VOX POPULI Святослав Антонов 4 марта, 2015 14:00

Устанавливая рекорды Гиннесса

Супермарафонец Марат Жыланбаеав стал одним из первых казахстанцев – рекордсменов книги Гинесса
Супермарафонец Марат Жыланбаеав стал одним из первых казахстанцев – рекордсменов книги Гинесса
Казахстан занесен в Книгу рекордов Гинесса как самое крупное государство, не имеющее морских границ. Это далеко не единственное достижение в знаменитой книге, связанное с нашей страной. Сегодня мы расскажем вам о самых интересных рекордах, установленных нашими соотечественниками.

В декабре 2011 года группа из семи отважных путешественников, членов Казахского географического общества, совершила первую в истории Казахстана автомобильную экспедицию на Южный полюс. Спустя год это достижение было отмечено в Книге рекордов как самое быстрое путешествие к Южному полюсу на автомобилях.

– Все началось в 2008 году, когда наша команда приняла участие в российских соревнованиях "Экспедиция-Трофи" – многодневной автомобильной гонке по маршруту Мурманск – Владивосток. В то время как раз началась работа по созданию общественного объединения "Казахское географическое общество". Эта организация была образована энтузиастами из числа путешественников, исследователей и ученых, желающих способствовать продвижению отечественной науки. Мы думали, как можно со старта громко заявить о себе и вспомнили про ту зимнюю гонку. Почему-то на ум сразу пришла мысль о Северном полюсе. Изучив вопрос, поняли, что там специфичные, сложные условия и есть опасность провалить первую же экспедицию. Тогда переключили свое внимание на противоположный полюс Земли. Многие страны ведут в Антарктиде научную деятельность, и не только супердержавы. Свои полярные станции есть у Уругвая, Чили, Эквадора, Польши. Нам тоже постепенно нужно включаться в этот процесс. Нужно было сделать первый шаг, и наша экспедиция как раз могла стать таким шагом. Изначально не было мысли о каких-либо рекордах. Хотели просто успешно добраться до финиша к 16 декабря, чтобы отметить в конечной точке экспедиции 20-летие независимости и 100-летие основания Южного полюса, – рассказывает президент Казахского географического общества Нурлан Абдуов.

Подготовка к экспедиции заняла у команды "Казгео" около двух лет. Нужно было рассчитать все до мелочей, составить оптимальный маршрут, найти подходящие средства связи и одежду. Самое важное – нужно было найти и подготовить транспорт. Путешественники остановили свой выбор на автомобилях Toyota Hilux и Prado, уже показавших себя в полярных условиях. Автомобили были отправлены в Исландию, где они прошли серьезную доработку. Двигатель остался оригинальным, но были переделаны несущая рама, подвеска, трансмиссия. В качестве топлива использовался незамерзающий авиационный керосин. В машину была вмонтирована система подогрева топлива. Для того, чтобы топливо не застыло, двигатели машины должны были постоянно работать.

Уже после прибытия на место старта  станцию Новолазаревскую – с экспедиционерами произошла интересная история. Посреди Антарктики они встретили своего соотечественника, много лет назад покинувшего родину и работавшего теперь в составе российской экспедиции. Бывший астанчанин чуть не расплакался, когда после долгой зимовки увидел казахстанцев. Именно он установил табличку с надписью "Астана" на станции.

Путь на полюс дался казахстанцам нелегко. Несколько раз прокалывались покрышки, и на замену колес уходило много времени. Каждый экипаж работал в паре водитель-штурман. Водитель постоянно следил за дорогой, объезжая коварные трещины, заструги и места, где можно было завязнуть. В плохую погоду путешественники могли двигаться вперед только по приборам GPS.

Даже на ночных привалах участникам экспедиции нужно было сохранять бдительность. Казахстанцы спали в двухслойных палатках, оборудованных обогревателем, работавшем на керосине. Перед тем, как лечь в спальник, нужно было положить на землю несколько слоев утеплителя.

Команде удалось преодолеть 2500 километров до Южного полюса за 108 часов (около 4,5 дней). Многочисленные ученые со всех стран мир, прилетевшие к самой южной точке планеты на самолетах для празднования столетия покорения полюса, были немало удивлены, когда увидели три машины, раскрашенные в цвета казахстанского флага.

Изначально ребята планировали остаться на полюсе до 16-го декабря, но погода внесла свои коррективы. По прогнозам синоптиков на Антарктиду надвигалась сильнейшая буря и путешественникам посоветовали поскорее вернуться на базовую станцию. Обратный путь, осложненный плохой погодой, стал настоящим испытанием. В один из дней путешественникам удалось проехать всего 18 километров, остальное время они копали лопатами дорогу вперед.

– Была реальная опасность для жизни. По пути домой одна из машин застряла. Ее колеса мгновенно покрылись льдом. Чтобы вытащить ее, другой машине нужно было разогреть резину, и, пока она еще была горячей, зацепить застрявшее авто. Проблемы начались, когда замерзла и вторая машина. У нас оставался всего один автомобиль на ходу. Если бы замерз и он, то мы бы застряли где-то в середине пути между полюсом и станцией. Конечно, к нам бы прислали спасательный самолет, но он смог бы приземлиться в 100 километрах от места стоянки, и пришлось бы добираться до него самим. Слава Богу, последняя машина не замерзла и вытащила остальные, – воспоминают участники экспедиции Сергей Бодров и Константин Орлов.

20 декабря участники экспедиции благополучно прибыли на станцию Новолазаревская, а 28-го они вернулись в Казахстан.

 Нам практически сразу сказали, что мы проехали очень быстро. Решили проверить это. Действительно, оказалось, что никто не добирался быстрее нас на Южный полюс со станции Новолазаревской. Подали заявку на рекорд. В Лондоне ее рассматривали почти год. Хорошо, что на машинах были установлены приборы, каждую минуту отслеживающие наше местоположение и отправлявшие данные на спутник. Мы предоставили комиссии видео и фото экспедиции, запись нашего трека. Комиссии этого оказалось мало, и она отправила запрос на станции Новолазаревскую и Амудсен-Скотт. Наш маршрут был подтвержден, и рекорд был зафиксирован. Мы оплатили проезд и проживание представителя Книги рекордов, после чего нам вручили дипломы. Стоило все это около 2 тысяч долларов. С тех пор этот рекорд дважды пытались побить, но пока безуспешно. Многие зарубежные друзья удивляются, когда я говорю им, что мы – казахстанцы, первый раз побывавшие на полюсе, установили этот рекорд,  рассказывает Нурлан Абдуов.

7 сентября 2014 года в парке Горького на празднике "День матери" в Алматы, организованном "Седьмым каналом", был установлен рекорд по самому большому количеству приготовленных и съеденных баурсаков. О том, как удалось приготовить 856 килограммов баурсаков за четыре часа, рассказывает владелец кейтеринговой компании Юрий Пааль:

 Мне позвонили друзья и сказали, что "Седьмой канал" хочет установить на организованном ими городском празднике рекорд  приготовить 800 килограммов баурсаков. Нам эта задача показалась вполне выполнимой и даже не особо сложной. Думаю, если бы стояла задача приготовить 10 тонн баурсаков, мы бы и с ней справились, просто понадобилось бы больше людей. Я давно планировал попробовать установить рекорд Гинесса, связанный с нашими национальными блюдами, и тут подвернулся такой случай. Единственной проблемой было то, что мы никогда не готовили одно блюдо в таких объемах.

Для установки рекорда была изготовлена специальная емкость, способная вместить в себя более 3 тонн продуктов. Кроме того, были приобретены промышленные большегрузные весы. Для изготовления такого большого количества бурсаков спонсорами было предоставлено 500 килограммов муки, 400 литров масла, 300 литров воды, 11 кг сахара, 11 кг соли и 12 кг дрожжей. На площадке были установлены 15 казанов и несколько столов для замеса теста. 21 повар участвовал во всех этапах приготовления блюда.

 Мы готовили бурсаки по классическому рецепту. Вначале делали тесто из муки, воды и дрожжей, затем делили его на квадратики и обжаривали в масле. Размеры казанов позволяли обжаривать до 8 килограммов баурсаков одновременно,- рассказывает Юрий Пааль.

По условиям представителей Книги Гинесса баурсаки нужно было не просто приготовить, но и съесть на месте. Сначала у организаторов были опасения, получится ли собрать достаточное количество людей. В конечном счете концерт и насыщенная развлекательная программа привлекли в воскресный день аудиторию, более чем достаточную для установления рекорда. 856 килограммов баурсаков разлетелись за час.

Все это время на площадке присутствовал опытный судья из Великобритании. Он проверял весы, следил за тем, чтобы все баурсаки были изготовлены на месте, чтобы организаторам не подвезли заранее приготовленное тесто или баурсаки. В случае малейших нарушений судья мог прямо на месте объявить рекорд не состоявшимся.

 Наш рекорд все-таки зафиксировали, а через пару месяцев прислали официальный диплом и подтверждение из Великобритании. Правда категории "самое большое количество баурсаков" у них нет, поэтому в Книге рекордов наше национальное блюдо отнесли к пончикам. Тем не менее, сам факт рекорда сыграл положительную роль в деле пропаганды казахской кухни, а это была главная мотивация нашего участия в этой акции. Мы планируем попробовать поставить новые рекорды. К примеру, давно думали о том, чтобы приготовить самый большой в мире чак-чак. Сейчас рекорд принадлежит поварам из Татарстана, которые сделали десерт радиусом 2 метра и высотой 3 метра. Мы хотим приготовить стену из чак-чака длиной 9 метров и высотой 4,5 метра. Возможно, реализуем эту идею на ближайшем фестивале "Той казан",  добавляет Юрий.

Супермарафонец Марат Жыланбаеав стал одним из первых казахстанцев – рекордсменов книги Гинесса; он, в том числе, побил рекорд по числу установленных и зафиксированных рекордов – семь раз его имя оказывалось на страницах Книги Гинесса. Марат пробежал через четыре пустыни в разных точках мира:

 Еще во время учебы в школе я стал чемпионом среди юниоров по спортивному ориентированию. Однако тренер сказал, что у меня не хватает беговой практики, и отправил в марафонскую группу. Сейчас это странно звучит, но бегать я тогда не любил. Подумывал уйти, но тренер сказал: "Так и знал, что ты окажешься слабаком, не выдержишь". Меня это раззадорило, и я продолжил занятия с двойным упорством. Хоть спорт и не стал для меня основной профессией, я продолжал тренироваться. Организовал любительский клуб "Марафон", который входил в десятку лучших клубов СССР. Работая в качестве наставника марафонцев, я опробовал разные методы тренировки, в конце концов разработал свой. Я опубликовал статьи в журналах "Советский спорт" и "Бег и мы", где описал свою методику. Над ней посмеялись и не восприняли ее всерьез. Тогда я решил опробовать метод на себе. Из обычного спортсмена-любителя за год я планировал превратиться в чемпиона мирового уровня. Бегал по девять часов в день, по две марафонских дистанции – суммарно около 70-80 километров. Иногда казалось, что силы уже на исходе, что организм находится на грани возможного. Мне нужно было поставить рекорд, чтобы доказать, что я был прав с самого начала.

В начале девяностых годов регистрация мировых рекордов была достаточно хлопотным делом. Для этой цели Марату нужно было вести долгую переписку с британским офисом Книги рекордов. Для фиксации рекордов требовалось широкое освещение события в местных СМИ, а также наблюдение трех судей международной категории. После этого нужно было оплатить проезд и проживание в Казахстане представителя Книги Гинесса.

 В октябре 91-го был зафиксирован первый рекорд  за один год я пробежал 226 классических марафонских дистанции по 42 километра. Второй рекорд – 23 марафона за 23 дня. В июне 1991-го состоялся и третий рекорд  30 классических марафонов за 15 дней, то есть два марафона в день. После этого мне позвонил тренер нашей сборной по марафону Федор Сколокин и предложил принять участия в соревнованиях. В первом же международном турнире в забеге на Эльбрус я занял второе место, хоть никогда раньше не бывал в горах. Прочитав книгу Робина Дэвидсона "Путешествия никогда не кончаются", я загорелся идеей пробежать пустыню.

Первой пустыней в списке Марата стали Каракумы. Он усилено тренировался перед этим забегом, провел серьезную подготовительную работу – посетил Институт пустынь в Туркмении и пообщался там с учеными. Марат приобрел немецкий компас, военные карты, палатку из парашютного шелка, обеззараживающие таблетки для воды, белый балахон, чтобы не сгореть на солнце. В первую же ночь в пустыне марафонца задержали пограничники. Местный пастух принял спортсмена за диверсанта, спустившегося на парашюте. Другой пастух испугался до смерти, приняв странную одежду Марата за облачение легендарного злого духа Белого Старика. Преодолев множество приключений, марафонец за 20 дней преодолел 1200 км.

В 1993-м году Марат решил покорить крупнейшую пустыню планеты, Сахару. Тренер спортсмена Федор Склокин и алжирский водитель Абид сопровождали Марата на машине на протяжении всего пути. 1700 километров африканской пустыни марафонец пробежал за 24 дня. Посреди пустыни команда встретила арабскую семью с удивительной для местных условий фамилией Ковальчук. Это были потомки эмигранта, уехавшего из России во время гражданской войны. По пути Марат заполнял и оставлял на песке бланки, в которых указывал пройденный маршрут. Позже именно по этим бланкам будет подтвержден рекорд. В пустыне Большая Виктория, в Австралии, разбрасывать бумажки уже не было необходимости – на сумку спортсмена был закреплен прибор GPS, фиксировавший маршрут. В апреле 1994-го Марат установил свой седьмой мировой рекорд, пробежав 1218 километров пустыни Невада.

У марафонца были грандиозные планы обежать вокруг Земли, однако им не суждено было состояться. Он не смог найти финансирование и был вынужден отказаться от своей затеи. К тому времени организм Марата был измотан до предела, и марафонец принял решение уйти из спорта. В данный момент рекордсмен занимается предпринимательством. Сейчас он работает над проектом оборудования беговыми дорожками крыш домов в Астане.

Его родной город Экибастуз не раз упоминается в книге рекордов Гинесса. Экибастузская ГРЭС-2 была официально зафиксирована как здание с самой высокой трубой в мире, а угольный разрез "Богатырь" был занесен в Книгу Гинесса как самый глубокий в мире.

16 декабря группа молодежи установила рекорд по самому массовому исполнению национального танца – 400 человек станцевали Қаражорға в ТРЦ "Хан Шатыр", приурочив этот рекорд к 20-летию Независимости Казахстана. Также была предпринята попытка приготовить самый большой в мире бешбармак. Организатором мероприятия выступил общественный фонд "КазБренд". О подготовке и проведении акции рассказала помощник директора фонда Айгуль Батанова:

– Мы хотели не просто установить рекорд Гинесса, но приурочить это событие к 20-летию Независимости. Проект подержали в департаменте молодежной политики при Министерстве образования.

– Подготовка к акции началась за пять месяцев до Дня Независимости. Сначала нужно было отправить запрос в Книгу рекордов. Сегодня это достаточно коммерциализированная организация. Чтобы твою заявку на рекорд просто приняли к рассмотрению, нужно заплатить определенный взнос. Затем за нами закрепили менеджера, выславшего нам длинный список критериев, которым должен был соответствовать рекорд. Список требований растянулся на 30 страниц. Нам приходилось согласовывать практически каждый шаг с лондонским офисом Книги рекордов. Доходило до комичного. К примеру, разгорелись споры по поводу мяса, из которого будет приготовлен бешбармак. В большинстве стран Европы конину не употребляют, запрещено убивать лошадей ради приготовления еды. Мы долго пытались объяснить, что это наше национальное блюдо, но нам поставили жесткое требование – если мы не откажемся от конины, нашу заявку не примут. Пришлось согласиться.

По танцу все тоже было не так уж и гладко. Мы выслали в Лондон видеоролики с исполнением Қаражорға, и сотрудники Книги рекордов сами отбирали каждое движение, которое будет в нашем танце. Было странно – англичане учат нас танцевать наш национальный танец. Поначалу они также требовали, чтобы танцующие были одеты в национальные костюмы, причем по описаниям англичан костюмы были больше похожи на украинские, чем на казахские. Мы выслали несколько эскизов костюмов, но в конце концов осталось слишком мало времени на их пошив. В итоге сошлись с представителями Книги рекордов на белых футболках с логотипом 20-летия Казахстана и тюбетейках.

Поначалу организаторы хотели использовать в качестве танцоров школьников, но из-за некоторых сложностей пришлось искать участников флешмоба среди студентов. Организаторам акции очень помогли представители студенческих сообществ Астаны. Несколько месяцев репетиции танца проводились в корпусе Евразийского университета. Для изготовления бешбармака в столярных мастерских столицы была заказана огромная деревянная емкость. Общие расходы на проведение акций составили около 3 миллионов тенге.

 До сих пор помню, как за несколько месяцев до акции мы искали футболки. В торговых центрах такого количество одинаковой одежды не было. Мы отправились на базар. Там футболки тоже не нашли, но мы договорились, что нам пришлют их из Алматы. На следующий день, когда никому не хотелось выходить из дома, мы тащили через полгорода мешки с футболками. У нас все получилось. За всем наблюдали независимые иностранные судьи – не представители Гинесса, а просто уважаемые люди. Если бы приехали судьи из Лондона, то нам бы пришлось оплачивать их проезд и проживание, – вспоминает Айгуль.

 Думаю, что нам удалось добиться своей главной цели. Мы не просто установили рекорд, мы познакомили и сплотили в одну команду молодых людей из различных университетов Астаны. На мой взгляд, в этом и заключается молодежная политика. В будущем можно было бы продолжать подобные акции. Главное, чтобы они несли в себе нечто большее, чем просто амбиции организаторов по установлению мирового рекорда.

27 сентября 2003 года 4 миллиона 845 тысяч 98 человек со всех регионов страны приняли участие в самом массовом занятии аэробикой – они одновременно выполняли упражнения под музыку, которая транслировалась по радио. В августе 2012-го на Олимпиаде в Лондоне тяжелоатлет Илья Ильин в категории 94 килограмма поднял в сумме рывка и толчка рекордный вес в 418 килограммов. В 2010 году на чемпионате мира в Анталии Мая Майнеза в категории до 63 килограммов подняла в толчке 143-килограммовую штангу.

Отмечен Казахстан и в архитектурных рекордах. "Хан Шатыр" официально признан самым высоким шатром в мире.

Благодаря расположенному на территории страны космодрому "Байконур" Казахстан не раз был вписан в Книгу рекордов. Именно отсюда состоялся старт первого спутника Земли. С "Байконура" запустили в космос первого человека, первую женщину-космонавта, а также самую мощную ракету Н-1. Здесь же в октябре 1960-го года при запуске межконтинентальной ракеты случилась крупнейшая катастрофа, в которой погиб девяносто один человек.

16 января 1965-го года на Семипалатинском полигоне произошел термоядерный взрыв, повлекший образование самого большого в мире кратера от атомного взрыва – печально известного озера Чаган.

За последние 23 года казахстанцы не раз устанавливали мировые рекорды в самых разных категориях. Будем надеться, что впереди нас ждут новые достижения.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000