VOX POPULI Святослав Антонов 30 октября, 2015 10:00

Вторая жизнь печати

Вторая жизнь печати
Фото: Ринна Ли
Есть ли будущее у печатных СМИ? Сейчас от различных экспертов все чаще звучат мнения, что нет. Однако новые печатные издания продолжают появляться, в том числе и в нашей стране. Мы решили узнать, выгодно ли сейчас содержать печатное издание, с какими сложностями приходится столкнуться их создателям, и почему они решили предпочесть печать формату онлайн-СМИ.

Научно-популярный журнал для школьников Oyla

Еще несколько лет назад появление в Казахстане научного издания, тем более, ориентированного на подростков, казалось утопией. Однако в сентябре этого года на рынке печатных изданий неожиданно появился журнал OYLA (в переводе с казахского «Думай»). О том, как зародилось это издание, его концепции, каналах распространения журнала и планах по развитию рассказали его издатель Мила Утемуратова, главный редактор Ердос Тулегенов, шеф-редактор Гамзат Бияров и менеджер по продажам Нуржан Утепов

Ердос:

— Я имел опыт работы в печатных СМИ, около 10 лет проработал в журнале «Эксперт Казахстан», являясь его сооснователем. Давно витала идея поработать над каким-нибудь новым интересным проектом. Тогда я стал думать, чего же у нас не хватает. У меня есть дети, и когда они стали подрастать, пришло понимание, что я не могу предложить им какое-то качественное и интересное казахстанское издание для чтения. В нашем детстве были такие журналы. У меня в окружении есть много молодых умных ребят с большим интересом к науке. Мне искренне хотелось бы, чтобы наши дети выросли образованными, любознательными, культурными, имели критический склад ума. Поэтому я и решил делать издание для детей научно-популярным. Благодаря знакомству с нашим издателем Милой и редактором Гамзатом идея воплотилась в жизнь.

Мила:

— Идею Ердос вынашивал давно. Когда он поделился ею со мной, я поняла, что это очень интересное начинание. На рынке сейчас таких изданий просто нет. Мы ставили перед собой цель рассказать детям простым языком о сложных вещах. Нам хотелось бы популяризировать науку среди казахстанской молодежи.

Создателям журнала удалось стартануть со своим проектом достаточно быстро. Уже через два месяца после начала работы над журналом первый номер вышел в свет. Его тираж составил 20 тысяч экземпляров, а объем — 95 страниц. Со временем создатели OYLA планируют увеличить объем до 150 страниц. Журнал выходит на русском и казахском языках.

Гамзат, редактор журнала:

— Проект стоило запустить хотя бы потому, что у него нет аналогов на рынке. На казахском языке научно-популярного издания для школьников до сих пор не было. У учащихся и их родителей есть потребность в получении дополнительного источника знаний. У нас в стране около 2 миллионов школьников. 60% из них обучается на казахском, так что нам есть куда расти. Когда издание запускалось, вся команда чувствовала себя первооткрывателями. Усилия, потраченные нами на улучшение качества продукта, видимо, не прошли даром. Первый номер журнала мы бесплатно разослали по всем 4937 школам страны. Отзывы учителей и их подопечных о нем были положительными. На пресс-конференции в честь появления издания директор одной из алматинских школ вскочил со своего места и вскричал, что математическую прогрессию нужно объяснять именно так, как об этом написано на страницах OYLA.

Статьи в OYLA содержат материалы по основным школьным предметам, таким как математика, химия, физика, биология, география, риторика и история. Помимо этого, большая часть журнала посвящена изобретательству, робототехнике, инженерии, интервью с известными учеными.


Главный редактор журнала Ердос Тулегенов
Главный редактор журнала Ердос Тулегенов

Ердос:

— Основная задача, которую мы ставим перед собой, — повысить качество человеческого капитала в нашей стране. Если будет 10, 30 или 100 маленьких гениев, которые заинтересуются наукой благодаря нашему журналу, — это будет большой результат. К примеру, если кто-то из наших 14–15-летних читателей увлечется роботами после прочтения статьи о них, то к тому моменту, когда ему исполнится 25 лет, наша страна может получить нового квалифицированного робототехника.


Мила Утемуратова, издатель журнала
Мила Утемуратова, издатель журнала

Мила:

— Чтение нашего журнала может стать хорошим поводом для совместного времяпровождения детей и их родителей. Я сама — мама, и мне хотелось бы, чтобы наши чада хоть иногда отрывались от экранов iPad.

Дизайн журнала отличается весьма современной подачей. Многие схемы и картинки разработаны с применением 3D-моделирования. На страницах издания можно встретить отсылки к персонажам культовых фильмов и сериалов, стилизованные изображения известных личностей и ученых.

Гамзат:

— Современным школьникам проще воспринимать информацию через иллюстрации. То, что нельзя объяснить словами, всегда можно донести через схематические изображения. У нас работает много талантливых дизайнеров. Все картинки в журнале — авторские. Есть много аллюзий на популярные интернет-мемы, персонажей South Park, «Футурамы» и других популярных среди молодежи сериалов, фигурки Lego. Такие элементы нужны, чтобы привлечь внимание подростков.

Ердос:

— У нас в журнале есть много приколов, которые поймут скорее не школьники, а их родители. При создании дизайна и верстке журнала мы, безусловно, опирались на известные мировые издания схожей тематики, но выработали свой свой собственный узнаваемый стиль. Это стиль OYLA, созданный из микса различных идей.

Команда OYLA планирует распространять свое издание преимущественно по подпискам. Для этого на сайте журнала есть специальный раздел. В данный момент издание имеет уже около 4000 подписчиков. Часть из них — корпоративные подписки, но около 1000 — обычные школьники и их родители со всех концов республики.


Редакция журнала OYLA
Редакция журнала OYLA

Нуржан, менеджер по продажам:

— Большую часть наших подписок составляют корпоративные заказы. Это крупные компании, которые покупают журнал для детей своих сотрудников. Это своеобразный жест лояльности к персоналу. Думаю, их также заинтересовало наше предложение по бесплатному размещению рекламы для крупных подписчиков. Безусловно, реклама является для нас одной из основных статей дохода. Большая часть наших рекламодателей — это компании, так или иначе связанные с потребностями школьников. Среди них магазины техники, провайдеры и операторы связи, производители безалкогольных напитков.

Ердос:

— Всего 500 журналов у нас реализуется в рознице через газетные киоски. Мы не являемся сторонниками розницы по нескольким причинам. В киосках достаточно высокие накрутки при продаже, а журналы они берут у нас практически по себестоимости. Во многих киосках жвачка и напитки продаются лучше, чем сами журналы. Кроме того, в регионах Казахстана киосковая сеть развита очень слабо. Мы же хотим сделать все для того, чтобы наш читатель имел доступ к журналу в любом месте, где бы он ни жил. Система подписки дает такую возможность. Сейчас оплатить подписку на журнал можно только онлайн через банковскую карту, однако со временем подписку можно будет оформить и в почтовых отделениях по месту жительства.

Мила:

— Несмотря на большие затраты на проект, мы планируем выйти на самоокупаемость в течение года.


Шеф-редактор журнала Гамзат (справа) и менеджер по продажам Нуржан (слева)
Шеф-редактор журнала Гамзат (справа) и менеджер по продажам Нуржан (слева)

Печать журнала обходится создателям OYLA недешево. При тираже 20 тысяч экземпляров стоимость одного журнала в типографии составляет около 300 тенге.

Мила:

— К сожалению, мы не смогли найти в Казахстане типографию, которая отвечала бы нашим требованиям в соотношении цена–качество. Многие наши типографии просто не готовы печатать такие большие тиражи. Поэтому мы печатаем наш журнал в Финляндии. Даже с учетом логистики это выгоднее.

Цена журнала OYLA достаточно велика: 1200 тенге по подписке и около 1400 тенге — в рознице. Однако создатели издания говорят, что изучили рынок и заметили, что аналогичные зарубежные издания даже более плохого качества печати стоят примерно столько же. 

Ербол:

— Именно мне чаще всего приходится выслушивать претензии по поводу цены журнала. Тут нужно учитывать, что мы делаем бесплатную доставку во все, даже самые удаленные регионы страны. Иногда цена доставки бывает достаточно велика.

Создатели OYLA сознательно решили реализовывать свой проект в первую очередь как печатное СМИ. По их мнению, такая форма подачи информации способствует ее лучшему усвоению.

Елдос:

— Знаете, есть один зарубежный гуру рекламы, который много лет предрекал смерть журналам и газетам. Однако в этому году в своем интервью он сказал, что они все таки не перестанут существовать, но займут определенную нишу. На первом этапе мы много спорили о том, каким должно быть наше издание. В конце концов пришли к выводу, что знание, за которое заплачены деньги, ценится больше.

На самом деле большую часть расходов журнала составляет не печать, а фонд заработной платы. С тем же успехом мы могли бы сделать и онлайн-издание. Однако тут нужно учесть характер наших материалов. Это статьи, требующие от читателя должного умственного напряжения. Можно почитать статью, отвлечься, положить журнал на стол, а затем вернуться к ней. В интернет-версии такое вряд ли возможно, нужно искать какие-то ссылки, которые быстро теряются. Наше мнение таково, что для потребления такой серьезной информации больше подходит печатный формат. Тем не менее мы планируем сделать интернет-версию журнала. Там мы будем экспериментировать с разными форматами, такими, например, как видео научных опытов.

Журнал Boulevard

Журнал Boulevard — первый казахстанский глянец, по дизайну, качеству материалов, верстке и печати способный соперничать с международными франшизами. Журнал появился летом 2012 года, и вот уже три года стабильно выходит раз в два месяца тиражом более 9 тысяч экземпляров. Мы узнали об этом издании подробнее, пообщавшись с руководителем проекта BLVD Леонидом Нигматуллиным и главным редактором журнала Александром Медведевым.


Руководитель проекта Леонид Нигматуллин
Руководитель проекта Леонид Нигматуллин

Леонид:

— Первоначально идея журнала принадлежала мне, но то издание, которое мы видим сейчас, сформировалось с участием всей команды. Нам очень повезло с людьми. Часть из них сейчас работает в различных международных изданиях. Вначале я думал о создании мужского журнала, с большим упором на бизнес, лайфстайл. Но в тот период на рынке как раз появлялись новые модные бренды вроде Saks и Louis Vuitton. Стало понятно, что для того чтобы добиться коммерческого успеха, нужно освещать тему фэшн. В итоге мы решили делать универсальный журнал, подходящий мужской и женской аудитории. В то же время хотелось быть непохожими на других, создавать оригинальный продукт.

Команда журнала в стремлении охватить максимальную аудиторию старается создавать статьи на разнообразные темы, не всегда касающиеся моды. В журнале много интервью с людьми, работающими в различных сферах, есть литературный блок, где публикуются авторские эссе. 

Леонид:

— Наше главное отличие от других подобных изданий, которые работают в основном по международной франшизе, в том, что при формировании контента у нас нет жестких рамок, навязанных откуда-то сверху. Мы можем сделать классную съемку и отдать под нее большое количество полос, не задумываясь о стандартах. Практически сразу в своих публикациях мы начали выходить за пределы медиапространства Казахстана, делая материалы о казахстанцах, живущих за рубежом. В дальнейшем мы продолжали расширять границы, и сейчас героями нашего издания могут стать люди из любой страны мира. Главным для нас остается стремление создать локальный качественный продукт.


Александр Медведев, главный редактор журнала
Александр Медведев, главный редактор журнала

Александр:

— У нас относительно маленькая страна и узкий рынок. Есть несколько действительно интересных поп-исполнителей, несколько дизайнеров и модельеров. Именно поэтому мы стараемся выходить за рамки одного государства. Для нашего общества характерно понятие тусовок. Иногда доходит до абсурда, и открывая какое-либо издание, ты понимаешь, что оно посвящено определенным людям и может быть интересно только им и кругу их друзей. Мы хотели уйти от этой местечковости. На страницах нашего журнала можно прочитать о мировых трендах моды и культуры, которым только предстоит дойти до нашей страны. Многие у нас работают по готовым пресс-релизам с фотографиями. Мы же стараемся проводить съемки в различных странах, готовить проекты в США, Москве, Питере. Для того чтобы координировать их, наши сотрудники часто выезжают за рубеж.

Выпуск каждого номера журнала Boulevard требует больших средств. При работе команда журнала привлекает фотографов, стилистов и визажистов из многих стран мира. На издание работает большое количество зарубежных фрилансеров. По примерным подсчетам Леонида, на производство каждого номера журнала требуется не менее 7 миллионов тенге.

Леонид:

— Мы стараемся делать все настолько хорошо, насколько это вообще возможно. Иногда сутками сидим в редакции, работая над очередным номером. Я считаю, что у нашего журнала есть образовательная функция. Мы просвещаем людей, причем не только в сфере моды. Нашими героями становятся режиссеры, актеры, художники, музыканты, рестораторы, бизнесмены.

Александр:

— Мы стремимся расширить кругозор читателя. Заглянуть за пределы нашего медиапространства.

В команде Boulevard работают люди из различных сфер. Не все из них увлекаются модой, но главным критерием для редакции является увлеченность проектом.

Леонид:

— Наш главред, Александр, из киноиндустрии. Я вообще учился по специальности «маркетинг». Самым важным для нас при подборе персонала является понимание философии издания. Это стереотип — что модное издание могут делать только заядлые модники или профессиональные фэшн-журналисты.

Проект BLVD в настоящее время перерос рамки журнала. Сейчас он объединяет в себе ивент-агентство и интернет-сайт. Однако, несмотря на наличие онлайн-журнала, команда издания продолжает заниматься печатной версией, считая ее приоритетной.

Леонид:

— На сайте мы публикуем новости и оперативные репортажи с различных событий. Те материалы, которые со временем могут потерять актуальность, идут туда. В журнал попадает более качественый материал. Сам формат печатного издания для нас предпочтительнее. К примеру, хорошую фотосессию известного фотографа всегда лучше смотреть в печати. Тут важны тактильные ощущения, контакт с бумагой. Именно поэтому печать будет жить. Журнал должен приносить читателю эстетическое удовольствие. У читателя должно возникнуть желание сохранить его, поставить на полку и собирать.


Журнал Boulevard
Журнал Boulevard

Журнал Boulevard печатается в алматинской типографии. Цена печати достаточно высока — от 500 до 900 тенге за журнал.

Леонид:

— Мы распространяем журнал через киоски «Казпресс», магазин «Рамстор», аэропорты. Журнал можно найти в Алматы, Астане, Караганде и Шымкенте. Первый месяц мы продаем его, а на второй — распространяем бесплатно. В основном отправляем номера в кофейни, отели и другие места, где может оказаться представитель нашей аудитории.

В рознице цена журнала составляет от 700 до 1000 тенге. Этого едва хватает, чтобы оплатить расходы на печать. При этом создателям удалось вывести свой журнал на окупаемость в течение двух лет. Главным источником доход для Boulevard остается реклама.

Леонид:

— Мы размещаем рекламу известных брендов одежды, косметики, ювелирных изделий, автомобилей. При этом многие рекламодатели являются крупными мировыми компаниями. Чтобы выйти на их уровень и доказать, что им стоит разместиться в региональном издании, пришлось много поработать. Франшизе с мировым именем в этом отношении намного проще. Переговоры часто проходили в Москве или в головных офисах в Италии. Чаще всего таким крупным игрокам достаточно просто показать журнал, чтобы они, оценив качество издания, определили, хотят ли сотрудничать с ним. И если они это качество видят, то без проблем соглашаются. Наших же рекламодателей иногда приходится чем-то задабривать.

Александр:

— Нам повезло, что у многих крупных брендов есть офисы неподалеку, например, в Москве. Мы добивались их доверия в течение нескольких лет. То, что они оценивают казахстанский журнал наравне с местными представительствами крупнейших мировых изданий, говорит о том, что мы работаем не зря.

В планах издания смена верстки и дизайна журнала. Команда планирует сменить имя издания на аббревиатуру BLVD.

Леонид:

— Мы хотели бы продать франшизу на наше издание. Уже поступали предложения из нескольких стран ближнего зарубежья. Это показывает, что казахстанское издание способно выйти на международный уровень.

Журнал Étage

Первый том журнала Étage вышел 13 июня 2014 года. Сразу стало понятно, что это — нечто большее, чем обычный глянец. Издание имеет свою особую эстетику, высокое качество печати и неповторимое содержание. На его страницах большое внимание уделено архитектуре, искусству, культуре, дизайну, истории нашего города, жизни выдающихся людей. О своем проекте нам рассказали его основатели — главный редактор журнала Карина Искакова и соиздатель Наталья Тян.


Карина Искакова, главный редактор издания
Карина Искакова, главный редактор издания

Карина:

— Идея создать журнал родилась спонтанно. Для нас Étage — это возможность отстаивать смелые взгляды. Это постоянное развитие. Журнал появился после 9 месяцев тщательной подготовки, во время которой были собраны первые материалы, вошедшие в том I, были найдены профессионалы своего дела, большинство из которых рискнули присоединиться к нашему проекту, отказавшись от стабильной работы, после чего наша слаженная небольшая команда вселилась в офис, чтобы приступить к созданию финального образа журнала. Порой случай приводит людей прямо туда, где им нужно быть.


Наталья Тян, сооснователь журнала
Наталья Тян, сооснователь журнала

Наталья:

— Все верно, каждый из нас имеет абсолютно разный бэкграунд. Карина училась в Париже, работала в сфере промышленного дизайна. Я закончила КИМЭП по специальностям «маркетинг» и «финансы». С нами работают архитекторы, дизайнеры, искусствоведы и журналисты. Это общая командная работа, где преследуется единственная цель — создавать интересные, качественные материалы, преимущественно интервью и статьи, рассказывающие о том, что происходит в области архитектуры, искусства, культуры и дизайна для наших вдумчивых читателей.

У нас был план: создать небольшое издание тиражом в 5000 экземпляров, которое будет нравиться и будет прибыльным. Год спустя мы расширяемся. И это только радует.


Редакция журнала
Редакция журнала

Основатели журнала создавали его полностью на свои средства, без привлечения инвесторов. Расходы на проект были достаточно велики. Журнал выходит раз в квартал, но бывают практики, когда совмещаются два номера в одном, но с большим количеством информации. В таких случаях Étage выходит раз в полугодие.

К данному моменту редакция готовит пятый том.

Наталья:

— Мы считаем, что в нашем случае не спрос породил предложение, а предложение — спрос. Étage скорее следует отнести к формату Bookzine (книга-журнал), потому что мы действительно болеем за то, чтобы вернуть в массы такую правильную и полезную привычку — читать.

Étage в первую очередь старается находить нестандартных героев. Все интервью, съемки, иллюстрации создаются непосредственно нашей редакцией. Так, за прошедший год, например, редакция ездила в Москву, чтобы взять интервью у Владимира Владимировича Познера и сделать съемку с Ренатой Литвиновой; поговорила с Ерболом Мельдибековым о точном соотношении вечного и проходящего; отправилась на космодром Байконур, наблюдала взлет ракеты «Союз». И этот список мы пополняем регулярно.

Команда Étage решила делать печатное, а не интернет-издание по нескольким причинам. Печатное СМИ может приносить высокие доходы от рекламы. Однако кроме финансовой заинтересованности, командой двигало желание создать настоящий, живой продукт.

Карина:

— О будущем печатных СМИ говорят каждый раз, как только появляются новые возможности передачи информации. Есть успешные проекты в России, которые доказывают, что печать сегодня только увеличивает свои обороты.

Но мы говорим сейчас не о том, что Étage начал делать какой-то печатный проект — мы делаем медийный проект. Он состоит из определенного количества элементов, в том числе и печатной неотъемлемой части — на наш взгляд, она представляет собой классику и на данный момент лучше всего воспринимается целевой аудиторией. В ближайшее время будет и digital-составляющая, которая состоит из сайта, iPad-версий, аппликейшенов, есть в том числе спецпроекты со студентами академии искусств имени Жургенова, есть проведение мероприятий, которые мы прекрасно умеем делать. И все вместе — это и есть то, что мы строим. Это небольшой «холдинг», где есть разные виды контакта с аудиторией.

Создатели Étage также открыли одноименное дизайн-бюро, которое предлагает услуги графического, промышленного дизайна, сценографии, оформления и проведения различных мероприятий.

Карина:

— Étage делает достаточно универсальный контент, что объединяет разные категории людей. Нас читают люди от 16 до 35 лет, от студентов до бизнесменов. Женщины и мужчины.

Наталья:

— Деятельность в различных сферах и направлениях помогает нам диверсифицировать риски. Это хорошая возможность показать, на что способна команда Étage. Мы считаем, что, безусловно, журнал нашел своего читателя. Но планка стоит выше, данный проект будет развиваться в разных сферах. Об этом команда Etage расскажет чуть позже. Поэтому через 2–3 года мы можем вернуться к этому разговору и обсудить результаты.

Редакция Étage тщательно подходит к созданию каждого материала. Именно поэтому журнал выходит не чаще, чем раз в три месяца. По словам создателей, каждая статья в журнале для них — новый интересный проект.

Карина:

— В качестве источника вдохновения мы выбрали для себя книжки с советскими иллюстрациями и произведения художников-авангардистов. Получилось так, что именно это легло в основу собственной эстетики Étage. Если говорить о других журналах, то нашей целью было создание чего-то чуть более уникального, чем копия уже существующего. Копия всегда хуже оригинала.

Étage регулярно получает хорошие отзывы далеко за пределами Казахстана. Это определенно сподвигает работать дальше и повышать планку. Ведь самое красивое движение в мире — это движение вперед.


Журнал Étage
Журнал Étage

Особое внимание в журнале также уделено содержанию и визуальной подаче материалов. Каждый том Étage условно разделен на три рубрики. Это альфа (объективное), бета (субъективное), гамма (экспериментальное). В первой команда больше внимания уделяет фактам, во второй — авторскому мнению, а в третьей представляет различные эксперименты в творческой среде.

Наталья:

— Мы обращаем внимание на каждую мелочь. К примеру, долго подбирали бумагу, искали нужный граммаж и текстуру. Это было достаточно сложно. Мы определили путем проб и ошибок типографию, которая сегодня нам помогает реализовывать наш проект. Помимо того, что ни одна типография толком не сталкивалась с печатью на офсетной бумаге, существует проблема логистики бумаги. Мы заказываем ее в Финляндии, так как, к сожалению, в Казахстане бумаги нужного нам типа нет.

Печать Étage — это отдельная история. По словам редакции, стоимость создания каждого журнала зачастую превышает его розничную цену.


Редакция журнала Étage
Редакция журнала Étage

Несмотря на высокие расходы на печать и не столь большую розничную цену, журналу удалось выйти на окупаемость в течение года. Секрет такого финансового успеха Etage, по словам создателей, — creative thinking и особый подход.

Наталья:

— Нестандартные решения — наш подход. Они нам помогают в том числе и в финансовых вопросах. Кажется, что когда продукт качественный, доказывать важность своего присутствия на книжных полках не нужно. Но, тем не менее, была проделана большая работа, ведь на данный момент мы продаемся в Алматы, в Астане, в Музее современного искусства Garage в Москве, а так же в историческом книжном магазине O.F.R. в Париже. Мы хотим также начать онлайн-продажи, в данный момент ищем партнеров. Издание распространяется в различных точках города. Журнал приобрел постоянных читателей, и в первые дни продаж раскупается около 500 экземпляров.

Большую часть доходов мы получаем за счет рекламы и совместных проектов с нашими партнерами. Наши рекламодатели — это крупные бизнесы, имеющие свою эстетику и ДНК бренда.

У создателей Etage большие планы по развитию на будущее.

Карина:

— Мы очень благодарны поддержке читателей и партнеров. Со временем, думаю, мы будем увеличивать тираж издания. Кроме того, команда Étage думает над созданием англоязычной версии. Журналом уже интересовались в лондонском Dover Street Market и парижском бутике Colette, и мы хотели бы расширить распространение в будущем.


Со времен появления радио, телевидения, а затем и интернета печатным изданиям постоянно предрекали смерть. Однако, несмотря на постоянную технологическую модернизацию способов потребления информации, старые добрые газеты и журналы продолжают существовать вот уже пять столетий. В наше время они заняли определенные ниши в качестве вестников моды, тематических и узкоспециализированных изданий.

Видимо, человеку все еще требуются тактильные ощущения при получении информации и то особое, эстетическое удовольствие, которое испытываешь, беря в руки свежеотпечатанный номер любимого журнала.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000