VOX POPULI Екатерина Лейман 4 июля, 2015 14:00

Разрушители мифов: Андрей Съедин о блоггинге

Разрушители мифов: Андрей Съедин о блоггинге
Когда-то Уолтер Липпман работал над таким понятием, как стереотип, с которым каждому из нас приходилось неоднократно сталкиваться. Vox Populi запускает рубрику «Разрушители мифов», где лично разберется в правдивости или ложности стереотипов, связанных с различными профессиями, стилем жизни и многим другим. Открывает рубрику Андрей Съедин — личность, известная на просторах казахстанского интернета и за его пределами.

Андрей Съедин о себе:

На данный момент я занимаюсь интернет-маркетингом. До этого в моей жизни были и журналистика, и блоггинг, и ивенты. Мой путь в журналистике начался с редакции молодежного издания, когда мне было 14 лет. Когда поступал в университет, за плечами был большой опыт. Будучи студентом первого курса, работал сразу в трех-четырех изданиях одновременно. Так совпало, что я завел свой блог, в то время, будучи главным редактором Uniqum. При этом совершенно не понимая, как я это дело буду монетезировать. Наступил кризис 2008 года, Uniqum закрылся, но к тому моменту у меня была уже база читателей. После Съедин.kz запустил такие проекты, как pomidor.kz, partyzan.kz, HushHush. Продвигая собственные проекты в социальных сетях, я наработал некие механизмы и ноу-хау, которые впоследствии и вылились в SMM — social media marketing. Тогда же и появились первые проекты с крупными брендами. Таким образом, блоггинг отошел на второй план, уступая место интернет-маркетингу.

Андрей признался, что со стереотипами сталкивается ежедневно:

— Людям очень удобно грести всех под одну гребенку, а еще удобнее проецировать то, что ты считаешь верным для себя, на других. Будто это истина в последней инстанции, не подлежащая сомнению и обсуждению, — говорит молодой человек.

Жертвой мифов о блоггерстве Андрей Съедин никогда не был.

— Наверно, потому что в Казахстане это явление достаточно молодое, для того, чтобы сформировались некие стереотипы, вроде того, что «все блоггеры — молодняк» или, наоборот, «взрослые продажные дядьки». Про Казнет этого сказать нельзя. Когда появились такие блог-платформы, как yvision.kz, появился монотехнический инструмент, позволяющий создать сайт, не обладая при этом техническими знаниями. Пока это было в новинку, народ активно регистрировался, заводил блоги, и некоторые из них даже «выстреливали». Сейчас, как мне кажется, за последние два-три года не появилось новых и интересных имен. С ростом и развитием блогосферы появилась потребность в специалистах маркетинга, куда позднее и ушли многие раскрутившиеся блоггеры, — продолжает Андрей.

Миф № 1 «Блоггер — абсолютный интроверт».

«Я с этим не согласен. Внутренний темперамент человека не всегда сказывается на том, чем он занимается. Существует категория блоггеров, которые ведут блог не ради денег, а ради тщеславия. Для них капиталом является внимание зрителей и читателей. Думаю, что для такого рода деятельности достаточно проблематично быть интровертом».

Миф № 2 «Блоггеру в Казахстане трудно выжить».

«Блоггерство, скорее, как часть хобби, поэтому эта история, больше не про деньги, а про внимание и аудиторию, с которой ты делишься своим мнением. Хотя вместе с этим всегда приходят предложения от рекламодателей. По моим ощущениям, это не очень большие деньги. Если же это, условно, совмещать с каким-либо маркетингом, то почему, собственно, нет? Нужно найти нишу, в которой не будет конкуренции. Например, travel-блоггеры, фуд-блоггеры. Вопрос лишь в качестве контента: чем интереснее ты будешь, тем больше шансов стать заметным и полноценно на этом зарабатывать. Границ в Интернете давным-давно нет. Взять, например, Галмыжана Молданазара. Он „выстрелил“, и о нем заговорили все, хотя никто никому ничего не платил. В блоггинге — то же самое».

Миф № 3 «В Казахстане невозможно создать «партнерку».

«YouTube, насколько я знаю, уже давно предоставляет возможность регистрировать партнерство. Всем известно, что существуют определенные критерии, например, минимальное количество просмотров, которые должны накапливаться по итогам календарного месяца. Опять-таки возвращаемся к тому, что если ты неинтересен зрителю, YouTube тебе не поможет. Ему совершенно безразлично: снимаешь ли ты видео в Казахстане, либо же в Москве, где население такое же, или в Штатах, где аудитория в разы больше. YouTube отчисляет определенный процент при необходимом количестве подписчиков. Зачем изобретать велосипед, если уже существуют „партнерки“. Это очень сложный, с технической стороны, процесс».

Миф № 4 «Если блоггер пишет материал, подрывающий чью-то репутацию, ему непременно за это заплатили».

«В тот момент, когда у нас появилась блоггосфера, ее тут же переполнили „дешевыми“, проплаченными статьями. Причем, платили даже не деньгами, а приглашениями на презентации, блог-турами. Младо-блоггеры, для которых внимание со стороны рекламодателя — признак несомненного успеха, собственно, и сформировали миф о том, что любое хвалебное упоминание, либо наоборот критика — проплачено. По большому счету, люди, которые имеют непосредственное отношение к пиару и рекламе, понимают, что пиаром является абсолютно все, кроме некрологов. И то, не всегда. Тут главным является вопрос доверия читателя и собственной репутации. Проект pomidor.kz полностью некоммерческий. За время его существования я заработал всего 2 000 — 3 000 долларов. Мы просто предоставили площадку, чтобы пользователи могли оставлять негативные отзывы о сервисе в Казахстане. Целью было не только рассказать, как все плохо, но и заставить компании работать лучше и качественнее, устранить минусы. Многие компании реагировали на отзывы и исправляли недочеты. Мне постоянно угрожают судебными исками за клевету. Однако до реальных разбирательств дело не доходило. Если представитель какой-либо компании выходит со мной на диалог и говорит о том, что материал, опубликованный на pomidor.kz — клевета, я предлагаю ему зарегистрироваться на сайте и в комментариях вступить в разговор с автором поста. Если он реагирует и объясняет свою позицию, тогда мы видим, что в публичной плоскости человек готов ответить за свои слова. Если он не отвечает, игнорирует, удаляет комментарии, то это — очевидный „слив“ информации. В таком случае мы готовы удалить пост, потому что действовал фэйк».

Миф № 5 «Блоггерство — своеобразная журналистика».

«Понятие „журналистика“ выросло из классических форматов, перейдя в формат digital. Цифровую журналистику нельзя делить на „блоггинг“, „гражданскую журналистику“ и т. д. Это просто новый формат, новое средство коммуникаций. По большому счету, не важно, где находится твоя информация: в информационном агентстве или личном блоге. В журналистике существуют определенные критерии построения материалов, жанровые особенности, поэтому, не каждый блоггер может считаться журналистом. Каналы распространения информации, что у „маленького“ блоггера или информационного агента сейчас, в принципе, одинаковые».

Миф № 6 «Чтобы стать успешным блоггером, нужно найти то, что аудитория „съест“ с удовольствием».

«Для любых, даже самых странных вещей в интернете есть своя аудитория. Например, „Сообщество обладателей моноброви“. Такое тоже имеет место быть. Вопрос лишь в объеме этой аудитории. Если ты хочешь иметь большое количество читателей или зрителей, тогда нужно искать свое. Или взять во внимание нашумевшую группу „Ресторанная критика Казахстана“, где очень мало вменяемого контента, крайне мало качественных отзывов. Однако это все говорит о том, что ресторанная критика как отдельный жанр у нас отсутствует. У нас нет таких людей, которые бы бесплатно и анонимно занимались этим. Или, например, наши кинокритики. У них уже сформировалась определенная аудитория, которая доверяет им и полагается на их мнение, хотя их не много». 

Миф № 7 «Сарказм — отличительная черта постов Андрея Съедина».

«Нет, это просто стилистика. Есть канал MTV, а есть — „Культура“. У каждого — свой формат. Новости одни, подача — разная. Сарказм не может и не должен быть обязательной отличительной чертой успешности. Это манера общения. По большому счету, блоггером я себя не считаю. На моих страницах множество самых разных репостов. Многие из них — вообще без выражения собственного мнения. Говорю о том, что не нравится или просто намекаю, как случилось с репортажем про бренд „Оттепель“. Мне уже позвонили и написали сотни людей с вопросом, почему я так жестко обошелся с Роксаной. А я лишь взял цитату человека и разместил ее у себя, не вырвав из контекста и не перефразировав. Вот и все. Естественно, доля сарказма присутствует. Ведь мы все с возрастом становимся циничнее».

Если вы хотите узнать о стереотипах, связанных с другими сферами жизни, присылайте свои пожелания по адресу katya@voxpopuli.kz. Ждем Ваших отзывов!

Поделись
Екатерина Лейман
Екатерина Лейман
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000