VOX POPULI Алёна Мирошниченко 24 мая, 2016 10:00

Современное искусство по-шымкентски

Современное искусство по-шымкентски
Фото: Ринна Ли
Современное искусство — одно из самых противоречивых и актуальных явлений на сегодняшний день. Его можно не понимать и не любить. Им можно наслаждаться. Кто-то скажет, что это полный бред, а кто-то подходит к нему по-философски, утверждая, что соприкасается с прекрасным. Мы побывали в Шымкенте на фестивале SHYMKENT ART DAYS, который проходил там в середине мая. О том, как всё происходило, читайте в нашем репортаже.

Как известно, театр начинается с вешалки, а город — с вокзала. Как только мы вышли из поезда на перрон, нас сразу ожидал то ли перфоманс, то ли флэшмоб. Обнаружив, что нас никто не встречает, мы стали звонить организатору: «Здравствуйте! Мы приехали в ваш гостеприимный город». «Ну, я рада!» — ответил голос в трубке. «А нас никто не встретил!» «И что, мне теперь плакать, что ли, что вас не встретили? Найдите там ребят из Алматы, которые ехали с вами в поезде. Машину я сейчас вышлю», — услышали мы в ответ.

И вот мы в центральном парке, на пороге прекрасного. Отправляемся на поиски арт-объектов. Наша задача — показать читателям удивительный мир современного искусства.

Основные зрители фестиваля — подрастающее поколение Шымкента: школьники и студенты. Что ж, отличная идея — приобщать к искусству молодёжь!

— Подскажите, пожалуйста, куда нам идти и что мы сегодня здесь увидим? — обратились мы к организатору фестиваля.

— Сами всё увидите! — грубо ответила куратор, вручив нам листок с программой.


Мобильный хор
Мобильный хор

У входа посетителей парка встречает Мобильный хор. В его исполнении должна была прозвучать «мобильная» песня, когда появится аким города. Коллектив выстроился в ожидании, но сам аким так и не приехал.


Конкурс «Граффити на асфальте»
Конкурс «Граффити на асфальте»

Мы пытаемся протиснуться через кордон строгих мужчин и женщин, которые преграждают нам путь к детским рисункам на асфальте. «Сюда нельзя! Снимать тоже нельзя!» — заявляют стражи детского таланта.

Что же такого секретного нарисовали на асфальте эти маленькие шымкентцы, что нас к ним не подпускают?!

Наконец мы можем лицезреть произведения искусства в жанре «Граффити на асфальте» — бейдж с надписью «Пресса» сделал своё дело.

Кто-то из ребят просто разукрасил цветными мелками тротуарную плитку в виде мозаики, а кто-то попытался нарисовать картину. За это юные дарования были одарены футбольными мячами. Молодцы ребята!


Художники на пленэре
Художники на пленэре

А мы идем дальше. В центре парка с мольбертами расположились юные художники.

— Нам сказали, чтобы мы сидели и что-нибудь рисовали, — поделилась с нами одна из девочек.



Перфоманс арт-группы П.Н.И.
Перфоманс арт-группы П.Н.И.

Особо привлекло внимание зрителей выступление арт-группы П.Н.И. с перфомансом «Хаос-порядок». Мужчина в пиджаке и растянутых «трениках» и две женщины кувыркались и катались по траве, что выглядело не очень эстетично. Выступление этого коллектива вызвало культурный шок не только у зевак, но и у нас. Видимо, плохо мы разбираемся в современном искусстве.

Студенты и школьники снимали действо на телефоны и в недоумении спрашивали: «А что делают эти люди? Они что, пьяные?»

Нам удалось пообщаться с творческим коллективом П.Н.И. Наталья Новикова, Константин Тимохин и Анастасия Страшинская называют себя актёрами и свободными художниками.


Константин Тимохин
Константин Тимохин

Константин Тимохин

VOX: Расскажите, что сейчас здесь происходило?

 Это актёрская импровизация. История завязывается на ходу, как в жизни. Это нельзя объяснить метафизикой. Это явление, которое есть, но его ни к чему нельзя прилепить.

VOX: То есть ваши действия не поддаются логике?

 Да. Это так и есть. Даже если мы будем просто стоять, мы будем у себя в диалоге. У нас был мозговой штурм. А границы у нас в голове. Я одет сегодня в пиджак и «триколя». Мой пиджак символизирует божественное. Символ галстука — опускание порядка с небес. А «триколя» и босые ноги — это что-то приземлённое. Ну и после этого мы находим конец и по законам Гермеса Трисмегиста запускаем некий ритуал, который всколыхнул волны, вернётся обратно и придёт понимание.


Наталья Новикова
Наталья Новикова

Наталья Новикова

 Это некие программы, которые нами управляют. Это власть. И мы попытались в этом разобраться. Наш перфоманс был для того, чтобы разобраться, что есть хаос и что есть порядок. Хаос и порядок не могут существовать друг без друга. Мы показали это своей пластикой и игрой тела. Эта сцепка танцующего и смотрящего порождает в двигающемся нечто. Он начинает двигаться от себя, и в то же время от тела.


Анастасия Страшинская
Анастасия Страшинская

— Где-то здесь находится действие, которое направляет человека. Я не могу переступить черту, потому что там хаос, там преступность. Но я всё равно переступаю. Мне некуда деться. Меня кто-то поджал с одной стороны. Но я иду вперёд, переступая черту. Это ощущается там, внутри. То есть когда мы это всё разыгрываем, мы это всё чувствуем.



Инсталляция «Традиция! Традиция!»
Инсталляция «Традиция! Традиция!»

Одна из самых востребованных художников Казахстана, Алмагуль Менлибаева привезла в Шымкент свою инсталляцию под названием «Традиция! Традиция!». Она создана из дастарханов.


Алмагуль Менлибаева
Алмагуль Менлибаева

VOX: Какой смысл вы хотели донести своей инсталляцией?

— Это традиция, которая меня поддерживает, которая развивается со мной вместе. Она не стоит на одном месте, а ищет пути современного языка. Потому что традиция может развиваться только тогда, когда мы пересматриваем своё прошлое. Она, конечно, устремлена в будущее.

— Эти столы-дастарханы, они круг молекулярный. Это парад планет. Вы видите, эти столы поставлены так, как раньше кочевники их ставили, когда собирались в поход. Это перед тем, как идти куда-то, в какое-то планетарное путешествие. Я считаю, что мы очень любим свою культуру, переживаем. Это можно сделать из разных деталей. Мы все работаем над этим. Разные художники из разных республик, мы пытаемся традицию сделать так, чтобы она с нами разговаривала.

— Задача каждого человека — творчески подойти к этой традиции и понять её самое главное: это стол. Стол переговоров, стол общения. Прийти к какому-то общему знаменателю через смех, через веселье, через открытость. Мы очень социальные. Мы любим устраивать тои, мы разговариваем… И эту социальность нужно перенести в позитивный момент, который бы нас соединял и давал силы переводить традицию, чтобы она умела с нами говорить современным языком.


Инсталляция «Кереге»
Инсталляция «Кереге»

К сожалению, организаторы мероприятия не стали утруждать себя тем, чтобы сделать таблички с названиями арт-объектов и именами их авторов.

Инсталляция «Кереге» художника-трансавангардиста Арыстанбека Шалбаева, представителя шымкентской арт-группы «Кызыл трактор», выполнена из красных бочек из-под моторных масел и символизирует решётку для юрты — кереге. Но с автором этого произведения нам не посчастливилось встретиться.


Инсталляция «Без птиц»
Инсталляция «Без птиц»

Гигантское яйцо из металлической проволоки автора Сырлыбека Бекботаева — инсталляция под названием «Без птиц». Она символизирует начало и продолжение мира на земле.

— Я пытаюсь ответить на вечный вопрос: «Что было раньше, курица или яйцо?». Яйцо — это начало начал. Это исток всего живого. Шымкент — это центр вселенной. Поэтому свою работу я подарю городу.


Инсталляция «Голова красного коня»
Инсталляция «Голова красного коня»

Ещё одно творение из металла — инсталляция «Голова красного коня». Её создатель — художник Смаил Баялиев, представитель арт-группы «Кызыл трактор».


Смаил Баялиев
Смаил Баялиев

VOX: Какой смысл несёт ваша композиция?

— Я сегодня представил голову красного коня. Я её сделал специально для Шымкента. Меня попросили, и я сделал. Я не стал делать фигуру лошади целиком, ведь все знают, как она выглядит. Почему она красная? Да потому что мы все жили в советское время. И это напоминание не только прошлого, но и современного. В душе я абстракционист. И надпись на скульптуре — это для меня не конкретное слово, а просто шрифт. Мне такой шрифт попался, и я только потом увидел, какое там слово написано. Это такой современный подход. Я хотел связать прошлое и настоящее.


Инсталляция «Небесная твердь»
Инсталляция «Небесная твердь»

«Небесная твердь». Так назвала свою инсталляцию скульптор Бахыт Бубиканова. Работа выполнена из тканевых шатров с оборками, закреплённых на деревьях.


«Атавизмы»
«Атавизмы»

Художник Алексей Шиндин представил свои творения под названием «Атавизмы». Ковры из войлока, дополненные старыми перчатками, джинсами и компьютерными дискетами, вызвали больший интерес у шымкентцев, чем остальные арт-объекты.


Студенты Колледжа искусств
Студенты Колледжа искусств

Студенты художественного колледжа имени Кастеева выставили свои работы. Картины и панно юных художников оказались более понятными для публики, чем инсталляции именитых творцов современного искусства.



Граффити «Портреты шымкентцев»
Граффити «Портреты шымкентцев»

Но особо нам бы хотелось отметить работу команды Repas из Алматы. Трое суток без перерыва граффитисты расписывали фасад дома на улице Калдаякова. Портреты шымкентцев рождались на стене с трудом. Вот какими впечатлениями поделились с нами ребята.

— Организаторы нас «опрокинули». Мы должны были разрисовывать бетонный забор, а нас привезли на этот объект. Изначально задумка у нас была совсем другая. Но так как возникли сложности в работе, мы поменяли идею и решили рисовать портреты шымкентской молодёжи.

— Стена очень сложная. Этот дом много лет не видел ремонта. Штукатурка почти вся осыпалась до кирпича. Когда мы стали грунтовать стену, она стала осыпаться ещё больше. Мы решили разместить портреты так, чтобы обойти те места, где штукатурка отваливается. Очень жаль, но наша работа долго не проживёт на этой стене. Мы видели много хороших стен в Шымкенте, но организаторы сказали нам, что мы можем расписать только эту стену.

На фестиваль современного искусства был приглашён знаменитый street art художник Паша Кас. Но он отказался принять участие в мероприятии. К слову, организаторами были заявлены выступления и других — в том числе, зарубежных — экспертов в области современного искусства, которые тоже не приехали в Шымкент.


Признаться, от SHYMKENT ART DAYS мы ожидали большего. Либо мы плохо разбираемся в современном искусстве, либо были пробелы в работе организаторов.

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000