Один день Эльвира Абдусалямова 25 ноября, 2015 10:00

Один день из жизни балерины

 Один день из жизни балерины
Фото: Ринна Ли
Это воздушное и изящное слово — «балет». Когда произносишь его, кажется, будто во рту тает нежное лакомство… Трудно представить, что под яркой улыбкой и легкими с виду движениями скрывается титанический труд профессионала и боль, под руку с которой всю свою жизнь идут представители этой волшебной профессии. Мы провели один день с балериной ГАТОБ имени Абая Алией Сапуговой, и сегодня вы узнаете, каково это — танцевать балет.

Нам посчастливилось провести целый день с Алией Сапуговой. Почему посчастливилось? Потому что сегодня состоится спектакль «Жизель», где наша героиня солирует. Для Алии день выступления — это день переживаний, поэтому можно себе представить, чего стоит человеку согласиться отвечать весь день на вопросы, где-то даже позировать, а вечером танцевать перед многочисленной публикой.

Алия признается, что в день выступления она не загружает себя делами, которые не относятся к работе. Просыпается в такой день наша героиня в 10:00.

Сегодня на завтрак у Алии овсяная каша, обязательное блюдо в рационе. Балерина очень любит каши и ест их каждый день. Это и полезно, и не отнимает много времени.

Фигуру балерины можно сравнить с тонкой березкой. Интересно, какой диеты придерживается Алия?

— У каждого складывается своя диета. Конечно, много мы не едим, потому что нагрузка, репетиции — это очень тяжело. Важно грамотно питаться, чтобы все шло на пользу. То, что балерины голодают — неправда. У нас просто сил не хватит танцевать. Если нужно, то вместо ужина я иногда предпочитаю выпить кефир. Со сладостями, конечно, приходится себя порой ограничивать, но если уж сильно захотелось, можно и съесть (улыбается). Много все равно не получится.

В семье еду готовлю и я, и муж Дидар. Если складывается такая ситуация, что я не успела или очень устала, муж без проблем может приготовить. Причем делает он это очень вкусно. 

После легкого завтрака, пока сын Самир еще сладко спит, Алия решила подшить платье, в котором сегодня будет танцевать в первом акте. Девушка объясняет, что когда на костюме незначительные повреждения, она предпочитает устранить их сама. 

Пока Алия держит в изящных ручках крестьянское платье несчастной Жизель, мы говорим об этом спектакле:

— Жизель я танцую очень редко, в основном дают Марию из «Бахчисарайского фонтана» и «Сильфиду». Бывает, когда девушки начинают танцевать Жизель в 17 лет, а потом танцуют ее в 30, они чувствуют значительную разницу: по-другому переживают, воспринимают роль. Я поздно начала танцевать Жизель, но могу сказать с уверенностью, что созрела для этой роли.

Несмотря на то, что Алия родилась в семье деятелей искусства — в частности, балета, — мечтой стать балериной она загорелась только после того, как увидела вырезку из газеты, на которой была изображена известная всем Алтынай Асылмуратова, действующая тогда балерина Мариинского театра. Маленькая Алия увидела невероятно красивую фотографию, где Алтынай Абдуахимовна выступала в роли Жизель, и была поражена ее красотой. Девочка решила, что станет балериной, как и она. По сей день легендарная артистка — кумир нашей героини.

—  В начале сезона мне посчастливилось встретиться с Алтынай Абдуахимовной. Я взяла у нее автограф, мы посидели вместе на репетиции. Для меня это было очень ценно, потому что именно благодаря этому человеку я попала в балет.

Мама Алии, балерина Фаина Григорьевна, проработала в театре все положенные 20 лет. Сейчас она на заслуженном отдыхе. На фото слева Фаина Григорьевна готовится к выступлению «Спящая красавица», где она сыграет фею Карабос. Это был 1973 год. Тогда театр решил не делать фею старухой. Она была такая же красивая, как все, но олицетворяла зло.

— Моя мамочка сама наносила себе грим. Вообще, как правило, балерины сами красятся. Исключение — специфический грим с наклеиванием носов, ушей и другими изменениями в лице.


Картина Абельдена Сапугова, 2007 год
Картина Абельдена Сапугова, 2007 год

Папа, Абельден Кабдугалиевич, также работал в балете, но позже посвятил себя живописи. Сейчас Абельден Сапугов — художник, и он до сих пор трудится преподавателем Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкпаева.

В 2007 году отец написал портрет дочери в балете «Щелкунчик».

На фото совсем маленькая Алия. Если верить подписи на обратной стороне, ей здесь 2,5–3 года. Тем не менее, героиня помнит эти моменты, как вчера:

— Я здесь в маминых пуантах. Тогда еще не хотела быть балериной. Просто ребенку было приятно потанцевать, как мама. Тем более, что есть пуанты и пачка.


Слева: Мариинский театр, 1993 г. Постановка «Фея кукол», репетитор Н. С. Солдун. Справа: Обучение в Ленинграде, 1994 г.
Слева: Мариинский театр, 1993 г. Постановка «Фея кукол», репетитор Н. С. Солдун. Справа: Обучение в Ленинграде, 1994 г.

Когда маленькая Алия окончательно решила стать балериной, ее никто не отговаривал. Так как родители были профессионалами, они повезли девочку в Ленинград, в Академию русского балета им. А. Вагановой.

— Это профессиональное хореографическое училище, где учатся с 10 до 18 лет. Такая система до сих пор сохранилась с советских времен.


1989 год, каникулы в Алма-Ате
1989 год, каникулы в Алма-Ате

— Когда я окончила училище, вернулась в тогда еще Алма-Ату. Два года проработала в коллективе «Молодой балет» у Булата Газизовича Аюханова. После отправилась в Словакию, в город Кошице, где еще три года танцевала в Государственном театре оперы и балета.

— Через три года вернулась домой. Тогда наш театр как раз открылся после ремонта. Здесь и осталась, работаю уже 15-й год. Сейчас у меня 20-й сезон.

Когда мы пришли домой к Алие, ее супруг Дидар был уже на работе:

— С Дидаром мы дружим с детства: жили не только в одном дворе, но и в одном доме. Официально мы расписались 9 лет назад, но бок о бок живем уже лет 14–15.

Я умелая хозяйка, хорошая жена, не избалованная (смеется), поэтому к профессии муж относится нормально, я бы даже сказала — терпимо. Сам он по образованию инженер.

Нам стало интересно: хочется ли героине иметь дочь, которая бы продолжила династию:

— Я бы хотела, чтобы у меня была дочка, а ее будущая профессия пока неважна. Вообще, профессия балерины интересная, но в тоже время очень сложная. В ней есть много хорошего, поэтому, если вдруг ребенок захочет, я не буду противиться. Если есть желание, есть талант, который должен быть обязательно, — то почему нет?

Вдруг нашу беседу побеспокоил еще один проснувшийся член семьи — кот Рыжий с огромными глазами. Героиня говорит, что это чудесное животное они подобрали на улице. Сейчас Рыжий выглядит, как породистый питомец.

Кстати, у Алии есть два увлечения: фотография и вышивка. Сейчас Алия заканчивает вышивать крестиком скатерть. На столе у героини лежит множество схем, по которым она работает, и пяльцы.

Вот и Самир проснулся. Сыну Алии сейчас уже восемь лет, мальчик учится во втором классе. Любимыми предметами Самир назвал труд, ИЗО и казахский язык.

— Мне нравится, как мама танцует, только я не могу смотреть балет без программки. Мне не нравится, когда я не знаю сюжет, не понимаю сути, — делится умными мыслями Самир.

— Без нее и взрослые не понимают! — смеется Алия.

Когда Алия покормила Самира и отправила в школу, мы начали собираться на репетицию.


Вместе с Алией мы приехали на репетицию. Руководитель Алии — заслуженный деятель Республики Казахстан, педагог-репетитор ГАТОБ имени Абая Алма Аскарбекова

Теперь мы ненадолго оставим Алию. Перед выступлением балерине обязательно нужно съездить домой и отдохнуть. Встретимся мы с нею теперь уже в гримерке.

Время незаметно пролетело, и мы уже в гримерке, где Алия самостоятельно наносит макияж и настраивается на предстоящее выступление.

Главная мысль, которая крутилась в моей голове — не показывать нашей героине своего волнения. Я переживала так, будто сама через полтора часа выйду на сцену и встану на носочки.

Уже после выступления мы спросили у Алии, что она чувствует за час до спектакля.

— Я волнуюсь. Чувствую, что сейчас будет ответственный момент, что нужно собраться. Если я спокойна, но вижу, что рядом со мной человек переживает и беспокоится, то его страх легко передается мне. Так всегда: если партнер сильно нервничает, это передается другому.

— Легкое волнение, которое не мешает работе, — даже хорошо и естественно. В какой-то момент оно помогает раскрыться. Но когда эмоции зашкаливают, и это тебе мешает, — ничего хорошего в этом нет.

После того как Алия закончила грим, она постелила на пол каремат и начала разминку.

Это обязательное действие перед выступлением. К слову, это не последняя разминка. Когда балерина выйдет за кулисы, там она вновь пройдет стадию разогрева.

— Балет плохо сказывается на здоровье. Что касается крепатуры, мышечной боли — она постоянна. Поэтому нужно ухаживать за собой: делать легкие массажи, процедуры. Они помогают.

Получается, что ты все время живешь с этой болью. Если у балерины все слишком серьезно, то, конечно, некоторым приходится оставлять карьеру.

Наша героиня выходит и зовет помощницу, которая застегивает на ней платье. 

Одеваясь, Алия параллельно разминает ноги массажером.

Чтобы платье «не бегало» на балерине, его повторно подшивают.

Перед тем как надеть, наверное, главный атрибут балерины — пуанты, — Алия несколько раз дышит в них теплым воздухом, чтобы они стали теплее и немного растянулись.

После родов у Алии был перерыв в карьере. Хотя уже после года декрета, через месяц после рождения сына она солировала на сцене, будучи параллельно кормящей мамой.

— Восстанавливаться после перерыва, особенно после родов, очень сложно, потому что это сказывается на спине. Вообще, когда балерина долго не танцует, вернуться в форму невероятно тяжело.

Алия надела костюм, а поверх — теплое трико и жилетку. Она выбежала на сцену и сразу же начала разминаться. Вмиг на ее лице появилась беззаботная улыбка и выражение легкости.

Мы оставили Алию и прошли в зрительный зал, где аудитория с нетерпением ждала получения эстетического удовольствия.

В оркестровой яме музыканты настраивают инструменты и настраиваются на игру.

Несколько мгновений, и на сцене начинается невероятное явление — балет «Жизель» Адольфа Адана.

По сюжету, в первом действии крестьянская девушка Жизель взаимно и без памяти влюбляется в прекрасного юношу, который на самом деле оказывается графом Альбертом. У него есть невеста, о которой Жизель, конечно же, не подозревает. Влюбленный в Жизель лесничий Ганс узнает об обмане и делает все, чтобы Жизель узнала правду. Не пережив обмана, Жизель умирает на руках своей матери Берты.

 У меня нет привычки смотреть в зрительный зал во время выступления. Я занята совершенно другим. Нас так воспитывали. Дело в том, что когда танцуешь спектакль, зритель как будто подглядывает. В «Жизели», например, я не работаю на зрителя. Вот он — мир на сцене, он существует в данный момент, а зритель — он подглядывает за нами. 

— Я не могу назвать свою любимую роль. Однозначно мне нравятся роли, которые имеют драматизм, когда в одном спектакле нужно сыграть несколько настроений, состояний. Например, как в «Жизели»: в первом акте она простой живой человек, который переживает совершенно разные эмоции: влюбленность, счастье, а в итоге сумасшествие и смерть. Второй акт абсолютно другой: там она дух. По состоянию второй акт совсем иной, сдержанный. Это очень интересный спектакль.

«Бахчисарайский фонтан» интересен. Там тоже сюжет и настроение меняется.

«Дон Кихот» — это веселые танцы, там все беззаботно.

Быть балериной — это не только уметь танцевать балет, нужно быть актрисой. Мы спросили у Алии, как она вживается в роль:

— Какие-то моменты мы отрабатываем на репетициях, какие-то — сами. Очень многое зависит от партнера, потому что бывает так, что он тебя вдохновляет, и ты можешь интереснее выразить свои эмоции. 

Мы не раз слышали истории о том, что балерины, в надежде получить главную роль, строят всяческие козни своим коллегам:

— Что касается нашего театра, лично мне никогда и никто козни не строил. Страшные истории про иголки и стекло в пуантах — неправда. Между девочками — ведущими солистками — у нас хорошие отношения. И меня это очень радует.

А если и есть здоровая конкуренция, то это только прекрасно. Такая конкуренция, наоборот, подстегивает. Посмотришь — ой, какая она умница, и сама начинаешь подтягиваться.

Алия рассказала, как балерины приходят к тому, чтобы стать солисткой:

— В театре бывает по-разному: кто-то сразу становится солистом — но это, как правило, мировые звезды. Кто-то проходит через кордебалет и считает, что это очень важный этап. В театре я была и в кордебалете, и в опере стояла, но как-то не задерживалась там. Быстро проходила этапы.

— У нас хроническая усталость. Это касается и физики, и внутреннего состояния. У меня всегда в голове музыка, я повторяю какие-то движения, все время думаю о выступлении. Конечно, это давит немного, но это нормально. Может, есть такие люди, которые совершенно не волнуются и выходят на сцену. Это замечательно. У меня не так: я очень переживаю, прокручиваю все в голове.

После антракта наступает второе действие. И лесничий Ганс, и Альберт не могут найти покоя. По очереди они приходят на могилу к Жизель. Вилисы — невесты, умершие до свадьбы, — разгневанные поступком Альберта, желают умертвить его, но Жизель его спасает.

— В советское время карьера балерины заканчивалась после 20 лет стажа. Дальше можно было учиться на педагога или балетмейстера. В Казахстане у нас пенсионный возраст отменили для балерин. Поэтому мы, как и все, сейчас до 63 лет трудимся. Не то, чтобы мы должны были танцевать, но мы можем. Я не планирую танцевать до 63, потому что это нереально. Карьера Майи Плисецкой — это исключительный пример. 

— Если бы не балет — я даже не знаю, чем бы занималась. Как-то так сложилось, что я об этом даже не думала. Мне нравится моя профессия, я ее люблю.

— Нужно любить, быть доброжелательным, делать добро и улыбаться. Важно оберегать свой дом, — делится с нами Алия.

Прекрасный спектакль «Жизель» подошел к концу. На сцену несут букет за букетом. И все это — для прекрасной Алии Сапуговой. Цветов так много, что кажется, ей их не унести, но балерина, улыбаясь, говорит: «Сегодня я заберу все свои цветы домой».

Когда зрители покинули зал, на сцене остались самые дорогие сердцу Алии люди. Супруг Дидар увековечивает день на фото.

— Родители меня очень поддерживают всегда: и на спектаклях, и в жизни.

Папа Алии, Абельден Сапугов, приносит цветы на каждое выступление дочери. Для семьи Сапуговых это теперь традиция.

Приняв комплименты и теплые объятья, Алия отправляется в гримерку, чтобы снова перевоплотиться из балерины в прекрасную дочь, супругу и маму.

— После выступления наступает состояние опустошения. Чувствуешь себя, как выжатый лимон. Но, с другой стороны, понимаешь, что спектакль прошел, и это как камень с плеч, — делится с нами героиня.

Уже десятый час, а Алия все еще в театре. На выходе ее ждет любимая семья. Так один день из жизни балерины Алии Сапуговой подходит к концу.

Выражаем особую благодарность старшему преподавателю кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики КазНУ им. аль Фараби Асель Ахметовне Мусиновой и ГАТОБ имени Абая за помощь в подготовке материала! 

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000