VOX POPULI Святослав Антонов 21 декабря, 2016 08:00

Uber: итоги, планы, тарифы

Uber: итоги, планы, тарифы
Фото: Из свободного доступа в интернете
Представитель компании Uber рассказала, как мировой лидер в сфере городских перевозок развивает бизнес в Казахстане.

Появление сервиса Uber на казахстанском рынке вызвало бурную реакцию как у простых пользователей такси, так и у владельцев таксопарков и фирм по оказанию услуг в области городских перевозок. Обычные клиенты, многие из которых уже имели положительный опыт пользования сервисом, находясь за границей, встретили Uber с радостью и стали активными клиентами сервиса. Владельцы фирм-конкурентов отнеслись к приходу нового игрока негативно, высказывая предположения, что это взорвет рынок, обвалит цены, и многие водители останутся без работы. Мы пообщались с официальным представителем Uber в Казахстане Евгенией Шиповой и попросили ее рассказать об итогах полугодовой работы компании на казахстанском рынке. 


Представитель Uber Евгения Шипова
Представитель Uber Евгения Шипова

VOX: Расскажите об итогах работы сервиса Uber в Казахстане за первые полгода работы.

— Можно сказать, что итоги превзошли наши самые смелые ожидания. У нас стабильный рост пользовательской и водительской базы. Если в самом начале большинство пользователей совершали поездки по каким-то исключительным случаям, то уже ближе к осени мы заметили, что всё чаще наши клиенты стали воспринимать Uber как реальную альтернативу собственному автомобилю и пользоваться нашими услугами ежедневно для поездок с работы и на работу либо постоянно ездить в течение дня. Казахстан является одним из лидеров среди стран СНГ по клиентской лояльности, то есть постоянные пользователи совершают наибольшее количество поездок.

VOX: Сколько в среднем поездок совершает казахстанский пользователь Uber?

— К сожалению, точных цифр мы дать не можем, так как данные постоянно меняются, но могу сказать, что развивается тенденция: люди начинают считать затраты на содержание собственного автомобиля и понимают, что есть альтернативный способ передвижения по городу, и он часто оказывается дешевле.


Приложение Uber
Приложение Uber

VOX: Есть ли какие-то данные, сколько всего было совершенно поездок в Алматы и Астане за время работы вашего сервиса?

— Такие данные мы озвучить не можем, так как цифры постоянно меняются в сторону роста, и то, что я озвучу сегодня, будет уже неактуально через несколько дней. Могу лишь сказать: это десятки тысяч поездок в неделю.

VOX: Могли бы вы озвучить количество партнеров-водителей, которые сотрудничают с Uber?

— После запуска сервиса было зарегистрировано более полутора тысяч индивидуальных предпринимателей. Сразу поясню, что все водители не являются нашими сотрудниками, мы рассматриваем их как партнеров и заключаем отдельные договора как с юридическими лицами. Хочется отметить, что в Казахстане, по сравнению со всем регионом стран СНГ, достаточно просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Что касается количества водителей, то оно не может быть абсолютно точным и постоянно меняется в зависимости от того, сколько партнеров находится на платформе на данный момент. Для нас это количество не столь важно, ведь Uber — это платформа спроса и предложения. Если, к примеру, в каком-то районе Алматы всего два человека хотят заказать машину, при этом у нас в этом районе двести водителей, это означает, что они просто стоят без дела, и это большой минус, так как мы не можем организовать работу. К счастью, таких вещей не происходит: мы вышли на уровень, когда текущий спрос практически сразу удовлетворяется предложением. Время подачи автомобиля в Алматы и Астане составляет около пяти с половиной минут. Баланс между спросом и предложением уже практически идеальный, и как только вы решили заказать машину, она приедет к вашему подъезду, и вы сможете совершить поездку.

VOX: Какие требования предъявляет Uber к водителям, которые хотели бы с вами сотрудничать?

— Первое — наличие статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица. Есть определенные требования к автомобилю по марке, году и техническому состоянию. Обязательно наличие прав, стаж вождения, определенные возрастные ограничения.

VOX: Как пользователь вашего сервиса хочу заметить, что после появления Uber select (выбор автомобиля с повышенной комфортностью) снизилось качество автомобилей, подаваемых в категории Uber X (обычные автомобили). Стали приезжать автомобили мене престижных марок и с более старым годом выпуска.

— Это вполне нормальный процесс. Когда мы начинали работать в Казахстане, требования к автомобилям были довольно высокими, и сразу же мы стали получать множество просьб от водителей разрешить им работать на платформе с автомобилем более старого года выпуска. Мы пошли навстречу водителям, абсолютно не в ущерб безопасности и качеству, так как хорошо понимаем, что Uber является хорошим источником основного и дополнительного заработка для многих водителей. Кроме того, нами проводились опросы среди пользователей, принципиальна ли им марка машины и год ее выпуска. Большинство пользователей ответили, что если машина чистая и находится в исправном состоянии, это не имеет для них принципиального значения. Для тех, кому важна марка машины, у нас есть опция Uber select, она позволяет выбрать машину повышенной комфортности. Считаю, что логика, из которой мы исходили, правильная: она позволяет в полной мере удовлетворять спрос и дает дополнительные экономические возможности для водителей.

VOX: Хотел бы узнать условия работы водителей. Они получают определенный процент за каждую поездку?

— Да именно так.

VOX: Сколько процентов остается водителю?

— Водитель получает 75% от каждой поездки, наш сервис, соответственно, берет себе 25%. По сути водители являются для нас такими же клиентами, как и пользователи, поэтому нам важен хороший уровень их дохода и оптимизация их расходов на предоставление услуг. Наша задача — чтобы водитель, проводя время на платформе, максимально эффективно его использовал, то есть система распределения заказов должна снижать холостой пробег и время простоя. Кроме того, у нас есть проекты, которые помогут снизить расходы на содержание автомобиля, в будущем мы планируем заключать прямые договора с поставщиками топлива и запасных частей о предоставлении нашим водителям значительных скидок. В настоящее время уже заключен договор с компанией, которая устанавливает в автомобили газобаллонное оборудование. Мы договорились с этой компанией о предоставлении специальных условий на установку оборудования в машины наших партнеров, что позволит им снизить расходы на топливо, увеличить срок службы моторного масла, а кроме того снизить вредные выбросы в атмосферу. В дальнейшем в Казахстане будет всё больше таких проектов, и расходы наших партнеров на содержание автомобилей будут снижаться. Например, в России у нас есть даже договора с мобильными операторами: водителям и их семьям предоставляется значительная скидка на мобильную связь.

VOX: Как, на ваш взгляд, приход Uber отразился на рынке такси в Казахстане? Например, существует мнение, что услуги других парков подорожали, так как они вынуждены были поднять зарплату водителям.

— У меня нет данных о каких-то изменениях на этом рынке. Логика Uber немного другая, мы не боремся с другими игроками за сложившийся спрос и постоянных клиентов, благодаря инновационным сервисам мы создаем новый рынок. В качестве примера: в Москве, где Uber работает с 2013 года, большинство наших пользователей — это не традиционные клиенты такси, а люди, которые, наоборот, не использовали такси по многим причинам: дорого, неудобно и т. д. Благодаря современным технологиям, снижающим затраты и делающим сервис гораздо более простым и удобным, мы привлекаем в систему новых людей. Мы за здоровую конкуренцию, она дает нам стимул развиваться и повышать качество услуг. Если задать вопрос «Кто конкурент Uber?», ответ, наверное, многих удивит: главным конкурентом для нас является личный автомобиль потенциальных клиентов. Уже сегодня мы замечаем, как люди отказываются от личных машин для поездок по городу: зачем тратиться на парковку и топливо, если за вполне доступные деньги можно воспользоваться услугами удобного сервиса?

VOX: Как рейтинги партнеров и клиентов отражаются на них?

— После каждой поездки водитель ставит оценку клиенту, а тот, в свою очередь, оценивает водителя. Это система, которая позволяет нам контролировать качество. За рейтингом водителей мы очень пристально следим: если он падает ниже определенного уровня, мы рассматриваем вопрос отключения данного партнера от платформы. Мы также внимательно читаем комментарии, которые оставляют наши клиенты. У нас есть служба поддержки, которая находится в Казахстане, все комментарии обрабатываются реальными людьми, которые своевременно реагируют на жалобы по качеству услуг. Жалобы по поводу чистоты салона, выбора оптимального маршрута, аккуратности и вежливости водителя мы рассматриваем немедленно и реагируем на них, делая соответствующие замечания партнерам.

Если водитель не реагирует на жалобы клиентов, договор с ним может быть расторгнут, и он будет отключен от платформы. У клиентов тоже есть свой рейтинг. Если после завершения поездки пассажир ставит плохую оценку, а водитель ставит низкий балл ему, то система запоминает эти оценки, и этот клиент на платформе больше не встретится с этим водителем. Таким образом мы учитываем взаимные антипатии и предотвращаем возможные конфликты и неприятные ситуации.

VOX: Довольно часто приходилось слышать о проблеме: указывая свое местоположение (точку на карте), клиент долго не мог дождаться машины, так как водитель получал не совсем точные координаты и мог стоять на другой стороне дороги или вообще у другого дома.

— Действительно, такая проблема была, особенно в самом начале, из-за неточности карт. Здесь надо понимать, что Алматы, а в особенности Астана — быстроразвивающиеся города, изменения происходят так быстро, что порой не успевают найти свое отражение на картах. Мы постоянно работаем над этим вопросом, уже сейчас таких комментариев стало намного меньше. В любом случае у водителя всегда есть возможность перезвонить клиенту и уточнить его точное местонахождение.


Участники акции UberGIVING
Участники акции UberGIVING

VOX: Насколько я знаю, Uber в Казахстане стал участвовать в социальных программах, в частности, недавно проходила акция UberGIVING.

— UberGIVING — это очень большой проект, который проходил по всей Европе. Наш подход заключается в том, что мы готовы предоставлять платформу, которая уже стала частью жизни большого города, для благотворительных целей. В частности, в Казахстане проект заключался в том, что можно было заказать машину и через водителя предать какую-то одежду в благотворительный фонд «Шугыла». В дальнейшем фонд направлял эти вещи малоимущим семьям. Подобные акции будут проходить и в будущем по нескольку раз в год.


Динамический коэффициент тарифа
Динамический коэффициент тарифа

VOX: Наверное, самый острый вопрос, который волнует большинство пользователей вашего сервиса — так называемый динамический коэффициент. После его появления тарифы на отдельные поездки выросли порой в несколько раз.

— Динамический коэффициент — это мировая практика, которая применяется не только в Казахстане. Мы считаем, что это как раз тот инструмент, который позволяет нам быть эффективным сервисом и предоставлять вам машину в течение нескольких минут независимо от условий. Бывают разные ситуации — плохая погода, час пик, окончание массовых мероприятий, — когда спрос на поездки значительно превышает предложение, именно тогда включается динамический коэффициент, который видят водители и приезжают в данный район, удовлетворяя потребности потребителей. Эта система работает очень гибко и эффективно. Как только водителей в данном районе становится больше, коэффициент падает, и цена за поездку приходит в норму, иногда это происходит буквально в течение нескольких минут. Благодаря этой системе вы гарантированно и быстро получаете автомобиль и можете уехать вне зависимости от ситуации. Динамический коэффициент — абсолютно автоматический режим, построенный на алгоритме анализа спроса и предложения. Кроме того, мы считаем важным, что любой клиент Uber заранее предупрежден о повышенном тарифе и имеет право выбора: поехать сейчас или подождать некоторое время и воспользоваться сервисом по стандартным ценам.

VOX: Существует ли верхняя граница? В последнее время были случаи, когда включался коэффициент 4,7. В результате поездка, которая должна была стоить пятьсот тенге, обходилась клиенту более чем в две тысячи...

— Да, мы знаем, что было несколько таких случаев в Казахстане, но это редкое исключение. В среднем коэффициент намного ниже тех цифр, которые вы называете.


Самоуправляющаяся машина-робот Uber в Питсбурге
Самоуправляющаяся машина-робот Uber в Питсбурге

VOX: С самого старта Uber предлагал клиентам различные скидки, в итоге тарифы всегда были как бы плавающими, продолжится ли эта практика в дальнейшем, или все акции закончатся и тарифы станут фиксированными? 

— Наши тарифы являются фиксированными с самого первого дня, все скидки — это сугубо маркетинговая работа. Мы считаем, что в маркетинговых целях время от времени можем предоставить скидку своим клиентам. Я не исключаю, что и в дальнейшем скидки будут, но действующий тариф не менялся, и в ближайшее время увеличений не планируется, в дальнейшем всё будет зависеть от экономической ситуации и конъюнктуры рынка. На сегодняшний день в Алматы тарифы на Uber X таковы: подача машины — ноль тенге, минута ожидания — пять тенге, проезд одного километра — тридцать тенге, минимальная поездка — восемьдесят тенге. На Uber select подача машины стоит двести тенге, ожидание — восемь тенге за минуту, проезд — сорок пять тенге за километр. Все составляющие суммируются, итоговая сумма означает общую стоимость одной поездки. 

VOX: Будет ли проводиться какая-нибудь акция в период новогодних праздников?

— У нас есть один приятный новогодний сюрприз для пользователей в Казахстане, и мы обязательно сообщим о нем в ближайшее время.

VOX: Расскажите немного о планах Uber на 2017 год. В каком направлении будет развиваться сервис?

— Наш глобальный план — это повышение качества услуг, в частности, снижение времени подачи автомобиля. Например, в Казахстане оно составляет пять с половиной минут, в Сан-Франциско — всего две минуты. Так что нам есть к чему стремиться на вашем рынке, и придется проделать большую работу по привлечению новых водителей и новых пользователей, внедрению новых технологических средств, которые снизят время простоя, предложению новых услуг для пользователей и партнеров.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000