взрывоопасные предметы. Однажды в одной страховой компании хотели, чтобы мы перевезли пустой баллон от огнетушителя. Мне пришлось объяснять им, что такой груз просто не возьмут в самолет.

Роман показывает желтую книжицу с надписью Service Guide. Он называет ее «библией курьера». В этой толстой брошюре содержатся индексы всех стран, а также список ограничений по провозу различных грузов.

— Во многих странах есть специфические таможенные ограничения, и мы должны учитывать их, принимая груз. Иногда даже к обычному конверту с документами нужно сопроводительное письмо о том, что бумаги внутри не несут порнографического или агитационного содержания. Подобные ограничения есть в Таджикистане и Южной Корее.

Особого внимания от курьера требует прием грузов за наличный расчет. В этом случае нужно точно подсчитать тариф на доставку посылки, чтобы не ошибиться, когда клиент будет оплачивать услуги компании.

— Цена доставки зависит от фактического и габаритного веса посылки. Я взвешиваю ее и замеряю размеры коробки. Если габаритный вес будет превышать фактический, то при приеме посылки будет учитываться больший из весов.


Подсчет тарифа на доставку
Подсчет тарифа на доставку

— При подсчете цены доставки мы учитываем тариф для конкретной страны по специальной таблице, срочность доставки отправления, страховку, а также топливную надбавку. Если я ошибусь в расчетах, например, неправильно посчитаю вес посылки, то мне придется доплачивать разницу из своего кармана или возвращаться к клиенту и брать у него дополнительную оплату.

Роман говорит, что большая часть отправлений из Казахстана идет от различных компаний. Физические лица не всегда могут позволить себе недешевые услуги курьерской фирмы. В то же время по доставке грузов количество посылок и документов для юридических и физических лиц примерно равное. Физическим лицам чаще всего доставляется одежда, техника, а также автомобильные запчасти.

Вечером, забрав поступившие заявки на отправления и доставив все грузы, курьеры снова возвращаются на базу. Они считают принятые грузы и относят их в зону сортировки.

Бригадиры проверяют накладные на принятые грузы и сопоставляют их количество с данными с устройств курьеров.


В зоне обработки проводится перевзвешивание груза, чтобы убедиться, что курьер не допустил ошибки при подсчете тарифа на доставку. Электронные весы показывают вес с точностью до грамма.


Сортировка посылок
Сортировка посылок

Затем работники базы начинают сортировку грузов, отправляемых из Алматы. Они сканируют штрих-коды на накладных грузов и распределяют их по мешкам, каждый из которых соответствует определенному направлению.

Сортировочная зона разделена на две части для внутренних (по Казахстану) и международных отправлений. Трехбуквенный код на мешке обозначает один из городов Казахстана или определенную страну отправления.

Когда мешок заполняется, сортировщик сканирует его штрих-код, таким образом «подвязывая» в системе все грузы на одну пломбу. Когда все мешки будут заполнены и готовы для передачи в аэропорт, их также «подвязывают» общей пломбой. Таким образом значительно экономится время при обработке грузов в аэропорту и прохождении процедуры таможенного контроля. Сотруднику компании в аэропорту достаточно просканировать одну пломбу, чтобы получить полную информацию обо всех прибывших грузах.

Грузы, доставляемые в аэропорт вечером, улетают в точки отправления ближайшими ночными или утренними пассажирскими рейсами.

В систему DHL автоматически заносится вся информация о статусе отправки и доставки груза. Таким образом клиент компании может в любую секунду в режиме онлайн узнать, где сейчас находится его груз.

На базе также проводится доупаковка отправлений. Курьеры стараются завернуть их как можно лучше, чтобы при доставке груз не получил повреждений.

В качестве дополнительной услуги клиентам предлагается фирменная упаковка. Это различные варианты коробок с дном и верхом усиленной прочности. Кроме того, доступны специальные контейнеры для медицинских и химических материалов, которые могут сохранять определенную температуру.

В случае если у курьера и работника станции возникают сомнения в наличии в составе посылки запрещенных к провозу предметов, под камерами проводится вскрытие и осмотр груза. Сотрудники вспоминают, что было немало случаев, когда таким образом находили контрабанду.

Если груз по каким-либо причинам невозможно вскрыть и досмотреть, его прогоняют через сканер.

Помимо прочего, DHL также занимается транспортировкой опасных грузов. Несколько сотрудников компании регулярно проходят стажировку по работе с химикатами и другими потенциально опасными веществами. Для этой работы на базе имеется специальная комната, а также защитные костюмы.


После сдачи груза Роман заканчивает заполнение всей необходимой документации. Наконец после долгого и трудного рабочего дня он может отправится домой.

Дома у Романа есть небольшой уголок, посвященный его работе.

Каждый день я стремлюсь узнавать что-то новое в сфере логистики и доставки грузов. Транспорт и движение — это два определяющих фактора современного мира.

Вечером наш герой ужинает вместе с супругой, рассказывая ей об итогах дня. У него остается совсем немного времени для просмотра телевизора и другого досуга, ведь завтра снова нужно рано вставать и отправляться на работу.

Семья Романа проживает в частном доме с небольшим садом и огородом. Курьер говорит, что ему нравится работа в DHL и он мечтает подняться по карьерной лестнице этой компании.

— Каждый день я стремлюсь узнавать что-то новое в сфере логистики и доставки грузов. Транспорт и движение — это два определяющих фактора современного мира. Мне приятно быть причастным к работе одной из лучших мировых компаний в этой отрасли. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000