VOX POPULI Алёна Мирошниченко 19 октября, 2018 09:00

Прогулка по погосту (18+)

Прогулка по погосту (18+)
Фото: Ринна Ли
Кладбище — особое место. Кто-то из нас — живых людей — во время пребывания здесь чувствует себя умиротворённо и спокойно, философствуя о жизни и смерти, а кого-то постигают уныние и страх. Некоторые же уверяют, что на кладбищах ищут вдохновение и черпают энергию — там особенная аура. Тем, кто не боится кладбищ, мы предлагаем наш фоторепортаж с мест вечного упокоения, которые меняют свой облик вместе с историей города.

В репортаже есть изображения мёртвых тел, поэтому он не рекомендуется читателям с неустойчивой психикой, а также детям и беременным женщинам.

В Алматы на сегодняшний день насчитывается 71 кладбище, общая площадь которых составляет 874,82 гектара, а это 1 750 футбольных полей (0,5 га — площадь футбольного поля).

По статистике каждый год в Алматы официально регистрируется около 8 000 захоронений.

Кладбища смертны, как и те, кто на них покоится: память близких достаточно коротка, и 30–40 лет — предел для современного кладбища. Старые места вечного упокоения неизбежно попадают в городскую черту, сносятся и застраиваются. В общем, так было всегда.

Мы встречали могилы, которым 60–70 лет. А где же тогда могилы более ранних предков?

А они у нас под ногами. На месте кладбищ стоят парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев; вокзал Алматы-II; Центральный стадион; район Татарки; КИМЭП; здание телецентра на ул. Тимирязева; ГорГАИ; роща Баума; микрорайон «Орбита»; бывшая промзона завода им. Кирова; колония для несовершеннолетних; участок проспекта Рыскулова, который отрезал южную оконечность Центрального кладбища и поделил его на два: собственно Центральное, что на Райымбека, и кладбище-дублёр на Рыскулова.

Во время дорожных работ большая часть захоронений под дорогой была извлечена из земли и перезахоронена на других кладбищах, но часть все-таки осталась. По словам местных жителей и сотрудников дорожной полиции, именно на этом участке случаются самые загадочные ДТП в городе.


Действующее кладбище смешанного типа — Северное — располагается в Турксибском районе, в Нижней Пятилетке. Его площадь — 47,5615 гектара.

На Северном кладбище находятся аллея ветеранов и Мемориал Победы советского народа в Великой Отечественной войне, посещаемый в дни празднований большим количеством людей.

Есть сектор воинов-афганцев, который пополняется могилами переживших их родителей — уходят отцы и матери к своим 20-летним сыновьям.


Могила цыганского барона
Могила цыганского барона

На Северном кладбище привлекают к себе внимание цыганские могилы. Как правило, они расположены у ворот и возле здания администрации.

В Нижней Пятилетке концентрация проживания цыган особенно велика, поэтому места для семейных захоронений выкупаются большие.

Цыгане с особым трепетом относятся к усопшим и надгробья оформляют особенно старательно. Могилы цыган отличаются от других захоронений помпезностью и особым стилем. Некоторые представляют собой настоящие произведения зодческого и изобразительного искусства.

На роскошных надгробиях «ромалэ» изображены в полный рост, обычно с рюмкой в руке или за праздничным столом, иногда вместе с автомобилями или с лошадьми.

У цыган принято хоронить умершего с его вещами: считается, что они пригодятся ему в загробном мире. Нередко под землёй выстраивают целые комнаты, оснащённые мебелью, электроникой, баром с дорогими напитками, накрывают столы с изысканной едой.

На могилу кладётся бетонная плита и заливается бетонным раствором, что защищает гробницу от расхитителей.


Западное кладбище «Батыс», или Бурундайское — самое крупное действующее кладбище в Алматы. Несмотря на то, что оно ещё достаточно молодо (1982 г.) и пока не насчитывает полувековой истории, к настоящему времени кладбище занимает уже очень серьёзную территорию — 293,8375 гектара. Если смотреть на него с одного края, ряды могил простираются до самого горизонта. Кладбище «Батыс» — смешанного типа.

Этот участок находится в дальнем углу кладбища. Наматывая пешком километры по пыли, его мы отыскали с трудом.

Сектор безродных могил: здесь покоятся те, кто волею судеб оказался невостребованным, забытым, брошенным, пропавшим, доставленным в морг «труповозкой», а похороненным на средства из госбюджета службой «Специализированного комбината ритуальных услуг».


Фото: Олег Спивак

Вот так, в ящиках из тонкой ДВП, провожают в последний путь работники морга тех, кто будет погребён в безродной могиле глубиной всего в один ковш экскаватора. И ни имени, ни фамилии, ни даты рождения и ухода. Лишь колышек с номером — это всё, что осталось от человека.

Каждую неделю в Алматы хоронят от 6 до 12 «лиц без определенного места жительства».

Некоторых, ранее не востребованных, всё же находят родственники: у безродных могил появляются оградки, кресты, венки.

Гномы, ангелочки, мишки… Маленькие могилы — словно детские песочницы с забытыми на них игрушками. Детский сектор вызывает особую скорбь, слёзы и извечный вопрос: почему дети? Почему так рано?

Нередко на детских могилах можно встретить табличку с единственной датой — эти дети так и не увидели этот мир.

Холмики невостребованных младенцев отмечены колышком с номером. Имя им так и не успели дать.


Мусульманское кладбище Кенсай-1 основано в 1961 году. Его площадь — 49,5718 гектара. Кладбище закрытое. Мест для новых захоронений нет, возможно только подзахоронение.

«Кенсай» в переводе с казахского — «большое ущелье», по-русски его называют Широкая Щель. Кладбище расположено в восточной части Алматы, на вершине горы, с которой весь город виден как на ладони. Люди говорят про Кенсай: «Поближе к Аллаху, подальше от суеты».

Кладбище знаменито тем, что здесь похоронено много выдающихся личностей не только из Алматы, но и со всего Казахстана, среди которых деятели искусств, религиозные деятели, политики, учёные, герои ВОВ.

В списках похороненных на Кенсайском кладбище — Первый секретарь Коммунистической партии Казахстана, член Политбюро ЦК КПСС, трижды Герой Социалистического Труда Динмухамед Ахмедович Кунаев.

Признаться, нас удивил скромный памятник человеку, который долгие годы, когда пантеонов ещё не строили, руководил нашей республикой и внёс огромный вклад в её развитие.

Могила участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, панфиловца, участника битвы за Москву, писателя Бауыржана Момышулы.

По соседству с героем войны похоронен выдающийся певец, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Ермек Серкебаев.

Первый председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан, видный политический деятель Марат Оспанов.


Мусульманское кладбище Кенсай-2 — действующее, находится оно выше первого. Его площадь — 65,0499 гектара.

На могиле кумира миллионов, советского, казахстанского и российского эстрадного певца, музыканта, саксофониста, композитора и поэта, Заслуженного деятеля искусств Казахстана, посла доброй воли ЮНИСЕФ Батырхана Шукенова всегда живые цветы.

Мемориальный комплекс наполнен смыслом и выполнен в выдержанном стиле. С левой стороны — изображение скрипичного ключа. Над ним возвышаются пятьдесят две трубы органа — годы жизни Батыра.

Рядом с Батырханом Шукеновым похоронен его друг — известный казахстанский музыкант, гитарист, композитор и аранжировщик группы «Мюзикола», бывший участник «А'Студио» Булат Сыздыков.

Интересно, а кто были при жизни те люди, на могилах которых возвышаются огромные мазары в виде дворцов и необычные памятники, напоминающие произведения зодчих?

Такие усыпальницы, как правило, снабжены камерами видеонаблюдения, и к ним приставлена охрана.

У одной из таких могил с разрешением прочитать намаз к нам обратился местный мулла. Мужчина попросил не снимать его. Мы разговорились.

— Среди мусульман разных национальностей самые дорогие могилы — у казахских богачей. Они требуют, чтобы их надгробие выглядело необычно и было самым красивым. Стоимость таких мазаров иногда доходит до миллиона долларов, потому что материал и памятники заказывают за границей.

— Некоторые родственники усопших, увидев у соседа дорогой памятник, начинают переделывать свой, и делают ещё дороже.

Большинство людей на пышные похороны и устройство могил берут кредиты в банках.

— Тем, кто лежит в земле, им же все равно, сколько стоит их могила, из мраморной крошки их памятник, или из чёрного гранита. Но вот их близкие даже на кладбище подчеркивают свой элитный статус, выставляют напоказ материальное положение и тешат собственное тщеславие, а всё это - большой грех. Я пытаюсь донести это до людей, но всегда сталкиваюсь с грубостью - посетовал имам.


Старое маленькое кладбище близ аэропорта затерялось среди домов частного сектора на улице Песчаной. Информации о нём вы не найдёте ни в интернете, ни в списке кладбищ Алматы.

Признаться, мы с фотографом Ринной, отворив ржавую скрипучую калитку, заросшую бурьяном, и пробравшись на территорию, сразу ощутили холод, несмотря на то, что за калиткой кладбища стояла жара.

По словам местного жителя, кладбище образовалось в тридцатые годы прошлого столетия, когда застраивался район аэропорта. Погребения здесь велись до конца 70-х прошлого века. Со временем жилые дома и участки отвоёвывали погост, и от него осталась лишь небольшая часть. Интересно, как живётся живым на могилах мёртвых?

На некоторых памятниках и крестах ещё сохранились надписи, говорящие о том, что те, кто покоится здесь — ровесники Верного.

По букетам, оставшимся с Родительского дня, понятно, что некоторых лежащих здесь их потомки ещё навещают.


Эти выжженные холмики с уцелевшими кое-где оградками — ещё одно недействующее кладбище в районе аэропорта, которое находится в северо-западной части улицы Майлина.

Кладбище существовало с 1936 года, имело площадь 1,5 гектара, и, судя по наличию полумесяцев и крестов, хоронили на нём и мусульман, и православных.

Сквозь раздвинутые прутья забора мы попадаем на территорию и осторожно, чтобы случайно не наступить на чью-то могилу и не потревожить прах погребённых, пробираемся вглубь.

Возможно, квартирный вопрос так испортил местных жителей близлежащих домов, что, невзирая на память к усопшим, они стали использовать территорию погоста под мусорную свалку: из каждого двора здесь есть маленькая калитка — кратчайший путь к логу, куда сваливается строительный и бытовой мусор.

Кладбище под боком, пусть и старое, плюс помойка! Представляете, какой рассадник заразы и крыс создают себе живущие здесь?


Ещё одно недействующее кладбище в Турксибском районе на северо-западной стороне проспекта Суюнбая, на пересечении с улицей Бекмаханова. Его площадь — 8 гектаров. Кладбище существует с 1936 года.

Сейчас оно больше напоминает непролазную чащу. Этому дополнительно способствует огромное количество поваленных и спиленных деревьев, которые своей тяжестью гнут ограды и разрушают обелиски и надгробия.

Несмотря на суеверия, гласящие, что с кладбищ ничего брать нельзя, некоторые предприимчивые граждане всё-таки ведут заготовку дров на его территории. 

Кладбище на Суюнбая примечательно тем, что здесь покоятся японские военнопленные.

В начале 2000-х, перед визитом японской делегации, захоронение привели в надлежащий вид: заменили ограждение, произвели санитарную вырубку и обрезку старых деревьев, расчистили всю территорию от мусора. Сейчас об этом свидетельствует только табличка на входе. 

Мемориал японским военнопленным, отреставрированный ранее, оказался запущенным, и лишь изредка к нему приносят цветы.

Надгробные плиты солдат Страны восходящего солнца мы едва нашли под слоем мусора. А ведь руками японцев построена половина послевоенной Алма-Аты.

Оказывается, надгробные памятники имеют свойство передвигаться с закрытых кладбищ, и это не мистика. Просто-напросто, закрыв старые кладбища в 50-е годы, чиновники горисполкомов втихую стал приторговывать бесхозными камешками с могил: долго ли стесать надпись, выдрать табличку и портрет. И пожалуйста — памятник готов! Его за милую душу купят по цене ниже рыночной, потому что в 40–60-е годы «памятник» — это деревянный или сваренный из труб крест, пирамидка или, в лучшем случае, железный параллелепипед на маленьких ножках. А ведь хочется чего-то долговечного, основательного.

Вот кто-то, ранее покинувший этот мир, поделился памятником с Яшей. А Яшину подругу Зою не смутил тот факт, что содраны фото первого «владельца» и табличка, а на их месте коряво нацарапана надпись: «Спи вечным сном, мой друг Яша! Я всегда с тобой».

Это маленькое недействующее кладбище площадью в 5,6 гектара, основанное в 1948 году и расположенное по дороге на Ремизовку, чуть выше проспекта Аль Фараби, не раз становилось предметом спора между сильными мира сего и родственниками усопших.

Во времена, когда здесь велись захоронения, поблизости не было ни проспекта, ни пятизвёздочных отелей и бизнес-центров, и, собственно, не было самого понятия «элитный район».

Десять лет назад городские власти решили, что такой лакомый кусок земли зря «простаивает без дела», и начали вести перезахоронения, не известив при этом родственников умерших.

На возмущение общественности акиматом был дан ответ, что все их действия законны.

Но, видимо, чиновники не захотели учесть тот факт, что период минерализации почвы составляет не менее 40–50 лет и что эту землю нельзя будет использовать на протяжении всего этого времени. А при дальнейшей ликвидации кладбища кроме организации парковой зоны там ничего нельзя будет строить.


Центральное кладбище — то, что расположилось между проспектом Райымбека (бывшая Ташкентская) и проспектом Рыскулова, — закрытое. Оно занимает площадь 38,9157 гектара. Делать новые захоронения здесь абсолютно негде — нет места, разрешено только подзахоронение.

На этом кладбище похоронены люди самых различных вероисповеданий: мусульмане, христиане, иудеи и т. д.

Центральное кладбище по праву можно причислить к историческим памятникам Алматы. Считается, что его история начинается с 20-х годов прошлого века, но это мнение ошибочно. Первые захоронения на нем появились еще в 70-х годах XIX века.

После Великой Отечественной войны на главной аллее установили три мемориала. Также были установлены памятники её участникам, захороненным здесь же, инвалидам, людям, не перенесшим травм и болезней, скончавшимся в госпиталях нашего города, эвакуированным с линии фронта.

В советское время многие могилы были взяты на особый учёт, а памятники — под охрану.

Отдельно от других кладбищ Центральное приняло усопших военнопленных — немцев и японцев. К сожалению, эти секторы нам не удалось отыскать.

Среди известных людей, покоящихся на Центральном кладбище и оставивших свой след в истории Казахстана, можно выделить следующие личности.

Казахский писатель, Академик АН Казахской ССР, председатель Союза писателей Казахстана, драматург и учёный Мухтар Ауэзов.

Государственный и общественный деятель, академик, первый президент Академии Наук Казахской ССР, геолог, лауреат Ленинских и государственных премий Каныш Сатпаев.

Казахский актёр, режиссёр, народный артист СССР, лауреат Сталинской и Государственной премий Шакен Айманов.

Места упокоения иерархов Русской православной церкви также находятся здесь.

Могилы Алексея (Милованова), Николая (Могилевского)Иосифа (Чернова), митрополитов Алма-Атинских и Казахстанских, епископа Серафима (Гачковского) стали местами паломничества православных Алматы и всего Казахстана.

В восточной части кладбища, у забора, есть отдельный участок, на памятниках которого выгравирована шестиконечная Звезда Давида.


Всё больше и больше на кладбищах становится осиротевших унылых могил: родственники некоторых усопших или сами покинули этот мир, или забыли могилу, или уехали. 

Уважаемые читатели! Берегите память о своих ушедших: бабушках, дедушках, родителях, сёстрах и братьях, детях и друзьях! По зову сердца навещайте их могилы, если вам это позволяет ваша конфессия.

И пусть слова, высеченные на памятниках — «Помним, любим, скорбим», «Светлая память о тебе навсегда останется в наших сердцах», «Земной путь краток, память вечна», «Вернуть нельзя, забыть невозможно», — никогда не останутся пустыми словами!

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко