VOX POPULI Святослав Антонов 16 января, 2016 13:00

The Beatles в Алматы: эхо легенды

The Beatles в Алматы: эхо легенды
Фото: Из свободного доступа в интернете
16 января отмечается Всемирный день The Beatles. Мы не могли пройти мимо такого события и решили пообщаться с заядлыми алматинскими битломанами, чтобы узнать, что связывает наш город с легендарной ливерпульской четверкой.

Клуб The Cavern
Клуб The Cavern

16 января 1957 года в Ливерпуле открылся клуб The Cavern, на сцене которого впервые выступили будущие участники The Beatles. Именно поэтому решением ЮНЕСКО этот день отмечается, как Всемирный день The Beatles.

Группа The Beatles всего за несколько лет покорила весь мир. Как однажды сказал сам Джон Леннон, Beatles стали популярнее Иисуса Христа. Битломания действительно была похожа на религию. В конце 60-х она докатилась и до нашей страны. Арсен Баянов в своей книге «Алма-Ата неформальная» так писал об этом:

«Неудивительно, что тысячи, а может быть, и сотни тысяч пацанов и девчонок на просторах всего Советского Союза были помешаны на «Битлах». Это была «битломания по-советски» — наверное, самое странное социальное явление в мире, которое, бесспорно, повлияло на политику СССР и стало, в том числе, еще одной причиной развала могучей когда-то страны. Сей жгучий интерес к группе не мог игнорироваться официальными органами Союза. И с их одобрения на прилавках советских магазинов в те годы появились две пластинки, на которых была записана одна и та же песня под названием «GIRL». Была такая серия «Кругозор», где печатались разные научно-познавательные статьи и куда вставлялись гибкие пластинки — там и появилась битловская «Девушка». Лично я помню это очень смутно, зато хорошо запомнился виниловый диск, где среди прочих песен зарубежной эстрады тоже была «GIRL». Я не расставался с этим диском ни днем, ни ночью, а когда родители отправили меня к родственникам в Восточный Казахстан, то взял ее туда с собой. Это было настоящим подарком для тех, кто не всегда имел возможность слушать «Битлз», так как не у всех были магнитофоны».



Мурат Омаров
Мурат Омаров

Мурат Омаров

участник и один из основателей группы The Fridays

Многие отмечают, что памятник вышел довольно колоритным, этакие битлы с казахскими лицами. Многие друзья шутят, что это памятник The Fridays. Я действительно узнаю свои черты во всех фигурах.

Мурат слушает музыку The Beatles практически с рождения. Его отец был поклонником музыки ливерпульской четверки, и в доме всегда звучали их песни. Осознано полюбил битлов Марат в 10 лет. С тех пор он является фанатом этой группы.

— Практически у всех советских меломанов в то время были легендарные пластинки «Вечер трудного дня» и «Вкус меда», выпущенные фирмой «Мелодия» в 1986 году. Это были единственные записи The Beatles, которые было относительно легко достать в СССР. Среди представителей моего поколения и более старших ребят было очень много поклонников этой группы. Битломаны сразу распознавали друг друга, собирались вместе, обменивались записями и пытались сами играть песни своих кумиров. Мы подражали им в прическе и одежде, ведь The Beatles — это настоящие иконы стиля. 

Поклонник The Beatles со стажем, Мурат вспоминает, что во времена его молодости битломания захлестнула Алма-Ату. Особенно много фанатов творчества этой группы училось в 120-й, 21-й и 23-й школах с английским уклоном. В КазГУ был свой клуб поклонников битлов. Единомышленники часто собирались вместе в таких культовых местах города, как фонтан «Неделька».

— Из двух моих сверстников тот, кто любил The Beatles, пользовался большим уважением, даже среди старших. Любовь к битлам объединяла нас с представителями поколения наших родителей. Во времена перестройки уже можно было открыто говорить о своей любви к зарубежной музыке, но достать записи любимых групп было не так просто. Если в руки вдруг попадала кассета с альбомом битлов или другой известной группы, ты скорее бежал на Зеленый базар, где за 9 рублей тебе могли переписать ее. Бывало так, что мы с друзьями распределяли, кому какую кассету переписывать, а потом ходили друг к другу, чтобы послушать их.

Именно благодаря любви к The Beatles Мурат и сам начал заниматься музыкой. Еще учась в школе, он вместе с одноклассниками собрал группу под названием «Каламбур». Коллектив играл The Beatles, The Rolling Stones, песни Виктора Цоя, а также свои авторские композиции.

— Мы относились к школьному оркестру, и у нас была возможность репетировать в спортзале. Кроме того, у группы был свой подвальчик, где мы также занимались музыкой. Поначалу просто пытались на слух повторять записи своих кумиров, копировать их манеру исполнения. Хорошо помню наш первый концерт. Это было, кажется, на школьном выпускном, и мы тогда играли песню The Beatles «From Me to You». В 96 году, уже после окончания школы, мы объединились с другим музыкальным коллективом, и так образовалась группа The Fridays. Название, как вы видите, мы стилизовали под британские рок-группы 60-х годов. The Fridays были одним из первых коллективов, кто в 90-е годы мог качественно исполнять каверы на битлов и другие классические бэнды 60-х. Влияние этих групп до сих пор заметно в нашем творчестве, хотя уже и не так явно. В начале 2000-х мы выпустили на кассетах альбом авторских песен на английском языке «Пасмурный день», а чуть позже, уже на дисках, альбом с нашими каверами «I Can't Explain». Сейчас думаем над выпуском нового альбома.


Вещи из коллекции Мурата
Вещи из коллекции Мурата

Мурат демонстрирует нам брошюры об участниках The Beatles 60-х годов выпуска, билет в легендарный клуб The Cavern, где начинала выступать ливерпульская четверка, фирменные игральные карты от Apple (лейбл, основанный участниками The Beatles) и другую фанатскую атрибутику. Это лишь часть из его обширной коллекции. Из каждой своей поездки за рубеж битломан старается привезти что-нибудь новенькое.

— Когда я попадаю в Европу, всегда ищу что-нибудь интересное, связанное с битлами. Вот, к примеру, оригинальные газеты тех лет, где есть статьи о The Beatles. У меня есть интересная книга, в которой расписано, как развивалось музыкальное движение в Ливерпуле. Друзья постоянно привозят из-за рубежа различные значки, брелоки и прочие сувениры, связанные с любимой группой. Как-то вместе с другими участниками группы мы приезжали в Лондон. Посетили студию Abbey Road и магазин сувениров The Beatles, расположенный на улице Бейкер-стрит, недалеко от дома Шерлока Холмса. Однажды The Fridays были приглашены в Ливерпуль, чтобы выступить там, как группа из Казахстана, играющая песни The Beatles. К сожалению, тогда был период проведения Чемпионата Европы по футболу, и у нас возникли проблемы с получением виз.

Каждому алматинцу знакома скульптурная композиция на горе Кок-Тобе, запечатлевшая участников группы The Beatles. Бронзовая скульптора была создана скульптором Эдуардом Казаряном и установлена здесь в 2007 году. Этот памятник стал одним из первых в мире, посвященных битлам. Мало кто знает, что образцом для скульптора служили участники группы The Fridays.

— Мы были кем-то вроде консультантов при работе над скульптурой. Казарян был далек от этой музыки, и мы приносили ему записи, документальные фильмы и книги, рассказывали о The Beatles. Вместе с нашим гитаристом Евгением Каржановым я ежедневно приезжал к нему в студию, мы надевали одежду в стиле битлов и позировали для него. Получилось достаточно забавно. Многие отмечают, что памятник вышел довольно колоритным, этакие битлы с казахскими лицами. Многие друзья шутят, что это памятник The Fridays. Я действительно узнаю свои черты во всех фигурах. Даже гитара, которую держит в руках Джон Леннон, — это наша акустическая гитара, которую мы приносили в студию. В ее форме есть некоторые уникальные черты, которые несложно узнать.

Группа The Fridays спустя 20 лет после начала своего существования продолжает творческую деятельность, несмотря на то, что для ее участников музыка — это больше хобби. Они дают концерты раз в неделю в различных клубах, барах и на вечеринках. Конечно же, без их участия не обходится ни одна сходка битломанов нашего города.

— Сообщество битломанов в нашем городе до сих пор продолжает поддерживать связь между собой. Я могу объяснить это. Дело в том, что среди тех, кто искренне любит музыку The Beatles, я практически не встречал плохих людей. Это удивительный факт. Думаю, отчасти именно этим объясняется феномен неувядающей популярности битлов даже спустя столько лет. Они играли простую и в то же время невероятно душевную и понятную для всех музыку. Их творчество повлияло на жизнь миллионов людей, в том числе, и мою.



Мария Трескунова
Мария Трескунова

Мария Трескунова

журналист, битловед

The Beatles — это единственная группа, которая не стареет никогда. Повторить их успех не удалось никому. Чем можно его объяснить? Тот, кто найдет ответ на этот вопрос, станет миллионером.

Мария, как и многие представители ее поколения в Алматы, была захвачена волной битломании в подростковом возрасте. Впервые услышав песни The Beatles, она влюбилась в их творчество и посвятила его изучению значительную часть жизни.

— Впервые я узнала о битлах в 13 лет. Я тогда училась в школе и была серой мышкой, этакой девочкой-отличницей. Однажды ко мне за парту посадили школьного хулигана и битломана. Как-то он сказал мне: «Ты, в принципе, хорошая девчонка, но я знаю, чего тебе не хватает». С этими словами он передал мне запись The Beatles. Я заболела их творчеством, и с тех пор, надеюсь, перестала быть занудой. В то время в СССР было выпущено только две пластинки The Beatles, и в магазинах за ними выстраивались очереди. Железный занавес падал, и можно было открыто увлекаться западной музыкой. Поклонники битлов, чтобы выделиться из толпы, стремились раздобыть атрибутику вроде значков. Какие-то фанатские штуки делали самостоятельно. К примеру, были очень популярны «ксивники» — небольшие сумочки из джинсы, на которые нашивалось имя любимого участника группы и прикалывались все имеющиеся в коллекции значки. Чем больше значков, тем круче обладатель такой сумочки.


Матрешки из коллекции Марии
Матрешки из коллекции Марии

Интерес к The Beatles среди молодежи был большой, но доступной информации о любимой группе было мало. Чтобы восполнить этот пробел, битломаны, живущие в разных частях страны, объединялись и обменивались информацией друг с другом. Так, в Алматы по инициативе Марии и ее друзей был создан международный клуб поклонников Джона Леннона и группы The Beatles — «Come Together». Клуб объединил 800 человек из разных республик Союза и начал выпуск собственной газеты, которая по почте рассылалась его участникам.

— Созданием газеты занималась группа единомышленников. Кто-то делал иллюстрации, другие находили информацию, сканировали вырезки из газет, третьи помогали найти место, где можно было напечатать газету. Первые номера печатали на ротапринте, небольшой машине для печати, которая стояла, кажется, в госархиве. Потом нашли выход на ксероксы, которых и было тогда всего пять в городе, и все стояли в госучереждениях. При отсутствии интернета мы находили членов клуба и общались с ними через письма и публикации в журналах. Помню, даже давали объявления в журнал «Ровесник». Информация для газеты собиралась по крупицам. Мы сами переводили статьи из зарубежных изданий и биографические книги. Наш клуб какое-то время даже переписывался с вдовой Джона Леннона Йоко Оно, которая была удивлена, что в СССР есть поклонники творчества ее мужа, и пожелала нам удачи. 

Мария считает, что для ее ровесников любовь к The Beatles была способом найти единомышленников и самоидентифицироваться.

— The Beatles — это единственная группа, которая не стареет никогда. Повторить их успех не удалось никому. Чем можно его объяснить? Тот, кто найдет ответ на этот вопрос, станет миллионером. Мне кажется, дело в том, что в их музыке есть мощный заряд харизмы и энергии, сила и романтика, дружба и веселье. В мое время было выражение «Скажи, кто твой любимый битл, и я скажу, кто ты». Музыку The Beatles слушали во всех развитых городах страны, но в Алматы битломаны были особенно активными. Это были представители разных поколений. Они собирались вместе, говорили о любимой группе, пели их песни. К примеру, четыре раза в год на день рождения каждого участника группы у меня в квартире собиралось около 30–40 человек. Это были люди разных возрастов и социальных слоев. Их объединяла только любовь к битлам.

Любовь Марии к музыке The Beatles предопределила ее будущую профессию. Опыт печати газеты битломанского клуба привил ей интерес к журналистике. В 17 лет ее увлечение стало более серьезным и систематизированным. Она продолжала собирать информацию о группе, и юного битловеда пригласили работать на радио и вести авторскую программу о битлах.

— Когда в Казахстане появилось первое независимое радио — Radio Maximum, — это стало большим событием. До этого поклонники западной музыки пытались разобрать слова песен любимых коллективов через треск и шипение переписанных по десять раз кассет и пластинок. Тут впервые они могли слушать музыку в хорошем качестве. Я около девяти лет вела передачу «Битлз-час». У меня дома до сих пор хранятся сотни рукописных текстов и вырезок из газет, которые я составляла при подготовке к программам. В эфире я рассказывала интересные факты о группе и ставила их композиции. Первое время на нашу станцию приходили письма от дядечек возраста 35–40 лет, общее содержание которых было примерно таким: «Что эта девочка может рассказать нам о любимой группе?». Тогда наш музыкальный руководитель Евгений Бычков устроил забавный конкурс. Каждый слушатель мог позвонить к нам в эфир и задать мне вопрос о битлах. Если я не отвечу хоть на один, Евгений обещал уволить меня. Я с честью выдержала этот конкурс и заслужила авторитет среди всех битломанов нашей страны. Позже моя передача перекочевала на радио Europa Plus.

VOX: Хотелось бы задать вам вопрос, как битловеду. Как вы относитесь к слухам, которые ходят вокруг жизни и творчества ливерпульской четверки, к примеру, к слуху о преждевременной гибели Пола Маккартни?

— Слухи и легенды всегда окружали The Beatles. Люди пытались найти в их песнях тайный смысл. Леннон выразил свое отношение к ним в песне «Glass Onion». Ее текст — полная белиберда. Он сказал, что поклонники могут разбирать его хоть по слогам и искать в нем тайные смыслы, но без ущерба для самих участников группы.


Рисунок 11-летнего сына Марии
Рисунок 11-летнего сына Марии

Уже в зрелом возрасте Мария исполнила свою мечту и побывала в битловских местах: у дома Джона Леннона и Пола Маккартни, в Cavern Club и у сиротского приюта Strawberry Fields, в честь которого Леннон назвал одну из самых известных своих песен. Сейчас ее увлечение стало более зрелым. Она наизусть знает песни битлов и слушает музыку любимой группы только по настроению. Периодически участвует во встречах битломанов, но сейчас они проходят реже, чем несколько лет назад.

— Если бы в моей жизни не было The Beatles, возможно, я стала бы другим человеком. Может быть, не стала бы журналистом и музыковедом. Сейчас мое увлечение творчеством The Beatles продолжает 11-летний сын. Я никогда на заставляла его слушать любимую группу, он сам находит их песни в сети и даже рисует битлов. Такое явление — не редкость среди битломанов. Это своеобразное продолжение традиций.



Ноэль (слева) и Ринат (справа) Шаяхметовы
Ноэль (слева) и Ринат (справа) Шаяхметовы

Ноэль Шаяхметов           Ринат Шаяхметов

генеральный продюсер Radio NS                      советник в Bank RBK/«Алма-ТВ»

Битломания в СССР зародилась еще в конце 60-х. Толчком к этому стал выход в 1967 году пластинки «Музыкальный калейдоскоп (8-я серия)». Среди прочих песен зарубежных исполнителей, записанных на ней, была композиция, озаглавленная так: «„Девушка“, музыка и слова народные, исполняет квартет „Битлс“». Это была первая песня The Beatles, официально изданная в Советском Союзе. Среди тысяч подростков, полюбивших английскую рок-группу по этой одной песне, были и братья Ринат и Ноэль Шаяхметовы.

Музыка «Битлз» оказала на меня положительное влияние. Благодаря любви к этой группе я выучил английский язык. В школе лучше всех писал диктанты по английскому, так как вечерами выписывал в тетрадь услышанные по радио песни.

Ринат:

— Мне тогда было 11 лет, Нелику семь, а моему старшему брату — 13. Мы очень увлеклись этой музыкой. Стали пытаться самостоятельно играть на гитаре эту песню. Ноэль впоследствии стал одним из лучших гитаристов города.

Кабинет Ноэля Шаяхметова на Radio NS — это настоящий храм битломана. По стенам здесь развешаны портреты участников квартета, всевозможные сувениры, связанные с битлами, книги, музыкальные альбомы, а также гитара с автографом Тони Шеридана — человека, записывавшего песни вместе с The Beatles. Коллекция Рината также впечатляет. Он разложил перед нами подлинные американские газеты, вышедшие в день смерти Джона Леннона, фанатские альбомы и письмо от представителя компании Apple. А началось все со школьных лет...

Ринат:

— Записи битлов было очень сложно достать. Мы ловили волны «вражеских голосов» вроде радио «Голос Америки» и «Би-би-си». Время от времени там крутили интересующую нас музыку. Я ждал этого момента с ручкой и тетрадью и на слух записывал тексты песен «Битлз». Эти радиостанции глушили, звук был плохой, но что-то удавалось записать. Помогало еще и то, что мы учились в школе с английским уклоном и немного знали язык. После из этих записей составлял книжки-песенники. Вклеивал туда фотографии и все, что удавалось достать по битловской тематике. Потом мы обменивались такими битлз-буками между собой. Это были очень ценные материалы, и их давали только на один день. За это время нужно было успеть переписать все песни. Я так здорово приноровился делать это, что чуть позже по просьбе друзей от руки делал для них такие песенники — по сто песен в каждом. Позже мы расставляли в песнях табулатуры, чтобы знать, как сыграть их на гитаре. В наше время почти вся молодежь училась играть на гитаре, чтобы самостоятельно исполнять песни The Beatles.

Ноэль:

— Да, в воспоминаниях таких исполнителей, как Макаревич и Градский, тоже есть упоминания подобных песенников. Тогда это было повальное увлечение. У нас весь двор и вся школа фанатели от The Beatles.


Пластинка «Мелодии в танцевальных ритмах»
Пластинка «Мелодии в танцевальных ритмах»

Ринат:

— Чуть позже, после появления на советской пластинке песни «Girl», на гибком виниле был выпущен альбом «Мелодии в танцевальных ритмах», где было записано уже несколько песен The Beatles. Шла настоящая охота за их записями. Дефицитные зарубежные пластинки, которые попадали в страну благодаря дипломатам и артистам, переписывались по сотне раз на магнитофонах. Одним из способов досуга молодежи в то время были походы друг другу в гости с огромными бобинными магнитофонами. Мы могли целую ночь переписывать друг у друга новые записи. Качество их было ужасно, на пленке было много стертых фрагментов и посторонних шумов, но мы только так себе и представляли битлов. Чуть позже, когда я услышал их композиции на фирменных пластинках, был несколько удивлен и даже раздосадован — так сильно они отличались от привычного для меня звука.

— Наши сверстники из США или Великобритании имели возможность купить плакат The Beatles или майку с фотографией группы. Мы о таком могли только мечтать. По школам расходились плохого качества небольшие фотографии битлов, которые продавали по рублю. На эти деньги можно было завтракать в столовой в течение пяти дней, но мы все равно не жалели их, чтобы приобрести частичку любимой группы.

Творчество The Beatles не только заставляло их поклонников идти на различные ухищрения, чтобы услышать его. В Алма-Ате оно примеряло враждующие районные группы.

Ринат:

— Город тогда был поделен на «пацанские» районы, каждый из которых имел свое название и символ. Мы учились в 120-й школе, жили недалеко от театра имени Лермонтова, и наш район назывался «Драм». Мы враждовали с районном Deribas, который располагался в квадрате ТЮЗа. У меня там жила девушка, и когда я ходил туда, всегда была опасность ввязаться в драку с местными. Однако, когда мы все увлеклись The Beatles, представители различных районов стали общаться друг с другом, обмениваться песнями и фотографиями. Вражда сменилась на дружбу. Была некая солидарность между битломанами, вне зависимости от района, в котором они жили. Поклонники битлов собирались на квартирники, где слушали и исполняли песни любимой группы. Музыка «Битлз» оказала на меня положительное влияние. Благодаря любви к этой группе я выучил английский язык. В школе лучше всех писал диктанты по английскому, так как вечерами выписывал в тетрадь услышанные по радио песни.

Ноэль Шаяхметов благодаря увлечению музыкой The Beatles начал овладевать гитарой и преуспел в этом деле. В то время у девушек большой популярностью пользовались парни, которые могли сыграть битлов. Ноэль создал свою группы сначала в школе, а затем и в дворовом клубе.

Ноэль:

— Поначалу меня учил играть на гитаре старший брат. Потом я учился у Виктора Калюжного. Это был достаточно сильный гитарист, который играл в группе «Норды» Народно-хозяйственного института. Он показал мне, что такое гаммы. Я часами репетировал их, запершись в туалете. Позже узнал, что Джордж Харрисон, оказывается, так же в туалете учился играть. Родители немного возмущались, но сильно не протестовали. Так как у меня оба брата увлекались битлами, все родичи, включая бабушку, знали тексты их песен. В 5-м классе я создал свою первую школьную группу. Став чуть старше, играл в коллективе при клубе «Меридиан», который располагался в кочегарке одного из домов недалеко от магазина «Сауле». Там у нас уже была аппаратура и усилители. Мы даже выступали на районных конкурсах самодеятельности. После окончания школы, мечтая о музыкальной карьере, я поступил на подготовительное отделение консерватории. Когда меня забрали в армию и я служил в Германии, мы создали армейский ансамбль. В нем играли хорошие музыканты, собранные со всего Союза. Наша армейская группа объехала с гастролями всю Германию.

В студенческие годы увлечение братьев Шаяхметовых битлами стало более зрелым. Благодаря брату, живущему в США, они могли заказывать фирменные пластинки группы, плакаты и книги. В 91 году в продаже появилась книга «Авторизованная биография Битлз» Хантера Дэвиса, переведенная на русский.

Ринат:

— До того момента, как на нас хлынул поток публикаций о The Beatles, информация была крайне скудной. Я брал обычные книги учета и вклеивал туда вырезки из газет, фотографии и все заметки о любимой группе, которые мне удавалось найти. Обычно в советской прессе они шли в забавных рубриках вроде «Их нравы» и «Ну и ну». Там в основном писали всякую чушь, называли The Beatles группой-однодневкой. К примеру, в одной книге о западной музыке было написано: «Участники группы пишут песни сами. Возможно, именно поэтому они так удручающе однообразны».


Статьи о смерти Джона Леннона в американских газетах
Статьи о смерти Джона Леннона в американских газетах

Музыка The Beatles была неким саундтреком в жизни представителей поколения, к которому принадлежали братья Шаяхметовы. События в истории группы и жизни кумиров также отражались и на их поклонниках. Так Ринат и Ноэль каждый по своему хорошо запомнили день убийства Джона Леннона.

Ноэль:

— В тот день зимой я был на посту. Хорошо помню, как слушал «Радио Люксембург» и там вдруг стали крутить песни The Beatles. Поначалу я не понял, почему, а потом вдруг услышал сообщение о гибели Джона Леннона. На следующий день в советских газетах была опубликована статья об этом. Мы с ребятами из армейского ансамбля решили провести вечер памяти Леннона. Играли песни The Beatles на танцах. Почему-то мы тогда отрепетировали песню «Oh! Darling», хотя ее вообще написал Маккартни.

Ринат:

— Первым в нашей семье о смерти Леннона узнал старший брат. В 75 году он уехал на стажировку в США, и с тех пор работал в ООН. По радио в тот день крутили только композиции The Beatles. Он не мог понять, в чем дело, пока, выходя из здания ООН, не увидел в дверях плачущего привратника. Тот рассказал ему об убийстве Леннона. Брат сразу позвонил мне. У меня подкатил ком к горлу, я не мог в это поверить.

9 декабря 2000 года, в 60-летие Джона Леннона Ринат посетил мемориал Strawberry Fields в Центральном парке Нью-Йорка, посвященный музыканту. Когда он ставил свечу на мемориал от имени всех битломанов Алматы, ему пришла мысль, что в нашем городе тоже могло бы быть памятное место, связанное с его любимой группой. Через какое-то время в Гаване был установлен памятник Леннону. «Если на Кубе есть такой памятник, почему у нас его не должно быть?» — подумал Ринат, и решил приложить усилия для его установки. Он объединил вокруг себя других битломанов, которые хотели бы видеть скульптуру The Beatles в любимом городе. Подготовка к осуществлению этого проекта заняла семь лет. Поначалу акимат Алматы отклонил предложение об установке памятника, сочтя идею нецелесообразной. Тогда инициативная группа решила заручиться поддержкой мэрии города Ливерпуля.


Письма от мэрии Ливерпуля и компании Apple
Письма от мэрии Ливерпуля и компании Apple

— Я поехал в Ливерпуль, чтобы передать мэру письмо с просьбой оказать моральную поддержку нашей инициативе. В этом мне помог посол Казахстана в Великобритании, а ныне министр иностранных дел Ерлан Идрисов. Письмо я передал, а будучи в Ливерпуле, прокатился по туристическому маршруту Magical Mystery Tour, посетив все связанные с битлами места. Тогда же зашел в Музей The Beatles. Сотрудники музея очень заинтересовались моим самодельным песенником, и я подарил им его. До сих пор горжусь тем, что он выставлен на стенде в том музее. Мэр Ливерпуля через какое-то время дал положительный ответ на наше письмо, заявив, что это очень хорошая народная инициатива.


Люди, принимавшие участие в реализации проекта установки памятника The Beatles в Алматы (слева направо): скульптор Эдуард Казарян, бизнесмен Еркен Калиев, Камилла Магзиева, Струан Стивенсон, Ринат Шаяхметов
Люди, принимавшие участие в реализации проекта установки памятника The Beatles в Алматы (слева направо): скульптор Эдуард Казарян, бизнесмен Еркен Калиев, Камилла Магзиева, Струан Стивенсон, Ринат Шаяхметов

Ринат не остановился только на письме в мэрию. Через свою знакомую Камиллу Магзиеву он познакомился в депутатом европарламента Струаном Стивенсоном, который жил по соседству с Полом Маккартни. Тот позвонил своему соседу и получил от него добро на установку памятника The Beatles в Алматы.

— Струан заинтересовался нашей идеей и написал письма Йоко Оно и вдове Джорджа Харрисона Оливии Харрисон. От всех мы получили положительные ответы. Деньги на памятник выделил благотворительный фонд Seimar. Акимат уже почти согласился на установку скульптуры под таким давлением, но у них остался последний аргумент. Нужно было получить официальное разрешение от правообладателей группы The Beatles. Я написал письмо в Apple Records, не надеясь на скорый ответ. Однако через какое-то время он пришел, за подписью директора компании Apple Corps, доверенного лица битлов Нила Аспиналла. После такого у городских властей не осталось причин, чтобы отказать нам. Памятник был торжественно установлен в мае 2007 года.

Битломания и увлечение музыкой повлияло на конечный выбор профессии Ноэля Шаяхметова. После армии он закончил педагогический вуз по специальности «учитель биологии и географии». В начале 90-х, когда в Казахстане начали появляться первые частные радиостанции, Ноэлю, как музыканту и человеку много знающему о The Beatles и других музыкальных группах 60–70-х годов, предложили работу радиоведущего. На протяжении уже 23 лет он ведет самую долгоживущую программу на казахстанском радио — «Музыка нашего поколения». Последние восемь лет программа выходит на Radio NS. В ней Ноэль рассказывает о музыке своей молодости, в том числе, и о The Beatles.

В целом музыка The Beatles остается со мной всегда. Она не агрессивна, их песни несут позитив и доброту. Думаю, творчество битлов сыграло большую роль в формировании моей личности.

Ноэль:

— Увлечение битлами много раз помогало мне в жизни. Так было и во время моего первого интервью на радио. У меня не было журналистского образования, и я не имел соответствующего опыта. Нужно было взять часовое интервью у Андрея Макаревича. Я подготовил 45 вопросов, в полной уверенности, что их хватит на час. Однако все вопросы были закрытыми, то есть на них можно было дать односложный ответ «да/нет», что Андрей и сделал. Когда задавал последний из заготовленных вопросов — а прошло всего 15 минут эфира, — думал, что провалился. Тут внезапно вспомнил, что видел недавно выступление группы «Машина времени» в Московском цирке, где Макаревич играл на гитаре Rickenbacker 325 — точно такой же, как та, что была у Джона Леннона. Я спросил об этом, и между нами словно растаял лед. Разговор сразу наладился, и мы проговорили все время, отведенное на интервью.


Фотография с Патти Бойд
Фотография с Патти Бойд

The Beatles помогли Ноэлю найти работу, а благодаря работе он смог приблизиться к своим кумирам. В 2010 году Ноэлю довелось брать интервью у бывшей жены Джорджа Харрисона Патти Бойд, а позже — у британского музыканта Тони Шеридана, совместно с которым The Beatles сделали свою первую запись.

— Патти Бойд приехала к нам в город с небольшой фотовыставкой в рамках фестиваля «Дипломатия звезд». Его организаторы были моими друзьями, и мне удалось договориться об интервью в студии радиостанции. Для меня, как поклонника The Beatles, это был особый момент. Я спрашивал Патти о ее взаимоотношениях с Харрисоном, другими участниками группы и их женами. Узнал, что Джордж Харрисон, которого называли «тихий битл», в быту был не таким уж и тихим. Также узнал некоторые подробности о том, как Харрисон и Клэптон, второй муж Патти, вели соперничество за нее.


Фото с Тони Шериданом
Фото с Тони Шериданом

Ноэль:

— В апреле 2010 года в Алматы приехал английский певец и гитарист Тони Шеридан. Он давал закрытый концерт по заказу одной страховой компании, и у меня снова нашлись там знакомые. Я уговорил его дать интервью. Участники группы «Битлз», которая тогда называлась The Beat Brothers, аккомпанировали Шеридану во время записи его альбома «My Bonnie». Именно после выхода этого альбома о битлах узнал Брайан Эпстайн, чуть позже ставший их менеджером и сыгравший большую роль в раскрутке группы. Тони довольно близко общался с битлами, когда они все вместе жили в Гамбурге. Во время интервью с ним мне удалось развенчать один из популярных в среде битловедов мифов. Официально считается, что в записи всех песен для альбома Tony Sheridan and The Beat Brothers участвовали The Beatles. Однако там есть одна песня — «Ya Ya», — в которой слышен очень высокий уровень игры на гитаре. Харрисон в том возрасте еще не мог так играть. Я спросил об этом у Тони, и он подтвердил, что это играли участники его собственной группы. После интервью Шеридан подписал для меня гитару.

В целом музыка The Beatles остается со мной всегда. Она не агрессивна, их песни несут позитив и доброту. Думаю, творчество битлов сыграло большую роль в формировании моей личности.

Брат Ноэля Ринат после установки скульптуры The Beatles участвовал в создании Almaty Beatles Club. Это виртуальное объединение битломанов Алматы. Они периодически собираются вместе по различным поводам — к примеру, когда Bank RBK приобрел на аукционе оригинал знаменитой фотографии «Битлз» на Abbey Road.

— Прошло уже много десятилетий с того момента, как я впервые услышал The Beatles, но увлечение их музыкой не оставляет меня до сих пор. Сначала мама, а затем и супруга часто спрашивали меня, как это может не надоесть за столько лет. Я отвечаю, что битлы — как классика. Это не какое-то временное поветрие в музыке, как думали в то время. Ведь никогда не проходит мода на Бетховена, Брамса или Моцарта. Так же и The Beatles никогда не устаревают и всегда актуальны.



Арсен Баянов (справа)
Арсен Баянов (справа)

Арсен Баянов

музыкант, журналист, писатель, автор документальных фильмов

Скульптура «Битлз» на Кок-Тобе — это памятник нашей молодости, времени, когда нас гнобили за увлечения, но мы продолжали тянуться к этому запретному, далекому и прекрасному миру.

Арсен так же, как и многие его сверстники, в молодости был увлечен битломанией. В своей книге «Алма-Ата неформальная» он посвятил этому культурному явлению целую главу — «Алма-Ата битломанская». В ней писатель так описывает свое первое знакомство с творчеством ливерпульского квартета:

«Когда много лет назад я зашел однажды к своему соседу по площадке Саше Липову (учился я тогда то ли в пятом, то ли в шестом классе), то неожиданно услышал просто завораживающие звуки восхитительной мелодии и подобно Улиссу застыл на месте: впал в некую прострацию, что не мог даже пошевелить ни ногой, ни рукой. Прекрасно помню это чувство. Впрочем, факт уже доказанный: иногда песни „Битлз“ вызывали настоящий оргазм у подростков. Наверное, это был мой первый бессознательный оргазм и поэтому — такой запоминающийся и яркий. А сама мелодия была песней „Битлз“ под названием „Litlle child“ из альбома 63 года „With The Beatles“. Но об этом я узнал значительно позже, когда подсел на их музыку.

... Я стал жертвой битломании. С тех самых пор моя жизнь круто изменилась. Во-первых, я начал учиться играть на гитаре, а потом и на барабанах. И уже после армии продолжил профессиональную карьеру музыканта. А ведь мама и папа хотели видеть меня дипломатом. Во-вторых, „Битлз“ стали сопровождать меня по жизни. И куда бы ни забрасывала судьба, что бы я ни делал, их песни были всегда со мной. Они дали мне возможность увидеть мир таким, какой он есть — не черно-белым коммунистическим, а полноцветным удивительным творением, в котором жизнь — это „магически-мистическое путешествие“, полное приключений».

Писатель и документалист рассказывает, что музыка The Beatles была словно наркотик. Все стремились найти их записи и переписывали друг у друга сотые копии оригинальных пластинок. Некоторые даже делали на этом бизнес, продавая копии зарубежных альбомов по 5–10 рублей.

— Музыка The Beatles и других английских групп того времени была для нас лучом света в темном царстве. Они пели о другом, незнакомом мире, о любви. Мы слушали их по «Голосу Америки», а информация о группе в виде фольклора передавалась из уст в уста. Мы искали факты из биографии и фотографии любимой группы везде, где могли. Собирали польские журналы, вроде «Перспективы» и «Панорамы». Я где-то нашел чешский журнал «Мелодия» со статьей о The Beatles на чешском. Однажды нам очень повезло, когда в руки попался настоящий журнал «Битлз мансли». Все фотографии любимой группы оттуда были пересняты, и ими я обвешал свою комнату. После ко мне как-то попал календарь, где Джон Леннон и Йоко Оно снялись полуобнаженными. Ко мне в квартиру каждый вечер совершали целые паломничества, только чтобы увидеть фотографии из этого календаря.

Такое повальное увлечение творчеством британской группы привело к росту популярности музыки. Многие битломаны пытались освоить музыкальные инструменты. Также и Арсен еще в школе начал учиться играть на барабанах.

— У нас была своя команда — «Рифы». Все хотели играть на гитарах, но кому-то нужно было быть барабанщиком. Мы бросили жребий, и эта роль досталась мне. Я записался на курсы одного из старейших барабанщиков Казахстана Валерия Юлевича. Мы играли битлов и другую популярную английскую и американскую музыку 60–70-х годов. Позже, когда поступил в политех, вновь создал группу. Затем мне предложили играть в составе ВИА «Дос-Мукасан». Они исполняли немного другую музыку, более фольклорную, но мне все равно хотелось у них играть, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Им, кстати, одним из немногих официально разрешалось исполнять каверы зарубежных артистов на английском языке. Со временем, по мере роста профессионализма, музыка The Beatles стала казаться мне немного простоватой в сравнении с хард-роком и джазом. С годами я понял, что это не так. На самом деле их музыка универсальна и объединяет в себе все жанры. Существуют сотни аранжировок на песни битлов, сыгранных в различных стилях.

Позже Арсен окончил филфак и начал работу в сфере журналистики. Здесь любовь и вкус к музыке, привитые увлечением The Beatles, вновь помогли ему. Он вел рубрику «Ритм» в газете «Горизонт». Позже был главным редактором и основателем газеты «Панорама». В 2005 году свет увидела его книга «Алма-Ата неформальная», в которой он уделил битломании значительное внимание.

— The Beatles оказали большое влияние на мою жизнь, как и на жизнь многих ребят моего поколения. Думаю, масштаб такого явления, как рок-музыка 60–70-х годов, по-настоящему оценят только в будущем. Битломания изменила весь мир — не только музыку, но и кино, моду, литературу и общественную жизнь. К примеру, после выхода альбома «Abbey Road» все увидели, какие на Джордже Харрисоне джинсы, и стали мечтать о таких же. Об этом явлении есть упоминание и в моем документальном фильме, снятом по книге «Алма-Ата неформальная». Об этом же я рассказываю в своей новой документальной работе «Алма-Ата — город джаз, город блюз, город рок-н-ролл», где я исследую развитие нашей популярной музыки в контексте мировой. Скоро должна пройти ее презентация.

В 2002 году в газете «Аргументы и факты» я опубликовал статью «Фонтан имени „Битлз“», в которой предложил увековечить алматинскую битломанию, переименовав каскад фонтанов на «Недельке» в фонтан имени «Битлз». После этого мне позвонил Ринат Шаяхметов, и началась долгая история, закончившаяся установкой на Кок-Тобе скульптуры, посвященной ливерпульской четверке. На презентации книги «Алма-Ата неформальная» было принято судьбоносное решение о финансировании памятника битлам в Алматы. За это еще раз большое спасибо Еркену Калиеву и Маргулану Сейсенбаеву.


Арсен Баянов (справа) и другой заядлый битломан — Марат Джумагазиев
Арсен Баянов (справа) и другой заядлый битломан — Марат Джумагазиев

Для многих алматинцев битломания — это не просто любовь к творчеству группы The Beatles, но символ времени их молодости. Увлечение битлами серьезно повлияло на жизнь и мировоззрение многих людей, сделав мир таким, как мы его знаем сегодня.

— Скульптура «Битлз» на Кок-Тобе — это памятник нашей молодости, времени, когда нас гнобили за увлечения, но мы продолжали тянуться к этому запретному, далекому и прекрасному миру. Битломания — неотъемлемая часть нашего времени, и потому было важно увековечить это явление, — заключает Арсен Баянов. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000