VOX POPULI Святослав Антонов 28 июня, 2018 08:00

Ритмы номадов: Как живут независимые группы в Казахстане?

Ритмы номадов: Как живут независимые группы в Казахстане?
Фото: Тимур Батыршин
Фестиваль Nomad Vibes ежегодно собирает на одной сцене представителей независимых музыкальных групп со всего Казахстана и других стран СНГ. Журналисты Vox Populi выяснили, чем в наше время живут андеграундные рок-группы.

Фестиваль независимой музыки Nomad Vibes проходит уже в пятый раз и второй год подряд. Среди его участников — независимые отечественные артисты, которые творят в актуальных и экспериментальных жанрах на стыке рок-, поп- и электронной музыки. Некоторые начинающие команды находятся в глубоком андеграунде и впервые выступают вживую в рамках этого ивента. Другие группы хорошо известны завсегдатаям популярных клубов как исполнители каверов, но на Nomad Vibes они получают редкий шанс представить широкой публике свой авторский материал.

В этом году участниками фестиваля стали группа BIOME, смешивающая в своих треках этнику, звуки природы и партии множества инструментов; зажигательный бэнд из Алматы LE CHU — редкий представитель жанра стоунер на казахстанской сцене, играющий смесь психоделики, блюза и гранж-метала; новый авторский проект Kinrai самобытной исполнительницы Зарины Бейсембаевой, известной по работе в проектах Zzara и IceCream; разудалая хулиганская команда Drugs 'n' Foks, исполняющая джаз-рок с энергичными гитарами и мелодичным саксофоном; ветераны казахстанского рока Komancheros, презентовавшие авторскую программу, а также совсем молодой коллектив (самом старшему участнику 18 лет) из Павлодара INFINITY DREAMS.

Хедлайнерами вечера стали электронный продюсер из Минска Наташа Куницкая, записывающая свои необычные треки на аналоговых синтезаторах под псевдонимом Mustelide, и сверхпопулярная среди молодежи украинская поп-панк группа «Пошлая Молли».

Фестиваль прошел в креативном пространстве Artxayc. Лужайка вокруг павильона отлично подходит для летнего отдыха и пикников, а крыша — одно из лучших в городе мест для шумных концертов open air.

Параллельно с музыкальной частью проходила масштабная ярмарка дизайнерских вещей ручной работы. Мастера представили множество ярких украшений и аксессуаров из дерева, камня и других природных материалов, выполненных в этническом стиле.

Со стороны маркет напоминал слет хиппи. Что-то подобное можно увидеть на фестивале FourЭ.


Глюкофон
Глюкофон

Среди интересных предметов выделялся необычный музыкальный инструмент, с виду похожий на металлический камень. На самом деле это разновидность лепесткового барабана с недвусмысленным названием «глюкофон». Он извлекает различные ноты за счет разной длины лепестков. Играть на таком барабане можно без особых музыкальных навыков, а звук выходит по-настоящему психоделический.

Среди гостей Nomad Vibes можно встретить много ярких и колоритных личностей. Зачастую под личиной отвязанных байкеров или рокеров скрываются обычные офисные работники, решившие отдохнуть от будничной суеты и насладиться музыкой под открытым небом. 


Гости фестиваля
Гости фестиваля

По оценкам организаторов фестиваля, мероприятие посетили около 2 500 человек. В этом году аудитория Nomad Vibes сместилась в сторону молодежи, большая часть зрителей была явно младше 21 года.

Для некоторых гостей музыка стала лишь фоном приятного времяпровождения и отдыха на свежем воздухе.


Группа Drugs’n’Foks
Группа Drugs’n’Foks

Сами организаторы видят свою миссию в продвижении развивающихся казахстанских артистов и развитии новых форматов на нашей сцене. Каждый год в фестивале принимают участие новые самобытные артисты из разных городов страны — Алматы, Астаны, Шымкента, Караганды, Павлодара. В этом году одного из участников выбирали сами зрители в официальной группе мероприятия. Победителем стала молодая павлодарская группа INFINITY DREAMS.

По словам организаторов Nomad Vibes, в нашей стране постоянно появляются новые коллективы, и публика постепенно приучается к качественной музыке. Возможно, вскоре мероприятий, подобных этому ежегодному фестивалю, станет больше.


Под мелодичные звуки саксофона и энергичные ритмы гитар на сцене зажгла группа Drugs 'n' Foks. Она существует уже 10 лет (в течение 8 лет выступала под названием Cabernet). Лидер команды Арман Ярмухамедов увлекся музыкой в 14 лет, когда впервые услышал The Doors и The Rolling Stones, а в 17 создал свою первую группу.

— Я сам пишу тексты и музыку к песням, а затем наши музыканты делают к ним аранжировки. Тематика самая разная: любовь к женщинам, жизни, музыке — всё, что имеет для нас значение. Мы не играем в каком-то конкретном жанре, это скорее смесь блюза, «хулиганского» джаза и рока старой школы.

За годы существования группа Drugs’n’Foks с успехом выступала во многих клубах Алматы и других городов страны. Несмотря на это, для музыкантов творчество — не основное занятие. Арман подрабатывает диджеем, другие участники группы работают в офисе. Музыка пока еще не приносит ребятам достаточно средств для существования.

— В кабаках можно заработать и по 70 тысяч за выступление, но там нужно играть каверы, всякую попсу. Мы не хотим растрачивать на это силы. Наша группа старается продвигать отечественный рок. Сейчас рок-культура в нашем городе возрождается, и нужно поддерживать эту волну.

На фестивалях, подобных Nomad Vibes, группа Армана может представлять свое оригинальное творчество. Перед разгоряченной публикой они исполнили несколько треков со своего будущего дебютного альбома, который планируют выпустить этим летом. Зрители встречали каждую песню громкими овациями. После выпуска альбома Drugs’n’Foks планируют выходить со своим творчеством на широкую аудиторию.


Группа Komancheros
Группа Komancheros

Бэнд Komancheros хорошо известен практически всем завсегдатаям алматинских клубов и баров. Они почти каждую неделю выступают в «Жести», «Чукотке», Hard Rock Cafe и других популярных заведениях. В репертуаре коллектива множество каверов популярных рок-хитов, но на Nomad Vibes они представляют авторский материал. Группа существует с 2013 года, в ней играют профессиональные музыканты, для которых выступления стали источником постоянного дохода. Komancheros — один из немногих примеров коммерчески успешных рок-групп на нашей сцене.

Лидер и вокалист группы Komancheros Денис Балакирев, известный под псевдонимом Карлос, рассказал, как им удается держаться на плаву:

— В пабы и бары люди приходят выпить, и им не интересен авторский материал. Они хотят слышать давно знакомые мелодии и отжигать под них. Конечно, приходится немного поступаться своим творчеством, но такова жизнь. Чтобы тебя приглашали в клубы, нужно по-настоящему хорошо делать свое дело и на каждом выступлении выкладываться на 100%. В то же время у нас есть технические возможности для записи собственных песен. Сейчас мы готовим к выпуску свой первый авторский альбом, часть песен уже записана, но их еще нужно аранжировать. Думаю, после выпуска альбома будет большая презентация или тур, где мы представим его. Также планируем снять несколько видео. Мы не хотим ограничивать себя пределами Казахстана. Сейчас, с наличием интернета, можно продвигать свое творчество по всему миру.


Вокалист Komancheros Денис Балакирев
Вокалист Komancheros Денис Балакирев

Komancheros играли на сцене достаточно энергичную и агрессивную музыку с элементами тяжелого металла. Сами представители группы никак не идентифицируют свой стиль, говоря, что просто исполняют хороший рок. Публика была в восторге от задушевного вокала и авторских треков исполнителей. В этой части фестиваля зрители были уже полностью раскачаны.

Денис Балакирев верит, что независимая рок-музыка в Казахстане будет продолжать развитие и сможет обрести популярность:

— Рок-культура у нас развивается, хотя сейчас, конечно, настали не лучшие времена для этого жанра. Мы видим, что на этот фестиваль пришло большое количество молодежи, которая интересуется качественной музыкой. Казахстанские группы сейчас стараются работать вместе, чтобы поднять уровень нашей сцены.


Исполнительница из Беларуси Mustelide
Исполнительница из Беларуси Mustelide

Одним из двух хедлайнеров фестиваля стала электронная дива из Беларуси Mustelide. Наталья Куницкая сочиняет, записывает и продюсирует свою музыку в одиночку. Она исполняет экспериментальные электронные композиции на аналоговых синтезаторах. За свою карьеру исполнительница и композитор в одном лице выпустила два альбома. Она с успехом гастролирует на крупных музыкальных ивентах в странах СНГ и Европе.

— Авторский проект я начала развивать три года назад. До этого играла на клавишных в различных местных группах, но занимала в них теневые позиции. В какой-то момент захотелось выплеснуть накопившуюся творческую энергию наружу, и я начала записывать музыку у себя дома с помощью аналоговых синтезаторов и компьютера. Свои треки продвигала и продавала на цифровых платформах, таких как iTunes и Bandcamp. Сейчас задумываюсь над тем, чтобы третий альбом выпустить еще и на кассетах, так как этот формат музыки снова становится популярным в андеграундной среде. Не могу сказать, что ко мне пришел резкий успех, скорее я двигалась мелкими шагами. Мне кажется, быстрая популярность на самом деле губительно влияет на артиста. Прорывом в карьере стала публикация обо мне в российском журнале «Афиша». Я просто отправила журналистам свои демо-записи, они оценили их и предложили сделать интервью. После этого о моем творчестве за пределами Беларуси узнала более широкая аудитория.

Гипнотическая, психоделическая музыка и инопланетный вокал заворожили зрителей фестиваля. Казалось, что исполнительница входит в транс вместе со своей публикой. Для многих казахстанцев творчество Натальи стало музыкальным открытием. Часть зрителей в задних рядах отплясывала под самые энергичные треки.

— Ездить на разные фестивали по миру я начала несколько лет назад. На некоторые из них сама отправляла заявки, на другие приглашали организаторы. Главное, что нужно для выступления на европейской сцене, — хорошее портфолио. Иногда это могут быть просто демо-записи или качественная съемка твоих живых концертов. Вообще, чтобы собрать аудиторию, не обязательно участвовать в концерте, можно просто выступать на улице. Артист может сам создавать себе площадку и находить публику. К примеру, у меня до сих пор достаточно узкая аудитория. Это не массовый слушатель, а скорее люди, «прошаренные» в музыке, ценители качественной электроники. Тем не менее, моей аудитории мне хватает, чтобы жить своим творчеством.

— Я не искала свой звук и делаю музыку так, как ее чувствую. Возможно, у меня сформировался хороший вкус, так как я слушала много разной музыки. Когда я пишу песни, сразу удается понять, хорошо это будет или плохо. Сейчас мне интересно работать с новыми звуковыми эффектами. В моем новом альбоме не будет ни одного синтезатора, при записи песен я хочу использовать сломанные оркестровые инструменты. Думаю, что альбом выйдет в ближайшем будущем, и продавать будем через цифровые сервисы. Продажа альбомов приносит мне не так много денег, основной доход получаю от живых выступлений.

Во время исполнения композиций Mustelide возникла особая камерная атмосфера. Под глубокие, уносящие вдаль треки зрители задумались о чем-то своем.

— Иногда мне кажется, что мою музыку слушает горстка сумасшедших, которые ценят необычный звук. Я не могу подстраиваться под массового слушателя, ведь моя музыка идет из глубин души. Я остаюсь в андеграунде, но чувствую, что могу самореализовываться, не изменяя себе. Чтобы пробиться к успеху из такой страны, как Беларусь, нужно пройти через множество препятствий, и это закаляет тебя как музыканта. В США всё намного проще, можно не париться и просто джемить в гараже в свое удовольствие. Многие исполнители из-за этого не развиваются и остаются на одном уровне. Исполнителям из стран СНГ приходится пробиваться на сцену, и это поневоле заставляет расти, чтобы выжить.


Группа «Пошлая Молли»
Группа «Пошлая Молли»

Главным хедлайнером вечера стала группа «Пошлая Молли». Это поп-панк коллектив из Харькова, чья популярность взлетела до небес после публикации их дебютного альбома в соцсети «ВКонтакте». Первый клип «Пошлой Молли» на трек «Любимая песня твоей сестры» быстро набрал несколько миллионов просмотров, и группа окончательно утвердилась в статусе кумиров молодежи в странах СНГ. Успех «Пошлой Молли» — это еще один пример того, как независимый от продюсеров проект может завоевать огромную популярность в эпоху интернета.

В Алматы зрители встретили украинскую группу восторженными криками. Толпа в несколько тысяч человек на протяжении всего выступления дружно по буквам скандировала их фирменный слоган «М-О-Л-Л-И».

Лидер «Молли» Кирилл Бледный отвечал на любовь фанатов взаимностью. Он заряжал их энергией, часто обращался к публике с вопросами, поливал восторженных людей в ближних рядах водой и даже немного отхлебнул из подаренной кем то с площадки бутылки виски.

Незамысловатые и не совсем цензурные тексты о переживаниях и проблемах тинейджеров пришлись по вкусу местной молодежи. Казахстанцы хором пели куплеты некоторых популярных треков.

Драйв на сцене и на площадке перед ней зашкаливал, казалось, что еще немного, и участники группы будут готовы разнести инструменты. Погрома не случилось, но зрители явно остались довольны концертом и фестивалем в целом. На такой мажорной ноте завершился пятый Nomad Vibes.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY