VOX POPULI Серик Алдабаев 4 ноября, 2015 14:00

Рафаэль Тулегенов - мастер на все луки

Рафаэль Тулегенов - мастер на все луки
Фото: Тимур Батыршин
Лук и стрелы для кочевников Евразии были особым, сакральным оружием. Садакшы — мастера по изготовлению луков — пользовались большим почетом и уважением среди номадов. Однако древнее искусство изготовления лука было утеряно, и долгие годы в нашей стране не было продолжателей этой славной традиции. Недавно мы узнали, что в Казахстане есть два мастера-садакшы. Одного из них мы разыскали в Алматы, и он пригласил нас к себе в мастерскую.

Алматинец Рафаэль Тулегенов создает традиционные луки вот уже пять лет. Когда-то он работал менеджером в сфере гостиничного бизнеса и даже подумать не мог, что станет мастером-оружейником.

Однажды Рафаэлю захотелось пострелять из традиционного лука, но такое оружие стоит дорого, и заказать его можно было только из-за рубежа. Тогда 22-летний парень из интеллигентной алматинской семьи решил создать настоящий лук своими руками.

Свой первый лук Рафаэль изготовил из ветки карагача. Правда, надолго этого деревянного лука не хватило, и он стал думать о том, как сделать более крепкий лук. Вначале Рафаэль искал информацию в интернете, затем стал находить и заказывать специализированную литературу. Благо, к тому времени уже были доступны работы некоторых исследователей по созданию традиционных луков.

На изготовление лука у Рафаэля может уйти от трех месяцев до года. Работа не из легких, требует особого внимания и терпения. К примеру, деревесину для лука необходимо подготовить и только затем использовать в деле. Древесина сушится в определенных условиях, при температуре от 0 до 25 градусов и влажности воздуха не менее 30% и не более 60%. В работе Рафаэль использует клен, горный ильм и робинию (псевдоакация).


Рог архара
Рог архара

Мастер изготавливает композитные луки, их особенность в том, что они состоят из нескольких компонентов. Композитный лук делают в основном только из природных материалов: дерева, кожи, сухожилий, рога архара или водяного буйвола, животного клея. Вот, например, с этого рога Рафаэль спиливает пластины, которые впоследствии станут фрагментами будущего лука.

Роговые пластины мастер-садакшы приклеивает к внешней стороне деревянной заготовки. Рог хорошо сжимается, что придает луку большую гибкость и увеличивает ударную мощь.


Мездра
Мездра

Мездра, подкожная пленка животных, — одна из важных составляющих при изготовлении луков. Ее смешивают с рыбьими пузырями, и из полученной массы готовят животный клей.


Конские сухожилия
Конские сухожилия

Следующий не менее важный компонент — конские сухожилия. Рафаэль договаривается с забойщиками скота и в день забоя приезжает за этим ценным материалом. Сухожилия использует в основном конские, хотя подойдут и коровьи. Мастер срезает ахилловы сухожилия с туши забитого животного целиком, затем привозит в мастерскую и подвергает их сложной процедуре обработки.

Сухожилия сушат, расщепляют на тонкие нити и вымачивают в воде, а затем прикрепляют к внешней стороне будущего лука. Они крепкие на разрыв, придают гибкость луку — без них он бы плохо гнулся и попросту сломался.

Мастер привязывает заготовку к вот таким дугообразным приспособлениям и оставляет ее в зафиксированном положении на специальном станке.

Лук будет зафиксирован в тисках до тех пор, пока не образуется правильный изгиб, что также в дальнейшем обеспечит эффективность оружия.


Береста
Береста

Для декорирования лука мастера издревле использовали бересту, из-за желтоватого цвета которой казахи называли луки «сары садақ» (желтый лук).


Декорирование лука берестой
Декорирование лука берестой

Лук обклеивают берестой не только для красоты, но и для того, чтобы защитить обмотку из сухожилий от колебаний влажности и температуры. Казахи процесс изготовления лука называли «садақ буу» (связывание лука). Исторические источники свидетельствуют о том, что такая технология изготовления лука была характерна для всех тюрко-монгольских народов.

В своей мастерской Рафаэль соорудил станок для растяжения лука. Каждый раз мастер сдвигает тетиву на одну планку ниже и растягивает лук еще больше, пока он не достигнет необходимой кондиции. Если сделать композитный лук прямым, то он будет неэффективен, поэтому его и выгибают в обратную сторону. Он становится меньше в длину, удобнее в использовании и намного мощнее в плане стрельбы.

В зависимости от сложности выполнения, традиционный лук может обойтись покупателю в сумму от 60 000 тенге и выше. Луки ручной работы всегда ценились и стоили недешево.


Кольцо и перчатка для стрельбы из лука
Кольцо и перчатка для стрельбы из лука

Во время стрельбы из лука необходимо беречь пальцы, которые можно легко повредить стрелой. В целях безопасности лучники надевают перчатку с напальчниками или кольцо.

Лучная перчатка выполнена из гладкой кожи, что в свою очередь значительно облегчает соскальзывание тетивы с пальцев.

Хотя искусный лучник может выпустить не одну, а целых две стрелы сразу, и неважно — в перчатке он или без нее. Рафаэль нам это с легкостью продемонстрировал в первый день нашего знакомства.

Кстати, о стрелах. Лучные стрелы можно купить или изготовить самому, все зависит от желания и возможностей лучника.

Наши предки для изготовления древка стрел использовали таволгу, березу, кизил или тростник, которые выстругивались, долго сушились, смазывались животным жиром и обматывались берестой. Можно догадаться, что это достаточно длительный и не легкий процесс.

Раньше Рафаэль сам изготавливал стрелы из местной сосны, но их надолго не хватало, так как они часто ломались.

В целях экономии времени теперь Рафаэль заказывает в Китае бамбуковые древки и уже в своей мастерской изготавливает из них полноценные стрелы. Мастер-садакшы продемонстрировал нам один из этапов сборки стрелы — прикрепление оперения к древку.

Рафаэль подготавливает хвостовик стрелы, полирует его и вытачивает паз, который будет служить вырезом для принятия тетивы перед выстрелом.


Наконечники стрел
Наконечники стрел

Наконечники Рафаэль заказывает в Венгрии, Германии — там производство традиционных луков развито, и качество на высоком уровне.

Если есть желание, то и наконечник можно изготовить самому — как вот этот, который Рафаэль создал своими руками.

Процесс прикрепления оперения к древку стрелы начинается с того, что мастер снимает ненужные части пера ножницами.

Обычно мастера используют маховые и хвостовые перья орла, беркута или грифа, они обладают хорошими аэродинамическими свойствами, и значительно улучшают полет стрелы.

Вначале перо надрезается, потом разрывается вдоль стержня и подрезается ножницами. Подготовленное оперение приклеивается специальным клеем к хвостовой части стрелы. Раскаленным ножом мастер оплавляет края оперениия, придавая ему эстетичный вид.


Животный клей
Животный клей

Детали стрел и лука приклеивают животным клеем, который пахнет не очень приятно, зато обладает прекрасным связующим свойством. Хранится такой клей недолго, поэтому варят его в небольшом количестве и стараются использовать как можно быстрее.

Оперение стрелы фиксируется с двух сторон смоченными в клее конскими сухожилиями, это позволяет укрепить хвостовую часть стрелы и сохранить от повреждений. Когда сухожилия высыхают, они крепко стягивают стрелу, фактически сливаясь с ней в единое целое.

Готовые стрелы мастер оставляет на сутки на своем столе, чтобы клей зафиксировался.


Колчан, лук и стрелы ручной работы
Колчан, лук и стрелы ручной работы

После посещения мастерской Рафаэль предлагает нам пройти на его стрельбище рядом с домом. По дороге мастер рассказывает, как развивается стрельба из лука в других государствах.

— В наши дни стрельба из традиционного лука очень развита в Южной Корее, Турции, США и некоторых европейских странах. В Соединенных Штатах Америки разрешена охота с традиционным луком, и есть компании, которые занимаются производством луков и стрел.

В Южной Корее проводится международный фестиваль по стрельбе из традиционного лука WTF и соревнования по стрельбе среди конных лучников. В Турции стрельбе из лука также уделяют большое внимание, и этот вид спорта поддерживается на правительственном уровне. В нашей стране это искусство пока только начинает переживать этап возрождения. В России, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане пока нет условий и возможностей для развития традиционной стрельбы из лука. Будучи преемниками великих кочевых государств, мы фактически утратили это искусство, — говорит Рафаэль Тулегенов.

На стрельбище он рассказывает нам об азиатских луках и демонстрирует свое мастерство лучника.

Рафаэль показывает нам два композитных лука.

— Обратите внимание на эти луки. Больший лук относится к более древнему, гуннскому типу. Этот лук мне подарил известный венгерский антрополог Андраш Биро. Второй тип лука был распространен в степях Евразии в позднем средневековье. По технологии сборки эти два лука очень похожи, что свидетельствует о преемственности традиции изготовления метательного оружия у кочевников, — сообщает Рафаэль. 

Малый лук наш мастер изготовил в своей мастерской. Благодаря небольшой высоте эти луки было удобно использовать не только пешему, но и конному воину.

Перед стрельбой Рафаэль натягивает тетиву на лук, выгибая его в обратную сторону.

Теперь лук готов к стрельбе, и мы сможем убедиться в его эффективности.

Натянуть тетиву традиционного лука перед стрельбой можно двумя способами: средиземноморским (натяжение тетивы тремя пальцами) и азиатским (тетива натягивается большим пальцем, и стрела при этом ложится справа от рукояти лука).

Стрела рассекает воздух и пронзает мишень. За пять лет Рафаэль научился не только создавать луки, но и великолепно стрелять из них.

Со временем у Рафаэля в Казахстане появились единомышленники, которые поддержали его в этом начинании. Совместно с общественным фондом «Наследие кочевой цивилизации» Рафаэль организовал и провел соревнования по стрельбе из традиционного лука «Алтын Мерген», потом было еще несколько фестивалей. Большую помощь в организации этих мероприятий оказали меценаты и спонсоры, за что наш герой им очень благодарен.

Конечно, у Рафаэля еще есть нерешенные вопросы. Он хочет найти помещение, где мог бы проводить занятия по стрельбе из лука для всех желающих в зимний период. Этот вопрос пока не решен, так как все упирается в финансы и отсутствие поддержки от местных органов.

Стрельба из традиционного лука как вид спорта еще не развита в Казахстане, поэтому на поддержку государства мастер тоже пока даже не рассчитывает. Но он твердо уверен, что искусство стрельбы из лука важно сохранять и передавать другим, поскольку это часть нашего культурного наследия, которое мы обязаны сберечь для потомков.

Впрочем, стрельба из лука во многом изменила судьбу Рафаэля. Во-первых, он стал заниматься любимым делом. Познакомился с лучниками из разных стран, с которыми теперь обменивается опытом. Несколько раз его приглашали за границу на соревнования, в которых он принимал участие.

Во-вторых, на первом фестивале лучников в Алматы Рафаэль встретил свою любовь. Сейчас Дана, супруга Рафаэля, не только поддерживает увлечение мужа, но и сама активно занимается стрельбой из традиционного лука.

Сегодня Рафаэль трудится в своей мастерской, обучает желающих стрельбе из традиционного лука и считает популяризацию этого древнего искусства делом своей жизни. Он не просто лучник и мастер-садакшы, но и носитель культурного кода нашей нации, хранитель древних традиций и культуры наших предков, сын казахской земли.

Поделись
Серик Алдабаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000