VOX POPULI Святослав Антонов 13 апреля, 2015 17:19

Свет надежды: Путь Благодатного огня из Иерусалима в Алматы

Свет надежды: Путь Благодатного огня из Иерусалима в Алматы
Фото: Тимур Батыршин
Благодатный огонь – один из ярких символов пасхального праздника. Зарождаясь в Иерусалиме, частицы этого огня за сутки разлетаются во все концы мира. Мы проследили путь Благодатного огня от Святой Земли до казахстанских храмов и домов их прихожан.

Вот уже много веков в храме Гроба Господня (Храм Воскресения) накануне православной Пасхи сходит Благодатный огонь. Первые письменные свидетельства этого явления отняться к девятому веку. Сам вынос Огня из храма символизирует воскрешение Исуса Христа. Эта церемония ежегодно привлекает десятки тысяч паломников, а частицы пламени доставляются во многие храмы по всему миру.

Фото: Matanya Tausig

В Казахстан Благодатный огонь начали доставлять с 2006-го года. Организацией перевозки огня занимается паломнический отдел Казахстанской митрополии, а также компания Transavia. За неделю до церемонии схождения огня в Израиль вылетает казахстанская делегация, в которую обычно входит два священника – из Алматы и Астаны. Вместе с ними в Иерусалим отправляется группа паломников – не более ста человек. На Святой Земле огани посещают Назарет, Вифлеем, Гробницу Богородицы и другие святыни связанные с историей христианства.

В субботу старый город Иерусалима перекрывают. Доступ туда открыт только членам делегаций, которые получили пропуск на церемонию. В 8:15 торжественно открывают двери Храма Воскресения. По древней традиции, чтобы избежать конфликтов между членами различных православных конфессий, эта миссия возложена на мусульман. Именно они хранят у себя ключи от храма и передают их из поколения в поколение. После этого туда заходят представители различных конфессий православия. Всего Храм вмещает в себя около семи тысяч человек. Каждая делегация занимает строго выделенное для нее место. Всего территория Храма разделена на шесть зон: греко-православную, римско-католическую, сирийскую, коптскую, эфиопскую и армянскую. Это деление, которое имеет название «статус-кво», установлено еще в средине XIX-го века турецкой администрацией Иерусалима и с тех пор не нарушается. Каждая из конфессий имеет не только свое место, то также и свое время для молитв. Даже такие, казалось бы незначительные вещи, как количество лампад, символизирующих направления христианства строго регламентированы.

Перед тем как в Храм входит Иерусалимский патриарх туда по традиции прибывает довольно шумная толпа. Эта группа арабской православной молодежи. Заходя в храм, они кричат, поют и танцуют. Только им позволено подобное поведение. По легенде, однажды их не допустили в Храм, и тогда огонь не сошел до тех, пока арабам не позволили войти внутрь.

Фото: GALI TIBBON/AFP/Gett

Официальная часть церемонии начинается после того, как в Храм заходит Иерусалимский патриарх. Он одевает праздничные белые одежды и совершает Крестный ход, трижды обойдя вокруг Кувуклия – часовни в центре собора, построенной над пещерой Гроба Господня. В завершении Крестного хода Патриарх в сопровождении представителя армянской церкви заходит в часовню.

Фото: GALI TIBBON/AFP/Gett

В этот момент в Храме гаснет свет, все замирают в ожидании нисхождения Огня. Иерусалимский и амманский патриархи молятся в часовне пока не появится огонь. С окошек Кувуклии появляются горящие пучки из тридцати трех (по числу лет жизни Христа) свечей, которые передают верующим. Благодатный Огонь за считанные минуты распространяется по всему Храму. Свои лампады зажигают и представители казахстанской делегации.

После этого священники и часть паломников вылетает в Казахстан. Перелет занимает около 15 часов, так как из Иерусалима нет прямого рейса, и они летят с пересадкой в Киеве. В Алматы и Астану Благодатный огонь прибывает только в воскресенье утром.

В то время, когда Благодатный Огонь летит в Алматы, в храмах города в ночь с субботы на воскресенье проходят утренние пасхальные богослужения.

Утренняя пасхальная служба считается самой торжественной в православии. Она состоит из четко регламентированного церковным каноном сочетания стихов, песнопений, гимнов, чтения отрывков из Евангелия.

Все начинается с полунощницы – особого вида службы, которая совершается в полночь.

В храме собираются прихожане разных возрастов. Самым младшим из них нет и трех лет.

Многие люди приносят с собой праздничную снедь: куличи, крашеные яйца и даже вино – чтобы освятить их.

По окончанию полунощницы под колокольный звон и пение стихир «Воскресение Твое, Христе Спасе» священнослужители и прихожане выходят из храма для совершения Крестного хода.

Продолжается служба пением пасхального канона. Неотделимой частью пасхального богослужения является Литургия. Во время нее совершается таинство Евхаристии – освящение хлеба и вина. По традиции во время Литургии Евангелие читается на нескольких языках: греческом, латыни, древнееврейском, казахском, английском, сербском, польском, русском и церковнославянском.

В конце богослужения священник возглавляющий службу зачитывает послание патриарха, а затем благословляет творожные пасхи куличи и яйца.

В Вознесенском соборе службу возглавил лично митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Для тысяч людей, которым не хватило места в храме, для трансляции богослужения на площади перед ним были установлены широкоформатные экраны.

Рейс из Киева в Алматы, на котором везут Благодатный огонь, прибывает в 5:30 утра.

В VIP терминале Международного аэропорта его уже встречают представители различных приходов Алматинской области во главе с руководителем паломнической службы Алматинской епархии отцом Игорем. В основном это люди, которые уже не первый год занимаются доставкой святыни в родные приходы. Среди них не только священнослужители, но и обычные прихожане церквей. Друг с другом они общаются как добрые друзья и старые знакомые.

Пономарь Александр приехал из Храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы находящегося в поселке Алатау:

– Я сам дважды был в Иерусалиме и присутствовал на церемонии схождения Благодатного огня. Трудно описать то чувство, которое испытывают люди находясь там. Все замирают в ожидании чуда, душа поет. Есть некая объединяющая сила, которая сплачивает представителей церквей из разных стран мира. Частичку этой благодати я и хочу доставить в родной приход. Думаю в том, что люди, живущие за тысячи километров от Иерусалима, могут соприкоснуться с тем зарядом положительных эмоций, которые испытывают паломники, наблюдающие за церемонией – есть настоящее чудо.

Федор, Лариса и Ирина прибыли из поселка Чапаево Илийского района:

– У нас в приходе служит всего один священник и он не может бросить прихожан чтобы доставить огонь. Эту задачу он возложил на нас. Для нас это своего рода послушание, зов сердца. Как можно отказаться о такой миссии, когда она дарит столько радости твоим соседям и землякам. Несмотря на то, что субботняя служба продолжается до утра, когда мы приезжаем в храм, многие вновь приходят туда на зов колокола, чтобы прикоснуться к святыне и принести ее частичку к себе в дом.

Среди группы людей, встречающих огонь, есть не только представители церквей, но и обычные верующие, решившие как можно скорее приобщиться к пасхальному чуду:

– Мы с мужем приезжаем сюда почти каждый год с того времени, когда Благодатный огонь привезли в первый раз. Стараемся позвонить в аэропорт или авиакомпанию и узнать когда прибывает рейс. Почему для нас это так важно? Наверное, хочется первыми увидеть, как огонь сходит на нашу землю. В Иерусалиме толпы людей стараться прорваться к алтарю, чтобы как можно скорее зажечь огонь. Так же и мы готовы приехать сюда в такую рань для того, чтобы одними из первых получить частичку света несущего благодать.

Наконец в терминал заходит представитель компании Transavia, доставивший огонь в Алматы. В самолете лампаду с огнем помещают в специальный прозрачный контейнер, который пропускает кислород, но препятствует возгоранию.

Сам Благодатный огонь горит в специальных защищенных от ударов шахтерских фонарях. Если такой даже и опрокинется, то возгорания не произойдет. Они отличаются высокой степенью надежности, но, чтобы избежать неожиданностей, делегация везет с собой две лампады.

Прибытие огня вызывает большое оживление среди ожидающих. Уже вскоре десятки свечей и лампад разгорятся, чтобы многократно размножить и распространить Благодатный огонь по Казахстану.

Отец Игорь читает небольшую молитву и благодарит всех собравшихся за помощь.

Среди желающих получить частичку благодати немало работников различных служб аэропорта. Многие из них предусмотрительно запаслись лампадками.

– Я каждый год стараюсь не пропустить это событие. Всегда беру масляную лампадку и зажигаю ее от Благодатного огня. Он помогает мне очистить дом и свою душу, – рассказывает агент наземного обслуживания компании Air Astana.

– Доставка огня в Алматы требует большой организационной работы. Мы начинаем подготовку к ней за полгода до Пасхи. Много времени занимает оформление разрешительных документов. Тем не менее, мы готовы этим заниматься, ведь очень важно, чтобы граждане Казахстана получили возможность участвовать в таком известном и масштабном международном событии, – рассказывает только что вернувшийся из Иерусалима директор Transavia Виктор Матвеев.

После того как все желающие зажгли свечи и лампады от Благодатного огня, фонари привезенные из Иерусалима, были доставлены в Никольский собор. Там они будут храниться до вечернего богослужения.

Вечернее богослужение, известное также как Великая пасхальная вечерня, началось в пять часов. В храме, как и накануне ночью, собралось множество прихожан.

Среди молящихся были служители женского монастыря, студенты и преподаватели Алма-Атинской Православной духовной семинарии.

На богослужение также собрались представители казачества. Казаки отвечали за порядок и обеспечение безопасности в храме.

По традиции должно было состояться небольшое шествие делегации священнослужителей управления Алматинской епархии до храма, в ходе которого митрополит должен был пронести огонь. Перед храмом выстроилась большая толпа, сформировав живой коридор. 

По нему и прошел митрополит Александр, приветствуя верующих. Торжественной ходой перед ним несли лампады с огнем епископ Каскеленский Геннадий и епископ Талдыкорганский Нектарий.

В храме митрополит зажег пучки свечей от Благодатного огня и благословил ими прихожан.

Священники разошлись по храму, каждому давая возможность зажечь свою свечу от святыни.

Уже вскоре храм осветился светом сотен больших и малых огоньков связок свечей и лампад.

Как и на ночной службе, богослужение состояло из регламентированных песнопений и возгласов. Основная часть службы проходила на церковнославянском. но периодически делались вкрапления слов на английском, греческом, казахском и русском языках.

Особенностью пасхальной вечерни является чтение Евангелия. Стоя лицом к народу в царских вратах, ведущих в алтарь, митрополит читал отрывок Писания, рассказывающий о появлении Христа после Воскрешения.

По Храму периодически раздавались возгласы «Христос Воскресе» и также громогласно прихожане отвечали на них «Воистину Воскресе».

Как и вечером среди прихожан в церкви было немало детей.

В конце богослужения митрополит обратился к прихожанам с проповедью, вспомнив такие важные события последнего времени, как война в Украине, пожелав всем мира и добра.

Прихожане разошлись по домам, унося с собой частичку иерусалимского чуда. Для них Благодатный огонь не просто почитаемая святыня, но и символ надежды на жизнь и светлое будущее. Дарить надежду – наверное, в этом и заключается главный смысл церемонии Благодатного огня и пасхальных торжеств.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000