VOX POPULI Екатерина Лейман 25 июня, 2015 08:00

Сделано в Казахстане: Фабрика игровых форм Алматы

Сделано в Казахстане: Фабрика игровых форм Алматы
Фото: Тимур Батыршин
Помните железные горки из своего детства? А помните качели, пусть и не всегда крылатые? Многие из этих раритетных воспоминаний хранятся где-то за пределами города или, в худшем случае, доживают свой эксплуатационный срок вместе с нынешним подрастающим поколением. Сегодня у наших детей куда более радужные перспективы: Фабрика игровых форм Алматы дарит детям необычайно красочное и удивительно доброе оборудование.

Заходишь на территорию Фабрики и ощущение, как будто сказочные персонажи вот-вот оживут и унесут в Страну Детства. Ни на секунду не покидает мысль: «Жаль, когда я росла, такого не было». Зато у нас появился шанс порадоваться за других детишек, которые вскоре оценят старания «ФифА» по достоинству.

Нас тепло встретил директор Фабрики — Фархат Хакимов.

Программист и системный аналитик по образованию, Фархат последние 15 лет занимался внедрением проектов по автоматизации процессов обучения — электронному и дистанционному обучению в ВУЗах. Последний проект — «Научно-образовательный портал Назарбаев Университета».

— Три года назад, когда я работал в Астане, заметил, что в этом стремительно развивающемся городе так мало, хотя гораздо больше чем в Алматы, внимания уделяется и дворовому досугу детей и оборудованию детских дворов. Постепенно начал изучать эту проблему и с удивлением обнаружил, что в Казахстане нет ни одного предприятия, профессионально и специализированно занимающегося изготовлением уличного детского игрового оборудования для наших детей. Это привело меня, мягко говоря, в глубокое недоумение. Мы всегда говорим о детях как о посланниках в будущее, которым мы отдаем наше все, все люди на Земле живут ради детей, ради прекрасного будущего следующих поколений!

Сейчас, в возрасте до 12 лет у нас в стране насчитывается свыше 2 млн. детей, и дай Бог, их будет больше, и нет ни одного специализированного на этой проблеме предприятия! Все, чем обустраиваются наши детские сады, дворы, парки — импорт. Китайский, российский, европейский, какой хотите, но не отечественный. А дети — наши! И физическое, и духовное состояние и самосознание нашего будущего, — рассказывает Фархат.

Директор рад, что президент и правительство объявили программу импортозамещения — как о важнейшей инициативе ближайших лет.

— Я и решил — попробую заняться «импортозамещением» на этом маленьком и для «маленьких» сегменте казахстанского рынка. Этим проектом я занимаюсь уже более трех лет. Мы изучали ГОСТы (казахстанские и российские), изучали продукцию западных стран, проектировали, подбирали, налаживали и оттачивали технологию, стараясь ни на кого не походить.

Официальное открытие «Фабрики» состоялось 1 июня 2015 года, когда мы впервые представили презентацию нашей продукции, предназначенной исключительно для наших детей. Кстати, наверное, сказалось мое образование: все наше производство и оборудование проектировалось на «программистских» принципах — сквозная технологизация, модульность, максимальная утилизация, возможность легкой модернизации, — делится основатель.

Первая тема детских игровых форм — «Ауыл жануарлары». Здесь представлены животные, которых используют в домашнем хозяйстве. Глядя на них, у ребенка должно воспитываться правильное восприятие окружающего мира.

Во второй серии были представлены самые разнообразные формы транспорта, которые по душе всем мальчикам: от бульдозера «Акжол» до корабля «Актау». В скором времени планируется запуск третьей серии, посвященной космической тематике — «Байконур».

Всего в штате «Фабрики» — 20 человек, в данное время производством занимается лишь половина: во-первых, это обусловлено летним периодом времени, во-вторых, как признает, Фархат Хакимов, финансовое положение у страны не самое лучшее.

...мы принципиально не делаем «Спанч Бобов», «Микки Маусов» и других зарубежных персонажей. 

— Мы стараемся заниматься чистым импортозамещением, — делится с нами директор «ФифА».

Материал, из которого изготавливаются формы, — композитный пластик. Весь процесс создания происходит здесь, на фабрике. Серые рабочие помещения предприятия становятся колыбелью яркой детской игрушки.

Оборудование, с помощью которого воплощаются задумки дизайнеров и художников, собиралось еще с советского периода. Рядом с ним, по словам Фархата, китайское даже рядом не стоит, хотя и оно тоже присутствует.

В качестве выполненных работ мы убедились лично, когда увидели, что детские «аттракционы» и качели выдерживают вес взрослых мастеров. На такую картину смотреть приятно и забавно, потому как видно, что люди вкладывают свою душу в творчество.

Для создания нужной детской формы разрабатывается идея, затем — эскизы. Разработке образов уделяется особое внимание: они должны быть знакомы нашим детям.

— Но мы принципиально не делаем «Спанч Бобов», «Микки Маусов» и других зарубежных персонажей. Или это неправильно? — улыбаясь, говорит Фархат. — Это самый важный этап, делать нужно все на высшем уровне — вся последующая продукция зависит от воплощения задуманной модели. 

Важно, чтобы мастера участка, на котором работают с пластиком, максимально быстро и легко приступили к процессу. На этом этапе убираются углы, исправляются все недостатки. Изготовление одной модели занимает 8-10 часов. У художников все зависит от полета фантазии и вдохновения, и это достаточно трудный процесс.

Далее модель спускается вниз, где из нее делается матрица, которая постепенно превращается в изделие. После этого оно возвращается на верхний этаж художественного участка для покраски и лакировки. Краски для форм изготавливаются у нас же в Казахстане, и с этим, по словам изготовителей, проблем нет.

Фабрика применяет специальные подшипники вращения и качения, отбойники с высоким ресурсом безотказной работы, чтобы изделие функционировало долго и без сбоев.

За месяц рабочая бригада выпускает 15-20 наборов игровых форм.

Так как «ФифА» — предприятие молодое, цены здесь стараются не завышать:

— Недаром же мы фабрикой называемся! Единственный момент, когда мы отошли от фабричного (серийного) подхода — наш художественный участок. Все детали раскрашиваются вручную.

С размещением такого оборудования у фабрики есть проблемы. Сегодня большинство детских садов и площадок оснащены оборудованием российских производителей, которое стоит в разы дороже оборудования «ФифА».

— Например, нашу пружинку-качелю категории «Арт 3D» в розницу мы пытаемся продать за 61 000 тенге, в то время, как китайское стоит 75 000 тенге, а фанерное российское — 133 000 тенге.

У «Фабрики» три ценовых категории — «Бейсик D», «Планар 2D», «Арт 3D». Серия  «Бейсик D» — самая низкая ценовая категория, выбор для любителей минимализма и основа для эволюционного подхода в обустройстве игровой площадки. Меняя и добавляя детали, оборудование этого класса легко модернизируются в «Планар 2D» и «Арт 3D».

— Это чистый функционал — «без прикрас и игры воображения», — объясняет Фархат.

«Планар 2D» — средняя ценовая категория. В отличие от минималисткого стиля «Бейсик D», это классический выбор для любителей веселого дизайна игровых площадок — аналог российских производителей. Возможность изменения тематик и добавление новых плоских деталей из влагостойкой фанеры позволят придать свежий и индивидуальный облик игровым комплексам этой серии.

«Арт 3D» — имеет самую высокую стоимость.

При проектировании мы используем в работе как казахстанские ГОСТы, так и российские. 

— Это «удивительная, сказочная и объемная» группа нашего оборудования. Эта группа связана с объемными и сказочными персонажами. Внешнее оформление создаёт впечатление, что вы находитесь в центре сказочных событий и больших игрушек. Так вот, даже модель категории «Art» нашего производства стоит в два раза дешевле, чем российские модели ценовой категории «Планар 2D». Удивительно еще и то, что в России на 146 млн человек, только крупных, примерно, 15 −16 фабрик и комбинатов, а у нас, на 17 млн. — и ни одной, — сопоставляет директор «Фабрики».

Как выяснилось в ходе беседы, на данный момент нет оснащенных отечественных лабораторий, которые бы заботилось о технологии и безопасности в этой отрасли.

— Я пытался сертифицировать наше оборудование, но, оказалось, что у нас нет и специальных лабораторий, которые бы оценили изделие полностью, а не только материалы, из которых оно сделано. Это стоит серьезных ресурсов. Но мы работаем в этом направлении, и думаю, решим эту проблему. При проектировании мы используем в работе как казахстанские ГОСТы, так и российские.

В российских ГОСТах, например, нет таких игрушек, как верхние карусели-спиннеры, зато они популярны на Западе. Карусели-спиннеры «Зиг-Заг» и «Стебелек» — на два ребенка — тоже наша идея и воплощение, — говорит Фархат Хакимов.

Мастера «ФифА» не ограничивают себя стандартизированными подходами, ведь каждое их изделие — уникально.

— Мы решили делать разные образы и элементы, чтобы не ограничивать полет фантазии, — объясняет Фархат.

В течение месяца с момента открытия демонстрационной площадки фабрики, каждый сотрудник, который работает в соседних предприятиях, приводил сюда своих детей по 2-3 раза, и всем, без исключения, нравилось.

Детские формы такого формата достойны более пристального внимания. Возможно, настало время отойти от привычного стереотипа, что «старое и зарубежное лучше своего» и присмотреться к отечественному производителю, который выходит на новый уровень и готов дарить улыбки и счастливое детство нашим непоседам.





Фабрика игровых форм Алматы хотела бы обратиться к читателям ресурса с просьбой — дать идеи и советы по продвижению отечественной продукции в это сложное для экономики время, объявляя конкурс на лучший образ (или эскиз) для детской площадки. Полет фантазии и творчества не ограничен. Присылайте свои работы на наш почтовый адрес katya@voxpopuli.kz или на fifalmaty@gmail.com. Лучшая работа будет реализована Фабрикой, а мы разместим фото победителя и плод его воображения на наших страницах в социальных сетях. Ждем амбициозных и креативных!

Поделись
Екатерина Лейман
Екатерина Лейман
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000