VOX POPULI Олег Белов 26 марта, 2015 17:42

Удар по глазам страны

Кадр из видеозаписи на Youtube
Кадр из видеозаписи на Youtube
Степенный человек избивает стюардессу на борту самолета. Подростки колотят мужчину на остановке и снимают это на видео. На дорогах царит беспредел, причем, часто виновники уходят от ответственности. И наконец, совсем недавно, 20 марта в Алматы студенты нападают на группу журналистов, большую часть которых составляли женщины. Такое ощущение, что страна испытывает системный культурный кризис. За внешней стабильностью скрываются острые социальные болезни, среди которых агрессивность, безнаказанность, и перспектив выздоровления пока не видно. Хочешь заглянуть в будущее, посмотри на студентов и школьников. Но будь осторожен. И будь готов к тому, что тебе не уступят место. А если и уступят, то в травматическом пункте.

Эти люди всегда остаются за кадром. Но по их снимкам можно почувствовать пульс страны. Павел Михеев, фоторепортер газеты «Литер», объездил весь Казахстан, он всегда находится в центре событий. Казалось, что не осталось тем, которые он не затронул. Но судьба подкинула ему еще одну, не особо приятную.


Фото: Максим Золотухин

Прекрасный праздник Наурыз. Отличный кадр, за которым стоит большая работа.


Фото: Павел Михеев

Но в этом году 20 марта, накануне Наурыза, было солнечное затмение. В этот день случился пожар в центре Алматы, в одном из учебных заведений.


Фото: Павел Михеев

Пожарные сработали оперативно, огонь был взят под контроль. Вокруг учебного заведения образовалась толпа наблюдателей.

Культурная столица, и то, что в ней творится:



Группа студентов напала на журналистов, которые вели репортажную съемку и пытались взять интервью у ответственного лица. Среди тех, кто пострадал в конфликте – фотокорреспондент газеты «Литер» Павел Михеев. Студенты, поднявшие руку на фоторепортёра, не догадывались, что они бьют по глазам страны.

Фоторепортеры – особая категория журналистов. Часто их снимки могут сказать больше, чем любые слова.


Фото: Владимир Заикин

Этим людям приходится посещать горячие точки – например, пожар в Алматинской области, который снимал Игорь Логвин («АиФ Казахстан»).

— Игорь, кто чаще всего создает вам помехи в работе?

— В основном это охранники. Бывали случаи нападения с их стороны. Эти люди ведут себя, как правило, бесцеремонно, и объяснять им что-либо совершенно бесполезно. Постепенно я пришел к выводу, что иногда проще вести съемку из машины или издалека, с помощью хорошей оптики.


Фото: Вадим Кравцов

Фоторепортеры должны обладать особой выдержкой. Иногда им, словно охотникам, приходится подолгу лежать на снегу.


Фото: Равиль Шиникулов

И всё это – ради одного кадра.


Фото: Равиль Шиникулов

Очень часто они рискуют не только своей аппаратурой, но и своим здоровьем. Ведь есть и те, кто охотится на фотоохотников.


Фото: Владимир Заикин

Фоторепортерам нужно быть готовым к любым перегрузкам.


А. Кислов ведёт съемку на Хан-Тенгри.
А. Кислов ведёт съемку на Хан-Тенгри.
Фото: Андрей Старков

А вот известный казахстанский журналист, блогер и любитель авиации Григорий Беденко во время полета на вертолёте Eurocopter ВO-105 в дельте реки Или.

Cнимать при открытой двери летательного аппарата – занятие достаточно рискованное. Но задача оправдывает условия: полеты проводились "Казаваиалесоохраной" с целью выявления пожаров и фактов браконьерства на особо охраняемых природных территориях. 

Иногда они молятся своим фотобогам, как это делает Максим Золотухин.


Фото: Владимир Заикин

Они на седьмом небе, когда природа включает нужное освещение.


Фото: Константин Киквидзе

Они настолько срослись со своей аппаратурой, что не выпускают ее из рук даже на опасных участках, как это делает Виталий Дворецкий в городище Сауран.


Фото: Олег Белов

В поисках нужного ракурса они постоянно меняют точку съемки.


Фото: Владимир Заикин

Их не пугают водные преграды, как Вадима Кравцова, смело идущего по следам Чокана Валиханова.


Фото: Олег Белов

И даже огромное Южно-Китайское море кажется им по колено.


Фото: Олег Белов

Они будут улыбаться, даже если автобус заглохнет посреди горной реки и вода начнет просачиваться в салон.


Фото: Олег Белов

Подобно древним тюркам, стреляющим из лука на скаку, Юрий Беккер ведёт съемку с движущегося автомобиля.


Фото: Владимир Заикин

И пусть человек в багажнике – нарушение правил дорожного движения; полиция смотрит на это сквозь пальцы – она понимает, что фоторепортеры стараются для всей страны.


Фото: Андрей Халин

Со своими тяжелыми сумками и огромными объективами Игорь Логвин и Борис Бузин готовы пройти долгие километры ради одного снимка.


Фото: Олег Белов

Ни горячий песок, ни ядовитые насекомые не помешают Владимиру Заикину, фотокорреспонденту газеты «Время», снять Поющий бархан.

— Владимир, кто чаще всего создает вам помехи в работе?

— Чаще всего работе мешают охранники. Причём они умудряются делать это даже за пределами охраняемой территории. Часто даже наличие удостоверения, пропуска и аккредитации не избавляет от необходимости общения с чересчур бдительным стражем. Иногда охранники даже пытаются нападать.

Угроза фоторепортеру может исходить и от спортивного снаряда.


Фото: Владимир Заикин

Иногда организаторы мероприятий намеренно ограничивают доступ фоторепортеров. Так произошло во время первых общественных слушаний по проекту горнолыжного курорта «Кокжайлау». Группа журналистов и алматинцев осталась на январском морозе перед запертыми дверями «Казгидромета», где проходили слушания.


Фото: Олег Белов

Нам удалось проникнуть в здание «Казгидромета» лишь через служебный вход и сделать снимок охранника, закрывшего двери по указанию организаторов слушаний.


Фото: Олег Белов

Иногда на пути репортеров встают полицейские, как в этом случае с Владимиром Третьяковым.


Фото: Владимир Заикин

Препятствовать работе фотокорреспондентов могут и различные организационные уловки. В январе 2015 года, во время общественных слушаний по проекту строительства дороги на Кокжайлау, организаторы привезли в зал гостиницы «Астана» два автобуса «правильных слушателей», которые заполнили все сидячие места. В итоге из-за давки нам не удалось проникнуть в зал, и мы решили сделать несколько снимков сквозь окно. Организаторы тут же опустили жалюзи.


Фото: Олег Белов

Самым опасным в моей практике был репортаж с улицы Истикляль в Стамбуле во время уличных волнений в 2013 году. Была четко видна работа провокаторов, пытающихся разжечь толпу. Очень важно не пропустить момент, когда полицейские начнут атаку на провокаторов. В один миг сотни людей пускаются в бегство и нужно не оказаться под их ногами.


Фото: Олег Белов

Владельцы спортивного магазина на этой улице не стали менять стекла после волнений. След резиновой пули напоминает о том, как легко стать жертвой в суматохе уличных манифестаций.


Фото: Олег Белов

Фотокорреспонденты редко появляются в кадре и еще реже дают интервью. Но мы решили сломать эту традицию, ведь 20 марта Павел Михеев оказался на передовой неожиданного противостояния в центре мирного города.

— Павел, кто чаще всего создает вам помехи в работе?

— Чаще всего частные охранные службы, а также руководители предприятий и компаний, которые считают, что журналистов и фотографов нужно вытеснить с места события любой ценой.


Фото: Владимир Заикин

— Возможно, люди не догадываются, что технические средства позволяют фиксировать любые их действия, направленные против репортёров. Это раньше с помощью одного звонка можно было быстро замять дело. Сейчас любой беспредел становится достоянием общественности благодаря Youtube, и это должно дисциплинировать людей. В то же время, если правоохранительные органы действуют правильно, то, как правило, конфликта не возникает.


Фото: Максим Золотухин

— Были ли до этого в вашей работе случаи нападения?

— Нападений не было, но был случай, когда на пожаре нам чинили препятствия и вытесняли из прилегающей зоны. Но правоохранительные органы в тот раз быстро среагировали, объяснили, где можно снимать, где нельзя, и уладили конфликт.


Фото: Павел Михеев

— Почему на съемке пожара 20 марта вы были без камеры?

— Я ехал в редакцию и случайно заметил пожар. Правило фоторепортёра – увидел, снял и показал. Качество моего сотового телефона вполне приемлемо для газетных снимков. Я не стал возвращаться за аппаратурой, потому что по масштабу возгорания понял, что к моменту моего возвращения пожар могли уже локализовать.


Фото: Павел Михеев

— Кто был причиной конфликта, в центре которого вы оказались?

— У меня создалось впечатление, что причиной конфликта был декан одного из факультетов, который вместо того, чтобы дать свои комментарии, стал бесцеремонно выталкивать журналистов и призывать к этому своих студентов. До его появления всё было спокойно. Никакого оцепления не было. Съёмку вели и журналисты, и студенты, которые снимали пожар на сотовые телефоны.


Фото: Павел Михеев

— 26 марта участники конфликта приезжали в редакцию газеты “Литер” извиняться. Что вы им сказали?

— Сегодня мне принесли свои извинения руководство учебного заведения и студенты. Я простил ребят. Нужно уметь прощать людей. Я благодарен всем, кто меня поддержал в тот день.


Фото: Павел Михеев

— Вам не кажется, что бездействие полицейских тоже способствовало нападению на журналистов?

— Создалось впечатление, что для правоохранительных органов декан значил больше, чем целая группа журналистов, большинством из которых были беззащитные женщины. Мне пришлось защищать этих женщин от агрессивных студентов. Полицейские стали реагировать лишь после того, как на меня было совершено групповое нападение.

— На ваш взгляд, какие кадры нужны стране?

— Казахстан – крупная страна с небольшим населением, и нам прежде всего нужно думать о качестве кадров. Стране нужны профессионалы. Зачем готовить малограмотных людей, не способных анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения? Наша задача – превратить Казахстан в сильную, развитую страну. Необходимо перенимать передовой опыт, а не погружаться в феодальные традиции. Что же касается моих кадров, то в их качестве я уверен.


Фото: Игорь Лариков

Поделись
Олег Белов
Олег Белов
АиФ Казахстан, заведующий отделом культуры и спорта
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000