VOX POPULI Святослав Антонов 16 июня, 2017 12:00

Театр молодых

Театр молодых
Фото: Из архива театра «Жас Сахна»
Их постановки не оставляют равнодушных зрителей. Их игра заставляет чувствовать и сопереживать. Спектакли вызывают самую яркую палитру чувств и эмоций — от глубокой скорби и печали до радости и улыбок. Сегодня мы расскажем вам о театре «Жас Сахна» — самом молодом, амбициозном и экспериментальном театральном коллективе нашего города.

«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Для того чтобы представить мир в качестве большой сцены, не обязательно обладать воображением и образностью мышления Шекспира. Гораздо сложнее уместить этот мир в стены небольшого зрительного зала, а на маленькой сцене показать сложность и многогранность людей. Небольшая сцена ограничивает режиссера в пространстве и выборе громоздких декораций, зрительный зал, расположенный близко к сцене, мешает использовать сложный грим. В то же время преимуществом небольших театров считается особая атмосфера и возможность контакта между актером и зрителем. Использование маленькой сцены ставит перед режиссером трудные задачи, но дает право и возможность для творческих экспериментов. Камерный театр — это особый и хрупкий мир, который пленяет своим уютом. Далеко не всем небольшим театрам удается создать и сохранить эту атмосферу.

Театру «Жас Сахна» это удалось. Зрительный зал сначала удивляет своими небольшими размерами. До сцены можно достать рукой. Возвышаясь всего лишь на каких-то полметра над полом, небольшой пятачок сцены создает ощущение открытости и незащищенности артистов и зрителей. Как они здесь будут играть?


Спектакль театра «Жас Сахна»
Спектакль театра «Жас Сахна»

Занавес отсутствует. До начала спектакля есть возможность подробно изучить декорации. Казалось бы, тайна разрушена, и люди на сцене уже не заставят тебя поверить и прочувствовать. Но гаснет свет, и ты, сначала робко и недоверчиво, погружаешься в мир постановки. Становишься как бы случайным свидетелем, подглядывающим за героями в окно через неплотно задернутую занавеску. Через какое-то время перестаешь понимать, что следишь за спектаклем. Перед глазами разворачиваются настоящие сцены из жизни, с курьезами и драмами.

Заканчивается спектакль, и ты долго не можешь понять, что же на эти два часа вырвало тебя из реальности. Игра актеров или содержание пьесы, а может быть, музыка и свет? Всё перечисленное слилось в общую гармонию и заставило тебя поверить в происходящее на сцене. Наверное, это ощущение и есть высший показатель мастерства режиссера, поставившего спектакль.



Театр «Жас Сахна»
Театр «Жас Сахна»

«Жас Сахна» — молодой театр, он был создан в 2006 году в честь известного казахского актера и режиссера Байтена Омарова. Байтен Омаров в качестве режиссера-постановщика поставил более 100 спектаклей в различных театрах, под его руководством были созданы две оперы, с успехом проходившие в ГАТОБ им. Абая. Всю жизнь он мечтал иметь собственный театр, и «Жас Сахна» стал своеобразным воплощением этой мечты.


Подготовка к спектаклю
Подготовка к спектаклю

Несмотря на довольно молодой возраст, театр пережил несколько переломных моментов. В 2013 году творческий путь «Жас Сахна» пережил серьезные изменения, и театр сделал большой шаг вперед. Он стал площадкой для молодых и талантливых актеров. Активную роль в жизни театра сыграл известный режиссер, актер театра и кино Евгений Жуманов. Он поставил здесь моноспектакли «Падение» и «Сообщение». Эти постановки имели большой успех и запомнились зрителям.



Барзу Абдураззаков
Барзу Абдураззаков

В 2016 году в жизни театра произошел новый поворот. Художественным руководителем стал драматург, режиссер, актер театра и кино, Заслуженный деятель Республики Таджикистан Барзу Абдураззаков. Он круто поменял репертуар и поставил несколько спектаклей, являющихся сегодня визитными карточками «Жас Сахна».

— Я работаю в театре со 2 января 2016 года. Чудесный театр, и мне он очень нравится. Это уютный, маленький домик, где нужно творить и творить, что мы и делаем. Создавая одну постановку за другой, мы пытаемся открыть для себя новые сферы и галактики. Пересмотреть определенные театральные принципы и теоретические постулаты. Искусство формулировать невозможно, оно не поддается формулам или знакам, оно чувственное, эмоциональное. Очень много времени мы тратим на анализ того материала, которым заняты и увлечены в данный момент. Сейчас мы заняты постановкой произведения «Лейли и Меджнун». Это великая классика, история любви, история безумия из-за любви. История самоотдачи и выжигания себя полностью ради одного взгляда. Произведение поэтическое, в нем очень сложный текст. Актеры ужасно мучаются, запоминая его. Я называю это периодом токсикоза, когда идет отторжение и неприятие материала. Это проходит, и к актеру приходит понимание.


Спектакль «Одноклассники. Уроки жизни»
Спектакль «Одноклассники. Уроки жизни»

Труппа, которая в данный момент работает в «Жас Сахна», была собрана из недавних студентов академии искусств имени Жургенова. Актеры начали работать вместе в 2015 году в экспериментальном театре «BT». Туда же в качестве главного режиссера был приглашен и Барзу Абдураззаков. Это был небольшой частный театр. Именно там был поставлен спектакль «Одноклассники. Уроки жизни». Эта постановка имела большой успех у зрителей, она получила гран-при международного фестиваля больших спектаклей малой формы ArtОкраина в Санкт-Петербурге в ноябре 2015-го и несколько других наград. Проект был разовый, и после постановки спектакля Барзу Абдураззаков вернулся в Таджикистан.

Через несколько месяцев режиссер получил приглашение поработать в театре «Жас Сахна». Вслед за ним туда пришла и труппа молодых и талантливых артистов театра «BT». Одним из условий, выставленных Барзу Абдураззаковым, было то, что он согласен работать только со студентами. По его словам, он хотел понять уровень обучения молодых актеров.


В гримерной
В гримерной

Барзу Абдураззаков утверждает, что на тот момент с этой труппой можно было свернуть горы, и она могла бы стать одним из лучших коллективов СНГ. По мнению режиссера, помешало излишнее легкомыслие, самодовольство и лень. Слышать, как режиссер так откровенно ругает свой коллектив, немного странно, но, может быть, в этом стремлении к совершенству и заключается секрет успеха и признания. Настоящий мастер всегда недоволен результатом труда.


Спектакль «Счастливые нищие». Из архива театра
Спектакль «Счастливые нищие». Из архива театра

Говоря о работе над спектаклями, Барзу Абдураззаков утверждает:

— Я не менял свой характер в зависимости от прихода в «Жас Сахна» или в другой театр. Мой характер — это мой голос. Мой взгляд на мир отпечатывается в спектакле. В «Одноклассниках» или любой другой постановке звучит тембр моего голоса, моего сердца, мое мировосприятие и отражение моих чувств. В первую очередь я делаю акцент на актере, на его чувствах, эмоциях и правде. Работая в театре, мы несем ответственность перед публикой, которая приходит к нам каждый вечер. Спектакль для меня — это молитва, исповедь. Эта молитва должна очищать публику. Мы ответственны за деньги, которые берем у публики. Мы не имеем права обманывать, иначе в чем разница между нами и мошенниками с рынка?



В каждом спектакле Барзу Абдураззакова присутствует его неповторимый авторский подход. В тоже время режиссер говорит, что на первое место он ставит уважение к автору произведения. Выбирая материал для следующей постановки, он прежде всего выбирает тему, на которую хотел бы поговорить со зрителями. Темы могут быть самые разные: отношение к женщине, к миру, к богу, к стране, страхи или подлость, порок или благородство. Эти вопросы тревожат режиссера.


Труппа театра
Труппа театра

Рассуждая о «Жас Сахна», Барзу Абдураззаков говорит, что не знает каких-то характерных, присущих только этому театру уникальных особенностей. Есть общие критерии, которым должен соответствовать любой театр:

— Театр — это всегда искусство, он должен быть всегда на высоте. Вне зависимости от того, что зритель видит на сцене — актеров в джинсах или национальных костюмах, — он должен быть потрясен. Театр должен потрясать. Театр, который не делает человека счастливым, это не театр. 

Спектакли в «Жас Сахна» отличаются минимумом декораций. С одной стороны, это связано с небольшими размерами сцены. С другой стороны, режиссер говорит, что специально не стремится к минимализму. Иногда это связано с банальными финансовыми затруднениями театра.

— Когда мне говорят, что нет денег, я адаптирую материал и придумываю декорации, создание которых практически не требует затрат.



Спектакль «Лавина». Из архива театра
Спектакль «Лавина». Из архива театра

Когда коллектив театра начал работу над пьесой «Лавина», автор произведения, турецкий драматург Тунджер Джюдженоглу, узнав об этом, выразил горячее желание приехать и посетить премьеру. У режиссера и актеров возникли опасения, что он будет недоволен спектаклем, так как они внесли в произведение некоторые изменения и собственные трактовки. Однако опасения оказались напрасны: посмотрев спектакль, Тунджер Джюдженоглу сказал, что из всех постановок «Лавины», которые он видел по всему миру, эта является лучшей. Автор решил, что этот спектакль должны видеть не только казахстанские зрители, и пригласил труппу в Лондон.


Из архива театра
Из архива театра

В октябре этого года коллектив театра представит свою «Лавину» на лондонской сцене. Нужно отметить, что материал пьесы так понравился режиссеру и актерам «Жас Сахна», что они поставили этот спектакль всего за полтора месяца. Премьера спектакля состоялась в октябре 2016 года.

В этом сезоне коллектив «Жас Сахна» сделал пять постановок, у театра появилась своя публика. Зрительный зал на 120 мест полностью заполняется в период премьер. В обычные дни зал также не пустует, зрители посещают театр, хотя говорить о стопроцентной заполняемости пока рано. По мнению режиссера, новая труппа работает всего лишь год, а для того чтобы поднять театр и закрепить зрителя, необходимо как минимум три или четыре года. Кроме того, бюджет не позволяет держать специальных администраторов, которые бы занимались рекламой и распространением билетов. И все-таки «Жас Сахна» уже имеет постоянных зрителей, среди городских театралов есть те, кто посмотрел некоторые спектакли по нескольку раз и не пропустил ни одной премьеры. 

Сегодня театр — не массовое искусство, далеко не все жители города регулярно посещают спектакли. Согласно статистике, в Москве при практически стопроцентной заполняемости театральных залов театры посещают лишь пять процентов горожан. Остальные билеты раскупаются туристами.


Рассказывая о театре, нельзя не уделить внимания его артистам. «Жас Сахна» стал своеобразной школой и трамплином для молодых и талантливых людей, решивших посвятить свою жизнь искусству. Некоторые молодые артисты труппы уже стали известны в Казахстане, они снимаются в сериалах, их узнают на улицах. Впереди их ждет большой и трудный путь. Первой и главной ступенью на этом пути стал театр «Жас Сахна». Впрочем, никто не расскажет об актерах лучше, чем они сами. Мы взяли небольшие интервью у членов труппы, которых нам удалось застать на репетиции.


Вахид Изимов
Вахид Изимов

Вахид Изимов

сыграл в спектаклях «Счастливые нищие», «Эти свободные бабочки», «Одноклассники. Уроки жизни»

— Костяк нашего театра был собран в 2015 году. Тогда это был коллектив театра «BT». Барзу Абдураззаков вместе с Виталием Куприяновым организовали проект, направленный на обучение выпускников академии Жургенова. Виталий Куприянов приходил в академию и приглашал всех желающих попробовать себя в новом проекте. В тот день меня не было в академии, и я это приглашение пропустил. Но я слышал, что в Алматы приехал Барзу Абдураззаков, его я знал до этого. Он уже приезжал в Алматы и ставил спектакли в ингушском театре. Я собрал нескольких друзей, и мы пошли к нему. Барзу Абдураззаков уже работал над спектаклем «Одноклассники», шла вычитка ролей. Мы подключились к этому процессу и получили роли.

Как я уже говорил, это был скорее обучающий проект. С тех пор я работаю с этим режиссером и должен сказать, что каждая репетиция является для меня своеобразным обучением. Мы не просто читаем пьесу — приходится изучать много сопутствующей литературы, чтобы понять события, происходящие с героями. Режиссер следит за каждой фразой, даже за каждой буквой, произнесенной на сцене. Быть актером — значит постоянно развиваться, здесь нет предела. Нельзя однажды сказать: «Всё, я актер!» Ты должен каждый день познавать что-то новое и самосовершенствоваться.

Спектакль «Одноклассники» мы поставили за 40 дней, это был очень сложный, но интересный процесс. Ежедневно мы работали с утра и до вечера, а перед самой премьерой были и ночные прогоны, которые заканчивались в 2 часа ночи. Так как «Одноклассники» были экспериментальным проектом, режиссер предоставил нам самим выбрать роли. Я не ошибся с этим выбором, и роль мне очень нравится. Мы все были студентами одной академии, примерно одного возраста, и все друг друга хорошо знали. Это не создавало никаких проблем, каждая репетиция превращалась в общение друзей и была как праздник. Премьера «Одноклассников» была тепло встречена зрителями и специалистами. Мы возили спектакль в Санкт-Петербург на фестиваль, где выиграли гран-при, после этого были еще показы в России, и спектакль всегда получал высокую оценку специалистов.


Вахид Изимов в спектакле «Одноклассники. Уроки жизни»
Вахид Изимов в спектакле «Одноклассники. Уроки жизни»

— После постановки спектакля коллектив перешел в театр «Жас Сахна», где мы и работаем сегодня. Здесь сразу началась работа над постановкой «Счастливые нищие». Для нас очень сложным стал переход от драмы к комедии. Мы долго не могли принять этот материал. Режиссеру пришлось проявить терпение, в итоге, как мне кажется, спектакль получился. Особой для меня стала роль в постановке «Эти свободные бабочки». Там я играю слепого человека — признаться, было страшно. Поверит ли мне зритель? Ведь он понимает, что на самом деле я вижу. В итоге мне удалось принять этот образ и убедить даже самого себя, что во время спектакля я как бы теряю зрение.

Наш режиссер всегда прислушивается к артистам, при постановке спектаклей мы вместе обсуждаем отдельные сцены. Он говорит: «Не я здесь главный, мы все являемся создателями этого спектакля». У меня нет желания работать в академическом театре. Наш театр отличается от других, мы постоянно ищем что-то новое, пытаемся удивить зрителя. Как мне кажется, наши спектакли берут за душу. Я люблю этот театр и этого режиссера.


Жанель Сергазина
Жанель Сергазина

Жанель Сергазина

играет в спектаклях: «Одноклассники. Уроки жизни», «Счастливые нищие», «Свободные бабочки», «Лавина»

— Заканчивая магистратуру академии Жургенова, я принимала участие в спектакле «Одноклассники». Постановка получилась очень удачной: на театральном фестивале в Санкт-Петербурге наш спектакль получил гран-при. После этого весь состав «Одноклассников» Барзу Хабибуллаевич пригласил в труппу театра «Жас Сахна».

До этого я работала с режиссерами только во время учебы в стенах академии. Мой первый профессиональный опыт работы с режиссером состоялся именно во время постановки «Одноклассников». С одной стороны, это очень интересно, и каждый день приносит новые открытия. С другой стороны, это очень тяжело, иногда что-то не получается, и репетиции проходят очень болезненно. Барзу Хабибуллаевич — очень требовательный режиссер, он следит за каждым сказанным словом и хочет, чтобы мы глубоко понимали смысл любой фразы и слова, произнесенного со сцены. Произнесение одного слова иногда приходится репетировать по два–три дня. 

— Во время такой наряженной работы мы прежде всего растем профессионально. Мы много читаем. Барзу Хабибуллаевич требует, чтобы мы были не просто артистами, исполняющими роль, но и становились художниками, создающими образы.

«Эти свободные бабочки» стал самым трудным спектаклем для меня. Я играю там одну из главных ролей, и она очень большая. Почти час мы находимся на сцене вдвоем, и всё это время должны удерживать внимание зрителей. Кроме того, моя героиня является моей полной противоположностью. В первое время у меня даже возникало чувство стыда, приходилось преодолевать себя. Барзу Хабибуллаевич долго работал со мной, он объяснял, убеждал и показывал, как нужно играть эту роль. Могу сказать, что только недавно я стала довольна собой, и роль наконец-то получилась.

На сегодняшний день отличие нашего театра от других прежде всего в режиссерской школе Барзу Хабибуллаевича. Он может найти актуальность в любой драматургии, а самым главным для него является актер. Именно поэтому работе с нами уделяется столько внимания.


Мадина Кульсеитова
Мадина Кульсеитова

Мадина Кульсеитова

принимает участие в спектаклях: «Лавина», «Эти свободные бабочки», «Одноклассники»

— Как и многие другие артисты нашего театра, я начала работать в творческой лаборатории на базе театра «BT». На тот момент я уже являлась педагогом кафедры актерского мастерства и режиссуры академии Жургенова. Меня пригласил туда один из основателей «BT», мой коллега Виталий Куприянов. Было очень интересно поработать с Барзу Абдураззаковым, кроме того, за годы нашего обучения подобных творческих лабораторий не было, и мне захотелось это попробовать. Желающих было много, первоначально туда пришли 35 ребят, но в итоге осталось 10 человек. Никто не рассчитывал, что это будет долгосрочный проект, все думали, что поработаем немного, поставим спектакль и разойдемся. Спектакль вызвал резонанс, его оценили зрители и специалисты, мы постоянно играли его на различных площадках Алматы.

Барзу Хабибуллаевич получил приглашение в театр «Жас Сахна», и мы как уже готовая и работавшая с ним труппа стали актерами этого театра. Ребята начали работу над спектаклем «Счастливые нищие», в нем я участия не принимала. На тот момент я работала здесь только как приходящая актриса, участвуя в постановке «Одноклассники». Несмотря на желание, я не могла целиком посвятить себя работе в театре из-за большой загруженности в академии Жургенова. В штат театра я вошла только в этом году.

У Барзу Хабибуллаевича очень высокие требования. Подготовка новой роли — это всегда трудоемкий процесс. Он выпускник ГИТИСа, и у него свое, особое отношение к актерам, к работе и театру вообще. Приходится перелопачивать массу литературы и погружаться в атмосферу спектакля. Если, например, взять «Лавину», то мы досконально изучали героев. Кто они? Как между собой разговаривают? Что это за местность? Какова иерархия в семье? Погружаясь в этот мир, ты уже по-другому смотришь на роль, стараешься понять, как реагировать на ту или иную ситуацию, фразу или действие. Приобретаешь другой взгляд на своего героя и обстоятельства. Темп и тон любого спектакля задает режиссер, по ходу работы артисты стараются привнести свое видение. Если это идет в правильном направлении, Барзу Хабибуллаевич соглашается; если это идет вне контекста спектакля и темы, он, естественно, возвращает нас на землю и указывает верное направление.


Мадина Кульсеитова в спектакле «Эти свободные бабочки»
Мадина Кульсеитова в спектакле «Эти свободные бабочки»

— Спектакль «Эти свободные бабочки» лично мне дался тяжело. Это возрастная роль, и играть маму главного героя было непросто. Был даже небольшой конфликт, я говорила, что не хочу играть эту роль. В итоге режиссеру все-таки удалось убедить меня, и всё получилось. Наша боязнь ошибиться всегда сдерживает нас, и важно преодолеть это чувство.

«Жас Сахна» — частный театр. Соответственно, его репертуар не зависит от требований Министерства культуры. Кроме того, у нас камерный театр, он имеет небольшую сцену и зал. И здесь идет прямое соприкосновение зрителя и артиста. Здесь не скроешься и не обманешь, любая эмоция, любое выражение лица видны зрителю. Работа идет постоянно. Буквально вчера мы играли спектакль, и Барзу Хабибуллаевич заметил какие-то огрехи. Это значит, завтра нам предстоят трудная репетиция и исправление ошибок. Основное требование Барзу Хабибуллаевича в том, что мы должны быть искренними со зрителями, с собой и со своими персонажами. Наши персонажи в первую очередь должны быть людьми. Наша задача — заставить зрителя думать.


У театра «Жас Сахна» интересный репертуар, молодая и амбициозная труппа, талантливый и бесконечно преданный своему делу режиссер. За этот год театр приобрел немало постоянных зрителей. Остается пожелать ему успешной творческой работы и побольше ярких спектаклей, так необходимых нашим любителям театрального искусства.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000