VOX POPULI Артур Жумашев 3 апреля, 2015 08:00

Таксисты Алматы: клиент всегда прав

Таксисты Алматы: клиент всегда прав
Фото: Мухтар Жиренов
В сегодняшнем репортаже Vox Populi речь пойдет о такси, которое мы «ловим», стоя у обочины проезжей части. О том, почему водители садятся за баранку «зеленоглазого», о сложностях в работе таксиста и о пассажирах расскажет Артур Жумашев, проехав «на моторе» почти весь город.

Алматы – один из немногих казахстанских городов, население которого частенько пользуется услугами такси. Оно и понятно – мегаполис, как никак, со всеми вытекающими последствиями. Меньше полугода назад редакция Vox Populi проводила эксперимент Быстро, чисто, недорого: сравнение 5 такси Алматы, где участники сравнивали услуги городских таксопарков.

Талгат занимается извозом не так много времени – всего два года, но за этот период вкусил все «прелести», как он сам говорит, непростой работы.

– На работе попал под сокращение, – рассказывает Талгат. – Вот и стал «таксовать». Думаете, что таксистами становятся от хорошей жизни? Приходится так. Самое неприятное, когда пассажиры придумывают различные истории, чтобы не платить. Был случай, что взял человека за 500 тенге – подъезжаем к месту назначения, а он делает круглые глаза и в руках у него 200 тенге. Что делать? Не скандалить же и не драться.

Талгат своим клиентам порой оказывает и психологическую поддержку. Пока мы разговаривали о его работе, он вспомнил один случай:

– Садится как-то молодой человек в машину, а на нём лица нет. Естественно поинтересуешься, что случилось? А он просит довезти его в то место, где можно выпить. Парень стал рассказывать, что в семье проблемы произошли, и он хочет забыться. А я к нему как сыну – водкой же проблемы не зальёшь. Стараюсь поговорить, поддержать, и он успокаивается, а в ответ: «Спасибо! Ваши слова так помогли».

– Случается подвозить бабулек. Они только пенсию получили, и направляются на Зелёный базар за мясом, например. С ними даже и не торгуюсь – сколько дадут, за такую сумму и повезу.

Виктор – водитель такси с 1974 года, и он работает с чётким пониманием того, что пассажир всегда прав.

Водитель с немаленьким стажем считает, что плохих пассажиров не бывает, а вот таксисты не всегда хорошие попадаются. Например, те, кто плохо ориентируются в городе.

Но и в практике Виктора был случай, когда пассажир его обманул.

– Случилось это ещё в советское время, – рассказывает уже со смехом опытный таксист. – Подвозил из аэропорта генерала. Никогда бы не подумал, что военный человек может так поступить. Подвёз его к дому в четыре утра, как сейчас помню, девятиэтажка была. Выходит генерал из машины, и просит подождать, пока он за деньгами поднимется. Час жду, два жду – думаю, неужели обманул. А как я буду в девятиэтажном доме в ранее утро его искать. Конечно же неприятно стало, и я уехал.

В работе Виктора всякое бывает, но приходится мириться, ведь кроме извоза ему ничего другого предложить сейчас не могут. А в дворники, как он сам говорит, идти не очень хочется.

Серик – таксист с 15-летним стажем оказался не очень разговорчив.

– Люди разные бывают, – улыбаясь, говорит Серик. – Встречается часто такое, что не хотят платить – предлагают единицы на сотку закинуть, но обманывают же. А так стараюсь работать аккуратно. Если вижу толпу из 3-4 человек в тёмное время суток, или компанию выпивших, стараюсь объезжать. Благодаря своему опыту уже издалека вижу, кто голосует на дороге.

Немногословным оказался и Куандык, которого мы встретили у автовокзала «Сайран».

Куандыку 59 лет, и «таксует» он с 1994 года. С пассажирами у него проблем нет, да и вообще сложностей в работе не находит. Но если ему предложат работу с хорошим окладом, с удовольствием готов оставить работу таксиста.

С Жомартом мы встретились возле «Атакента».

– Когда жизнь тяжёлой стала, так и начал «таксовать», – с надеждой в глазах рассказывает таксист. – Занимаюсь извозом уже 10 лет. Пассажиры встречаются разные – обманывают, и даже нападения были. Часто бывало такое, что подвожу человека, а он просит подождать, пока он деньги принесет, которых у него не оказалось с собой, и оставляет сумку на заднем сиденье. Через час-два его нет, начинаю смотреть сумку, а там мусор. Так обманывали уже не раз.

Жомарт считает, что чиновники должны обеспечить всех работой, поднять заработную плату и снизить процентные ставки на кредиты. Заниматься извозом людей заставляют жизненные обстоятельства:

– Работаем, чтобы выживать. А так – разве хочется терпеть унижения или оскорбления со стороны пассажиров, которые не хотят платить или берут такси в нетрезвом состоянии?!

Жангазы работает таксистом, чтобы прокормить семью. За три года извоза проблем с пассажирами он не встретил. Как вы понимаете, наш герой также оказался немногословен. Хотя риторический вопрос с его уст слетел: «Когда нет работы, разве есть выбор?»

Ришад – таксист из Талдыкоргана. «Таксует» почти семь лет. Как и многие его клиенты, считает, что пассажир всегда прав.

– Те, кто «таксуют» – делают это далеко не от хорошей жизни, – рассказывает Ришад. – Нужно кормить семью. Когда работы нормальной нет, ничего другого не остаётся.

За рулём наш герой с 1985-го года, и самая большая проблема для водителя – дороги и их состояние.

– Считаю, что это сложная работа. Бывает, что и в машине ночую, когда в Алматы остаюсь. У меня есть постоянные клиенты, которые звонят и просят их забрать из определённого места. Мне доверяют – даже посылки перевожу из Талдыкоргана в Алматы и обратно. Нравится или не нравится, а работать приходится.

Таксист Рашид не захотел попасть в объектив нашего фотографа.

Для Рашида – работа таксистом больше временная, чем постоянная. Первый раз подвёз пассажира в 1997-ом году. Основная его работа – на стройке, но когда работы замораживаются, он пересаживается за руль. Сейчас как раз такой период.

– Клиенты попадаются разные, но они всегда правы. И пьяные были, и платить отказывались, и грубят – всякие встречались.

А однажды Рашиду попалась пассажирка, которая вместо положенных 500 тенге, протянула тысячную купюру, отказавшись взять сдачу. «Видимо, ей дорога понравилась. Довёз нормально, по-человечески», – на лице у Рашида появилась улыбка.

Агроном по образованию, Кайрат, занимается извозом четвёртый год по направлению «Алматы-Кордай-Алматы».

– Попал под сокращение, – с усталостью в глазах делится водитель. – А после развала Советского союза решил заняться коммерцией. Но попытка, к сожалению, не увенчалась успехом.

У Кайрата большая семья, которую нужно обеспечивать:

– Вот сын будет поступать – уже готовимся, собираем деньги. Сейчас же всё платное, да и к тому же дорогое.

На вопрос, прав ли пассажир, Кайрат с уверенностью ответил, что прав:

– Сам не курю в салоне, а клиентам разрешаю. Прошу мусор через окно не выбрасывать – говорю, чтобы в машине всё оставили, а я потом сам сделаю уборку.

– Один раз как-то подвозил из Кордая выпившего пассажира, – вспоминает Кайрат. – Он как раз со свадьбы ехал. Десять раз пожалел, что взял его. Пока довёз до Алматы, столько оскорблений выслушал.

Для Кайрата это основной доход, и он далеко неприбыльный. Наш герой в поисках другой работы:

– Сын хотел меня устроить в одну фирму, там охранник требовался. Пришёл, документы принёс, а мне сказали – агашка, вам же больше сорока лет, а мы до 40 принимаем.

Бывший охранник и дежурный электрик, а ныне таксист с десятилетним стажем, сменивший три автомобиля, Тимур не представляет уже свою жизнь без «таксовки».

– Самое сложное в моей работе – это конкуренция, – рассказывает Тимур. – Открывается много таксопарков. Я сам параллельно работаю в одном из них.

Тимур также поддерживает своих коллег, считая, что пассажир всегда прав.

– Я сам не курю, не хочу, чтобы салон пропитался запахом. И пассажирам не разрешаю. Только в крайних случаях, когда вижу, что человеку совсем невмоготу. Клиенты разные бывают – и выпившие, и наглые.

Тимуру нравится его работа, и если не лениться, говорит наш герой, то можно неплохо зарабатывать:

– Главное, что на хлеб и масло хватает. Не грандиозные деньги, конечно, но и не жалуюсь.

Тимур не принципиален – он с лёгкостью берётся за любую поездку, сколько бы она ни стоила:

– За 100 тенге, конечно, не повезу, но и не говорю, что работаю только, например, за 500 тенге. Бывает, что один только 200 тенге может дать, другой – 300, третий – 500. В среднем выходит нормально. Если по пути, почему бы и не взять за небольшую плату.

За два дня мы познакомились со многими таксистами – не каждый согласился на съёмку, ведь работа частного извозчика нелегальна. А кто-то просто боится, что его узнают с основной работы, ведь многим приходится совмещать. Третьим – стыдно. У каждого своя причина.

Но все едины в одном – «таксовать» выходишь далеко не от хорошей жизни. Нехватка денег, отсутствие работы с достойным вознаграждением, стремление к выживанию заставляют терпеть не всегда адекватные выходки пассажиров. Устойчивое выражение, что клиент всегда прав, помогает нашим героям закрывать глаза на многое, крепче держаться за баранку и двигаться вперёд в пункт назначения.

Поделись
Артур Жумашев
Артур Жумашев
Шеф-редактор
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000