VOX POPULI Алёна Мирошниченко 3 августа, 2015 10:00

Профессия: изобретатель

Профессия: изобретатель
Фото: Виктория Ли
Изобретательство — древнейшее увлечение человечества. И, казалось бы, зачем изобретать велосипед, когда над его созданием поработало уже и так много народу? Сейчас, в наш век нанотехнологий, очень сложно кого-то чем-то удивить. Но и у нас в южной столице есть современные кулибины, которым скучно на заслуженном отдыхе быть простыми пенсионерами.

Друзья-изобретатели Надим Галиев и Вадим Некрасов
Друзья-изобретатели Надим Галиев и Вадим Некрасов

Журналист Vox Populi посетила маленький мир изобретений двух неразлучных друзей-рационализаторов — Надима Галиева и Вадима Некрасова. Хозяин дома с гордостью показал то, что людям, далёким от мира электричества и техники, может показаться обычным железным хламом.


В мастерской
В мастерской

Импровизированная лаборатория во дворе частного дома больше напоминает авторазбор, нежели научный объект. Но для друзей–изобретателей это самое уютное и комфортное место. Здесь они проводят большую часть времени, создавая свои машины.


Я неоднократно обращался с письмом в акимат, где предоставил все свои расчеты и доказал, что нас обсчитывают поставщики электричества. Но ответа так и не получил.


Надим Галиев
Надим Галиев

Надим Галиев окончил Калининградское высшее военно-морское училище. Потом служил в дальней морской авиации, летал на дальних стратегических бомбардировщиках штурманом. Был мобилизован в Афганистан, а затем поступил заместителем командира дивизиона в МВД по технической части. Пенсионер с двадцатичетырёхлетним стажем, он все эти годы занимается изобретениями и разработками.


Электромобиль Надима Галиева
Электромобиль Надима Галиева

Созданием электромобилей изобретатель увлекся больше двадцати лет назад. Сейчас это четырёхколёсное чудо техники находится на доработке и, в скором времени, после реконструкции, сможет выехать за пределы двора.


Изобретатель за рулем электромобиля
Изобретатель за рулем электромобиля

— Электромобиль — это чистейший вид транспорта. Он комфортабельный, у него четыре независимых подвески.  Электричество добывается у нас из самого дешевого угля. И стоит оно 15 тенге за киловатт. За 15 тенге на электромобиле я могу проехать десять километров, а сто километров — это 150 тенге. То есть, отдыхать с семьёй на Капчагай и обратно я поеду всего за 300 тенге.


Электромобиль Надима Галиева
Электромобиль Надима Галиева

— Если электричество недорогое, и электромобиль выгоден — значит, надо ускорить его время зарядки. Заряжается такая машина около пяти часов. Если в электромобиле сделали бы литиевые аккумуляторы, как в сотовых телефонах, такой электромобиль ездил бы по тысяче километров без подзарядки. Но нефтяные компании не дают сделать эти аккумуляторы в таком масштабе, им это невыгодно.


Электромобиль в деталях
Электромобиль в деталях

— А сейчас вышли литий-железо-фосфатные аккумуляторы, и они намного долговечнее. Но они очень дорогие. Я сейчас хочу сам научиться делать такие аккумуляторы. Это позволит мне путешествовать по всему миру бесплатно. Кроме того, если использовать солнечные элементы на крыше, будет дополнительный источник энергии.


Электромобили Надима Галиева
Электромобили Надима Галиева

Когда-то у Галиева был маленький бизнес. На этом электромобиле, собранном своими руками, он катал всех желающих в парке 28 панфиловцев. Но после того, как четыре года назад  там произошла трагедия — чиновник на гольф-каре переехал девочку и скрылся с места происшествия — этот скромный бизнес попал под запрет. И теперь всё это время машина пылится во дворе. 


Электромобиль в деталях
Электромобиль в деталях

К сожалению, в Казахстане нет закона о сертификации такого вида транспорта. Но изобретатель, даже не имея ученой степени, предоставил все свои расчеты и разработки на каждую деталь в отдельности и всё-таки смог получить сертификат о том, что его детище соответствует ГОСТу.


Изобретатель за рулем электромобиля
Изобретатель за рулем электромобиля

— Теперь я единственный человек в Казахстане, кто смог получить сертификат на электромобиль.

А ещё я неоднократно писал письма в акимат, где предоставил все свои расчеты и доказал, что нас обсчитывают поставщики электричества. Но ответа так и не получил.


Ноу-хау Надима Галиева
Ноу-хау Надима Галиева

Для кого-то это приспособление — простой железный ящик, напичканный всякими непонятными штучками. Но этому изобретению позавидует любой технарь. Надим создал универсальное устройство — пять в одном.

— Это моё ноу-хау. Это и сварочный аппарат постоянного тока, и сварочный аппарат переменного тока, и автоматическое зарядное устройство, и контактная сварка, и инвертор — устройство для преобразования постоянного тока в переменный или изменения частоты переменного тока. Очень полезное устройство, и работает бесшумно.


В мастерской
В мастерской

Среди полезных изобретений пенсионера есть и электростанция, собранная своими руками. Теперь во время перебоев с электричеством вся улица с завистью смотрит на дом Галиевых, в котором всегда горит свет.


Я делал пять попыток производства этих веломобилей в Казахстане. Обращался в национальное агентство технологического развития, на конкурс предпринимателей в акимат, но, к сожалению, нигде так и не нашел признания. Никого это не заинтересовало.


Вадим Некрасов
Вадим Некрасов

Этот пожилой человек с внешностью доброго Санта Клауса по профессии инженер-энергетик, специальность — «тепловые энергетические станции». Вадим Некрасов окончил институт в Томске, потом поступил в аспирантуру при КазНИИ энергетики. Кандидат наук, уже 10 лет как на заслуженном отдыхе, но продолжает работать.


Веломобиль Вадима Некрасова
Веломобиль Вадима Некрасова

Промышленная энергетика — это любая отрасль, рассматриваемая с точки зрения использования энергии. В данном случае веломобиль, сконструированный пенсионером Некрасовым, тоже является объектом промышленной энергетики, потому что это транспортное средство, где биологическая энергия преобразовывается в движение.


Изобретатель за рулем веломобиля
Изобретатель за рулем веломобиля

— Веломобиль — это экологический транспорт, он отличается от велосипеда тем, что у него удобная посадка. Комфортное кресло, педали по отношению к сидению расположены с учётом роста человека и посадки.


Конструкция веломобиля
Конструкция веломобиля

— Большинство веломобилей выпускают Голландия, Китай, Германия. Все они с вращающимися педалями, как у обычного велосипеда. А с точки зрения работы организма, желательно, чтобы педали ходили линейно. Поэтому я пересмотрел конструкцию и воплотил её в металле. Педали практически линейно работают.


Ручной привод
Ручной привод

Кроме ножного, на веломобиле есть и ручной привод. Движения можно совершать как на себя, так и от себя, а можно поочерёдно. Ручной привод пригоден для малых скоростей, с ним удобно въехать на горку или тронуться с места.


Веломобиль своими руками
Веломобиль своими руками

— Веломобиль мы начали собирать в августе прошлого года. А на прошлой неделе мы его покрасили. Каждый болтик, каждый винтик — всё своими руками. Я и сварщик, и механик. Кроме того, сделал все расчеты сам. Расчетов очень много: на педали, на руки, на спину. Написал практически докторскую диссертацию.


Детали
Детали

У веломобиля семь скоростей. С ним справится даже ребёнок. Задние колеса с высоким протектором. Это делает его настоящим вело-внедорожником. 


Детали
Детали

Правое заднее колесо здесь ведущее. В скором времени конструктор планирует поставить электропривод. А в перспективе и крыша с фотопреобразователем, чтобы можно было путешествовать, подзаряжая аккумулятор от солнца.

— Я, прежде чем начать собирать веломобиль, сделал расчет всех систем, подал заявку на патент, и скоро его получу: там зафиксированы особенности моей конструкции.


Вадим Некрасов
Вадим Некрасов

— Я как сторонник туризма делал мою машину, как туристский вариант. Моя задача такая: я хочу получить патент и выйти на связь с велосипедными заводами в Китае, Тайване, в Европе — может, ещё и в США.


Детали
Детали

— Хочу осуществить запуск такой конструкции в массовое производство. Как раз на предмет производства этих веломобилей в Казахстане я делал пять попыток. Обращался в национальное агентство технологического развития, подавал проект на конкурс в Альфа банк и на конкурс предпринимателей в акимат, но, к сожалению, нигде так и не нашел признания, никого моё изобретение заинтересовало.


Изобретатель за рулем веломобиля
Изобретатель за рулем веломобиля

— Чем универсальна эта машина? Здесь можно управлять или только руками, или ногами. Эта машина полезна для реабилитации после инсульта. Это же готовый тренажер. Здесь задействованы все группы мышц рук, ног и спины. Можно в санатории его пустить, и пусть люди на здоровье лечатся. Можно так же разработать и веломаршруты в экологических зонах.


В мастерской
В мастерской

Веломобиль — это не единственное увлечение пенсионера–рационализатора. Последние годы Вадим Некрасов активно сотрудничает с инженерной академией в разработке теплиц с использованием солнечной и ветровой энергии. На днях он отправил проект на развитие тепличных технологий в Казахстане.

— Я предлагаю факелы нефтяных вышек использовать для тепличного хозяйства. Чтобы тепло от факелов зря не уходило в небо, нужно на нефтяных месторождениях, рядом с вышками, поставить теплицы.


Мастерская современных кулибиных
Мастерская современных кулибиных

Часто бывает так, что гениальные идеи и изобретения не находят понимания у окружающих. Хотя речь идет скорее о нежелании замечать что-то новое. Не признают у нас в стране новых кулибиных. Почему нет будоражащих сообщений о новых гениальных изобретениях казахстанцев? Ответ прост: нет мотивации. Их изобретения никому не нужны — ни властям, ни бизнесу. А чтобы самостоятельно воплотить в жизнь идею, изобретателям приходится потратить немало времени и средств. Этапы внедрения чего-то нового — неважно, что это: новое лекарство, сварочный аппарат или веломобиль — сравнимы с переправой через бурную реку без моста. Без поддержки государства изобретателю этот путь преодолеть практически невозможно. А поддержки, к сожалению, нет. 

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000