VOX POPULI Григорий Беденко 31 августа, 2015 15:30

«Союз ТМА-18М» установлен на стартовой позиции

«Союз ТМА-18М» установлен на стартовой позиции
Фото: Григорий Беденко
На космодроме «Байконур» проводятся завершающие операции перед запуском на Международную космическую станцию очередного пилотируемого корабля. В его экипаж, как известно, входит представитель Республики Казахстан, полковник Сил воздушной обороны РК Айдын Аимбетов. Экипаж состоит из трех человек — командира, российского космонавта Сергея Волкова, а также двух участников так называемой экспедиции посещения (ЭП-18), короткого 10-суточного полета — казахстанца Айдына Аимбетова и представителя ESA датчанина Андреаса Могенсена. При этом во время полета на «Союз ТМА-18М» до момента стыковки с МКС Могенсен и Аимбетов будут выполнять, соответственно, функции бортинженера–1 и бортинженера–2. Сергей Волков, как планируется, пробудет на Международной космической станции 188 суток в составе двух экипажей длительной экспедиции (МКС-45/46), где будет выполнять функции бортинженера МКС. А сегодня рано утром ракета «Cоюз-ФГ» c пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-18М» была вывезена из монтажно-испытательного комплекса и установлена на стартовой позиции. За ходом этой сложной операции наблюдал наш корреспондент Григорий Беденко.



На космодроме «Байконур» существует множество традиций, которые порой могут показаться несколько странными для непосвященного человека, так как основаны на определенных суевериях. Тем не менее, все эти ритуалы свято соблюдаются. Здесь верят в причинно-следственные связи, как гарант успеха космической миссии.

Пожалуй, больше всего ритуалов соблюдается во время подготовки к запуску пилотируемых кораблей.

Операция по вывозу ракеты-носителя с космическим кораблем на стартовую позицию всегда начинается за 2 дня до старта ровно в 7:00 вне зависимости от времени года и атмосферных условий.

Транспортировка ракетно-космической системы от МИКа на площадке №112 до «Гагаринского старта» занимает около двух часов. Это связано с достаточно сложной железнодорожной инфраструктурой космодрома, которая создавалась еще в советские годы.

28 августа экипажа «Союз ТМА-18М» провел так называемую завершающую примерку корабля на площадке №254. Она заключается в осмотре внутреннего его пространства на предмет расположения всевозможных укладок и грузов, которые отправятся на орбиту вместе с космонавтами. Участники космической экспедиции высказывают специалистам свои замечания и пожелания.

Кстати, в числе грузов, которые возьмет на МКС Айдын Аимбетов  флаг военно-воздушных сил РК и сублимированные блюда казахской национальной кухни. С ними Айдын будет проводить эксперименты, подготовленные казахстанскими специалистами-диетологами.

Затем корабль стыкуют с так называемым пакетом. Это сборка сегментов ракеты — двигателей, топливных баков, различных агрегатов — в предстартовой конфигурации. «Союз-ФГ» — это трехступенчатая космическая транспортная система.

Ракету-носитель с кораблем вывозят на старт на специальной железнодорожной платформе.

В составе поезда есть вагон терморегуляции корабля, проще говоря  огромный кондиционер, который соединен с «Союзом ТМА-М» воздуховодами. Это позволяет во время транспортировки сохранять внутри корабля заданную температуру и влажность.

Еще один интересный ритуал, связанный с пилотируемыми полетами, который, кстати, не особо поощряется службой безопасности космодрома,  когда наблюдающие за вывозом ракеты специалисты и гости космодрома кладут на рельсы монеты. Платформа с ракетой их расплющивает, превращая в талисман.

Дублирующий экипаж всегда присутствует на «Гагаринском старте» наблюдая за операцией.

Дублеры (слева направо) Сергей Прокопьев (Россия), Топа Песке (ESA), Олег Скрипочка (Россия).

Ракета прибывает на стартовую позицию.

Операция по транспортировке ракеты-носителя на стартовую позицию тщательно контролируется спецподразделением МВД России, в том числе и с воздуха.

Затем специалисты «Гагаринского старта» отводят платформу и начинают готовить ракету к подъему в вертикальное положение.

Любопытно, что вес незаправленной ракеты вместе с кораблем составляет около 20 тонн. После того, как в ее баки закачают компоненты топлива  нафтил (ракетный керосин), сжиженный кислород и пероксид водорода, космическая транспортная  система будет весить около 200 тонн.

Еще одна весьма примечательная особенность этого запуска — он юбилейный, 500-й. То есть, с начала работы «Гагаринского старта», которая была положена в конце 50-х годов, и до настоящего момента с этой площадки в космос ушли 499 ракет класса Р-7, и различных её модификаций.

Игорь Бармин, генеральный конструктор наземной космической инфраструктуры комплекса «Байконур».

VOX: Игорь Владимирович, предстоящий старт для вас знаменательное событие во всех отношениях, так как он юбилейный.

 Да, действительно, уйдет 500-я ракета. Этот старт — юбилейный. Надеюсь, он будет успешным, как и большинство стартов, которые отсюда были осуществлены.

VOX: А каков вообще ресурс пусковой установки? На сколько она рассчитана?

 Сказать совершенно четко, каков ресурс этой пусковой установки, сложно, потому что мы проводим регулярно мероприятия по продлению ее сроков службы, продлению ресурса каждой из систем, которые должны выдержать колоссальные нагрузки. Все зависит от того, сколько лет мы будем проводить мероприятия по поддержанию технического состояния «Гагаринского старта», сколько будет намечено пусков отсюда.

VOX: Cтроительство Россией нового космодрома «Восточный» в Хабаровском крае как-то повлияет на запуски пилотируемых кораблей с космодрома «Байконур»?

 По программе МКС c космодрома «Восточный» никаких пусков не планируется. Поэтому до 2024 года, завершающего года эксплуатации Международной космической станции, который пока принят, все пуски будут осуществляться отсюда, с «Байконура».

VOX: Какие работы будут проводиться с ракетой до момента старта?

 Сейчас идет обычная штатная работа по подготовке ракеты, всех ее систем, проводятся принятые по документации виды испытаний, проверяются все системы космического аппарата. Следующий день — резервный, во время которого проводится проверка системы заправки перекисью водорода на совместимость с продуктом, который будет заправляться в ракету. И третий день — пусковой, когда проводится заправка ракеты-носителя всеми компонентами топлива и сжатыми газами, проверки систем корабля, посадка экипажа, проверка космического аппарата на герметичность и, собственно, пуск.

Приведение ракеты в вертикальное положение занимает около 10 минут.

Затем «боевой расчет» подключает к носителю разъемы электропитания, системы термостатирования и другие узлы.

На следующий день никаких активных операций с ракетой производиться не будет.

Заправка топливом будет производиться в так называемый второй стартовый день, примерно за 6 часов до запуска.

Старт будет произведен 2 сентября в 10 часов 37 минут и 40 секунд по местному времени. После выведения на орбиту пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-18 М» предполагалось, что его сближение с Международной космической станцией будет проходить по четырехвитковой (быстрой) схеме. Однако по баллистическим показателям схему изменили на двухсуточную, то есть автономный полет будет проходить в течение двух суток, до момента стыковки с МКС. Таким образом, пребывание Айдына Аимбетова в космосе увеличится с 10 до 12 суток. 



Завтра, 1 сентября, на космодроме «Байконур» пройдет заседание государственной комиссии по утверждению на полет основного и дублирующего экипажей, а также предстартовая пресс-конференция космонавтов. Следите за нашими обновлениями.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000