VOX POPULI Святослав Антонов 4 ноября, 2015 10:00

Система «Онай» и запрет трамваев в Алматы

Система «Онай» и запрет трамваев в Алматы
Фото: Мухтар Жиренов
Система общественного транспорта в Алматы за последнее время претерпела значительные изменения. С 1 октября была введена оплата проезда через транспортные карты и терминалы «Онай». С января следующего года этот способ оплаты станет единственно возможным. 31 октября после двух инцидентов, связанных с авариями рельсового транспорта, работа алматинского трамвайного депо была приостановлена. Мы решили узнать мнение горожан об этих событиях, спросив их, насколько удобна система «Онай», и нужны ли в Алматы трамваи.

Гульбахар, пенсионерка:

— Я только недавно получила эту карточку, и пока рано судить о ее удобстве. Вообще проездной мне был более выгоден. Тут вопрос в том, работает пенсионер, или только изредка выходит из дома. Если часто ездишь, то проездной лучше. Что касается трамваев, тут все дело в том, что мы закупаем старые, уже списанные трамваи в Европе. Если бы они были новыми, то это был бы очень хороший вид транспорта.

Лиза, врач:

— Пока не пользовалась этой системой, так что судить рано. Думаю, у нее есть свои плюсы и минусы. Например: как быть, если ты с ребенком? Нам нужно отдельную карту покупать? Кроме того, теперь нужно будет постоянно следить за балансом. Если он вдруг закончится, можно оказаться в неудобной ситуации, когда ты не сможешь заплатить за проезд.

— Я слышала про случаи с трамваями. Считаю, что запрет трамваев — это неправильное решение. Во всем мире они есть. В таком крупном мегаполисе должен быть разнообразный общественный транспорт. Кроме того, трамваи экологичны.

Лилия, бухгалтер:

— Я редко пользуюсь общественным транспортом. Если карточка будет действовать везде, включая метро, то это будет удобная система. Запрет движения трамваев поддерживаю. Трамвайный парк у нас устаревший. Кроме того, рельсы сокращают дорожную полосу.

Болат, пенсионер:

— Пока еще не пробовал оплачивать проезд через карточку. Думаю, благодаря новой системе доход казны увеличится. Кажется, на Западе что-то подобное существует.

— Трамваи нам нужны. Это имиджевый вид транспорта, ведь в той же Европе они везде есть. Кроме того, это напоминание о нашем прошлом.

Владимир, пенсионер:

— Пока не получал карточку. Думаю, власти не добьются того эффекта, который ожидают. Им хотелось бы сделать доходы от транспорта прозрачными, но вряд ли одного введения оплаты через карточки для этого будет достаточно.

— У нас одно время пытались монорельс внедрить, и ничего из этого не вышло. Зря, конечно, запретили трамваи, но систему общественного транспорта безусловно нужно модернизировать.

Гуля и Игорь, супруги, сотрудники охраной службы:

— Пока новую систему не использовали. Думаем, она будет не очень удобной, особенно для тех, кто живет за городом и вынужден ежедневно ездить в Алматы. Также система плоха и для тех, кто редко приезжает в город. Раньше они могли просто мелочь в валидатор закинуть, а сейчас должны еще карточку покупать.

— Трамваи, безусловно, нужны. Их и так всего два маршрута осталось. До некоторых частей города, к примеру, до улицы Каблукова иначе, как на трамвае, тяжело добраться. Всю жизнь ездили на них, и ничего не происходило. Думаем, что трамваи вполне безопасны.

Алексей, завскладом:

— Проездной, на мой взгляд, лучше и удобнее этой системы. Так придется платить за каждую поездку, и нет никакой особой разницы по сравнению с валидатором. Хотя, наверное, для кого-то новая система будет выгоднее. Что касается трамваев, то новости о запрете их движения по городу я не слышал. Думаю, тут главная проблема не в самом виде транспорта, а в водителях. Причем такие водители у нас и в автобусах, и в троллейбусах, так что в первую очередь надо решать проблему обучения и подбора персонала, работающего в системе общественного транспорта.

Асель, студентка:

— Система «Онай» для студентов удобнее, так как проезд будет стоить всего 40 тенге. Про трамваи ничего не могу сказать, не пользуюсь этим видом транспорта.

Шахадат, студентка:

— Я не согласна с подругой. Считаю, что проездной в любом случае лучше новой системы оплаты. На карточку «Онай» тебе придется закидывать в среднем по 5 тысяч тенге в месяц, а потом еще проверять, закончился там баланс или нет.

Нурлан, владелец агентства по продаже недвижимости:

— Я редко езжу на автобусе и новую систему еще не испытал. Думаю, она в любом случае будет неудобна для тех, кто нечасто, но все же иногда пользуется общественным транспортом.

— Если общественность пользуется каким-либо видом транспорта, зачем его запрещать? Трамваи были востребованы. Кроме того, они экономичнее автобусов.


Надежда, парикмахер:

— Еще не пользовалась новой системой. Вообще обычно в общественном транспорте использую проездной. Возможно, с системой «Онай» оплата транспорта станет проще. На трамваях я вообще почти не передвигаюсь. Думаю, что они не очень безопасны, учитывая, сколько за последнее время было аварий.

Бауыржан, строитель:

— Новую систему пока не испытывал. С ее введением, думаю, больше людей начнет ездить «зайцем». Так как проверить их станет сложнее. Мне лично проще монетку в валидатор бросить.

— На трамваях не езжу, поэтому мне сложно сказать, зачем они вообще нужны.

Мусабек, строитель:

— Нынешняя система оплаты через валидатор очень неудобна хотя бы потому, что этот аппарат в транспорте всего один, и около него всегда толпы людей. Сейчас в автобусах устанавливают по два терминала оплаты, и в этом уже большой плюс системы «Онай».

— Трамваи сейчас являются не самым удобным транспортом. В дождь в них невозможно сесть, из-за того, что они не подъезжают к остановке вплотную. Кроме того, улицы слишком узкие для линий.

Жалгас, студент:

— В принципе, новая система работает хорошо. Можно просто заранее закидывать деньги на карту, и не нужно с собой постоянно носить мелочь.

— По моему мнению, трамваи нам не нужны. У них очень небольшой маршрут. Автобусы и троллейбусы для перевозки пассажиров лучше подходят. 

Жасулан, экономист:

— Не пользовался новой системой. Мне лично не совсем понятен механизм контроля оплаты проезда. Ведь водитель не знает, заплатил пассажир или нет. Из плюсов могу назвать то, что больше денег от оплаты проезда будет поступать в казну. В то же время многие водители лишатся дополнительного заработка и будут увольняться.

— Про постановление о запрете трамваев ничего не знал. Очень жаль, что оно появилось. Дело в том, что это один из редких экологически чистых видов транспорта в нашем городе. Кроме того, при поездке на них не страшны пробки.

Аниса и Батыр, студенты:

— Думаем, что новая система оплаты — это хорошая альтернатива валидатору. В то же время нам проще ездить со студенческим проездным. Если ехать в университет с пересадками, то даже с учетом льгот получится дороже, чем просто купить проездной.

— Раз есть люди, которые ездят на трамваях, то их запрещать нельзя.


Итоги опросы не сильно удивили нас. Большинство опрошенных до сих пор ни разу не воспользовались системой «Онай». Многие отмечают ее плюсы по сравнению с валидаторами, но не до конца понимают принцип работы. Что касается трамваев, то абсолютное большинство не хотят полного запрета на их эксплуатацию в городе. Для многих трамвай является неофициальным символом города и самым экономичным транспортом. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000