VOX POPULI Григорий Беденко 23 ноября, 2016 08:00

Самый лучший самолет!

A350 XWB&nbsp;<span>компании Сathay Pacific покидает авиазавод Airbus в Тулузе (8 ноября 2016 года)</span>
A350 XWB компании Сathay Pacific покидает авиазавод Airbus в Тулузе (8 ноября 2016 года)
Фото: Григорий Беденко
Во время пресс-тура во французскую Тулузу для освещения торжественной церемонии передачи авиакомпании Air Astana новейшего пассажирского лайнера А320neo руководство Airbus Group любезно предоставило казахстанским журналистам и блогерам возможность ознакомиться с производством флагманской модели европейского авиастроительного концерна. A350 XWB без всякого преувеличения можно называть наиболее современным и технологически продвинутым гражданским самолетом в мире. В чем же его преимущества и новаторство? Об этом читайте в материале Григория Беденко.

Cемейство новейших дальнемагистральных широкофюзеляжных аэробусов стали серийно выпускать совсем недавно. Прототип A350 совершил первый полет 14 июня 2013 года, вылетев из аэропорта Бланьяк, недалеко от Тулузы, где находится авиазавод.

Первый сертификат типа был выдан 30 сентября 2014 года Европейским агентством по авиационной безопасности на вариант A350-900 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB. Эксплуатацию авиалайнера в авиакомпаниях планировалось начать в середине 2014 года, однако первый коммерческий рейс A350 XWB совершил 15 января 2015 года. Это был лайнер, принадлежавший авиакомпании Qatar Airways. Он доставил пассажиров из Дохи во Франкфурт.

Именно компания Qatar Airways стала первым и самым крупным заказчиком на все три типа семейства А350 (А350-800, А350-900, А350-1000). В общей сложности парк Qatar Airways должен пополниться 80 машинами.

На сегодняшний день Airbus получил заказы на 810 бортов от 43 заказчиков. Поставки составляют 41 самолет 9 эксплуатантам:

1. Qatar Airways11;
2. Vietnam Airlines4;
3. LATAM 5;
4. Finnair7;
5. Singapore Airlines – 5
6. Cathay Pacific – 5
7. Ethiopian Airlines – 2
8. Thai Airways – 1
9. China Airlines1;

История создания

По некоторым оценкам, Airbus вложил в разработку и доводку самолета около 12 млрд евро.

Любопытно, что A350 XWB по своим техническим и летным характеристиками составляет паритет сразу двум американским флагманам — Boeing 787 Dreamliner (совершил первый коммерческий рейс 26 октября 2011 года) и Boeing 777 (впервые перевез пассажиров 7 июня 1995 года). Именно крайне жесткая конкуренция с заокеанскими авиастроителями определила современный облик лайнера.

Изначально новая модификация создавалась для замены широкофюзеляжных А330 и A340. Однако концепция была пересмотрена после анонса Dreamliner. Руководство Boeing тогда заявило, что более низкая стоимость эксплуатации 787-го нанесет серьезный удар по позициям А330. По заявлениям Boeing, 787-й должен был потреблять на 20% меньше топлива, чем все существующие аналоги. С учетом этих обстоятельств в первоначальные планы Airbus входило создание экономичного аналога на базе А330. Его предполагалось назвать A330-200 Lite. Первая версия была представлена в 2004 году. Это был А330 со значительно переработанным дизайном. Однако потенциальных заказчиков такой вариант не устроил. Тогда Airbus вложил дополнительные средства и создал фактически новый самолет.

В 2006 году переработанный проект получил название XWB. Эта аббревиатура расшифровывается как Extra Wide Body (дополнительно расширенный фюзеляж). По заявлению Airbus, самолет должен стать более экономичным, а его эксплуатационные расходы будут на 8% ниже, чем у Boeing 787 Dreamliner.

A350 XWB способен вмещать до 9 пассажирских сидений (ширина 18 дюймов) в одном ряду. A330 и предыдущие концепции A350 могли иметь только 8 пассажирских мест. 787-й может вместить 8 или 9 пассажирских мест в ряду, а 777-й — 9 (редко 10) мест. На уровне глаз сидящего пассажира салон A350 на 33 см шире, чем салон A330, и на 12,7 см шире, чем салон 787-го, но на 27 см уже, чем салон Boeing 777. Все пассажирские модификации A350 XWB имеют дальность полета не менее 15 000 километров.

Что же касается эффективности A350 XWB по сравнению с Boeing 777, то здесь она просто рекордная. Семейство A350 XWB на 25% экономичнее и имеет на 25% меньшие расходы на кресло по сравнению с 777-м.

Прежде всего это достигается использованием в конструкции A350 XWB композитных материалов. Крыло и фюзеляж самолета изготовлены из углепластика. Аirbus утверждает, что свыше 70% конструкции выполнено из высокотехнологичных материалов, включая композитные материалы (53%), а также титановые и алюминиевые сплавы нового поколения. Композитные материалы и титан более легкие и менее подвержены коррозии и усталостным трещинам. Площадь крыла составит 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолета. Кроме того, крыло обладает очень важной особенностью — адаптивностью. Оно автоматически подстраивается под конкретную фазу полета, уменьшая сопротивление и сокращая тем самым расход топлива.

Удалось снизить расходы на техобслуживание и ремонт на 40%.

 

А 350 XWB

Boeing 787 Dreamliner

 Композиты

53%

50%

 Алюминий

20%

20%

 Титан

14%

15%

 Сталь

7%

10%

 Остальные

7%

5%



Силовая установка


Летающая лаборатория на базе A 380 испытывает двигатель Rolls-Royce Trent XWB для A 350 (Тулуза-Бланьяк, май 2013-го года)
Летающая лаборатория на базе A380 испытывает двигатель Rolls-Royce Trent XWB для A350 (Тулуза-Бланьяк, май 2013 года)
Фото: Григорий Беденко

Вторым главным преимуществом европейского флагмана стали новейшие двигатели от Rolls-Royce — Trent XWB. Предполагается использование двух модификаций. Базовый вариант тягой 370 кН для A350-900 дефорсирован для модификации — 800 до 330 кН и 350 кН. На модификацию A350-1000 будет устанавливаться форсированный вариант тягой 432 кН. Форсированный вариант будет иметь большую скорость вращения вентилятора. Кроме того, вентилятор самой мощной версии имеет другую форму лопастей и работает при большей температуре благодаря применению новых материалов. Для заказчиков на Ближнем Востоке — Qatar AirwaysEmirates и Etihad — Airbus также предлагает модификацию для высокогорных аэродромов в жарких странах (hot and high). Эта модификация обеспечивает повышенную тягу 350 кН в условиях жаркого климата и недостатка кислорода. В целом двигатель Rolls-Royce Trent XWB представляет собой модифицированный вариант двигателя Trent 900, который устанавливается на Airbus A 380 и Trent 1000, размещаемый на Boeing 787.

Следует отметить, что двигатели Trent XWB считаются самыми эффективными на сегодняшний день. Конструкторам Rolls-Royce удалось снизить выбросы СO2 на 25% (самые низкие показатели по широкофюзеляжным воздушным судам). Кроме того, A350 XWB стал самым тихим двухдвигательным широкофюзеляжным самолетом в мире. Уровень его внешнего шума на 21 дБ ниже требований ICAO.


Модификации А350 XWB

Изначально предполагалось строить три модификации нового лайнера.

A350-800 с тремя классами комфортности способен перевозить 270 пассажиров на расстояние до 15 700 км. В сентябре 2014 года было заявлено о закрытии проекта в пользу А330 neo.

A350-900 введен в эксплуатацию в 2014 году и может перевозить до 314 пассажиров при трех классах комфортности. Максимальная дальность полета — 15 000 км. По заявлениям Airbus, A350-900 на 30% экономичнее в расчете на одно место и имеет на 25% меньшую стоимость эксплуатации по сравнению с Boeing 777-200 ER. В дальнейшем планируется создание грузовой модификации A350-900 F (Freighter), а также дальнемагистральной версии A350-900 R.

A350-1000 был представлен публике в июле 2016 года. Эта самая большая модель из семейства A350 сможет перевозить 350 пассажиров при трех классах комфортности. Максимальная дальность полета — 14 800 км. A350-1000 имеет несколько большее крыло, площадь которого увеличена примерно на 4% по сравнению с 800/900 модификациями. Так же, как и Boeing 777, А350-1000 имеет трехосные основные стойки шасси.


Технические характеристики A350 XWB

 

A350-900

A350-1000

 Вместимость(3 класса)

325

366

 Тяга двигателей

Trent XWB-84
(374 кH)

Trent XWB-97
(431 кH)

 Максимальная взлетная масса

280 тонн

308 тонн

 Дальность

15 000 км

14 723 км

 Длина

66,80 м

73,78 м

 Размах крыла

64,75 м

 Ширина фюзеляжа

5,96 м

 Высота

17,05 м

17,08 м

 Топливная емкость

141 000 л

156 000 л

Крейсерская скорость самолетов обеих модификаций составляет 0,85 Маха (903 км/ч на высоте 12 190 метров.) Практический потолок — 13 100 метров.


Пассажирский салон и концепция Airspace by Airbus

Не так давно Airbus представил новую концепцию пассажирского салона Airspace by Airbus, которая по расчетам руководства концерна призвана изменить представления пассажиров о комфорте и пространстве на борту самолета.


Mock-up center концерна Airbus в Тулузе
Mock-up center концерна Airbus в Тулузе
Фото: Григорий Беденко

В основе новой философии Airbus лежит стремление компании связать воедино хорошее самочувствие пассажиров в полете с высокой операционной эффективностью авиакомпаний. Новая концепция воплощает в себе все инновационные разработки Airbus в области дизайна пассажирского салона. Airbus планирует ввести интерьер Airspace by Airbus на самолете А330neo, тогда как некоторые идеи уже нашли свое воплощение на борту А350 XWB.


Вариант оформления пассажирского салона 1-го класса A 330 nео
Вариант оформления пассажирского салона 1-го класса A330nео
Фото: Григорий Беденко

Новая концепция салона будет реализована в четырех составляющих: комфорт, сервис, дизайн, атмосфера. Салоны Airspace станут еще более светлыми, функциональными, удобными и просторными. Отличительной особенностью также станут более плавные линии и обводы салона. Благодаря новой конструкции багажных полок, вместимость которых будет увеличена на 66%, пассажиры смогут брать на борт больше ручной клади, тогда как новое расположение этих полок позволит увеличить общее пространство салона.

Салоны Airspace будут отличаться новой системой освещения Mood light на основе светодиодной технологии. Теперь в распоряжении авиакомпаний будет до 16,7 млн вариантов освещения, что позволит создавать самые необычные световые сценарии на борту.

Изменения коснутся также туалетных комнат, которые станут более просторными и современными, включая использование бесконтактных кранов и кнопок слива воды, ароматизаторов, системы антибактериальной очистки поверхностей. В салоне Airspace будет установлена система развлечений четвертого поколения: возможность просмотра фильмов в формате HD, высокоскоростной доступ в Интернет, большие встроенные экраны — даже в экономическом классе.


Автор в mock-up center Airbus
Автор в mock-up center Airbus
Фото: (c) Air Astana

На А350 XWB реализована новая система кондиционирования. Воздух в салоне полностью замещается каждые две минуты. На борту можно воссоздать 8 температурных зон. В освещении салона применяется 100% светодиодной техники. Также в салоне самолета поддерживается более комфортное давление (соответствует давлению на высоте 1 800 м), благодаря чему пассажиры менее чувствительны к его перепадам при взлете и посадке. Воздух на борту А350 XWB более влажный, что особенно важно при длительных перелетах.


Производство A350 XWB


Производственные помещения линии окончательной сборки A 350 XWB
Производственные помещения линии окончательной сборки A350 XWB
Фото: Григорий Беденко

По данным Airbus, через четыре года после ввода нового лайнера в коммерческую эксплуатацию темпы производства составят 10 самолетов в месяц. География изготовления сегментов самолета следующая:

  • носовая секция и центроплан (Сен-Назер);
  • хвостовая секция, носовая секция, вертикальное оперение (Гамбург);
  • крыло собирают в Брутоне (монтаж систем крыла в Бремене);
  • горизонтальное оперение (Гетафе/Ильескас);
  • пилоны и гондолы двигателей (Тулуза).

Наибольший интерес представляет линия финальной сборки самолета, которая не только концептуально абсолютно новая, но и работает с применением «зеленых» технологий и альтернативных источников энергии.


Финальная сборка в Тулузе (станции и этапы работ):

  • St. 59: Подготовка и проверка секций + погрузка крупногабаритных элементов салона (кухонные и туалетные блоки, комнаты отдыха экипажа). Все секции самолета доставляются на линию сборки в уже полностью собранном виде.
  • St. 50: Стыковка секций + установка шасси + завершение монтажа комнат отдыха экипажа, кухонных блоков.
  • St. 40: Стыковка консолей крыла с фюзеляжем + установка вертикального и горизонтального оперения + основных стоек шасси + пилонов двигателей + элементов интерьера (пол, отсеки для хранения ручной клади, потолочные и боковые панели). Первое подключение электрической системы.
  • St. 30: Тестирование систем самолета (тестирование электрической, гидравлической систем, проверка работы элементов механизации крыла, калибровка, уборка/выпуск шасси) + продолжаются работы по оборудованию интерьера салона.
  • St. 18: Внешние тесты: опрессовка гермокабины фюзеляжа + тесты на утечку топлива + проверка работы системы радиосвязи.
  • Покраска: Процесс занимает от 7 до 18 дней в зависимости от сложности ливреи. При покраске используется краска с пониженным содержанием полиуретана и летучих органических соединений. Краска наносится с помощью специального электростатического пистолета для порошковой окраски, который позволяет наносить краску ровным тонким слоем, оптимизируя, таким образом, общий вес лакокрасочного покрытия на самолете.
  • St. 20: Финальные работы по установке пассажирского салона и элементов кабины экипажа + подвеска двигателей + установка ВСУ.

Комплекс назван в честь первого генерального конструктора Airbus Роже Бетея. Он представляет собой основной производственный цех, где проходят работы по финальной сборке самолетов, складские помещения, площадку для проведения статических испытаний и офисные помещения.

Общая площадь территории комплекса составляет 11 гектаров. Airbus заявляет, что около 40 тысяч кубометров материалов, необходимых для строительства цеха, были использованы вторично.



Самое интересное — это крыша производственного цеха. 22 тысячи квадратных метров покрыто фотогальваническими солнечными панелями, которые вырабатывают около 55% энергии, необходимой для освещения.

По расчетам Airbus cпрос на самолеты типа А350 составит около 8 100 единиц на ближайшие 20 лет.

Таким образом, новейший европейский авиалайнер концептуально определит облик коммерческой авиации в мире на ближайшие десятилетия. А это прежде всего экологичность, комфорт пассажиров при длительных перелетах, снижение потребления углеводородного топлива и постепенный переход к использованию альтернативных технологий в авиастроении, таких как отказ от применения металлов в пользу композитов.

Производственная площадка линии финальной сборки A350 XWB.

Недостроенный A350 XWB для авиакомпании Singapore Airlines.

Модель A350 XWB в холле главного производственного помещения.

Казахстанские акулы пера и смартфона на экскурсии. Пресс-секретарь Airbus в России Мария Шляхтова — вторая слева.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000