VOX POPULI Sofia Kovryga 20 июня, 2015 09:00

Путешествие в Черногорию: Прогулка по Подгорице

Путешествие в Черногорию: Прогулка по Подгорице
Фото: Sofia Kovryga
Отпускной сезон уже начался, и многие задумались о том, куда же поехать отдохнуть этим летом и в какое путешествие отправиться! Vox Populi предлагает виртуальную прогулку по столице Черногории – Подгорице. Эта маленькая страна находится в южной части Европы и с радостью открывает для туристов свои двери.

Подгорица – город, который стоит «под горой», столица Черногории с населением в 200 тысяч человек, что составляет треть населения всей страны. С 1946 по 1992 года город носил название Титоград (в честь маршала Иосифа Броз Тито), некоторые старожилы по старой памяти продолжают именно так называть Подгорицу.

В Подгорицу из Бара мы планировали ехать на поезде-электричке. Но она благополучно махнула перед нами своим хвостом и отправилась в столицу без нас. Но мы решили не расстраиваться и отправились пытать счастья на автостанцию, которая находилась совсем рядом. И, о чудо, ближайший рейс отправлялся через полчаса. Стоимость билетов была, конечно, в два раз дороже – 4 евро вместо 2-х, но это особого значения для нас не имело, и мы купили билеты.

Всего час езды и нас встретила солнечная и жаркая столица Черногории. Кстати, в этой стране повсюду присутствуют кафе и рестораны, и столики расставлены везде, где это только возможно, а местные жители polako пьют kafu (неспешно пьют кофе) едва ли не круглосуточно. Вообще, я вам скажу, что в Черногории все очень и очень polako, иногда даже до бесконечности... Даже анекдот такой в этих краях ходит: «Внимание, ваш компьютер заражен черногорским вирусом, но не волнуйтесь, он там просто сидит и ничего не делает».

Крытый рынок, субботняя торговля идет полным ходом. Кстати, горожане Подгорицы, а также большинства других городов очень часто используют такси в качестве городского транспорта. Обычные автобусы не очень распространены, а трамваев и троллейбусов нет вовсе.

Вот такой старенький «мерседес» ходит на одном из городских автобусных маршрутов.

Сразу за крытым рынком находится большой торговый центр Mall of Montenegro. Всего в Подгорице два больших ТЦ. В целом внутри там все, как и в любом другом торговом центре, за исключением того, что кафе и магазины там расположены вперемешку друг с другом. И внутри разрешено курить. Даже детская комната и детская игровая зона были прокуренными! Но в целом, детская комната порадовала: рукомойник с жидким мылом, пеленатор, детские игрушки, урна, зеркало, место для кормления и отдыха – светлая, уютная и красивая.

Центральный городской парк Подгорицы.

Часто на улицах города в пределах мусорных баков можно встретить группы цыган или албанцев, которые собирают металлолом и прочий хлам. Несмотря на то, что они лазят по помойкам, передвигаются часто на автомобилях или же гужевым транспортом.

Одна из новых улочек города.

Очень быстрая горная река Морача с чистой изумрудной водой.

На берегу реки расположен спортивный комплекс «Морача». Честно говоря, с виду нам показалось, что комплекс заброшенный, но, похоже, что он все-таки частично рабочий…

Вот такой оригинальный раритетный Жук встретился на нашем пути. Его владелец явно фетишист: салон завешен множеством различных штук, в т.ч. и древними снимками давно ушедших родственников, а также иконками, фенечками и прочими «украшениями».

Мечеть Османагича в Подгорице, построенная в конце XVIII века Мехмед-пашой Османагичем. Также известная под названием Мечеть Лукашевича (именно эта семья больше всего заботилась об этом сооружении).

В центре города расположена древняя Часовая башня или Сахат-кула, являющаяся одним из древних символов Подгорицы. Построена она была в 1667 г. Часы для башни были изготовлены и специально привезены из Италии. Длительный период эти часы были единственными на весь город. Высота Часовой башни достигает 16 м.

Подгорица – очень контрастный город. Буквально в нескольких метрах от древней Часовой башни находится остановка общественного транспорта с вот такой вот, совершенно необлагороженной, мусорной зоной. Большинство же многоэтажек имеют серый и очень унылый вид. Бич большинства местных домов – отсутствие центральной системы отопления, и, как следствие, плесень и сырость едва ли не в каждой квартире и на наружных стенах.

Несколько метров в другую сторону – и снова идиллия старого города!

Одно из старых кафе. В таких заведениях местные жители также любят круглосуточно polako пить kafu и общаться друг с другом. Вообще, темп жизни черногорцев очень размеренный – эти люди никуда не спешат и живут здесь и сейчас. Наверное, в чем-то нам надо у них поучиться и перестать постоянно куда-то спешить.

По всей Подгорице вам могут встретиться вот такие трансформеры! Их, в количестве семи штук, создал Данила Балетич в рамках проекта «Трансформеры охраняют Подгорицу» (Transformersi čuvaju Podgoricu), цель которого – оживить и трансформировать отходы и мусор через творчество и труд.



Высота каждого трансформера в среднем 6 метров, вес – 2 тонны.

Впечатление, честно признаюсь, они производят неоднозначное. Мы нашли только троих из семи.

«Королевский парк», существующий с 1910 года, открыт после реконструкции в сентябре 2013-го. Обновление парка было профинансировано правительством Азербайджана в знак дружбы между двумя народами. Парк стал излюбленным местом для студентов, мамочек с колясками и пожилых людей.

Работники местных коммунальных служб.

На улицах города иногда встречаются очень колоритные жители.

Почтовое отделение затерялось среди пальм и другой зелени.

Центральный банк Черногории.

Есть в Подгорице также памятник Александру Пушкину и его жене Наталье Гончаровой, подаренный Черногории представителями московских властей в 2002 году. Скульптором выступил Александр Таратынов, он же автор и подгорицкого памятника Владимиру Высоцкому.

Бронзовый памятник королю Николе I, который успешно находился у власти более 50 лет с 1860 года и очень много сделал для своего королевства.

Площадь Республики с большим фонтаном. На этой площади часто проводят праздничные и концертные мероприятия, а также митинги, ярмарки и барахолки.

Собственно, вот и подготовка к какому-то праздничному действу.

С безопасностью здесь, впрочем, как и по всей Черногории, очень плохо: никаких ограждений во время строительства, разгрузки/погрузки стройматериалов, у обрывов, а также скользкие дороги, отсутствие «лежачих полицейских», нарушения правил ПДД, разговоры по мобильному за рулем и многое другое в таком духе…

Старые милые домики мирно сосуществуют с новыми тенденциями и современными веяниями.

Бульвар Ивана Црноевича с низкопосаженными домами, ведущий к мосту Миллениум. Здесь первый этаж называется «приземле».

Вот так и живут тут некоторые люди в приземле, я бы даже сказала «в земле», потому что этот этаж бывает даже ниже уровня тротуара минимум на полметра.

Знаменитый мост Миллениум через реку Морача, он же Мост Тысячелетия. Является одним из символов Подгорицы. Его длина – 140 метров. Мост был построен по проекту Младена Уличевича, бюджет строительства составил 7 млн. евро. Мост из себя представляет вантовую конструкцию с пилоном, высотой 57 метров над дорогой, имеет 12 кабелей и 24 противовеса. Открыт Мост Тысячелетия был 13 июля 2005 года, соединяет бульвар Ивана Црноевича и улицу 13 июля.

Маленькие крытые мини-улочки, ведущие во дворики, офисы и магазины, чем-то напоминающие пражские.

Вот таким образом решена проблема летних площадок кафе и ресторанов: и площадки размещены, и проходу пешеходов ничего не мешает – не надо обходить по проезжей части.

Городской совет Подгорицы и памятник Марко Милянову (1833-1901 гг.) – знаменитому черногорскому писателю и военачальнику.

По всему городу расположены парковки для двухколесного транспорта. Но, в то же время, многие жалуются на частую кражу велосипедов…

Часто встречаются домики на склонах и над обрывами. Но местных жителей, похоже, это ничуть не смущает, они делают подпорки в случае сдвигов грунтов и продолжают жить дальше, как ни в чем не бывало. С понятием безопасности здесь действительно очень плохо, и это при том, что большинство семей являются многодетными. Как они в таких случаях следят за детьми, для меня до сих пор остается большой загадкой…

Парк в центре города на склоне у реки Морача (снова без ограждений у склона).

Очень милый и уютный ресторанчик под названием «Bufet Pod Volat» (что означает «Буфет под аркой») в центре города, в котором мы решили подкрепиться. Остановились на этом месте, потому что в нем обедали в тот момент многие местные жители. И этот факт, как правило, является хорошим показателем для заведения и ориентиром для гостей города. Как оказалось, интуиция нас не подвела.

Любопытства ради, поделюсь одной из страничек меню, где указаны цены за блюда на гриле. Цены весьма лояльные, а блюда сами по себе очень большие на выходе. Есть смысл заказывать одно на несколько человек: так и больше можно попробовать и перебора не будет. Кстати, Черногория считается очень мясной страной.

Свободный столик для нас нашли далеко не сразу – на летней площадке было все занято. А в помещении мы находиться не хотели, по той простой причине, что там везде было накурено. Вообще, курение – это большой бич Черногории. Здесь курят все, везде и всегда… На фото можно увидеть пепельницу официантов (кстати, в этом ресторане официантами работают только мужчины): они постоянно подходили, закуривали сигарету, делали пару затяжек и бежали дальше принимать и выполнять заказы посетителей.

Кстати, официанты также как и местные жители любят кофе, но в отличие от последних, официанты пьют его на ходу и не polako, а очень brzo.

Минут через 20 нам принесли огромное блюдо Selection of Mixed Meat (разные виды мяса на гриле) с картофелем-фри и почему-то с луком, а также Mixed Salad (капуста, помидоры и огурцы), две чашки капучино, две горячие лепешки хлеба (собственной выпечки) и томатный соус. В итоге, обед нам обошелся вместе с чаевыми официанту в 13 евро. Все, кроме капучино, было отменным! И да, всем посетителям приносят в самом начале стакан воды. Официанты вполне неплохо говорили по-английски, меню тоже нам предоставили на английском.

Вокзал Подгорицы. Возвращаться мы решили электричкой. И, чтобы на этот раз не опоздать, пришли на вокзал заранее. Справа как раз виднеется та самая наша электричка.

Кафе, как я уже упоминала, в Черногории часто располагаются везде. И в данном случае – прямо на перроне. Чего уж там… Надо ведь где-то пить kafu в ожидании поезда.

Внутри электропоезда старого образца выглядят вот так. Но есть и новые современные. Это как повезет, могут подать новый состав, а могут и старый. В целом мило и уютно. Но есть одно неудобство, если ехать с большим багажом, то его банально некуда ставить, т.к. по всему вагону расположены сидения, а наверх большой чемодан не уложишь. Когда мало людей, то это не проблема, но вот в час-пик, думаю, сложности бывают.

В целом Подгорица нам понравилась, и, возможно мы как-нибудь еще раз более внимательно приедем посмотреть этот своеобразный город, когда будет не так жарко, к примеру, осенью.

Кстати, для граждан Казахстана в период сезона разрешен въезд в Черногорию без виз на срок до 30 дней. Но перед планированием путешествия рекомендуем уточнить актуальность информации.

Поделись
Sofia Kovryga
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000