VOX POPULI Святослав Антонов 27 августа, 2015 08:00

«Құрақ көрпе»: национальные традиции, современный подход

«Құрақ көрпе»: национальные традиции, современный подход
Фото: Мухтар Жиренов
Компания «Құрақ көрпе» производит стильную одежду и предметы интерьера на стыке казахских традиций и современной моды. Применяя приемы мастерства наших предков и новые технологии они создают самобытные изделия. Мы побывали в мастерской этого бренда, чтобы узнать, как его основателям удается совмещать казалось бы несовместимые вещи.

Гульмира Кедельбаева, одна из основателей бренда
Гульмира Кедельбаева, одна из основателей бренда

Зарождение бренда и его концепция

Компания «Құрақ көрпе» появилась в 2013 году. Ее основатели до этого не имели отношения к фэшн-индустрии или дизайну, однако решили воплотить в жизнь свою смелую идею о создании современного казахстанского бренда, органично сочетающего национальные традиции и современные тенденции.  О том, как им это удалось, рассказывает коммерческий директор компании Гульмира Кедельбаева:

— Автором проекта является Жаннар Шураева. Она много путешествовала за границей и заметила, что за рубежом большим спросом пользуются наши национальные изделия. Наши мамы и бабушки умели делать удивительно красивые вещи. Мы решили возродить эти традиции в новом исполнении. Жаннар не профессиональный дизайнер, как и я. Однако мы самостоятельно придумывали и разрабатывали концепцию нашей продукции. Начали с текстильных изделий — корпешек и подушек. Позже начали делать аксессуары вроде сумок и клатчей, а потом и верхнюю одежду.

Эти традиции заложены в нас на генном уровне. Мы создавали проект в первую очередь в память и в честь наших бабушек и прабабушек. Они с большой любовью делали своими руками удивительные вещи.

Одежда, украшения и предметы интерьера, изготовленные «Құрақ көрпе», во многом напоминают изделия, веками создававшиеся народными мастерами, однако это не просто копии национального рукоделия, а, скорее, его современная интерпретация. Дизайнеры бренда стараются соединить казахские традиции и европейскую эстетику. Они применяют современные материалы, технологии, фасоны и формы, придавая им самобытный колорит.


Продукция бренда «Құрақ көрпе»
Продукция бренда «Құрақ көрпе»

— Эти традиции заложены в нас на генном уровне. Мы создавали проект в первую очередь в память и в честь наших бабушек и прабабушек. Они с большой любовью делали своими руками удивительные вещи. Однако со временем некоторые традиции забылись. То, что сейчас представлено на массовом рынке и в сувенирном сегменте, устарело и не вписывается в реалии нашего мира. Даже иностранцам уже основательно поднадоели войлочные юрты и куколки, которые можно купить на любом базаре. Мы же хотим создавать предметы, которые будут вписываться в современный интерьер, давая вторую жизнь технологиям мастерства наших предков. При разработке новой вещи мы изучаем историческую литературу, смотрим старые фотографии и фильмы, вдохновляясь этими образами.


Узор, созданный в технике құрақ
Узор, созданный в технике құрақ

Название компании переводится, как «лоскутное одеяло». В основе многих изделий бренда лежит древняя техника изготовления текстильных изделий — құрақ. Это сложная и кропотливая технология, основанная на подборе и сшивании вручную узоров из разноцветных лоскутов ткани.


Жилет и головной убор от «Құрақ көрпе»
Жилет и головной убор от «Құрақ көрпе»

Основатели «Құрақ көрпе» в своей одежде придерживаются бохо-стиля (модное стилевое направление, сочетающее богемный стиль и стиль хиппи - прим. ред.), при помощи определенных деталей придавая ему этнический колорит. Чтобы подчеркнуть национальную идентичность, они используют вышивку, узоры, ручную стежку, стилизованные пуговицы, застежки и другие элементы.


Клатч в национальном стиле
Клатч в национальном стиле

— Если вы часто бываете за границей, вы можете отличить представителей тех или иных этносов по характерным деталям в одежде. Это не обязательно должен быть национальный костюм, но даже нескольких аксессуаров достаточно, чтобы подчеркнуть свою национальную принадлежность. Наши люди почему-то стесняются своих корней, редко используют в своем гардеробе традиционные элементы. Мы хотим создать достойный по качеству дизайна и исполнения казахстанский  бренд. Наша одежда должна быть достаточно стильной и удобной, чтобы удовлетворять пожеланиям клиентов.

Наш основной покупатель — городской житель, ценящий национальные традиции и желающий украсить свой интерьер или гардероб стильным предметом, выполненным на стыке прошлого и современности.


В мастерской компании «Құрақ көрпе»
В мастерской компании «Құрақ көрпе»

Мастера и дизайнеры

На первом этапе развития в компании столкнулись с проблемой поиска мастеров, которые могли бы воплотить в жизнь необычные идеи основателей бренда. Их искали через знакомых и по объявлениям. Основным критерием при отборе было желание учиться и экспериментировать. В итоге «Құрақ көрпе» собрали команду мастеров, часть из которых даже не имели профильного образования, однако владели техниками рукоделия своих мам и бабушек, делая различные изделия для себя. Им пришлось освоить много нового, прежде чем добиться хорошего результата. В настоящее время штат компании состоит из десяти человек.

Через какое-то время основатели «Құрақ көрпе» пришли к тому, что они не могли сами полностью заниматься всеми эскизами и проектами новых изделий. Были найдены несколько дизайнеров, разделявших их видение и готовых работать в новом для себя направлении.

— Главным для нас было, чтобы они подходили к этому с душой. Это не просто дизайнеры — скорее, творцы, художники. Им нужно подбирать и сочетать друг с другом различные материалы, цвета. Вся наша команда глубоко погрузилась в исторический контекст бренда. Мы научились сочетать современность с традициями. Обычно разработка новой коллекции одежды, предмета интерьера или аксессуара происходит на совместных собраниях методом «мозгового штурма». Именно коллективный взгляд дает возможность оценить различные стороны будущего изделия.


Материалы и технологии

При изготовлении изделий в «Құрақ көрпе» используют натуральные материалы, такие как лен, велюр, бархат, хлопок. Ткани закупают у постоянных поставщиков, доставляющих продукцию из Европы и Турции.

— Для нас очень важны тактильные ощущения от одежды. Мы лично контролируем качество тканей и постоянно находимся в поиске новых материалов, которые можно сочетать в различных  изделиях.


Набор из подушек и корпеше
Набор из подушек и корпеше

В своей работе мастера компании применяют традиционные техники изготовления национальных изделий, однако привносят в них новые элементы, таким образом осовременивая изделия.

— Только «Құрақ көрпе» делают стеганые корпешки. Традиционные техники мы адаптируем под современное оборудование.

— Одной из наших находок стали принты на льняной ткани, с изнанки наших изделий. На ней напечатаны такие слова, как, например, «Айналайын» и «Жаным», чтобы подарить немного тепла нашим клиентам. Такие вещи смотрятся стильно и современно.


Продукция и цены

Одними из самых популярных продуктов компании являются корпеше, одеяла, подушки, скатерти, подарочные наборы, стилизованные под традиционное приданое невесты. Цена на корпеше варьируется от 10 до 20 тысяч тенге.

Из предметов одежды «Құрақ көрпе» делают платья, юбки, жилеты и блузы с национальными мотивами. Цена этих изделий колеблется в пределах 20–30 тысяч тенге.


Тулуп в традиционном стиле
Тулуп в традиционном стиле

Также компания производит теплые осовремененные чапаны и пальто. Стоимость этой верхней одежды — от 40 до 90 тысяч тенге.


Клатчи и сумки от «Құрақ көрпе»
Клатчи и сумки от «Құрақ көрпе»

Всевозможные авторские клатчи, сумки и другие аксессуары продаются по цене от 5 до 18 тысяч тенге.



Головные уборы из войлока от «Құрақ көрпе»
Головные уборы из войлока от «Құрақ көрпе»

Продвижение и клиенты

С самого основания бренда его создатели начали активно продвигать изделия через  Instagram и Facebook. Они сознательно решили отказаться от дорогостоящей рекламы и маркетинга. Удивительно, но вскоре число подписчиков страниц бренда резко возросло, а у компании появились постоянные клиенты, регулярно интересующиеся появлением новых изделий. На данный момент у бренда есть также интернет-магазин, где можно ознакомиться с историей компании, ее командой и приобрести продукцию.

— Среди наших клиентов немало звезд казахстанского шоу-бизнеса. Али Окапов, Динара Султан, Дильназ Ахмадиева, Адиль Лиян и другие артисты покупают нашу одежду и используют ее для съемок своих клипов. Это также способствует продвижению бренда.

«Құрақ көрпе» позиционируют себя, как арт-проект, и сознательно не участвуют в показах мод, дистанцируются от фэшн-индустрии. Они проводят фотосессии для лук-буков, своего сайта и социальных сетей. Основная часть заказов также приходит из интернета.

— У нас пока нет своего магазина — мы принимаем заказы по телефону, или клиент может самостоятельно приехать в нашу мастерскую. Некоторые из наших вещей можно найти в магазинах Innerlife. Основная часть заказов поступает из Алматы и Астаны, но много клиентов и в Западном Казахстане, например. Наш основной покупатель — городской житель, ценящий национальные традиции и желающий украсить свой интерьер или гардероб стильным предметом, выполненным на стыке прошлого и современности.


Планы на будущее

«Құрақ көрпе» планируют развиваться в трех основных направлениях. Компания собирается запустить мужскую и детскую линию одежды, а также изготавливать сувенирную продукцию.

— Для детей мы хотим делать домашний текстиль: такие вещи, как конверты, одеяла, покрывала. Для мужчин будем производить чапаны, жилеты и головные уборы. В качестве сувениров планируем начать изготовление предметов интерьера, выполненных с национальным колоритом — это может быть не только текстиль, но и мебель, фурнитура, посуда и картины. Также мы хотели бы открыть фирменный концептуальный магазин нашего бренда. Надеемся, что нам и дальше будет удаваться достойно продвигать казахские традиции в современную жизнь!

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000