Проект ЭТО-Двор: от потребителя к творцу


«ЭТО-Двор» — уникальный социальный проект, цель которого — подарить детям счастливое детство, обеспечив их чистыми дворами с яркими игровыми площадками и зелеными деревьями. Волонтеры, родители и их дети ремонтируют, а порой и заново отстраивают детские площадки из экологичных материалов вторичного потребления, добавляя в них больше красок и смелых идей.

В преображении дворов активное участие принимают сами дети. И в этом заключается его основная ценность. Ребенок, узнавший, что такое труд, и сделавший что-то своими руками, начинает ценить и беречь это больше.

Мы с соседями вместе поливали цветы, сажали деревья, собирали урожай яблок, а потом делали из них повидло. У нас там отмечались все праздники и дни рождения. И я выросла, думая, что так во всех дворах.
Идея проекта принадлежит Алесе Нугаевой. Алеся по специальности психолог и арт-терапевт. Сейчас она занимается практически тем же самым — лечит души с помощью искусства, только теперь в масштабах города.

VOX: Алеся, расскажите, как вам пришла в голову такая идея? Что вас вдохновило?
Алеся: Наверное, меня вдохновил мой сын Елисей. До того как он родился, честно признаюсь, я не особо следила за состоянием детских площадок. Я помню, что лично у меня двор был хороший. Мы с соседями вместе поливали цветы, сажали деревья, собирали урожай яблок, а потом делали из них повидло. У нас там отмечались все праздники и дни рождения. И я выросла, думая, что так во всех дворах.
А потом я забеременела. Вышла на улицу, а там все так серенько и уныло. И я подумала, что нужно что-то делать, как-то облагородить двор. С этого и началось. Потом появились другие площадки, и как-то это все переросло в такое вот движение.

VOX: А из кого состоит ваша команда?
Алеся: В основном из волонтеров, которые и являются непосредственно жителями этих дворов. То есть это бабушки-активистки, мамы, сестры, дедушки. А наша рабочая бригада — дети постарше, подростки. Они помогают нам сажать деревья, красят заборы и качели, следят за порядком и чистотой. Иногда привлекаем людей со стороны. Вот, например, эту картину нарисовала художница Екатерина Никанорова. Она сама вызвалась нам помогать, и таких неравнодушных становится все больше и больше.

Год назад, когда мы строили свой двор, все делалось не совсем правильно, работали только взрослые, детей не пускали. Вот и результат: ребятишки все разломали, потому что сами не участвовали в постройке.
VOX: Дети сразу вовлекаются в процесс?
Алеся: Не всегда. Вообще это зависит от района. Например, когда мы делали двор ближе к окраине города, там были такие мальчишки — очень простые, многие не говорили по-русски, — но это совсем не было для нас преградой. Мы отлично друг друга понимали. У них глаза горели, им все интересно было — такие активные, живые.

— А потом нам попался двор в центре города. И мы пришли туда такие счастливые, с лопатами, ведрами, красками. Собрали детей, объясняем им, рассказываем, а они нас спрашивают: «А что нам за это будет?». Немного обидно было. Но они через пару дней тоже втянулись, и им очень понравилось работать.

VOX: Расскажите, сколько дворов вы уже отремонтировали и каким образом их отбирали?
Алеся: Весной на одном из интернет-порталов мы запустили конкурс творческих проектов среди детей. Там шло открытое голосование, по его результатам и было отобрано пять дворов.

— Проект живет уже второй год. По сути, в этом году мы получили первый масштабный опыт и поняли, как нам следует действовать. Год назад, когда мы строили свой двор, все делалось не совсем правильно, работали только взрослые, детей не пускали. Вот и результат: ребятишки все разломали, потому что сами не участвовали в постройке.
Поэтому в этом году мы ничего не делаем без детей. В течение двух-трех недель мы осторожно рассказываем им, зачем это надо, находим общий язык. И когда дети готовы во все вникнуть, они сами к нам присоединяются, становятся нашими помощниками, уже сами следят, чтобы прохожие не сорили, ничего не ломали.

Вот сейчас по городу стоят баки с раздельными урнами для бумаги, стекла и пластика. А увозят это все равно на одну общую свалку. И ежегодно мы выбрасываем 43 миллиона тонн мусора.
VOX: Из каких материалов вы строите эти сооружения?
Алеся: Все делается в основном из палет. Это такой универсальный материал, как спичечные коробки. Помните, мы в детстве из них моделировали поделки всякие, башенки, машинки? Здесь то же самое. Очень легко конструировать. Можно и скамейку сделать, и качели — только фантазию подключить. И потом, это же вторичное сырье. Их изготовили для того, чтобы перевезти груз из одной точки в другую, после чего они просто валялись на складах за ненадобностью. Вот мы их и покупаем. Одна палета стоит 800 тенге. На один двор может уйти разное количество. Иногда штук 50–100.

VOX: То есть ваша основная концепция — это экологичность?
Алеся: Да, главная идея проекта направлена на экологичность, бережное отношение к тому пространству, в котором живешь. Неважно — квартира это, двор, район, мир или вселенная. И поэтому мы стали делать акцент вот на таких эко-вещах. Вот сейчас по городу стоят баки с раздельными урнами для бумаги, стекла и пластика. А увозят это все равно на одну общую свалку. И ежегодно мы выбрасываем 43 миллиона тонн мусора. Вы представьте себе эту цифру! Мы же эту землю взяли в долг у наших детей, и когда-нибудь нам нужно будет этот долг возвращать.

— Мы пошли на заводы, которые занимаются переработкой макулатуры и пластика, договорились с ними, и они в тех дворах, в которых мы работаем, установили свои баки, отдельно — для бумаги и пластиковых бутылок. Они сами приезжают и увозят содержимое. Это все перерабатывается, из пластика готовят новые бутылки, из макулатуры делается картон, туалетная бумага. То есть это все — вторичное производство.

— Есть такие дворы, где совсем нет деревьев. Мы их сажаем. На эту осень у нас запланированы посадки новых деревьев вплоть до середины ноября.

Это на самом деле очень важно — чтобы именно горожане были инициаторами. Хватит жаловаться на власть, акимат, надо браться за дело самим. Это же нам надо в первую очередь!
VOX: Алеся, а на какие средства вы все это делаете?
Алеся: Это, на самом деле, наше больное место. Иногда мы обращаемся в компании, просим у них денег на закуп инвентаря или красок. Некоторые из них нас очень хорошо поддерживают. Вот, например, компания «L'Oreal» выделила нам 100 тысяч тенге на покупку саженцев, а компания «Алина» обеспечивает нас красками. Но этого все-таки не хватает. Да и просить все равно тяжело. Тем более, что сейчас кризис.

— И вот мой муж нашел отличное решение. У него своя маленькая столярная мастерская. Он своими рукам делает всякие классные штуки: музыкальные инструменты, поделки, мебель. Мы подумали: а почему бы это все не делать для детей? И открыли свой небольшой цех по производству детской мебели, предметов интерьера и поделок. В сумму продажи включаем добавочную стоимость, за счет этого и получается закупать товары для дворов. Потому что есть люди, которые и правда хотят нам помочь, но они стеснены в средствах. Вот те же граффитисты. Им элементарно нужно краски закупать. Один баллончик стоит 1000 тенге, а им нужно штук 20–30. Вот и получается, что на краски около 30 000 тенге потратил, на палеты — 50 000, на саженцы — 100 000. И вроде бы ничего такого не покупал, а уже 500 000 тенге выходит. И это только на один двор.

— Я вот сейчас понимаю, что мы взяли какой-то разбег, и если все это оформить в какую то концепцию, идею четко расписать, то у нас все может получиться. Я недавно открыла НПО и решила заняться этим всерьез. Сейчас пытаемся получить кредит, чтобы расширить свое производство, закупить оборудование.

VOX: Расскажите что делается в этом дворе.
Алеся: Этот двор находится на пересечении улиц Наурызбай батыра и Айтеке би. Тут живут в основном мальчики, и было бы глупо строить им домики для девочек. Мальчишки сами придумали себе вот такую «змейку», где они будут практиковаться в паркуре. Когда мы закончим, получится такая небольшая тренинговая площадка.

VOX: А насколько такие сооружения безопасны для детей?
Алеся: Они настолько же безопасны, насколько и те, что стоят во всех дворах. Вот, например, мой сын сейчас поцарапался об эти качели, а они тут лет 15 стоят.

Помимо основной деятельности, волонтеры проводят различные праздники для детей. Мы посетили один из них, с веселым названием «Праздник гномов». На этом осеннем утреннике детям показали мастер-классы по разукрашиванию стен, плетению корзин и футбольному фристайлу. Стоит отметить, что все эти люди живут в разных дворах и районах города, и они собрались, чтобы подарить детям кусочек праздника совершенно бесплатно, без всяких торговых центров и парков аттракционов.

Юлия, волонтер:
— Я второй год участвую в этом проекте, помогаю разукрашивать дворы. Это уже четвертая моя детская площадка. Своих детей у меня еще нет, но когда появятся, я бы очень хотела, чтобы они росли в таком вот красивом и красочном дворе. Я рада, что у нас еще остались такие люди, как Алеся. Она в моих глазах настоящий герой и пример для подражания.

А это — один из мальчиков, который приложил руку к преображению двора. Он оказался очень скромным, но мы все же немного его разговорили.
Мухтар:
— Мы строили этот двор. Лично я красил и убирал листья. Мне очень нравится этим заниматься, и я хочу, чтобы мой двор был самым красивым.

VOX: Алеся, есть ли у вас планы на будущее?
Алеся: У меня есть мечта: делать такие проекты в других городах. Уже сейчас нам пишут из Астаны, Караганды, Шымкента и просят заняться их дворами, спрашивают, можно ли установить такие раздельные баки. Значит, им это тоже интересно и небезразлично. Конечно, если дела у нас пойдут хорошо, мы придем и в другие города Казахстана.

— Меня как-то пригласили в Болгарию, в Софию, на конференцию по развитию городской среды. Я видела все их проекты и все время у них спрашивала: «А кто вас спонсирует?». Они отвечали, что сами жители. И я этим вдохновилась. Это на самом деле очень важно — чтобы именно горожане были инициаторами. Хватит жаловаться на власть, акимат, надо браться за дело самим. Это же нам надо в первую очередь!

— Я какую-то внутреннюю миссию для себя обозначила: пройти этот путь от потребителя к творцу самой и вовлечь в него детей и их родителей. То есть перестать только потреблять, а научиться отдавать, творить, созидать. Мне не хочется тратить впустую свою жизнь на нелюбимую работу и ненужные отчеты. Я хочу, чтобы когда мне будет 80, я ни о чем не жалела и ушла из этого мира с осознанием, что успела сделать что-то нужное и полезное.