VOX POPULI Екатерина Лейман 12 декабря, 2015 11:00

Разрушители мифов: Андрей Нода о музах, признании и богеме

Разрушители мифов: Андрей Нода о музах, признании и богеме
Фото: Мухтар Жиренов
Какой только молвы не наслушались творцы искусства в свой адрес… Кто-то обвиняет их в излишней эмоциональности, другие не видят в их работах сути, а третьи мечтают побывать их музами. Справедливы ли эти позиции? Мы встретились с известным казахстанским художником Андреем Нода, чтобы поговорить о самых распространенных «художественных» стереотипах.

Андрей Нода — художник, член Союза художников РК, лауреат премии «Тарлан». За свой профессиональный стаж в 40 лет принял участие в более чем 300 групповых выставках и провел свыше 30 персональных. Картины художника представляли Казахстан на крупнейших международных форумах.

Андрей Нода живет и работает в собственной студии в ущелье реки Талгар близ Алматы. Здесь мы и провели нашу беседу.


Миф № 1. Быть художником — это призвание

— По большому счету, с этим можно согласиться. Это даже не профессия, а образ жизни. Да, пусть будет призвание, если рассуждать не по-конъюнктурному.

— Критерии признания художников есть, и мы их видим. Художники, которые прошли школу серьезного обучения,сразу видят слабо подготовленных, пытающихся что-то из себя выдавить «творцов». К сожалению, это не всегда понятно зрителям, ну да и ладно. 


Миф № 2. Художники крайне экспрессивны

— Нет, конечно. В той же мере, что и учителя, слесари, токари, дворники, президенты нефтяных компаний — да кто угодно. Мы тоже бываем и сангвиниками, и холериками. К критике же все относятся по-разному. Я со временем меняюсь в этом отношении. Бывает, что это и не критика вовсе, а своего рода разбой, только на художественном поприще, с непонятными целями. Иногда я и сам высказываюсь откровенно, но только перед умными людьми. Друзьями это воспринимается нормально. Критика должна быть плодотворной. Не хлестать же наотмашь по щекам.


Миф №3. В Казахстане художнику практически невозможно своими силами организовать выставку

— Я даже не знаю. Тут нужно все рассматривать персонально. Кому и как повезет. Это не только в Казахстане: допустим, Нью-Йорке еще сложнее, ввиду других обстоятельств. Настоящее искусство найдет дорогу и пробьет себе путь. Его все равно увидят и услышат, если это глубоко и сделано серьезно, от души. Не сегодня, так через три года, но такой талант выстрелит где-нибудь прекрасным произведением, если, конечно, это человек со стержнем и с собственным взглядом на мир.

— Никогда мы не надеялись на государство в смысле поддержки, а Союз художников даже своим членам не может выставку организовать, не говоря уже о начинающих.

— Под лежачий камень вода не течет. Нельзя написать две картины, сесть, оттопырив карманы, и ждать, когда за тобой придут. Никто не придет, это точно. Нужно принимать какие-то малейшие усилия, необходимо показывать свои материалы, рассылать. Сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем было у нас. Ты можешь сделать любую презентацию, открыть свой сайт, что не так уж дорого.

— Конкуренция в любой среде всегда мотивирует на улучшение результатов, но при условии, если ты ее замечаешь или соглашаешься, что она действительно есть. Это другое дело. Я же работаю, не оглядываясь по сторонам. Как заведено у меня уже много лет, тружусь, не обращая внимания на внешние человеческие раздражители.


Миф № 4. Художники — богема

— Не знаю, может, кто-то так считает. Я с таким явлением сталкивался, но очень давно. Пожалуй, уже прошли те времена. Давненько мы в этих сферах не крутились. Может, они есть, а может — и нет. Я точно не знаю. В Москве и Питере мы этого добра насмотрелись в прошлом веке, и даже сами по молодости сочувствовали. Тогда это выглядело органично. Скорее всего, этот фактор возрастной. Не приходилось мне встречать художника, которому бы богема улучшила качество творений или снабдила невероятными идеями.


Миф № 5. Признание к художникам приходит после смерти

— У всех по-разному. Опять же, все персонально. Нельзя под одну гребенку стричь. Сразу же в памяти всплывают такие имена, как Ван Гог, Гоген и т. д. Ван Гог тоже особенно не страдал, у него было что поставить на стол, выпить и закусить. Его хорошо поддерживал брат. Иногда искусствоведам выгодно поддерживать такие мифы, им же нужно про что-то писать.


Миф № 6. Художники влюбчивы и часто меняют своих муз

— Тоже неправда, я знаю художников, которые со студенчества вместе со своей музой. И мы с моей женой вместе со времен ученичества. У многих наших друзей такие же истории. 

— Других муз, кроме моей Натальи, у меня нет: она всегда, зримо или незримо, присутствует на моих полотнах.


Миф № 7. Художника обидеть может каждый

— Легко обидеть можно любого человека. Просто не всем удается отряхнуться и идти дальше. А так, чтобы затаить обиду — да упаси меня Бог! Эта история не про меня. Я обидчивый, но быстро отхожу.


Миф № 8. Художникам приходится искать своих заказчиков самостоятельно

— Чепуха полная! Слово «заказчик», опять же, из советских времен. Из тех лет, когда мы работали в мастерских комбината Худфонда, вот тогда у нас были заказы и заказчики. Это могли быть монументальные вещи: витражи, фрески и т. д. Мы с удовольствием и по разным причинам выполняли такую работу. Оплата, безусловно, гарантировалась, после такой работы можно было полгода спокойно писать живопись, но это была иная система. Она рухнула в 91 году. С тех пор мы условно считаемся «безработными». Но именно тогда можно было искать заказчика в лице, допустим, директора фабрики, фермы или совхоза. Это применимо к советскому периоду. А какой сейчас может быть заказчик?

— Я, например, по заказам не работаю: сижу и пишу то, что мне нравится. Вообще, ваши вопросы меня немного озадачивают и веселят.


Миф № 9. Одними картинами сыт не будешь

— Худо-бедно, но живопись прокормить может. Во всяком случае, нам не приходится заниматься другой деятельностью. Однако здесь все очень персонально. Вдруг кому-то требуется много еды — тогда беда!

— Мы же довольствуемся тем, что имеем. Скорее всего, этот вопрос из категории философских, с развитием разговора. Или к примеру, не повезло с женитьбой, и тебя муза ежедневно посылает за средствами…. Всё, пропал художник. Нами же выбор в пользу свободы творчества сделан давно и основательно, ведь так приятней жить. Лучшего дела и нет на земле… А если тебе еще за это и заплатят!

Живопись всегда страдает, если ты гонишься за «деньгой».


Миф № 10. Художники любят выпить

— И закусить! Конечно же, нет. Среди моих друзей есть и такие, кто вообще не пьет или употребляет крайне мало, есть аскеты, но при этом это замечательные художники. Это не имеет отношения к искусству. Все зависит от характера и силы воли. Вот, например, человек не пьет, а… колется! Но ведь не это делает его художником.

Мы вот сподобились бросить курить. Раньше не представлял себе рабочий процесс без трубки или крепкой сигары. Но когда я отказался от табака, то заметно стал больше работать, смею надеяться — и качественней. В этом случае я разрушил свой собственный миф. Думаю, то же самое и с алкоголем. Ничего хорошего из этого в результате не получается во всех проявлениях жизнедеятельности. Не доводилось видеть таких замечательных образцов искусства, сделанных под спиртовыми парами.


Мы благодарим хозяев этого чудесного дома за радушный прием и желаем им гармонии и вдохновения.

Поделись
Екатерина Лейман
Екатерина Лейман
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000