VOX POPULI Ольга Таежная Олег Белов 22 августа, 2015 10:00

Вялосипедный город

Велопробег в Алматы
Велопробег в Алматы
Фото: Игорь Логвин
Пожалуй, главным событием этого лета в жизни Алматы стала смена акима. За семь лет своего управления городом Ахметжан Есимов получал разные эпитеты, как положительные — метростроитель, хозяин Азиады, создатель развязок, так и негативные — дровосек, разрушитель старого города, губитель Кок-Жайляу. Но есть одно его определение, которое воспринимается двояко — аким-велосипедист. С одной стороны, веломарши с участием акима пропагандировали здоровый образ жизни, заставляли членов правительства садиться в седло велосипеда, а с другой — дальше велопробегов и единственной велодорожки, построенной к Азиаде, дело не пошло. Почему «город в дорожной петле» (эту песню Виктор Цой написал в Алма-Ате) так и не стал велосипедным городом? Попробуем спросить у его жителей и взглянем на зарубежный опыт.

Людмила Ким
Людмила Ким

Думаю, велосипедный спорт у нас популярен, но что касается массового пересаживания жителей на двухколесный транспорт — тут необходимо отсутствие лени, приверженность к размеренному образу жизни и наличие велодорожек.

Людмила Ким, солистка группы «Дуэт Л’»: 

— Велосипедный спорт привлекает меня формой: обтягивающим костюмом и красивым шлемом (смеется.) А если серьезно, то уважаю профессиональных велосипедистов, а также людей, которые часто передвигаются на этом транспортном средстве. Кстати, среди них немало певцов: например, Нурлан Абдуллин, Ильяс Аутов – лидер группы Motor-Roller.

Лично я кручу педали не так часто. Для меня это, скорее, один из активных вариантов проведения досуга. К сожалению, велосипед как транспорт не удовлетворяет моим потребностям. Расстояния, которые необходимо преодолевать ежедневно, огромны, со мной постоянно люди, в багажнике всегда вещи (концертные костюмы, обувь и т.п.). Мы живем в стране с резко континентальным климатом: зимой холодно, летом жарко, осенью и весной — дождливо. Срок активного использования велосипеда — несколько месяцев. Не стоит забывать и о зачаточном состоянии велосипедной инфраструктуры.

Думаю, велосипедный спорт у нас популярен, но что касается массового пересаживания жителей на двухколесный транспорт — тут необходимо отсутствие лени, приверженность к размеренному образу жизни и наличие велодорожек.



Лондон, Великобритания
Лондон, Великобритания

Лондонское колесо обозрение London Eye напоминает скорее не глаз, а колесо велосипеда. Улицы этого города заметно уже алматинских, но это не мешает организации велосипедного движения. Мэр города Борис Джонсон принципиально ездит на работу на этом виде транспорта. Для того, чтобы проехать по городу, крутя педали, он не пользуется полицейским оцеплением улиц.

Многие туристы, попадая в Лондон, стремятся прежде всего увидеть Биг-Бен. Но отойдя немного в сторону и взглянув за ограду Вестминстерского дворца, они могут увидеть еще одно чудо — переполненную велостоянку. Для членов Палаты лордов считается незазорным приехать на заседание парламента на велосипеде. Глядя на это, начинаешь верить в то, что название страны «Великобритания» произошло от слова «велик». А теперь давайте взглянем, как выглядят окрестности акимата Алматы.


Акимат Алматы
Акимат Алматы

Парковая зона перед акиматом южной столицы до предела заставлена автомобилями. Возможно, их владельцы думают, что где парк — там и парковка. И так в городе думают очень многие. С восточной стороны акимата можно найти велопарковку, но высокопоставленных чиновников, приезжающих на работу на велосипеде, замечено не было. Это вам не Палата лордов.



Серик и Тохтар Нурмолдаевы
Серик и Тохтар Нурмолдаевы

Среди поклонников велосипеда в Алматы — Серик и Тохтар Нурмолдаевы, участники музыкального дуэта ST Brothers. У них нет пафосных автомобилей, зато есть большие проекты. В этом году они выпустили свой первый альбом «Love is all around» в стиле этно-джаз-модерн, и сейчас активно работают над первым мюзиклом.

Серик: 

— Велосипед — отличный вид транспорта. В нынешнее время, когда численность автомобилей в городе растет с каждым днем и экология становится все хуже и хуже, пересаживаться на него просто необходимо.

Тохтар: 

— Я очень часто езжу на велосипеде, так как он не только удобен, но и полезен. Хотелось бы, чтобы Алматы принял свой прежний облик и стал зеленым и чистым городом.


Петр Первый учился в Амстердаме кораблестроению. Сегодня этот город может дать уроки по развитию велоинфраструктуры. Сыры, тюльпаны, водные каналы в столице Голландии, пожалуй, не смогут бороться за право стать лидерами в списке городских достопримечательностей. Первую строчку в этом престижном рейтинге займут велосипеды и их владельцы. Попав в этот город, можно навсегда распрощаться с убеждением в том, что самым быстрым и удобным средством передвижения является автомобиль или водный трамвай. Велосипед — вот, что вам нужно, чтобы почувствовать себя комфортно в городе каналов.


Велосипедисты в Амстердаме, Нидерланды
Велосипедисты в Амстердаме, Нидерланды

Велосипедистов в Амстердаме намного больше, чем автомобилистов и пешеходов. На специальных велодорожках перед светофорами выстраиваются целые очереди велосипедистов в ожидании зеленого света.

Без велосипеда в Амстердаме вы однозначно будете иметь «бледный вид». Перед тем, как перейти улицу, вам следует переждать бесконечный поток велосипедистов, затем пропустить колонну автотранспорта, а потом еще раз внимательно посмотреть направо — путь вновь преградят владельцы двухколесных. Кстати, ваш пешеходный «зеленый свет» не особо волнует велосипедистов. Уступать дорогу следует вам.


Многоярусная стоянка для велосипедов, Амстердам
Многоярусная стоянка для велосипедов, Амстердам

Туристические гиды свою многоярусную стоянку для велосипедистов показывают туристам, прибывшим в Амстердам, как один из ярких символов города. Ну, тут и удивляться нечего: на 750 тысяч населения приходится более 600 тысяч велосипедов. И это еще не предел!



Динара Исабекова
Динара Исабекова

Народ любит поддерживать разовые активности, но, на мой взгляд, в этом вопросе необходим комплексный подход: инфраструктура, мероприятия, экологичное сознание.

Динара Исабекова, PR-менеджер: 

— Стыдно признаться, но кататься на велосипеде я научилась полтора года назад. И то по причине любопытства. Хотя до сих пор страшно ездить в городе, ибо велодорожки сродни раритету — их сложно найти. Пешеходы, как и водители авто, велосипедистов не особо жалуют. И, как выяснилось позже, с координацией у меня все печально. Поэтому пока поводов для покупки автомобиля больше, нежели для двухколесного друга.

Стоит признать, что велосипед за последние несколько лет стал популярным и даже модным. У большинства знакомых он появился — правда, чаще пылится на балконе, чем эксплуатируется. Количество участников велопробегов увеличивается с каждым разом, однако среди них велик процент тех, кто участвует в этом, например, для возможности сделать фото и выложить в Instagram, типа «Я такой клевый, я — за здоровый образ жизни». Народ любит поддерживать разовые активности, но, на мой взгляд, в этом вопросе необходим комплексный подход: инфраструктура, мероприятия, экологичное сознание.



Муниципальные велосипеды в Варшаве, Польша
Муниципальные велосипеды в Варшаве, Польша

Для того, чтобы пересадить горожан польской столицы на экологический вид транспорта, власти Варшавы оборудуют город специальной системой прокатных пунктов. Муниципальные велосипеды сегодня пользуются большой популярностью у жителей и гостей Варшавы. Первые 20 минут пользования муниципальным велосипедом бесплатные, а за первый час надо заплатить один злотый. Одолженным муниципальным велосипедом можно пользоваться не дольше 12 часов. За несвоевременный возврат транспортного средства — штраф в 200 злотых.

Одной из основных причин, по которой жители польской столицы выбирают велосипед в качестве средства передвижения, является простое человеческое удовольствие от вождения. Еще бы, ведь у варшавян почти в любых районах города имеются в наличии свежий воздух, чистота и качественные дорожки.



Наиль Ахмеджанов
Наиль Ахмеджанов

Ни одно из транспортных средств не дает такого чувства свободы, как велосипед. К тому же, прекрасная возможность держать себя в хорошей физической форме. Тренировка сердечной мышцы, массаж простаты у мужчин, прокачанные ноги — разве этих плюсов мало?

Наиль Ахмеджанов, шоумен, радио-диджей и предприниматель: 

— За более чем 15 лет велосипедного стажа я накатал в окрестностях Алматы и по Алматинской области добрый десяток тысяч километров. Мало осталось неизведанных мест, пригодных для велопрогулок всей семьей. Покуда дети делают лишь только первые велозаезды – выкатываю их по территории нашего коттеджного городка: ни машин, ни опасностей.

Ни одно из транспортных средств не дает такого чувства свободы, как велосипед. К тому же, прекрасная возможность держать себя в хорошей физической форме. Тренировка сердечной мышцы, массаж простаты у мужчин, прокачанные ноги — разве этих плюсов мало?

С супругой предпочитаем выбираться на велопрогулки раз в неделю. Ее излюбленный короткий маршрут — алматинский терренкур: красиво, прохладно даже в зной, безопасно. Любимый длинный маршрут — дорога на Медео. Но тут уже минусы: загазованность и лихачество водителей. По этим причинам чаще выбираемся за пределы Алматы и катаемся по проселочным дорогам. Из личных велопредпочтений — дорога от Тамгалы-Тас до Астанинской трассы (65 км), плато Ассы в Тургеньском ущелье (50 км), Писанные скалы на реке Или и дорога на Большое Алматинское озеро.



Велосипедная парковка Аризонского университета в Тусоне, США
Велосипедная парковка Аризонского университета в Тусоне, США

Авангардом велодвижения во многих странах являются студенты. В том числе и в главной автомобильной стране — США. Вот как выглядит парковка перед Аризонским университетом в Тусоне.


Парковка университета КИМЭП, Алматы
Парковка университета КИМЭП, Алматы

А этот снимок мы сделали на парковке перед КИМЭПом на проспекте Абая во время недавней сессии. Престижные автомобили, запирающие друг друга, больше напоминают ярмарку тщеславия и красноречиво характеризуют уровень экологической и дорожной культуры в одном из ведущих вузов страны.


Университетский комплекс КазГУград, Алматы
Университетский комплекс КазГУград, Алматы

А теперь перенесемся в КазГУград. До недавнего времени в этом студенческом городке можно было увидеть немало велосипедистов, но этим летом там появился знак, запрещающий их проезд. Это хороший повод подать заявку в книгу рекордов Гиннесса. Алматы может стать первым городом, где на территорию студенческого городка запрещено въезжать на велосипеде.



Сергей Радионов
Сергей Радионов

Чтобы город стал велосипедным, нужна инфраструктура, сеть дорожек, позволяющих добраться до основных районов. Но я бы начал с приведения в порядок тротуаров и съездов, так как они нужны не только велосипедистам, но и мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями.

Сергей Радионов, креативный директор Openeyes DDB: 

— Велосипед для меня — это внутренний туризм. Катаясь на нем, я лучше чувствую местность, в которой оказался. Сливаюсь с природой. Дышу чистым воздухом, вдыхаю запахи весенней степи, чувствую прохладу горной реки, слушаю пение птиц и стрекот насекомых. Стараюсь кататься и в других городах, когда есть время. Так видишь больше, и можно прочувствовать местность.

Катаюсь я при любой свободной возможности, в основном за городом в выходные. Именно поэтому я выбрал складной велосипед, который постоянно вожу с собой в багажнике. Приезжая куда-либо на отдых, я оставляю машину и сразу отправляюсь исследовать окрестности.

Очень люблю кататься около источников воды: рек, озер, каналов. Во-первых, не жарко, во-вторых, как правило, в этих местах очень насыщенный животный мир и можно остановиться и понаблюдать за птицами. В-третьих, катание очень сильно сближает с сыновьями. Мы часто ездим в мини-путешествия вдвоем или втроем. Сейчас вот и супруге купили велосипед.

В городе катаюсь редко — как правило, на работу в конце недели. Очень опасно двигаться по дорогам. Несмотря на то, что мой велосипед оборудован сигнальными огнями, водители часто не обращают внимания на велосипедистов: например, обогнав, могут резко прямо перед тобой остановиться и высадить пассажира. Поэтому стараюсь ездить по тротуарам, так безопасней. Но в Алматы они часто разбитые, нередко нет съездов. Путь постоянно преграждают лестницы, бордюры, ямы и сливы. Есть несколько мест, в которых можно поездить спокойно — это ботанический сад, роща Баума, терренкур; говорят, открыли новую дорожку в парке Горького. Но вот в Парке Президента, например, ездить ни на велосипеде, ни на роликах нельзя. Очень странное решение.

Чтобы город стал велосипедным, нужна инфраструктура, сеть дорожек, позволяющих добраться до основных районов. Но я бы начал с приведения в порядок тротуаров и съездов, так как они нужны не только велосипедистам, но и мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями. Я вообще не понимаю, как они могут в одиночку передвигаться — некоторые съезды крутые даже для маунтинбайкеров.


Виталий Дворецкий, режиссер студии HDV.kz: 

— У меня есть внедорожник, но я стараюсь чаще ездить на работу на велосипеде даже зимой. Для этого у меня есть шипованная резина. Но настоящее удовольствие от байка я получаю лишь за городом, например, во время ежегодной многодневной гонки на горных велосипедах «Джейран Трофи». Она проходит в восточной части Заилийского Алатау. Мы преодолеваем горные реки, перевалы, но у меня такое ощущение, что в Алматы барьеров для велосипедов гораздо больше, чем на этом горном маршруте. И главные барьеры в головах алматинских чиновников, которые не понимают, что каждый человек в седле велосипеда улучшает не только свое здоровье, но и здоровье города.



Промоспектакль театра «АРТиШОК»
Промоспектакль театра «АРТиШОК»

А может быть, велодвижению не хватает рекламы? Веломарши по проспектам не в счет — у автолюбителей и многих велосипедистов они вызывают лишь раздражение. Одной из самых запоминающихся акций последнего времени стал уличный промоспектакль театра «АРТиШОК», во время которого на улицах города была инсценирована первая гонка «Тур де Франс».

Посмотреть финал этой гонки прилетел на воздушном шаре сам Жюль Верн.



Асялат Сайтмуратова
Асялат Сайтмуратова

Иногда слабый уровень велодвижения в Алматы объясняют большими перепадами высот. Но для движения вверх на велосипеде есть переключение передач. Тем же, кому сложно крутить педали, можно посоветовать электробайк.

Асялат Сайтмуратова, жительница Алматы: 

— По состоянию здоровья мне нужен был велосипед, который был бы небольшим и мог бы двигаться без помощи педалей. Мой выбор пал на электровелосипед. Я приобрела его с помощью интернета. Благодаря ему мое здоровье улучшилось. Появилось желание ездить за город, в горы, на дачу. Однако тротуары в Алматы — одно название. Чистота воздуха круглый год оставляет желать лучшего.

Мой велосипед легко складывается, весит около 15 килограммов. На нем удобно ездить на работу. Главная проблема в том, что на огромный город всего одна велодорожка. Приходится ездить по тротуарам, по которым часто ходят люди в наушниках, уткнувшиеся в смартфоны. Они шагают посередине и совершенно не предсказуемы. Очень часто пешеходы ходят по велодорожке вдоль проспекта Абая, которую спроектировали крайне неудачно.

Не везде есть пандусы для въезда с проезжей части на тротуар. А там, где они есть, нередко угол наклона такой крутой, что не по силам инвалидам-колясочникам и неудобен для велосипедистов. Надземные переходы через проспект Райымбека вообще не приспособлены для колесных средств. Думает ли акимат о людях? По проезжей части передвигаться очень сложно, потому что автомобилисты любят подъезжать так, что вы чувствуете коленом корпус машины, либо вообще вас выкидывают на обочину. И еще: очень странно, почему нельзя оставлять велосипеды на платных автостоянках?


Вот такое неразвитое велохозяйство досталось новому акиму южной столицы Бауыржану Байбеку. Что-то подсказывает нам, что веломарши теперь будут проходить в Астане.

Какой дорогой пойдет развитие города? Получат ли алматинцы велодорожки, и не будут ли их строить за счет уничтожения деревьев, которые и так очень сильно пострадали в есимовский период? Будет ли число нелегальных таксистов, как и прежде, превышать число велосипедистов? И, наконец, станет ли вялосипедный город велосипедным, или он, как раньше, будет погружать приезжающий МОК в смог? Это зависит от нового акима и от каждого из нас. 

Поделись
Ольга Таежная
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000