Место Эльвира Абдусалямова 6 мая, 2016 12:00

Место: театр культурного шока ARTиШОК

Место: театр культурного шока ARTиШОК
Фото: Ринна Ли
Холодные зимние деньки уже давно позади, лишь иногда дождь напоминает нам, что еще не лето и нужно брать с собой теплую накидку на случай, если выходишь из дома до вечера. Городские парки разлились изумрудом по городу, и люди уже больше гуляют, вдыхая свежий весенний воздух и посещая культурные мероприятия. На этой неделе в рубрике «Место» мы расскажем о театре, о котором, уверены, вы слышали уже не раз. Это независимый казахстанский театр ARTиШОК, который в этом году отмечает свой юбилейный пятнадцатый сезон. Приоткроем занавес?

Анастасия Тарасова
Анастасия Тарасова

Об истории театра, его репертуаре и интересных фишках нам рассказала управляющий директор и актриса театра ARTиШОК Анастасия Тарасова.


Театр ARTиШОК
Театр ARTиШОК

VOX: Анастасия, расскажите нашим читателям, как появился на свет театр культурного шока?

— Он был создан в 2001 году группой артистов, которые решили уйти из государственного театра и создать первый независимый казахстанский театр. На сегодняшний день ARTиШОК таковым и является. Вот уже 15 лет мы работаем на этой площадке: создаем экспериментальные постановки, проекты, проводим фестивали.

VOX: С какими трудностями вам приходилось сталкиваться при открытии театра? Признавали ли вас академические театры?

— Я могу говорить только в общем, потому что не являюсь основателем театра, хотя во время его открытия работала журналистом на телевидении и была свидетелем того, как ARTиШОК развивался: приезжала сюда, снимала репортажи, знакомилась с ребятами и много раз разговаривала на эту тему. Конечно, для 2001 года это действительно был театр культурного шока — в подвале, с совершенно экспериментальными постановками. Были люди из академических театров, которые скептически относились, говорили, что более года–двух без финансовой поддержки независимый театр продержаться не сможет. Но ARTиШОК пробивал дорогу и ставил себе задачу идти дальше.

VOX: Получается, вы работаете здесь не с самого открытия?

— Нет. Лично я работаю здесь девятый год. Девять лет назад здесь была театральная школа — большой образовательный проект, в который мне посчастливилось войти. После двух лет обучения стала работать в театре, потом начала инициировать свои проекты, заниматься администрированием и сейчас занимаю позицию управляющего директора. Люди, которые являются основателями театра, и по сей день играют и ставят спектакли — это Вероника Насальская и режиссер Галина Пьянова. Они и были моими педагогами. 

VOX: Анастасия, поделитесь, какой была первая постановка театра ARTиШОК?

— Конечно. Это был фантастический спектакль-пантомима «ZIP-ZAP… и ни слова о метле». Я присутствовала на той премьере и помню, что тогда здесь не было ничего, кроме пустой сцены, скамеек и одного света. И на этом «ничего» спектакль за спектаклем вырос театр.

— У этого подвала достаточно интересная история: что бы здесь ни было, все каким-то образом имело отношение к творчеству, к театру. Бешеная творческая энергия и страсть к искусству здесь присутствовали всегда. В 2001 году появился меценат, который выделил деньги на помещение, и мы смогли полностью выкупить это место.

VOX: Если у вас нет финансовой поддержки, как вам удается оставаться на плаву?

— Да, все эти годы у нас не было ни государственной поддержки, ни поддержки со стороны министерства или департамента культуры. Однако у нас есть партнеры, которые поддерживают тот или иной проект при создании спектакля. Чаще всего это иностранные культурные миссии. Очень редко мы сталкиваемся с инициативами казахстанских компаний. А если и приходят спонсоры, то как только узнают, что у нас 65–75 зрительских мест, отказывают в помощи. Получается, что фактически театр существует за счет своего репертуара, продажи билетов и спектаклей и коммерческих проектов, которые мы делаем.


Спектакль «Аккомпаниаторша»
Спектакль «Аккомпаниаторша»
Фото: Диана Балаян

— На сегодняшний день в театральной труппе АРТиШОК семь актеров и около 10 приглашенных артистов и музыкантов, которые задействованы в разных спектаклях. АРТиШОК — это 20 человек со всеми артистами, менеджерами и администраторами. У нас очень крутой коллектив: каждый, кто трудится в театре, может проявить инициативу, и ему всегда скажут «да». Здесь нет бюрократической системы.

Один из проектов театра ARTиШОК — «Время действовать». Это проект, созданный в поддержку молодых и независимых режиссеров со своими актерами, которым необходима площадка для реализации спектаклей.


Спектакль «Прямопотолеби»
Спектакль «Прямопотолеби»
Фото: Диана Балаян

VOX: Анастасия, расскажите, какой спектакль, по вашим наблюдениям, сегодня можно назвать самым любимым для зрителей?

 Сейчас у нас в репертуаре около 10–12 спектаклей. Есть базовый репертуар, а есть такие спектакли, которые мы ставим в определенное время. Однако бестселлером можно смело назвать «Прямопотолеби» — спектакль о нашем городе. Это такое своеобразное зеркало жизни города, ситуаций, с которыми мы каждый день сталкиваемся, новостей, которые мы читаем. Спектакль достаточно подвижный и социальный. Его мы играем уже третий год, и все билеты всегда раскупают.

VOX: Расскажите о своем режиссерском опыте.

— Меня никогда не преследовала цель быть еще и режиссером: на всех стульях не усидишь, но буквально в апреле у нас вышла постановка под моим руководством. Спектакль называется «А рыбы спят?». Это такой экспериментальный авантюрный проект, в котором принимают участие шесть алматинских школьников в возрасте 15 лет. У них нет никакого базового актерского образования, они никак не были связаны с театром ранее, однако проект их заинтересовал, и мы смогли поставить спектакль при поддержке Гёте-Института Казахстан.

Это история о девочке, которая потеряла своего младшего брата… Ребенок сталкивается со смертью, и постановка показывает, как он ее переживает. Как реагируют взрослые, как ребенок остается один на один с этой проблемой. Тема очень острая, можно даже сказать, что на грани фола…

VOX: И какой же был отклик?

— Самый разный, потому что пьеса, которую мы выбрали, не «попсовая», не развлекательная. После постановки мы делали открытое обсуждение, и были зрители, которые задавались вопросом, зачем ставить спектакль с детьми о смерти, спектакль, где звучат слова «похороны», «умереть», «гробы» и так далее. Мы всегда хотим поднимать актуальные, резкие, остросоциальные вопросы, которые волнуют общество.


Спектакль «Москва-Петушки»
Спектакль «Москва-Петушки»
Фото: Марина Константинова

— Стоит признать, что мы не тот театр, который нравится всем: мы достаточно спорные. Мы тот театр, который заставляет людей думать, а это большая работа, на которую зрители не всегда готовы. Говорим на острые социальные темы, которые волнуют нас как граждан. Все потому, что у нас есть сильная гражданская позиция и понимание того, что мы даем зрителю и почему мы должны говорить на ту или иную тему через наши постановки.

VOX: Может, у вас и недоброжелатели есть?

— Я бы не сказала, что у нас есть явные и агрессивные недоброжелатели. Это не белый и пушистый безропотный театр. Многие люди видят театр как храм искусства, в котором говорится о добром, вечном и бесценном. Даже если мы берем Чехова или Шекспира как эталон, они все равно будут сыграны здесь так, что это вряд ли понравится «любителям» классики. Мы считаем, что классику необходимо адаптировать под «здесь и сейчас», потому что мы живем в это мгновение. Темы спектакля должны откликаться в сердце…

— Мы часто рассуждаем о том, почему у нас не появляется конкурент. Мы бы сами желали, чтобы такие ребята появились. Нет никакой необходимости быть единственными и неповторимыми. Наоборот, очень радостно, когда что-то новое появляется. Чаще всего наши коллеги сталкиваются с вопросом помещения, которое нужно будет арендовать, с вопросом техники, которая безумно дорого стоит.

Если в фойе поднять голову вверх, можно увидеть интересный фотопроект менеджера ARTиШОК Анны и ее супруга Паши. На потолке висят фото крыш всех театров, расположенных в Южной столице.

А прямо под ними на полу стикеры, подталкивающие гостя заметить фотопроект.

— Сувенирная лавка театра — это моя идея, которую я вынашивала достаточно долго. Я посещала многие европейские театры и видела, что это абсолютно нормально, когда в театре есть свой сувенирный магазин, столик, лавка. Зритель, прикоснувшись к спектаклю и находясь под воздействием эмоциональных впечатлений, конечно, захочет унести что-то с собой. У нас есть значки, шапки, блокнотики, ручки и так далее.

— Существует бренд «Дерзкая нарезка», наши друзья. Они помогли нам создать такие значки с личностями, которые привязаны к определенным постановкам театра. Стоимость значка — 1 000 тенге.

— Еще одна вещь, которая есть в современных мировых театрах — «стена помощи», на которой мы пишем то, в чем сегодня нуждается театр. Мы решили попробовать, и это действительно работает: открыто пишем о нуждах театра, и люди, любящие нас и желающие помочь, могут это сделать.


Чингиз Капин
Чингиз Капин

В день съемки в театре проходил спектакль «Проба», в котором на сцене все полтора часа задействован один актер — Чингиз Капин. Мы поговорили с актером до начала постановки и сняли процесс подготовки к встрече со зрителями.


Спектакль "Проба"
Спектакль "Проба"
Фото: Марина Константинова

«Проба» — это пластический спектакль, в котором Чингиз Капин пробует станцевать вариацию партии Али из балета «Корсар» так, как бы это мог сделать Рудольф Нуриев.

В театре ARTиШОК актер трудится более трех лет. У него есть хореографическое и актерское высшее образование. Чингиз искренне любит театр, которому посвящает свою жизнь, и признается, что театр позволяет укрепить актерскую профессию, потому что актер без спектаклей, без ежедневного тренинга и обмена энергией становится скучным и имеет потухший взгляд.

— Я люблю каждый день в этом театре. Здесь я не только играю: я могу мыть полы, шить шторы, вести музыку, свет, стоять за баром, встречать гостей… — признается Чингиз.

— Каждый раз я радуюсь спектаклю «Проба», потому что для меня это очередная возможность получить ответы на многие вопросы, возникающие в импровизации. Каждый раз я действительно честно пытаюсь поставить перед собой вопрос цены славы, одиночества, пытаюсь понять, почему он (Рудольф Нуриев — прим. ред.), а не я. Я хочу понять, что движет великими людьми.


Спектакль «Толстая тетрадь»
Спектакль «Толстая тетрадь»
Фото: Диана Балаян

VOX: Анастасия, поделитесь с нами, в чем заключается миссия независимого театра ARTиШОК?

— Миссия театра — это поддержка и продвижение современного независимого казахстанского театрального искусства и всего того, что стоит рядом. Сегодня театр — это не просто театр в классическом понимании; это такая структура, в которую входит и музыка, и фотография, и хореография, и живопись. Так вот мы занимаемся инициацией и поддержкой казахстанского современного искусства.

Афиша театра на май 2016 года.

 Город

 Алматы

 Район

 Алмалинский

 Адрес

 ул. Кунаева, 49

 Телефон

 +7(727) 273 52 82; +7 776 628 26 25

 Сайт

 artishock.kz

 Билет

 2 000–4 000, в зависимости от спектакля

Поделись
Эльвира Абдусалямова
Эльвира Абдусалямова
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000