VOX POPULI Святослав Антонов 2 октября, 2018 08:00

Вавилон в нашей эре: За кулисами фильма «Томирис»

Вавилон в нашей эре: За кулисами фильма «Томирис»
Фото: Ринна Ли
В Алматы завершились съемки масштабного исторического фильма Алии Назарбаевой и Акана Сатаева «Томирис». Для съемок последних сцен на территории «Казахфильма» построили грандиозную декорацию древнего города Вавилона. Как создавали Вавилон в Алматы, зачем нужны обезьяны на площадке и что о своей роли думает актриса, сыгравшая царицу Томирис, читайте в нашем репортаже.

Уличные торговцы у высокой крепостной стены. Попрошайки и нищие в драных лохмотьях. Суровая персидская стража, вооруженная луками и мечами, готовая в любой момент пустить их в дело. Всадники в экзотических нарядах, прискакавшие сюда со всех окраин известного мира. Среди них видны грозные воины степи — саки-массагеты. Все они проезжают через поразительные голубые ворота богини Иштар, украшенные грозными львами, чтобы попасть в великий город Вавилон. За городскими воротами — оживленный базар, где рядом с фруктами и овощами шумят обезьяны в клетках и дикие кошки. Нет, это не зарисовка из учебника истории Древнего мира. Это съемочная площадка новой масштабной исторической ленты — «Томирис».


На съемочной площадке картины «Томирис»
На съемочной площадке картины «Томирис»

Съемки картины режиссера Акана Сатаева и продюсера Алии Назарбаевой стартовали еще в октябре прошлого года. Несколько месяцев ушло только на кастинг актеров и их подготовку в тренировочном лагере. Съемки натурных сцен проходили в живописных местах Алматинской области, в Боровом, Чундже, Капшагае. Часть сцен была снята на территории «Казахфильма» и в павильонах студии. Для одного из самых эпичных эпизодов картины — поездки сына царицы Томирис Спаргаписа и ее мужа Аргуса на встречу с правителем Персии Киром Великим — была сооружена крупномасштабная декорация Вавилона VI века до нашей эры. Декорации находятся на спорной земле, которую акимат хочет изъять у киностудии, из-за чего график съемок пришлось немного сдвинуть.

Команда Акана Сатаева снимает Вавилон на завершающем этапе съемочного процесса — в 89-й день. Через два дня съемки «Томирис» будут завершены. В «вавилонских сценах» задействовано более 300 актеров массовки. Они изображают жителей города, рабов, купцов, солдат и ремесленников. В этих сценах также принимают участие множество всадников на конях и верблюдах.

В качестве массовки для этих сцен пригласили жителей соседних сел. Их отбирали по внешнему признаку: облик героев должен был соответствовать представлениям о древних персах. Среди актеров на площадке можно было встретить множество колоритных фигур.

Для достоверности атмосферы «мирового города» к участию в съемках пригласили множество актеров с африканской внешностью.

В декорациях вавилонского базара, помимо экзотических фруктов и овощей, представили диких и домашних животных. В роли последних выступали весьма эффектные кошки абиссинской породы — одной из самых древних в мире. Владелеца кошек рассказывает, что съемочная группа разыскала ее через фелинологический клуб.


Животные Вавилона
Животные Вавилона

Среди необычных питомцев древних вавилонян наверняка можно было встретить дрессированных обезьян. На площадке фильма «Томирис» роль своих исторических предков исполнили артисты Алматинского цирка — 8 обезьян дрессировщика Романа Подлянского. Роман говорит, что не дрессирует своих питомцев, а обучает их быть людьми.

Режиссер Акан Сатаев рассказал, что давно хотел снять историческую ленту, по качеству картинки и масштабу не уступающую таким культовым фильмам, как «Царство небесное» и «Гладиатор».

— Каждый новый фильм — это новый опыт для меня. Не могу выделить какой-то и назвать его особенным, но для меня в центре внимания всегда будет то, над чем я работаю в данный момент. «Томирис» — это очень масштабный проект, где мы впервые в казахстанском кино попытались достоверно воссоздать ту эпоху. Мне нравятся голливудские исторические ленты — не все, конечно, но я очень уважительно отношусь к творчеству Ридли Скотта. Безусловно, мы вдохновлялись его картинами, но у нас своя история. Мы хотим сделать кино, которое будет радовать глаз нашего зрителя, и хотим оправдать его ожидания. Исторические картины сами по себе сложны в производстве, но они очень важны, ведь каждый народ должен знать свою историю.


Художники фильма «Томирис»
Художники фильма «Томирис»

При съемках ленты режиссер, костюмеры, декораторы и художник-постановщик стремились к исторической достоверности. Внешний облик зданий и внутреннее убранство помещений, детали одежды и вооружения, прически и внешняя фактура актеров — всё это создавалось по реальным историческим прототипам, известным изображениям того периода, письменным источникам и музейным экспонатам.

— Мы шагу не ступали без нашего историка-консультанта. Вначале всё создавали на эскизном уровне и согласовывали с ним. У нас была большая группа опытных художников, регулярно работавших на съемках исторических лент, — добавляет Акан Сатаев.


Акан Сатаев
Акан Сатаев

Первоначально группа хотела снимать сцены Вавилона в Марокко, в исторических декорациях, которые часто задействуют в популярных голливудских блокбастерах. Однако позже декорацию решили собрать в Казахстане, прямо на территории студии.

— Снимать действительно хотели в Марокко — там, где работал Ридли Скотт и другие именитые режиссеры. Туда даже выехала бригада наших художников-постановщиков, они посмотрели различные объекты, но не нашли ничего подходящего. Тогда решили строить прямо у себя из простых материалов — контейнеров и фанеры. Это дешевле и интереснее для индустрии, ведь здесь и другие фильмы можно снимать, — рассказывает режиссер.

Сюжет картины «Томирис» пока не разглашается, но, судя по синопсису, за основу взята наиболее известная версия биографии царицы саков-массагетов, описанная античными историками Геродотом и Страбоном. Действие фильма происходит в VI веке до н. э. Свободолюбивый народ массагетов противостоит завоеванию самой могущественной империи Древнего мира — Персии. Сын сакской воительницы и царицы Томирис погибает в плену, и, стремясь отомстить за него, она вступает в жестокое противостояние с огромным войском правителя Персии Кира Великого.


Исполнительница роли Томирис Альмира Турсынбаева
Исполнительница роли Томирис Альмира Турсынбаева

Томирис — персонаж почти легендарный, популярный в мировой культуре, но малоизвестный для науки. До нас дошло немного достоверных источников, рассказывающих о жизни царицы массагетов, а самые ранние труды Геродота о Томирис созданы спустя 100 лет после описываемых событий. Подобрать подходящую актрису на роль столь загадочного и противоречивого персонажа — непростая задача. Кроме того, у исполнительницы роли «Томирис» должна быть нестандартная внешность и особая харизма. Создатели картины провели беспрецедентные по казахстанским меркам пробы: на кастинг пришли 15 тысяч претенденток, из которых отобрали 20 лучших. Среди известных артисток на роль Томирис пробовались Асель Сагатова, Карлыгаш Мухамеджанова и Аружан Джазильбекова, но досталась она в итоге непрофессиональной актрисе Альмире Турсынбаевой, психологу по профессии.

— Для меня этот фильм станет дебютом. До этого как-то приглашали сниматься в рекламе и еще где-то, но это мне было не особо интересно. Насколько знаю, кастинг-департамент съемочной группы нашел меня в интернете. Я пришла на кастинг из любопытства, даже не думая о том, что получу главную роль, но втайне, наверное, надеясь на это. Новость о том, что я стала одной из претенденток на роль Томирис, оказалась большим сюрпризом. Думаю, что в первую очередь меня выбрали из-за внешних данных, они подбирали подходящий типаж и фактуру, а потом уже смотрели на внутренние качества и подачу образа. У меня было достаточно времени, чтобы почитать про Томирис, понять ее как личность, вжиться в эту роль.

Подготовка к съемкам стала для начинающей актрисы настоящим испытанием на прочность. Весь основной каст фильма обучали верховой езде, стрельбе из лука, владению холодным оружием, сценическому бою в специальном тренировочном лагере каскадерской группы NOMAD. Альмире также пришлось постигать основы актерского мастерства.

— Нужно было с нуля учиться управлению лошадью, различным трюкам — даже падать с лошади и иметь при этом достойный вид. Опасных моментов на съемках не возникало, но в период подготовки приходилось тяжело. Во время одной из тренировок я сломала ногу, долго восстанавливалась, училась ходить, а затем вновь смогла вернуться к тренировкам. Другим сложным моментом были съемки финального боя, когда на меня надели сюртук, обшитый металлическими пластинами весом в 15 килограммов.

Дополнительной трудностью для актеров стал язык фильма. Картина снималась на древнетюркском и иранском языках. Даже исполнителям эпизодических ролей приходилось заучивать и выговаривать фразы на незнакомом языке.

— Мы снимали и разговаривали на съемках на древнетюрском. Диалоги на нем создавали для нас ученые-консультанты, и я знаю, что они аргументировали произношение каждого слова. Этот язык не ассоциировался у меня ни с каким из известных, и было нелегко не просто учить фразы на нем, но и вкладывать в них свои чувства и эмоции.

Альмира призналась, что пока еще не знает, будет ли сниматься в кино в будущем. К своей временной славе она относится легко, говоря, что популярность быстро проходит.


Персидский воин
Персидский воин

Исполнительница роли Томирис отметила, что ей очень понравились костюмы, разработанные для нее художниками картины. Команда профессионалов действительно проделала большую работу, создавая костюмы, снаряжение и военное обмундирование в соответствии с историческими прототипами. Всего для фильма было сшито около 1 000 комплектов одежды, только для одной Томирис разработали более 20 оригинальных нарядов. Художник по костюмам Асель Шалабаева рассказала, как создавались живописные образы героев картины:

— Всегда тяжело и интересно работать над историческими фильмами такого масштаба. При разработке костюмов мы всегда стараемся опираться на источники, изображения, музейные экспонаты, но что-то, конечно, нужно придумывать самим. Для этого фильма нужно было создать образы нескольких очень разных народов — массагетов, персов, дикарей, караванщиков. Причем костюмы на экране должны сразу визуально отделять одних от других. К примеру, у массагетов одежда природных цветов — бежевого, коричневого — и сделана из тканей, которые они могли получать за счет скотоводства: шерсти, овчины, войлока. У персов более яркие наряды тонкой выделки, сделанные из льна и хлопка. Отличаются не только материалы и цвет одежды, но и ее форма. У персов в костюмах и аксессуарах больше геометрии, а у массагетов — округлых форм.

Все костюмы для фильма шились вручную из натуральных тканей. Войлок изготавливали казахские ремесленники, а лен и кожу покупали в Турции у лучших поставщиков природных тканей. Над пошивом костюмов и доспехов работало большое количество мастеров и международная команда из Казахстана, России, Китая, Англии. Костюмы для главных героев делали в собственном цеху съемочной группы, а их доспехи изготовили на заказ знаменитые потомственные кузнецы из Беларуси братья Седловские.


Элементы доспехов воинов
Элементы доспехов воинов

— Я люблю работать с натуральными тканями, так как они имеют свою особую, неповторимую фактуру. С пошивом костюмов не возникло никаких проблем, а вот найти мастера, способного изготовить изящные сакские украшения в зверином стиле, было непросто. Дело в том, что для ювелиров такие украшения — это слишком крупная скульптурная работа, а для скульпторов — слишком мелкая. Нужен был ювелир, который совмещал бы оба этих ремесла, и нам удалось его разыскать. Он также сделал ножи, мечи и кинжалы для воинов.

— При работе над «Томирис» у нас был особый подход к созданию костюмов. Мы работали по индивидуальной методике структуры стиля. Дело в том, что многие художники по костюмам создают образы персонажей фильма еще до окончания кастинга. Затем заранее придуманный образ накладывают на актера, подгоняют под него готовый костюм. Мы же работали с актерами индивидуально и создавали костюмы, исходя из их фактуры и внешности. Так было с костюмами Томирис и других главных героев. Образы персонажей как бы «извлекали» из самих актеров, а не надевали на них уже готовые, — рассказывает Асель Шалабаева.

В картине много батальных и экшн-сцен на лошадях, и за их исполнение отвечала одна из лучших в мире конных каскадерских групп — NOMAD.


Съемки на «зеленке» для наложения компьютерной графики
Съемки на «зеленке» для наложения компьютерной графики

Создатели «Томирис» стремились снять как можно больше сцен на натуре и в реальных декорациях, но все же без компьютерной графики здесь не обошлось. В сценах, где впоследствии будут дорисовывать задние планы и природные ландшафты, вешали зеленый экран.

Акан Сатаев пока не разглашает бюджет картины, но уже точно известна дата премьеры. Премьера «Томирис» состоится в марте 2019 года. Фильм выйдет в прокат в Казахстане, но также, возможно, будет показан в России, Китае и других странах.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY