VOX POPULI Святослав Антонов 24 марта, 2016 08:00

Под желтыми шашечками: Таксисты Алматы о своей работе

Под желтыми шашечками: Таксисты Алматы о своей работе
Фото: Мухтар Жиренов
22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В этот день в 1907 году в Лондоне появились первые машины-такси со счетчиком. Мы решили пообщаться с алматинскими таксистами, работающими в официальных службах, чтобы узнать у них о пассажирах, доходах, чаевых, обстановке на дорогах и взаимоотношениях с «бомбилами».

Алмаз Тенилбаев
Алмаз Тенилбаев

 Алмаз Тенилбаев

 работает таксистом 9 месяцев

Конкуренции с частниками у меня не бывает, так как они чаще всего забирают людей «с бордюра», а мне достаточно заказов, которые поступают по автоматической системе. Иногда, когда мы приезжаем в какие-то облюбованные «бомбилами» точки, они могут придраться, но в целом им нечего сказать, ведь они работают незаконно, и у них не может быть никакого разрешения.

Алмаз устроился работать таксистом в июне 2015 года. По образованию он инженер, но долгое время был офисным сотрудником — менеджером по работе с клиентами. Нуждаясь в деньгах, Алмаз наткнулся на объявление о наборе водителей в службу такси. После трехмесячной стажировки он попал в штат.

— Было интересно окунуться в новую для себя сферу. Чтобы устроиться таксистом, нужна минимальная водительская категория «В» и пять лет стажа вождения. Город я знаю хорошо, так как до этого работал в курьерской службе. В течение недели нас обучали пользоваться программным обеспечением и производить безналичный расчет. Сейчас периодически прохожу тренинги по повышению качества обслуживания. Мы ездим на SsangYong Kyron с гибридным двигателем. Заправляемся сами на газовых заправках, потом приносим в компанию чек, и нам компенсируют расходы.

График, трудности и конкуренция

В компании City Taxi таксисты работают шесть дней в неделю. Существует три смены: с 6, 7 и 12 часов утра. Алмаз чаще всего работает с 12:00 до 24:00

— У некоторых водителей, которые приезжают на работу в Алматы, возникают трудности со знанием города. У меня такой проблемы нет. Я быстро адаптировался к графику и особенностям работы. Конкуренции с частниками у меня не бывает, так как они чаще всего забирают людей «с бордюра», а мне достаточно заказов, которые поступают по автоматической системе. Иногда, когда мы приезжаем в какие-то облюбованные «бомбилами» точки, они могут придраться, но в целом им нечего сказать, ведь они работают незаконно, и у них не может быть никакого разрешения. Иногда, конечно, поражаешься, когда видишь, как к голосующему на дороге человеку подъезжают сразу три машины.

Клиенты и забытые вещи

Алмазу попадаются очень разные клиенты. По инструкции он не начинает говорить с ними первым. Некоторые просто не могут без разговора с таксистом, другие едут до места молча. Среди клиентов есть много постоянных, заказывающих один и тот же экипаж по нескольку раз за неделю.

— Большинство клиентов — довольно солидные люди, поэтому проблем с оплатой заказа обычно не бывает. Если возникают какие-то трудности, мы можем позвонить диспетчеру. Только один раз у меня возникла проблема с разменом. Бывают и пассажиры в нетрезвом виде. У нас есть рекомендации по работе с такими пассажирами. Если клиент вообще неадекватен, я могу отменить заказ. С пассажирами обычно сам не говорю, смотрю по ситуации. Иногда клиенты любят поболтать о политике и на другие темы. Некоторые из них рассказывают тебе о своих трудностях, проблемах, переживаниях. Буквально вчера в аэропорту ко мне сел человек, который за время поездки успел рассказать все о своей работе. Достаточно внимательно выслушать клиента, и тогда у него останутся положительные эмоции от поездки с тобой. Помимо обычных заказов у нас есть отдельная категория VIP услуг. Недавно, к примеру, приезжали за женщиной в роддом. Ее муж сказал, чтобы такси было украшено шариками.

Таксист говорит, что пассажиры часто оставляют в машинах свои вещи. В основном это сумки и мобильные телефоны. В этом случае, если пропажа обнаруживается сразу, водитель передает ее клиенту. Если нет, то он отвозит найденную вещь в офис компании, куда затем приезжает клиент.

— Недавно у меня оставили iPhone 6. Я даже не успел заметить его у себя на сиденье, как пассажир позвонил и сообщил диспетчеру о пропаже.


Алмаз у своей машины службы City Taxi

Алмаз у своей машины службы City Taxi

Обстановка на дорогах

По словам Алмаза, движение по улицам города часто бывает затруднено. Диспетчер осведомляет водителей о пробках. Кроме того, таксист сам изучает ситуацию на основных магистралях через различные приложения. В большинстве случаев Алмаз не пользуется навигатором, но иногда прибегает к нему, чтобы узнать, как подъехать к дому клиента.

— Пока я планирую продолжать работать в такси. Компания мне нравится. Мы сейчас растем. В наше время есть определенные проблемы с трудоустройством, а тут стабильный заработок.



Даулет Маханбеков
Даулет Маханбеков

Даулет Маханбеков

 работает три года, официально — 7 месяцев

Чаще всего говорим с пассажирами на актуальные темы. Сейчас, например, люди часто обсуждают выборы. С пьяными клиентами мы вообще стараемся не разговаривать, чтобы не разозлить их.

Даулет по образованию эколог и долгое время работал в госорганах по специальности. Недолгое время до ухода с работы, и полтора года после зарабатывал, «таксуя» на улицах Алматы. Семь месяцев назад, в сентябре 2015-го, решил устроиться в официальную службу такси.

— Увидел объявление о приеме, сдал все документы и нормативы, прошел стажировку и сразу начал работать. Вообще мне нравится работа таксиста. Здесь ты постоянно общаешься с новыми людьми и можешь узнать от них что-то полезное для себя. Могу сказать, что в компании я зарабатываю больше, чем в то время, когда был «бомбилой». Кроме того, здесь дают хорошую и быструю машину. Работаю обычно с 12 утра до 12 вечера. Выходной — один раз в неделю. В субботу по вечерам бывает много заказов, поэтому тоже работаем. Иногда выпадает смена, и приходится работать в воскресенье.

Настроение пассажиров

Перед тем как начать разговор с пассажиром, Даулет всегда смотрит на его настроение. Если у человека хорошее расположение духа, общение строится легко. Если клиент чем-то огорчен, то водитель спрашивает разрешения, прежде чем заговорить, и пытается подобрать для него слова утешения.

— Чаще всего говорим с пассажирами на актуальные темы. Сейчас, например, люди часто обсуждают выборы. С пьяными клиентами мы вообще стараемся не разговаривать, чтобы не разозлить их. Был у меня один раз случай, когда клиент был настолько разозлен чем-то, что, когда выходил из машины, отказался платить. Я позвонил диспетчеру. Проблему в тот момент никак не удалось решить, и мне пришлось расплачиваться за него.

— В машине у меня часто забывают телефоны и документы. Один раз был случай, когда клиенты, приехавшие в гости, забыли в такси подарок для хозяев. Через несколько минут они позвонили в нашу службу и забрали его.

В дороге таксист предпочитает ставить спокойную музыку, негромкий поп и классику. Он не любит украшений и талисманов для машин и предпочитает оставлять салон таким, какой он есть.


Дресс-код официальных таксистов — белый верх, темный низ
Дресс-код официальных таксистов — белый верх, темный низ

Дороги и «бомбилы»

Даулет считает, что для работы таксистом нужно уметь хорошо ориентироваться в городе. Он старается объезжать наиболее загруженные магистрали в периоды пробок. Диспетчеры также сообщают о самых крупных пробках.

— По опыту работы «бомбилой» я знаю, что у них обычно есть точки, закрепленные за определенными водителями. Там чаще всего идет борьба за клиентов. Помню, что перед тем как встать где-то, нужно было спрашивать их разрешения. Сейчас тоже периодически натыкаюсь на «бомбил», когда забираю клиента с их «пятачков». Некоторые из них возмущаются, но стараюсь урегулировать ситуацию мирным путем.

Салон в цветах

Даулет периодически сталкивается с необычными заказами. Особенно его удивил недавний случай.

— Один человек заказал такси для своей жены и попросил доставить ей цветы. После работы она села в машину и неожиданно для себя увидела, что весь салон заполнен букетами. Я объяснил, что это от ее мужа. Конечно, она была очень рада. Подобные положительные эмоции передаются и таксисту.

Зарплата и планы

В компании, где работает Даулет, есть фиксированная сумма зарплаты (80 тысяч тенге), а также различные премиальные и бонусы, которые зависят от количества заказов. В среднем таксист зарабатывает более 100 тысяч тенге в месяц.

— Пока в работе меня все устраивает. Зарплатой я доволен, а лучших предложений все равно нет. Я откладываю деньги на строительство дома для семьи.



Рустам Абдрахманов
Рустам Абдрахманов

Рустам Абдрахманов

 работает в такси с 1999 года

Бывало, садились ко мне в машину с ножом или даже пистолетом и угрожали. Чтобы выбраться из такой трудной ситуации, есть свои хитрости. Я старался подъехать поближе к ГАИ или специально нарушал правила, чтобы полиция задержала машину.

Рустам впервые сел за баранку такси в далеком 1999 году. Он официально работал в одном из первых парков города — таксопарке № 3. С перерывами на работу в других местах Рустам периодически возвращался в такси.

— Существует своеобразная романтика дороги. На этой работе каждый день видишь что-нибудь новое. Знакомишься с людьми, бываешь в интересных местах. До этого работал таможенным брокером, но попал под сокращение. Начал искать объявления о приеме в хорошую службу такси. Услышал о наборе в City Taxi и не упустил свой шанс. У меня был большой опыт вождения и стаж работы в такси, так что взяли легко. Думаю, для хорошего таксиста важно хорошо обслужить клиента. Водительские навыки, конечно, тоже играют роль, но уметь хорошо обслужить пассажира — все же важнее.

Опасности работы таксистом

Рустам вспоминает, что когда он только начинал «таксовать» в 99-м, работа таксиста считалась довольно опасной. В те годы было немало случаев нападения на водителей с целью ограбления и отъема машины. Многим приходилось возить с собой средства самозащиты в виде дубинок и монтировок.

— Бывало, садились ко мне в машину с ножом или даже пистолетом и угрожали. Чтобы выбраться из такой трудной ситуации, есть свои хитрости. Я старался подъехать поближе к ГАИ или специально нарушал правила, чтобы полиция задержала машину. К тому же, в то время часто можно было услышать от клиентов хамство. Сейчас характер общения с пассажирами изменился. У нас в основном солидные клиенты. Многие общаются неохотно, и мы, в принципе, не настаиваем. Иногда бывает нужно поддержать человека в трудной ситуации, выслушать его. Общаться с пассажиром в машине можно на любую тему. Главное, что так нам обоим веселее в дороге. Если клиент нетрезв и совсем ничего не соображает, я могу сообщить об этом и отказаться от заказа.

Новые места и обучение

Одним из преимуществ своей работы Рустам считает возможность бывать на заказах в интересных местах.

— Не так давно отвозил клиента в «Ак-Булак» и сам впервые увидел это место. Мне там понравилось: настоящий казахстанский Куршевель. Иногда, забирая или отвозя клиента, заезжаю на турбазы и сам присматриваюсь, где можно хорошо отдохнуть.

Периодически водители, работающие в компании, проходят тренинги по обучению правильному общению с клиентами и поведению в различных сложных ситуациях. У водителей есть специальная мотивация для посещения этих занятий в виде бонусов при выплате зарплаты.

Дороги и часы пик

Рустам говорит, что сейчас на дорогах достаточно сложная ситуация из-за пробок. Он старается обходить заторы, лавируя по небольшим улицам, полагаясь на свое знание города и навигатор.

— В день бывает принимаю по 15–18 заказов. Смена у нас продолжается долго, но это не значит, что мы работаем все это время без перерывов. Самое главное — пиковые часы. Утром это время с 6:00 до 9:00, днем — с 12:00 до 15:00, вечером — с 17:00 до 20:30. В остальное время можно отдохнуть, так как заказы поступают реже.

Рустам почти не общается с «бомбилами». В аэропорту и других популярных среди нелегальных таксистов точках у служб есть свои стоянки. Кроме того, в таких местах таксисты не сами ищут клиента. Заказ им приходит автоматически.

— Мне нравится эта работа. Я понимаю, что в моем возрасте и при малом количестве предложений на рынке устроиться в другое место будет трудно. Именно поэтому я дорожу своей нынешней работой.



Денис Калашников
Денис Калашников

Денис Калашников

 работает таксистом пять лет, официально — семь месяцев

Коллеги всегда готовы протянуть тебе руку помощи. Если происходят конфликты с теми же «бомбилами», мы вступаемся друг за друга.

— По профессии я технолог мельничного производства. В течение 15 лет жил в Астане, работая по специальности. Периодически подрабатывал, занимаясь частным извозом. Работать неофициально мне не нравилось, и когда я вернулся в Алматы, решил устроиться в таксопарк. Многие мои друзья работали в «Эко такси», и я пришел в эту службу. Меня здесь все устраивает. Вообще работа таксиста мне нравится. Не всем же идти в директора? Думаю, хороший таксист должен быть таксистом в душе. Такому человеку обязательно должно нравиться водить и общаться с людьми. Это особый ритм жизни.

Общение с клиентами

Денис говорит, что с клиентами он общается не всегда. Многие из них глубоко погружены в свои дела и хотят доехать до места в тишине. В машине таксист ставит классическую музыку, чтобы не раздражать пассажиров.

— Работая таксистом, сталкиваешься с разными людьми. Некоторые из них настолько загружены проблемами или делами, что забывают дома чемоданы, и приходится возвращаться за ними. Недавно был случай, когда человек, приехав в аэропорт, улетел, оставив в такси свой багаж. Иногда человек не едет до какой-то конкретной точки, а просто просит покатать его. В это время он думает о чем-то своем. Часто приходится возить иностранцев. Я рассказываю им о красотах нашего города, отвечаю на вопросы, куда можно было бы съездить, где лучше остановиться и в каких заведениях можно вкусно поесть. Всегда советую посетить горы, так как они у нас очень живописны.

Взаимовыручка таксистов

Денис говорит, что ему не нравилось заниматься частным извозом из-за трудностей и опасностей этой работы. Периодически приходилось терпеть весьма неприятных клиентов. Когда человек не хотел платить, нужно было ругаться с ним, добиваясь оплаты. Сейчас подобных инцидентов у таксиста почти не бывает. В крайнем случае коллеги всегда будут готовы прийти ему на помощь.

— Диспетчер знает, где и когда мы взяли клиента, наблюдает за нашим маршрутом. На крайний случай, если клиент неадекватен и ведет себя буйно, у меня в машине есть тревожная кнопка. После нажатия ко мне сразу приедут все таксисты нашей компании, находящиеся неподалеку. В коллективе «Эко такси» между водителями складываются очень хорошие отношения. Коллеги всегда готовы протянуть тебе руку помощи. Если происходят конфликты с теми же «бомбилами», мы вступаемся друг за друга.

Режим работы

В компании, где работает Денис, есть две смены: дневная (с 3 ночи до 10 вечера) и ночная (с 3 дня до 10 утра). Таксист предпочитает периодически менять свой график.

— Три недели месяца я работаю в дневную смену, и одну — в ночную. Если постоянно ездить утром, то начинает одолевать сонливость, а так легче адаптироваться. У нас есть возможность начинать свою смену в любое время. Если я работаю в дневную, то мне не обязательно принимать заказы с трех утра. Доход зависит от твоего желания работать. В неделю у нас один выходной, но всегда можно взять дополнительный день отдыха, если предупредить администрацию. Мне такой график удобен, так как остается время для семьи и друзей. В свободное время я люблю гулять в горах. Окрестности нашего города очень живописны. В ближайшей перспективе планирую продолжать работать в такси.



Дархан Максимов
Дархан Максимов

Дархан Максимов

 в такси работает пять месяцев

Многие клиенты оставляют чаевые. Алматинцы обычно дают по 200–500 тенге. Иностранцы оставляют больше чаевых. Однажды у меня был случай, когда на Новый год я подвез парня всего на километр, а он дал мне 300 баксов. Сказал, что это подарок, и ушел.

Дархан по образованию таможенник, но долгое время работал в строительном бизнесе. Пять месяцев назад, оставшись без работы и сидя без дела, он решил попробовать устроиться таксистом.

— Мне было интересно попробовать новое дело. На этой работе встречаешь много людей из различных слоев общества, и это полезный жизненный опыт. Бывают разные ситуации. Иногда клиенты заказывают такси в нетрезвом виде. С такими нужно быть очень внимательным.


Приложение для приема заказов
Приложение для приема заказов

Смартфон за 200 тысяч тенге — атрибут таксиста

Дархан предпочитает ночную смену дневной. Он работает с 3 часов дня до 10 утра. По его словам, приходится привыкать к трех–четырехчасовому сну, зато в ночное время на дорогах мало машин, и можно не стоять в пробках. Заступая на смену, таксисты должны заехать на базу и пройти медицинское обследование и техосмотр машины.

— В часы, когда на дорогах пробки, много не заработаешь, поэтому мне проще работать ночью. Для работы таксистом в официальной службе очень важно иметь хороший телефон, так как именно через него мы получаем заказы. Раньше в приложении сразу писали цену поездки, но сейчас этого не делают, чтобы водители не брали себе только дорогие заказы. Тем не менее, ориентируясь на расстояние поездки, ты можешь сам определить, какой заказ будет выгодным. К примеру, доставлять клиента из Каменки или Думана в центр города всегда выгодно. За таких клиентов идет борьба, и именно тогда особенно важна производительность смартфона. Я приобрел новый Samsung Galaxy S6 за 200 тысяч тенге только для того, чтобы видеть заказы на несколько секунд раньше других.

Комфорт клиента — залог успеха

По словам Дархана, большинство таксистов их службы имеют собственных постоянных клиентов. Часто это бывают иностранцы, которые хорошо платят за поездку. Чтобы приобрести таких клиентов, таксисту нужно обеспечить полный комфорт и удобство для пассажиров.

— Всегда важно, чтобы у пассажира осталось от тебя хорошее первое впечатление. Я, например, всегда содержу салон машины в чистоте, вожу с собой влажные салфетки и несколько бутылок воды на случай, если пассажиру захочется пить. Сам тоже стараюсь поддерживать аккуратный внешний вид. Многие это ценят, и когда повторно обращаются в нашу службу, заказывают именно мое такси. Когда вожу иностранцев, всегда рассказываю им о городе, даю советы, в какой гостинице лучше остановиться и в каком заведении пообедать. С постоянными клиентами нужно быть всегда вежливым, встречать их словами: «Доброе утро!»

300 долларов чаевых

Дархан работает в службе такси на условиях выполнения ежедневного плана. Сумма плана в зависимости от дня недели составляет от 10 до 13 тысяч тенге. Доход сверх этой суммы достается таксисту. Работники таксопарка могут выполнить план и заработать за пару поездок или ездить весь день и ничего сверх плана не заработать. Доходы зависят от времени суток, сезона и дня недели.

— В среднем удается зарабатывать от 150 тысяч тенге, но я точно доходы не считаю, так как много трачу. В день по-разному получается заработать. Иногда за целую смену едва 10 тысяч наскребешь, а иногда за три часа можно и 100 тысяч заработать. Многие клиенты оставляют чаевые. Алматинцы обычно дают по 200–500 тенге. Иностранцы оставляют больше чаевых. Однажды у меня был случай, когда на Новый год я подвез парня всего на километр, а он дал мне 300 баксов. Сказал, что это подарок, и ушел.

Интересные истории

За время работы в службе такси у Дархана было немало интересных, необычных, а местами и курьезных случаев. Он вспоминает, как двери в его машине заблокировались, когда внутри находился весь багаж пассажира. Такси разблокировали только через несколько часов, а вещи клиенту Дархан, извинившись, привез позже. Однажды таксисту почти пришлось принимать в машине роды.

— Постоянный клиент попросил подвезти его беременную супругу до клиники. У нее начались роды прямо в машине. По телефону связались с наблюдавшим ее врачом, который давал ей указания. Она держала меня за руку, а я старался ехать достаточно быстро, но аккуратно. В итоге благополучно довез до клиники, где приняли роды.

Дархан в ближайшее время не планирует уходить из службы такси, хотя со временем хочет вернуться в строительную сферу и устроиться в компанию своего брата.


Профессия таксиста не такая простая, как кажется на первый взгляд. Клиенты попадаются разные, и каждому нужно угодить. Тяжелый график работы и заторы на дорогах создают дополнительные трудности. Герои нашего репортажа предпочли работу в официальном такси частному извозу. Они сознательно сделали это, предпочтя безопасность и работу в легальной службе поиску заработка на обочинах городских улиц.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000