VOX POPULI Асель Саржанова 12 октября, 2015 10:00

Сева Демидов: «Я — счастливый человек!»

Сева Демидов: «Я — счастливый человек!»
Фото: Мухтар Жиренов
Сева Демидов — художник и творец всевозможных неординарных арт-объектов — в сентябре съездил на международную арт-ярмарку в Сеуле. Своими впечатлениями от поездки наш герой поделился с журналистами Vox Populi, которые побывали в гостях в его мастерской и понаблюдали за творческим процессом.

Мне нравится помогать людям выйти из их привычного замученного состояния. Я предлагаю людям стать смелее, выйти за рамки обыденности.

В Алматы во второй половине апреля 2015 года прошел первый конкурс-проект «Артзавод» под руководством известного казахстанского художника Серика Буксикова. Этот проект стал результатом сотрудничества галереи современного искусства «Тенгри-Умай» и «Первого Пивзавода». В течении двух дней 12 самобытных художников из Казахстана, а также России (Санкт-Петербург) и Киргизии (Бишкек) готовили свою идею развития арт-реальности и видения арт-перспективы страны и планеты. И наш герой Сева Демидов принимал участие в этом проекте.

— Участникам раздали железные пивные кеги, и было предложено создать из этих бочек какой-нибудь художественный объект. Победитель конкурса должен был поехать в Будапешт на международную выставку Art Market, но что-то не заладилось, и позже появилась возможность посетить арт-ярмарку в Сеуле.

— Над бочкой трудились совместно с Сергеем Столбовым и Дмитрием Фильевым. Сделали работу «Батискаф Леонардо» в стиле стимпанк: положили бочку горизонтально, сделали иллюминаторы, приделали телескоп и крутящийся моторчик. Мы выиграли этот конкурс. Я хотел, чтобы поехал самый молодой среди нас участник — Дмитрий, — но у него возникли сложности с визой, и в итоге поехал я.

Дальше свой рассказ Сева продолжил подробностями арт-ярмарки в Сеуле.

— Наша выставка проходила в футуристическом здании, построенном по проекту Захи Хадид, первой женщины-архитектора, награжденной Притцкеровской премией. Были представлены галереи из Южной Кореи, Японии, КНДР, России, Израиля и т.д.

Интерес к моим объектам общественность проявляла: люди подходили, спрашивали, фотографировались. Мне не удалось ничего там продать, но я и без этого получил удовольствие от самой поездки и от общения с людьми.

— Исскусство для корейцев по сравнению с Казахстаном представляет гораздо больше ценности. Такие арт-ярмарки у них часто проводятся, потому что у людей есть нужда в искусстве. Дома принято иметь картины, скульптуры или еще какие-либо арт-объекты. И я подметил, что многие объекты искусства в Сеуле были изготовлены с использованием новейших технологий.

Мы попросили Севу показать нам арт-объекты, которые были им представлены на ярмарке в Корее, и рассказать о них.

— Расскажу небольшую историю, как появились эти деревянные чайники. У меня есть знакомый художник, который у себя дома проводил ремонтые работы, и у него образовалась целая куча таких вот деревянных обрезков. Он мне их отдал, они долго лежали тут в мастерской. Я даже хотел их выбросить, но как-то ночью пришла мне идея, что из них можно понаделать разных чайников.

Если чайники в форме куба сделаны из деревянных обрубков, то округлые чайники изготовлены из декоративных тыкв, которые выращивает теща Севы у себя на даче.

Чайниками Сева занимается довольно недавно, а вот шапки изготавливает более 20 лет. Однажды купив понравившуюся шапку, художник решил ее декорировать. И так зародилась любовь к шапкам!

— Шапки покупают не так часто, как мне хотелось бы. Сейчас пошла мода на селфи. На наших городских мероприятиях люди с удовольствием фотографируются в моих шапках, пробуют себя в каком-то новом образе, в новом амплуа. Я не запрещаю, но иногда это выходит за рамки моего контроля.

Сева не только делает шапки, но и «выгуливает» их по городу. Подбирает головной убор и поднимает настроение прохожим на улице.

— Мне нравится помогать людям выйти из их привычного замученного состояния. Я предлагаю людям стать смелее, выйти за рамки обыденности. У нас немного смелых людей, которые могут водрузить на голову такие неординарные шапки. Но я верю, что каждая шапка предназначена определенному человеку. И когда эта встреча случится, каждая моя шапка найдет своего хозяина!

Мы весело посмеялись, когда Сева поделился названием этой шапки. «Многоженец» — это определенно экстравагантный головной убор.

— Я делал головной убор с аэростатом и выложил фото в Фейсбук. И мне в комментариях написали, что я сделал «Байтерек»! Так это название и закрепилось за этой шапкой.

А этот головной убор Сева назвал «Джавахарлал Неру».

В детстве наш герой, как и любой другой ребенок, любил рисовать. Родители, глядя на увлечение сына, отдали его в изо-студию во Дворце офицеров. Но когда пришло время обучения в вузе, Сева пожелал «выпорхнуть» из родительского дома. Родители были согласны отпустить сына, но при условии, что приемная комиссия в учебное заведение будет находиться в Алматы.

— Мне повезло. Я поступил в Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации, на факультет авиационно-радиоэлектронного оборудования. Для меня поначалу все было интересно: новая территория, новые люди, архитектура. Позже, когда на третьем курсе начались спецпредметы, я просто взвыл. Это оказалось совсем не мое. Так я, не закончив обучение, пошел служить в армию. Служил, так скажем, при клубе: рисовал наглядную агитацию, устраивал различные концерты, показывал солдатам кино по выходным, был библиотекарем, ездил за почтой.

После армии Сева начал работать и поступил на заочное отделение художественно-графического факультета КазПИ.

— Во время обучения я все больше знакомился с ребятами, которые занимались творчеством, и все глубже и глубже погружался в творческую среду. Начал писать маленькие картины. Мне все это нравилось. В городе появились небольшие салоны, где можно было продавать свои картины. В начале 90-х годов покупателями в основном были иностранцы. Когда я увидел востребованность своих работ и начал получать материальную поддержку, размеры моих картин стали увеличиваться.

— В какой-то момент деньги, вырученные с продажи картин, превысили мой ежемесячный доход. Тогда и было решено посвятить себя полностью творчеству, хотя жизнь художника — это палка о двух концах: то густо, то пусто. До 2003 года я нормально существовал исключительно за счет моих картин, но после их продаваемость упала. Когда твои работы не востребованы, продолжать заниматься ими не очень хочется. После я перешел к прикладному искусству.

— Я в мастерской провожу гораздо больше времени, чем когда-то на работе. Прихожу к восьми утра, ухожу в восемь вечера. И для меня суббота и воскресенье — не выходные дни. Конечно, я не забываю про домашние дела, но когда есть настроение, я творю. Сейчас у меня хороший этап — светлая мощная полоса — и мне хочется много работать, даже дня не хватает.

— В работе люблю использовать разные материалы. Обрезки ткани и кожи, мех, пуговицы, монеты, старые часовые циферблаты, разные детали аппаратов, такие как антенны, провода, микросхемы — все идет в ход! В этом процесс алхимии и состоит — когда из ненужных вещей, можно создать нечто новое и придать ему совсем другое значение! 

— Я родился в год Дракона, а драконы любят праздники, поэтому стараюсь принимать участие во всех праздниках Алматы. Иногда даже бывает, что два мероприятия за один день посещаю.

Мне интересно находиться там, где есть живая энергия жизни. Именно на ярмарках и выставках происходит общение и обмен энергиями, и мне здесь очень нравится! Как-то предлагали выставлять работы в магазинах. Мне это не интересно, потому что я хочу участвовать в самом процессе: видеть глаза людей, их улыбки, отвечать на вопросы.

— На самом деле, не бывает не творческих людей. Семена творчества есть у всех. Просто некоторые люди их поливают, ухаживают за своей творческой сущностью и потом пожинают плоды. А другие гасят свое творческое начало и находятся в погоне за материальными благами. Эти потребности в большинстве случаев навязаны извне. Это трудно, но очень «кайфово» — быть самим собой!

— Надо много чего попробовать, чтобы узнать свое предназначение. Когда ты занимаешься разными вещами, важно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Сможешь отключить внешние шумы, послушать свой тихий внутренний голос и следовать ему — будешь счастлив, и люди вокруг тебя тоже будут счастливыми. Я очень счастливый человек!

Оригинальный ответ мы услышали от Севы, поинтересовавшись его планами на будущее:

— Мой жизненный опыт показывает, что не надо строить никаких планов. Сейчас мне интересно очками заниматься, но завтра, возможно, мой внутренний голос скажет, что это уже неактуально — тогда я начну заниматься чем-то другим. В мои планы входит пребывание в потоке энергии, которая идет через меня!

Поделись
Асель Саржанова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000